ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9634/15 от 19.10.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-9634/2015

23 октября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Навродской Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Детский спортивный центр «Крепкий малыш» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.06.2011),

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 6216076 , ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009), Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 2536003812 , дата государственной регистрации 21.06.2007),

об оспаривании решения

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 15.01.2015, паспорт);

от УГА г. Владивостока – представитель ФИО2 (доверенность от 02.12.2014 № 27/1-1-4920, служебное удостоверение); после перерыва представитель ФИО3 (доверенность от 02.12.2014 № 27/1-1-4912, служебное удостоверение);

от Департамента – представитель ФИО4 (доверенность от 20.05.2015 № 20/17173), после перерыва представители не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Детский спортивный центр «Крепкий малыш» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решение Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 11.02.2015 № 24560/20у (далее – ответчик,  УГА администрации г. Владивостока) и обязании Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент) в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка, ориентировочной площадью 1 600 кв.м, с предварительным согласованием места размещения объекта – дома творчества, по адресу: г. Владивосток, район улицы Зои Космодемьянской, 4 для строительства дома творчества (с учетом уточнений).

Определением  от 25.06.2015 судом  к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, указа, что в связи с изменением с 01.03.2015 земельного законодательства и перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края, выбранный заявителем  способ восстановление нарушенного права является обоснованным. Пояснил, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, процедуру которого в ноябре 2014 инициировало общество, начиналось с выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в тот период, и указанный заявителем объект строительства соответствовал виду разрешенного использования. Решением Думы города Владивостока от 30.12.2014 № 408 были внесены изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа», в силу которых из основных видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 (в которой, согласно схемы расположения земельного участка, расположен испрашиваемый обществом земельный участок) был исключен «дом творчества». Заявитель полагает, что если бы в декабре 2014 года, УГА администрации г. Владивостока в установленные законом сроки для предоставления муниципальной услуги, рассмотрело заявление общества и обеспечило выбор испрашиваемого земельного участка, то разрешенное использование земельного участка соответствовало бы основным видам разрешенного использования в данной территориальной зоне и акт о выборе земельного участка для строительства был бы выдан обществу до введения в действие изменений в Земельный кодекс Российской Федерации. Полагает, что общество не должно претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия принятого ответчиком 11.02.2015 незаконного отказа в обеспечении выбора земельного участка по обращению общества от 10.11.2014, полагает, что спорным правоотношениям не подлежит применению решение Думы города Владивостока от 30.12.2014 № 408.

Кроме того, указал, что «дом творчества» является объектом культуры, соответственно, обеспечение выбора  земельного участка в 2015 году не нарушило бы нормы действующего законодательства, установленные пунктом 1 части 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа в редакции, после внесения в них изменений  решением Думы города Владивостока № 408.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя оспорил, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что в обращении общества о предоставлении земельного участка указана цель предоставления: строительство дома творчества, которая согласно пункта 2 статьи 25 Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-3. Полагает, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно, в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий. В части требований о восстановлении нарушенного права заявителя, указал, что в настоящее время Законом № 171 статьи 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для строительства, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Кроме того, согласно Закону Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ, на сегодняшний день полномочия обеспечения подготовки и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляет Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края, в данном случае Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. На основании изложенного, полагает, что требование обеспечить выбор земельного участка не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя и просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель Департамента в судебном заседании требования заявителя оспорил по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что заявитель, предъявляя требования в суд о признании незаконным решения УГА администрации г. Владивостока не обосновал, как удовлетворение его требований будет способствовать восстановлению его нарушенных прав, поскольку в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.03.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона. Такие процедуры как обеспечение выбора или решение о предварительном согласовании места размещения объекта после 01.03.2015 действующим Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены. Просит отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании 12.10.2015 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был объявлен перерыв до 19.10.2015 до 16 часов 30 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же секретарем судебного заседания, с участием представителя заявителя ФИО1,  представителя УГА г. Владивостока ФИО3, в отсутствие не явившегося  представителя Департамента.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью Детский спортивный центр «Крепкий малыш» обратилось в Департамент с заявлением от 10.11.2014 вх. № 20-49818 о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1 600 кв. м, с предварительным согласованием места размещения дома творчества по адресу:  г.Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 4 с целью дальнейшего оформления земельного участка в аренду под строительство на 5 лет. Вид разрешенного использования: объекты культуры и искусства, связанные с проживанием населения (библиотеки, музыкальные, художественные, хореографические школы и студии, дома творчества и другие подобные объекты. Цель предоставления: для строительства - дом творчества (далее – спорный земельный участок).

Письмом от 17.11.2014 №20/03/02-12/38291 Департамент направил данное заявление с приложенными к нему в администрацию г.Владивостока для рассмотрения возможности для обеспечения выбора земельного участка для строительства дома творчества и утверждения схемы расположения земельного участка, которое в последующем передано 18.11.2014 вх. № 24560/20у на рассмотрение в адрес управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.

Дополнительно общество направило 21.11.2014 в УГА администрации г. Владивостока документы для работы по его обращению: схему расположения земельного участка, диск CD-R, обоснование площади испрашиваемого земельного участка.

Письмом от 15.12.2014 № 24560/20у УГА администрации г.Владивостока сообщило обществу, что по его обращению ведется работа, сделаны надлежащие запросы в соответствующие организации о согласовании возможности размещения дома творчества на земельном участке по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 4, о выдаче ими заключений, технических условий для строительства указанного объекта.

Письмом от 23.12.2014 № 24560/20у УГА администрации г.Владивостока сообщило обществу, что на основании его обращения подготовлен проект распоряжения о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка, который проходит согласование в установленном порядке и о принятом решении общество будет извещено дополнительно.

Письмом от 24.12.2014 № 24560/20у УГА администрации г.Владивостока направило в Управление по работе со средствами массовой информации администрации г. Владивостока просьбу опубликовать  на официальном сайте администрации г. Владивостока  информацию о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для указанных заявителем целей.

Дополнительно общество направило 19.01.2015 в УГА администрации г. Владивостока откорректированные документы для работы по его обращению: схему расположения земельного участка, диск CD-R, обоснование площади испрашиваемого земельного участка.

По результатам рассмотрения указанного обращения и дополнительных документов, УГА администрации г. Владивостока письмом от 11.02.2015 № 24560/20у возвратило обществу ранее направленный в их адрес комплект документов и сообщило, что выдать акт о выборе земельного участка для строительства и утвердить схему расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Зои Космодемьянской, 4, не представляется возможным. В качестве причины отказа УГА г. Владивостока указало, что 30.12.2014 решением Думы города Владивостока № 408 внесены изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», в соответствии с пунктом 2 статьи 25 которого, к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, не относится объект «дом творчества».

Не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права общество просило обязать Департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка, ориентировочной площадью 1 600 кв.м с предварительным согласованием места размещения объекта – дома творчества, по адресу: г. Владивосток, район улицы Зои Космодемьянской, 4 для строительства дома творчества.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ  для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судом установлено, что на момент обращения общества в Департамент с заявлением и принятия УГА администрации г. Владивостока оспариваемого решения, подлежали применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Статьей 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых событий по делу) предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в  исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).

Таким образом, положения ЗК РФ, в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий, исходят из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого совершения всех необходимых действий.

Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

Как установлено частью 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Из содержания данных норм права следует, что вопросы выбора земельного участка для строительства относятся к компетенции органа местного самоуправления, который, обладая всей необходимой информацией об условиях использования соответствующей территории может объективно указать на наличие оснований препятствующих предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, либо осуществить выбор соответствующего участка для испрашиваемой цели.

Таким образом, обеспечение выбора участка для строительства и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для строительства, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.

На момент рассматриваемых событий на территории г. Владивостока органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии с возможными вариантами их выбора, было наделено Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 03.04.2009 № 259 (пункты 4.16, 4.18 Положения об УГА).

Порядок утверждения акта выбора земельного участка до 01.03.2015 был урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги «Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории», утвержденным постановлением администрации г.Владивостока от 30.12.2010 № 1608 (далее – Регламент № 1608),

Основания по отказу в предоставлении муниципальной услуги определен в пункте 2.8 Регламента № 1608, которым установлен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении услуги, а именно:

- заявление не соответствует требованиям действующего законодательства;

- заявителем подано обращение о прекращении рассмотрения его заявления либо заявление на отзыв доверенности на право представления его интересов доверенным лицом;

- наличие на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;

- нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги; - изъятия земельных участков из оборота;

- наличие установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В силу норм статьи 31 ЗК РФ и Регламента № 1608 на стадии выбора земельного участка выяснение вопросов о возможности использования земельного участка по целевому назначению и о существующих ограничениях, наложениях на испрашиваемом участке является обязательным.

Как следует из заявления общества, его требования направлены на получение документов, необходимых для оформления прав на испрашиваемый земельный участок.

Порядок рассмотрения обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае.

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам (пункт 1).Градостроительный регламент устанавливается индивидуально для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки (пункт 2).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) различаются виды градостроительной деятельности, в частности, территориальное планирование и градостроительное зонирование.

Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а под градостроительным зонированием - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В отличие от территориальных зон, под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).

Статьей 30 ГрК РФ определено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

В силу части 4 этой же статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Аналогичное правило предусмотрено пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.

Решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 утверждены «Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» (далее - Правила землепользования и застройки), определяющие, в частности, территориальное зонирование земель населенного пункта и градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.

В соответствии с частью 3 статьи  1 Правил землепользования и застройки настоящие Правила вводят на территории Владивостокского городского округа систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны.

В пункте 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки, указано, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон, которые отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.

Судом установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).

Градостроительные регламенты, установленные указанными Правилами в редакции от 19.12.2013 № 217, относили размещение объектов культуры и искусства, связанные с проживанием населения, в том числе, «дома творчества», к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 (абзац 11 подпункт 1 пункт 2 статья 25 Правил землепользования и застройки).

Внесение изменений в правила землепользования и застройки урегулировано статьями 31 - 33 ГрК РФ.

Этот порядок предусматривает принятие главой местной администрации решения о подготовке изменений в правила землепользования и застройки, о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, согласование проекта правил землепользования и застройки, доработка его комиссией, проведение публичных слушаний по проекту правил, направление проекта в представительный орган местного самоуправления и его утверждение.

Решением Думы г. Владивостока от 30.12.2014 № 408 внесены изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», согласно пункта 1.3 которого, подпункт 1 абзац 11 пункта 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки изложен в следующей редакции: к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне Ж-3 относятся объекты культуры и искусства, связанные с проживанием населения (библиотеки, музыкальные, художественные, хореографические школы и студии и другие подобные объекты).

При этом, изменения, внесенные Решением Думы г. Владивостока от 30.12.2014 № 408, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано в «Вестнике Думы города Владивостока» - 30.12.2014).

Из материалов дела следует, что общество реализовало право, предоставленное ему статьей 31 ЗК РФ (в редакции, действующая на момент рассматриваемых событий по делу), и обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения дома творчества.

В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление общества в уполномоченный орган для работы по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка для строительства дома творчества.

Осуществляя функции органа территориального планирования (на момент рассматриваемых событий по делу), УГА администрации г.Владивостока обязано было учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.

Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Для этих целей на орган местного самоуправления была возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

На момент принятия 11.02.2015 ответчиком оспариваемого решения вышеуказанные Правила землепользования и застройки действовали в редакции изменений, внесенных 30.12.2014 решением Думы города Владивостока. Указанная редакция Правил не позволяет предоставить земельный участок в территориальной зоне Ж-3 для строительства дома творчества (пп 1 абзаца 11 пункта 2 статьи 25).

Таким образом, с учетом статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации на момент принятия решения от 11.02.2015  №24560/20у, оснований для принятия положительного решения по обращению заявителя у УГА администрации г. Владивостока не имелось. Поэтому принятое им решение не нарушает прав заявителя и соответствует закону.

Довод заявителя о том, что у ответчика возникла обязанность рассмотреть его обращение в соответствии с действующим на момент  его обращения законодательством, судом отклоняется в силу следующего.

Согласно пунктов 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В силу пункта 5 статьи 47 Устава города Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока 03.03.2005 № 49, муниципальные правовые акты Владивостокского городского округа вступают в силу с момента официального опубликования либо в порядке, установленном в самом правовом акте. Муниципальные нормативные правовые акты города Владивостока, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Согласно пункта 6 Решения Думы г. Владивостока от 16.08.2001 №21 «О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и нормативных правовых актов главы администрации города Владивостока» нормативные правовые акты Думы и главы администрации города Владивостока вступают в силу одновременно на всей территории города Владивостока со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами Думы и главы администрации не установлен иной срок вступления в силу. Газеты «Владивосток», «Утро России», «Красное знамя Приморья» и сборник «Вестник Думы города Владивостока» являются официальными периодическими изданиями, в которых публикуются решения Думы города Владивостока и нормативные правовые акты главы администрации города Владивостока (Пункт 7).

Особый порядок вступления в силу решения Думы города Владивостока от 30.12.2014 № 408 не установлен, в связи с чем, изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» вступили в силу с момента их опубликования - 30.12.2014.

В пункте 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены правила применения гражданского законодательства к правоотношениям, момент возникновения которых не совпадает с моментом возникновения вытекающих из них прав и обязанностей.

С учетом изложенного, нормы, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки (в редакции от 30.12.2014 № 408) в силу пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации были обязательны для применения УГА администрации г. Владивостока при принятии в феврале 2015 года решения по вопросу о выдаче заявителю акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке.

Довод общества о том, что УГА администрации г. Владивостока надлежало обеспечить выбор земельного участка до 17.12.2014 по обращению общества, поступившему на рассмотрение 17.11.2014, то есть в период, когда действующим законодательством строительство «дома творчества» относилось к основным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж-3, суд считает несостоятельным, в силу следующего.

Положениями статей 29 - 31 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий) порядок и сроки рассмотрения государственным органом и органом местного самоуправления заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не установлены.

В силу части 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

В связи с этим суд, с учетом правил части 6 статьи 13 АПК РФ, считает возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по аналогии.

Статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Статьями 8-10 Закона № 59-ФЗ установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Согласно статье 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Предоставление услуги «Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления Заявителя; 2) назначение ответственного исполнителя; 3) работа специалиста с заявлением; 4) подготовка специалистом промежуточного ответа заявителю, если для предоставления услуги требуется проведение дополнительных мероприятий (запрос дополнительной информации и др.); 5) подготовка отказа Заявителю, если предоставление услуги невозможно; 6) оформление и последующая выдача акта о выборе земельного участка для строительства, утверждение и выдачи схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.1 Регламента № 1608).

Должностные лица имеют право запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимую для предоставления муниципальной услуги информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и другую информацию, необходимую для правомерного своевременного предоставления муниципальной услуги; необходимая информация предоставляются бесплатно в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 3.4 Регламента № 1608).

Согласно Регламенту № 1608 процедура выбора земельного участка с утверждением акта выбора и схемы расположения земельного участка предусмотрена пунктами 3.9 - 3.20 Административного Регламента, предусматривающая, рассмотрение обращения о выборе земельного участка и приложенных документов в отделах управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, направление в согласующие организации на предмет согласования возможности размещения объекта недвижимости, запроса информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения (ОАО «Водоканал», МУПВ «ВПЭС», управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и др.).

Процедура осуществления необходимых согласований происходит в процессе работы комиссии по вопросам выдачи актов о выборе и технических условий, организованной при уполномоченном органе.

Если возможность размещения объекта недвижимости проходит все необходимые согласования, то в двухнедельный срок оформляется акт о выборе земельного участка по форме, утвержденной распоряжением  управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 27.05.2010 №1589 «Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства», который затем согласовывается в структурных подразделениях уполномоченного органа.

Как указывалось выше, часть 2 статьи 12 Закона № 59-ФЗ допускает продление установленного законом тридцатидневного срока для рассмотрения обращения лишь в исключительных случаях, перечень которых Закон не содержит.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, к исключительным случаям можно отнести особую сложность относительно вопросов, поставленных в обращении, объемности проблем, поставленных в обращении, необходимости проведения специальных исследований, изучения дополнительных материалов. Кроме того, продление срока рассмотрения обращения возможно, если государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо направили в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 59-ФЗ запрос для получения дополнительной информации.

Как следует из материалов дела, с момента получения 18.11.2014 от Департамента заявления общества с приложенным пакетом документов, УГА администрации г. Владивостока в соответствии с требованиями Регламента № 1608 и ЗК РФ для принятия окончательного решения по обращению общества проводились соответствующие процедуры необходимых согласований, делались запросы, истребовались документы с целью получения необходимой информации относительно сведений, содержащихся в обращении. О поэтапных результатах проведения указанных мероприятий, о дальнейших действиях УГА администрации г. Владивостока, обществу сообщалось письмами от 15.12.2014 № 24560/20у, от 23.12.2014 № 24560/20у. В свою очередь обществом 21.11.2014, 19.01.2015 также дополнительно направлялись откорректированные документы для работы с их обращением в адрес УГА администрации г.Владивостока.

С учетом изложенных обстоятельств и правовых норм, суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации имеется причинно-следственная связь между исключительным случаем и невозможностью ответа на обращение в установленные тридцатидневные сроки.

Судом установлено, что реализуя возложенные на органы местного самоуправления функции по выдаче акта о выборе земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, УГА администрации г. Владивостока, истребовав в соответствующих организациях сведения о возможности размещения «дома творчества» на испрашиваемом земельном участке, с учетом зонирования территории и, исполнив свои обязанности по анализу документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, рассмотрело вопрос о принципиальной возможности строительства «дома творчества» на испрашиваемом заявителем земельном участке и 11.02.2015 приняло решение на основании законодательства, действующего на момент его вынесения.

Оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что УГА администрации г. Владивостока правомерно отказало обществу в обеспечении выбора земельного участка с учетом невозможности осуществления строительства дома творчества на испрашиваемом земельном участке.

Доводы общества о том, что смысловое содержание понятия объект «дом творчества» можно отнести к понятию «другие подобные объекты» культуры и искусства, которые согласно Правил землепользования и застройки, в редакции решения Думы города Владивостока от 30.12.2014 № 408, отнесены к основным видам разрешенного использования в зоне Ж-3, суд считает несостоятельными, поскольку именно этот объект культуры и искусства «дом творчества» был исключен из абзаца 11 подпункта 1 пункта 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки указанным решением. При этом, понятие «дом творчества» является собирательным, что не позволяет безусловно отнести его к объектам культуры или искусства.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, суд считает, что обжалуя в настоящем деле отказ УГА администрации г.Владивостока в обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка, изложенный в письме от 11.02.2015 № 24560/20у, заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов, оспариваемым решением. В качестве такого основания недостаточно намерения общества получить спорный земельный участок для испрашиваемых целей и месте.

Обращение в суд, прежде всего, направлено на восстановление и защиту нарушенных или нарушаемых прав (статья 4 АПК РФ). Между тем, предъявляя требование об оспаривании решения УГА администрации г. Владивостока, заявитель не обосновал, каким образом удовлетворение его требований по настоящему спору будет способствовать восстановлению его нарушенных прав, исходя из действующего правового регулирования спорных правоотношений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, Права в отношении спорного земельного участка у заявителя на момент обращения 10.11.2014 в Департамент и на момент принятия УГА администрации г. Владивостока оспариваемого решения 11.02.2015 не возникли.

Обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанных целей в другом месте с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным решения УГА администрации г. Владивостока от 11.02.2015 № 24560/20у, поскольку оно соответствует положениям земельного законодательства, действующего на момент его принятия, а также принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.

Поскольку заявителю отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения от 11.02.2015 № 24560/20у, то у суда отсутствую основания для понуждения соответчика принять решение  обеспечить обществу выбор земельного участка, ориентировочной площадью 1 600 кв.м с предварительным согласованием места размещения объекта – дома творчества, по адресу: г. Владивосток, район улицы Зои Космодемьянской, 4 для строительства дома творчества.

С учетом изложенного, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования и как следствие, оснований для восстановления нарушенных прав общества в порядке статьи 201 АПК РФ у суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины судом относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, оформленного письмом  от 11.02.2015 № 24560/20у, а также об обязании Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка, ориентировочной площадью 1600 кв.м. с предварительным согласованием места размещения объекта - дома творчества, по адресу: г. Владивосток, район улицы Зои Космодемьянской, 4 для строительства дома творчества.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Кирильченко М.С.