АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-9564/2021
19 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 12.11.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)
о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии: от ответчика – ФИО1, доверенность от 25.12.2020 № 03-123 по 31.12.2021,
установил: Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 19.04.2021 № КУВД-001/2020-31412438/5 об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, об обязании устранить допущенные нарушение прав и законных интересов путем снятия объектов с государственного кадастрового учета:
- жилого дома с кадастровым номером 25:34:017601:884;
- жилого помещения – квартиры № 1, кадастровый номер 25:34:017601:2728;
- жилого помещения – квартиры № 2, кадастровый номер 25:34:017601:2729;
- жилого помещения – квартиры № 3, кадастровый номер 25:34:017601:2730;
- жилого помещения - квартиры № 4, кадастровый номер 25:34:017601:2731,
- жилого помещения - квартиры № 5, кадастровый номер 25:34:017601:2732,
- жилого помещения - квартиры № 6, кадастровый номер 25:34:017601:2733,
- жилого помещения - квартиры № 7, кадастровый номер 25:34:017601:2734,
- жилого помещения - квартиры № 8, кадастровый номер 25:34:017601:2750,
- жилого помещения - квартиры № 9, кадастровый номер 25:34:017601:2751;
- жилого помещения – квартиры № 10, кадастровый номер 25:34:017601:2752;
- жилого помещения – квартиры № 11, кадастровый номер 25:34:017601:2755;
- жилого помещения - квартиры № 12, кадастровый номер 25:34:017601:2754,
- жилого помещения - квартиры № 13, кадастровый номер 25:34:017601:2753,
- жилого помещения - квартиры № 15, кадастровый номер 25:34:017601:2758,
- жилого помещения - квартиры № 16, кадастровый номер 25:34:017601:2735,
- жилого помещения - квартиры № 17, кадастровый номер 25:34:017601:2736,
- жилого помещения - квартиры № 18, кадастровый номер 25:34:017601:2737;
- жилого помещения – квартиры № 19, кадастровый номер 25:34:017601:2738;
- жилого помещения – квартиры № 20, 21, кадастровый номер 25:34:017601:5008;
- жилого помещения - квартиры № 22, кадастровый номер 25:34:017601:2739,
- жилого помещения - квартиры № 23, кадастровый номер 25:34:017601:2740,
- жилого помещения - квартиры № 24, кадастровый номер 25:34:017601:2743,
- жилого помещения - квартиры № 25, кадастровый номер 25:34:017601:2756,
- жилого помещения - квартиры № 26, кадастровый номер 25:34:017601:2757,
- жилого помещения - квартиры № 27, кадастровый номер 25:34:017601:2760,
- жилого помещения - квартиры № 28, кадастровый номер 25:34:017601:2759,
- жилого помещения - квартиры № 29, кадастровый номер
25:34:017601:2761,
- жилого помещения - квартиры № 30, кадастровый номер
25:34:017601:2762,
-жилого помещения - квартиры № 31, кадастровый номер 25:34:017601:2763,
-жилого помещения - квартиры № 32, кадастровый номер
25:34:017601:2764,
- жилого помещения - квартиры № 33, кадастровый номер
25:34:017601:2765,
- жилого помещения - квартиры № 35, кадастровый номер 25:34:017601:2744,
- жилого помещения - квартиры № 36, кадастровый номер 25:34:017601:2745,
- жилого помещения - квартиры № 37, кадастровый номер 25:34:017601:2746,
- жилого помещения - квартиры № 38, кадастровый номер 25:34:017601:2747,
- жилого помещения - квартиры № 39, кадастровый номер 25:34:017601:2748,
- жилого помещения - квартиры № 40, кадастровый номер 25:34:017601:2749,
- жилого помещения - квартиры № 41, кадастровый номер 25:34:017601:2766,
жилого помещения - квартиры № 42, кадастровый номер 25:34:017601:2767,
- жилого помещения квартиры № 43, кадастровый номер 25:34:017601:2768,
- жилого помещения квартиры № 44, кадастровый номер 25:34:017601:2771,
- жилого помещения квартиры № 45, кадастровый номер 25:34:017601:2769,
- жилого помещения квартиры № 46, кадастровый номер 25:34:017601:2770, расположенные по адресу: <...>;
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в заседание не прибыл. В материалы дела представил ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие своего представителя. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лица, участвующего в деле.
В ходе судебного разбирательства Управление поддержало заявленные требования, указав, что с решением Управления Росреестра по Приморскому краю не согласно, считает его незаконным и нарушающим права заявителя, в силу того, что отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Уссурийского городского округа на спорный объект не препятствует его снятию с кадастрового учета, ввиду наличия акта обследования, подтверждающегося, что спорное здание (жилой дом), ранее поставленное на государственный кадастровый учет, прекратило свое существование в связи со сносом.
Управление Росреестра по Приморскому краю в ходе рассмотрения дела, с требованиями заявителя не согласился по изложенным в отзыве основаниям, полагает, что решение является законным и обоснованным, поскольку заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, а именно не представлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности на помещение, права на которые не содержится в ЕГРН.
При рассмотрении дела суд установил, что на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 30.12.2011 № 3526 «О признании многоквартирных жилых домов муниципального жилищного фонда Уссурийского городского округа аварийными и подлежащими сносу» жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Лица, проживавшие в указанном аварийном доме, расселены в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно акту о приемке выполненных работ от 11 июля 2017 года № 1 в период с 06 марта 2017 года по 11 июля 2017 года произведен снос аварийного многоквартирного дома 29 по ул. Стаханова в г. Уссурийске.
13.10.2020 подготовлен акт обследования, которым установлено, то объект недвижимости - жилой дом, почтовый адрес: <...>, расположенный на земельном участке 25:346017601:599, прекратил свое существование в связи со сносом.
28.12.2020 управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением № КУВД-001/2020-31412438 о снятии с государственного кадастрового учета многоквартирного дома 29 по ул. Стаханова, 29 в г. Уссурийске в связи с прекращением его существования.
Одновременно с указанным заявлением подано заявление о прекращении права и снятии с кадастрового учета объектов недвижимости - жилых помещений, расположенных в данном многоквартирном доме, находящихся в собственности Уссурийского городского округа.
19.01.2021 Управлением было принято решение о приостановлении о государственной регистрации со ссылкой на пункты 5, 7, части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о правах на объект недвижимости, расположенный в здании по адресу: <...>, так как заявителем на государственную регистрацию не был представлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности муниципального образования на данное помещение, права на которые не содержатся в ЕГРН.
Поскольку заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, 19.04.2021 государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав № КУВД-001 /2020-31412438/5.
Полагая, что указанное решение Управления об отказе в государственной регистрации прав и кадастровом учете не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Кооператива, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав на соответствие закону оспариваемое решение ответчика, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) (часть 1 статьи 1) .
Согласно части 2 статьи 1 Закон № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
По правилам части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Законом о регистрации прав установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Частью 1 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Из пунктов 2, 8, 9 части 2 этой же статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В статьях 18, 21 Закона № 218-ФЗ определены требования к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в частности, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, а также основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регламентированы положениями статей 26, 27 Закона № 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если, среди прочего, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.
Положениями статей 14, 23 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
Согласно части 12 статьи 29 данного Закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела, с целью проведения учетно-регистрационных действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, 28.12.2020 Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа направило в адрес Управления Росреестра по Приморскому краю заявления о снятии с государственного кадастрового учета многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, прекращении права и снятии с кадастрового учета объектов недвижимости – жилых помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, находящихся в собственности Уссурийского городского округа и с приложением акта обследования от 13.10.2020 и иных документов, подтверждающих прекращение его существования, а также документы, являющиеся основанием для их сноса
Указанный акт обследования от 13.10.2020, подготовленный кадастровым инженером, подтверждает прекращение существования объекта недвижимости – жилого дома, находящегося по адресу: <...>, расположенном на земельном участке 25:34:017601:599 в связи со сносом.
Отказывая заявителю в снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, Управление Росреестра по Приморскому краю указало, что заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, выразившиеся в непредставлении документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности на квартиру № 25 в снесенном здании, права на которые не содержатся в ЕГРН.
Согласно картотеке регистрационного учета муниципального казенного предприятия «Партнер» на 13.06.2019 граждан, зарегистрированных по адресу <...>, не числится.
Из представленного в материалы дела уведомления Краевого государственного казенного учреждения «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от 23.09.2019 № 27563/10 следует, что запись о праве собственности в отношении объекта недвижимости - квартиры 25, расположенной по адресу: <...> в реестровых книгах о праве собственности на объекты капитального строительства, помещения, переданных на хранение в Учреждение по актам приема-передачи от АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю, отсутствует.
Уведомлением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 26.11.2020 № 14/5194 об отсутствии объекта недвижимого имущества в Реестре собственности Приморского края сообщило, что жилое помещение (квартира) № 25, с кадастровым номером 25:34:017601:2756, расположенное по адресу: <...>, в Реестре собственности Приморского края не значится.
Согласно письму Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае 01.12.2020 № 25-ЕО-04/9465 «О направлении информации из реестра федерального имущества» сведения об объекте - «жилое помещение - квартира», кадастровый номер 25:34:017601:2756, адрес (местоположение) объекта: <...> отсутствуют в реестре федерального имущества.
Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа в уведомлении от 24.12.2020 № 11-01/14/5603 сообщило об отсутствии информации об объекте, жилое помещение (квартира) № 25, расположенное по адресу: <...> в Реестре муниципального имущества Уссурийского городского округа.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.04.2021 сведения о зарегистрированных правах на указанное жилое помещение также отсутствуют.
В связи с прекращением существования объекта принять жилое помещение № 25 в собственность муниципального образования в качестве бесхозяйного в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не представляется возможным.
С учетом изложенного, суд делает вывод о том, что указанное жилое помещение имело признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем представить правоустанавливающие документы в регистрирующий орган не представляется возможным ввиду их отсутствия.
Вместе с тем отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Уссурийского городского округа на спорный объект не препятствует его снятию с кадастрового учета, поскольку актом обследования от 13.10.2020 подтверждается, что здание (жилой дом) с кадастровым номером 25:34:017601:884, ранее поставленное на государственный кадастровый учет, прекратило свое существование в связи со сносом в 2017 году.
Таким образом, заявителем при обращении в Управление Росреестра по Приморскому краю полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий,
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимости вносятся сведениях о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
Из системного толкования положений законодательства РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Пункт 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в частности в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (подпункт 3).
Согласно пункту 7 статьи 40 Закона о регистрации при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении.
В случае сноса объектов недвижимости, снятия с кадастрового учета таких объектов невозможно без одновременного прекращения зарегистрированных на них прав, поскольку прекращение права, относящегося к вещным правам, связано с прекращением физического существования самой вещи, ввиду того, что право не может существовать без вещи.
Отсутствие в ЕГРН сведений о прекращении существования объектов недвижимости и даты снятия их с государственного кадастрового учета, при наличии в ЕГРН сведений о государственной регистрации прав на снесенные объекты, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит части 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, который прекратил свое существование, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит пункту 2 статьи 1 Закона о недвижимости, в следовательно, основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности на вышеуказанный объект недвижимого, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение регистрирующего органа от 19.04.2021 № КУВД-001/2020-31412438/5 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания по адресу <...> и помещений объектов недвижимости (квартир), в нем расположенных, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При указанных обстоятельствах, заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При этом избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Учитывая, что правовая экспертиза документов, представленных для совершения регистрационных действий, ответчиком произведена, а судом не установлено оснований для отказа в государственной регистрации и кадастровом учете в связи с прекращением объекта недвижимости, суд обязывает Управление Росреестра по Приморскому краю совершить соответствующие действия.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 19.04.2021 № КУВД-001/2020-31412438/5, как не соответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому снять с государственного кадастрового учета и осуществить государственную регистрацию прекращения прав на жилой дом с кадастровым номером 25:34:017601:884 по адресу <...>, и расположенные в нем помещения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.