АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-9493/2021
20 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Краснова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовым С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»(ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 03.04.2008)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 11.11.1998) в лице 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 289/2021-18 от 21.05.2021,
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика: МО РФ (путём присоединения к веб-конференции) - представитель ФИО1 по доверенности №207/4/75д от 10.11.2020, от 289 отдела ГАСН – не явились, извещены,
установил: Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации в лице 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 289/2021-18 от 21.05.2021.
Надлежаще извещенный заявитель по делу не обеспечил явку представителя в судебное заседание, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.
Представитель Министерства обороны возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в период с 17.03.2021 по 19.03.2021 должностными лицами 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора проведена выездная проверка качества строительно-монтажных работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации в отношении Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКП «УЗКС МО РФ»), при строительстве объекта капитального строительства «Пункт погрузки изделий. Гидротехнические сооружения, исключающие волновое воздействие. Причал № 1а, м. Казак. Камчатский край», (шифр - 3002/ПВ) 3 этап, (далее - Объект). Результаты проверки оформлены актом от 22.03.2021 № 289-27-2021.
На основании пункта 2.5, подпункта 1.3, пункта 23.2 государственного контракта от 27.08.2015 № 1516187388502090042000000, заключённого между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП «ГУССТ № 4 при Спецстрое России» (в настоящее время переименовано во ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» - генеральный подрядчик), функции технического заказчика при строительстве указанного Объекта капитального строительства осуществляются ФКП «УЗКС МО РФ».
Проверкой установлено, что при выполнении строительно-монтажных работ на объекте «Пункт погрузки изделий. Гидротехнические сооружения, исключающие волновое воздействие. Причал № 1а, м. Казак. Камчатский край», (шифр - 3002/ПВ) 3 этап. ФКП «УЗКС МО РФ» как техническим заказчиком допущены нарушения требований федерального законодательства, требований национальных стандартов и сводов правил в области строительства, касающихся работ с бетонными конструкциями, освидетельствования конструкций.
14.04.2021 должностным лицом 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В последующем постановлением 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по делу об административном правонарушении № 289/2021-18 от 21.05.2021 ФКП «УЗКС МО РФ» признано виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в качестве наказания на предприятие наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением, считая его незаконным, предприятие обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, одновременно ходатайствуя о восстановлении срока для подачи заявления.
Рассмотрев ходатайство заявителя, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления административного органа может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии такого постановления, если иной срок не установлен Федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено аналогичное правило, согласно которому жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как указано в части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным Федеральным законом либо арбитражным судом.
Статьей 117 АПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае признания арбитражным судом причин пропуска срока уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 18.11.2004 № 367-О и от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом под уважительными причинами пропуска срока должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Из изложенного следует, что основанием для восстановления процессуального срока является уважительность причин его пропуска. При этом законодательством не установлено критериев для определения уважительности причин пропуска, поэтому суд самостоятельно решает данный вопрос с учетом обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего спора является законность и обоснованность постановления № 289/2021-18 от 21.05.2021 по делу об административном правонарушении.
Указанное постановление направлено в адрес заявителя письмом от 26.05.2021 № 197/289/469 (почтовое отправление № 69099359005043) и получено адресатом 01.06.2021.
Рассматриваемое заявление подано в арбитражный суд 04.06.2021 через систему электронного документооборота «Мой Арбитр», то есть в течение 10-дневного срока, установленного статьей 208 АПК РФ, в связи с чем, основания для восстановления процессуального срока отсутствуют, поскольку он соблюден.
Исследовав материалы дела, оценив письменные доказательства, суд счел требования ФКП «УЗКС МО РФ» необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 6, пунктом 4 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.
По правилам пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно пункту 1 части 2 этой же статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, установлено, что задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушения соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Подпунктами «г» и «е» пункта 24 указанного выше Положения предусмотрено, что должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых выдают предписания об устранении выявленных нарушений; составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Пунктом 69.1 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» предусмотрено, что Министерство обороны РФ выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 Приказа Министра обороны РФ от 02.12.2011 № 2300 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации» на Министерство обороны Российской Федерации возложена государственная функция по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Должностные лица уполномоченных органов при исполнении государственной функции осуществляют действия, направленные на привлечение к административной ответственности застройщиков (заказчиков), лиц, осуществляющих строительство, в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 8).
Из Приказа Министра обороны РФ от 10.09.2012 № 2790 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» и Положения об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54, следует, что должностные лица отделов государственного архитектурно-строительного надзора, уполномочены осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, а также составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьи 14.44 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах своих полномочий, отдел уполномочен осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, должностные лица отдела вправе составить протокол об административном правонарушении, привлекать к административной ответственности нарушителей.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, в частности, в нарушение требований технических регламентов, проектной документации обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной совершившего его лица.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Как установлено пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ, строительство представляет собой создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В силу пункта 1 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
На основании части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
По правилам части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 52 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 53 ГрК РФ замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
В силу пункта 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее - Положение № 468), предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
На основании пункта 3 названного Положения строительный контроль проводится застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком (пункт 5 Положения), включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком (пункт 6 Положения), включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Пунктом 12 Положения № 468 установлено, что проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
Из материалов дела следует, что общество является техническим заказчиком строительства объекта «Пункт погрузки изделий. Гидротехнические сооружения, исключающие волновое воздействие. Причал № 1а, м. Казак. Камчатский край», (шифр - 3002/ПВ) 3 этап.
Соответственно с учетом вышеуказанных положений ГрК РФ и Положения № 468 на предприятие как на технического заказчика, возложена обязанность по осуществлению строительного контроля на данном объекте капитального строительства.
Между тем, в ходе контрольных мероприятий органом строительного контроля установлены следующие нарушения:
В нарушение статьи 53 ГрК РФ, пунктов 1, 3, 5 и 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, пунктов 4.9, 9.1 и 9.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»; пунктов 5.4, 10.23.2, 10.23.3 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ» при производстве работ по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции № 9 пирса 1А в период с 17.11.2020 по 28.02.2021 не осуществлялся строительный контроль соблюдения правил зимнего бетонирования (при температуре ниже пяти градусов) в целях оценки результатов выполняемых работ на соответствие требованиям проектной документации и технических регламентов, а так же требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
На момент проведения проверки не представлен журнал ухода за бетоном при ведении бетонных работ при отрицательных температурах. При этом с 17.11.2020 выполнено бетонирование железобетонных конструкций верхнего строения пирса № 1а: плита и каналы секции № 9, стен под емкость в секции № 5, бетонирование отбойного уступа секции № 9 (согласно записи общего журнала работ 21.11.2021, 25.12.2020, 19.02.2021).
Техническим заказчиком и лицом, осуществляющим строительство уполномоченным за осуществление строительного контроля, при проведении контрольных мероприятия в период с ноября 2020 по март 2021 в разделах № 4 и № 5 общего журнала работ № 5 сделаны записи «замечаний нет».
В период с 17.11.2020 лицом, осуществляющим строительство, продолжалось ведение строительных работ по возведению конструктивных элементов пирса «1А» без устранения недостатков по ранее выполненным работам, показатели качества которых влияют на безопасность здания и сооружения, и которые в соответствии с технологией строительства не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, с составлением актов об их устранении. При этом, лицо, осуществляющее строительство не обеспечило соблюдение запрета на дальнейшее производство работ до устранения недостатков по результатам надзора за качеством строительно-монтажных работ.
Выявлены нарушения:
- при производстве бетонных работ по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции № 6 была нарушена технология укладки бетонной смеси, в результате чего на поверхностях стен наблюдается участки не однородно уплотненного бетона с обнажением арматуры;
- до начала выполнения работ по устройству железобетонных конструкций верхнего строения пирса № 1а не освидетельствованы установленным порядком работы по устройству свайного основания 1-9 секции: не выполнен контроль качества бетона свай на полную длину в соответствии с п. 12.8 СП 45.13330.2017 на одноосное сжатие Вырубленных кернов в сваях № 7, № 84. № 116; не выполнен контроль длины и оценка сплошности стволов в сваях №№ 2, 5, 8, 11, 14, 18,23, 26, 31, 38, 43, 50, 61, 70, 74, 77, 81, 83, 86, 98, 103, 108, 114, 119, 123, 133, 136; не выполнена оценка качества бетона на сваях №№ 13, 19, 28, 37, 5, 49, 64; не оформлено согласование с проектной организацией на наращивание выпусков армокаркасов свай оболочек №№ 88, 89, 90, 91 (замечание № 7 предписания от 17.11.2020 № 172/2020-2).
При этом на момент проведения проверки 17.03.2021 до освидетельствования установленным порядком предшествующих работ (по бетонированию, устройству опалубки, армированию и др. каналов инженерных сетей секции № 6, актов приёмки выполненных работ по устранению выявленных дефектов), были выполнены работы по перекрытию каналов сборными железобетонными плитами перекрытия. Не представлены материалы, обосновывающие определение принципов ремонта бетонных конструкций и выбор методов защиты и ремонта бетонных конструкций по ГОСТ 32016-2012 «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования» (не определено техническое состояние конструкции, включая оценку дефектов и их причин; не обоснован выбор метода ремонта способного обеспечивать эффективное и долговечное восстановление).
Без устранения выявленных недостатков и без оформления соответствующих актов освидетельствования были выполнены работы: по бетонированию оголовков свай глубоководной части секции № 9 (сваи от № 88 по № 137; по устройству железобетонных конструкций (армирование, бетонирование) верхнего строения пирса № 1а секции № 9 (согласно записи общего журнала работ 21.11.2021, 24.11.2021, 25.12.2020, 19.02.2021); по монтажу сборных железобетонных плит перекрытий на каналы инженерных сетей; по креплению отбойных устройств на внешних стенках строения пирса №1а.
При этом в разделах № 4 и № 5 общего журнала работ № 5 уполномоченными за осуществление строительного контроля от застройщика (технического заказчика) и лица, осуществляющего строительство, сделаны записи «замечаний нет».
Запись уполномоченного за осуществление строительного контроля от застройщика (технического заказчика) в общем журнале работ, содержащая требование о запрете лицу, осуществляющего строительство, дальнейшее производство работ до устранения замечаний, выявленных представителем органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного строительного надзора, отсутствует.
Нарушены требования: п. 3.2 лист 1 проекта В627-3-62-ГР3.2; части 6 ст. 52, части 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ; п. 7.4, п. 7.6 ГОСТ Р 55561- 2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; п. 4.9, п. 4.23, п. 8.1.4., п. 9.1, п. 9.3, п. 9.4, п. 9.5, п. 9.15, п. 9.30, п. 9.33 СП 48.13330.2019 «Организация строительства».
Выявленные нарушения допущены техническим заказчиком, при производстве видов работ, которые в соответствии с перечнем видов работ по строительству относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»).
При этом, при производстве указанных видов строительных работ, предприятием нарушены требования законодательства, строительных норм и правил, содержащие запрет на выполнение последующих работ до завершения процедуры освидетельствования скрытых работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.
Кроме того, указанные в акте дефекты допущены при строительстве объекта капитального строительства, строительство которого осуществляется на площадке при наличии сложных инженерно-геологических условий, а именно повышенная сейсмичность, которая составляет 9 баллов.
Согласно пункта 28 части 2 статьи 2 «Технического регламента о сезопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) К характеристикам безопасности здания или сооружения в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относятся количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Достижение, указанных характеристик безопасности объекта капитального строительства, обеспечивается соблюдением требований строительных норм, технических регламентов, стандартов и сводов правил при производстве строительных работ.
Невыполнение техническим заказчиком в полной мере контроля за процессом строительства объекта привело к нарушению обязательных при строительстве требований, что образует объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 № 272-р ФКП «УЗКС МО РФ» определен единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 г. № 290-р утвержден Устав ФКП «УЗКС МО РФ». Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 № 1119-р внесены изменения в Устав.
Согласно пункту 1 Устава ФКП «УЗКС МО РФ» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 № 290-р в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
В силу пункта 4 Устава ФКП «УЗКС МО РФ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и настоящим уставом.
В пункте 10 Устава отражено, что целью деятельности ФКП «УЗКС МО РФ» является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 № 1119-р).
Согласно пункту 11 Устава для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, ФКП «УЗКС МО РФ» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности:
а) разработка проектов конкурсной (аукционной) документации для размещения государственных заказов на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту;
б) контроль за исполнением размещенных государственных заказов на приобретение квартир и долевое участие в строительстве жилья для нужд военнослужащих;
в) обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства;
г) обеспечение ввода объектов строительства в эксплуатацию;
д) контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту;
В соответствии с пунктом 12 Устава ФКП «УЗКС МО РФ» вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства (подпункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 № 1119-р).
Возложение на ФКП «УЗКС МО РФ» функций технического заказчика при строительстве указанного выше объекта капитального строительства в обязанности которого входит, в т.ч осуществление строительного контроля, подтверждается сведениями в разрешении на строительство № 41-91302000-970-2016-153 от 15.12.2016 и положениями раздела 7 государственного контракта от 27.08.2015 № 1516187388502090042000000.
Применительно к положениям статьи 53 ГрК РФ, пункту 6 Положения № 468 именно ФКП «УЗКО МО РФ» как заказчик в процессе строительства объекта капитального строительства должен осуществлять строительный контроль за каждым видом выполняемых работ и применяемых при их выполнении строительных материалов, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии у заявителя каких-либо препятствий к исполнению обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности, суд считает, что вина заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения материалами дела доказана.
Уведомление генподрядчика о ненадлежащем исполнении ФГУП ГВСУ № 4 обязательств по государственному контракту № 1516187388502090942000000/ДС-3002/ПВ-3эт от 27.08.2015 и требование об устранении выявленных нарушений (исх. №№ ФКП/ВВО/5/4517 от 14.10.2020, ФКП/ВВО/12/483 от 17.11.2020, ФКП/ВВО/12/112 от 26.03.2021) не свидетельствует об отсутствии вины в ненадлежащем контроле за ходом строительства на объекте.
Суд не установил нарушения процедуры привлечения предприятия к административной ответственности. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Юридическо-фактических оснований для квалификации допущенного административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Так, в соответствии с диспозицией статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Учитывая, что доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения заявителем не представлено, вмененное правонарушение посягает на общественные отношения в области строительства, суд считает, что основания для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
В свою очередь проверка размера наложенного на заявителя административного штрафа показала, что он назначен последнему в пределах минимальной санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ соответствующего вида, с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Имеющиеся в деле доказательства не подтверждают особые условия совершения вмененного административного правонарушения, которое посягает на общественные отношения в области строительства и влияет на безопасность объектов капитального строительства.
Пренебрежение градостроительными нормами в ходе осуществления строительных работ могло привести к непредсказуемым и непоправимым последствиям. Основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в данном случае судом не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы заявителя не нашли объективного подтверждения, суд отказывает в удовлетворении заявленного ФКП «УЗКО МО РФ» требования.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов по уплате госпошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» о признании незаконным и отмене постановления № 289/2021-18 от 21.05.2021, вынесенного 289 отделом государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении № 289/2021/18, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Краснов В.В.