АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-966/2022
07 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2022 года .
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тищенко Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Северный Мир" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.07.2009)
к Дальневосточной электронной таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации15.05.2020)
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности
от таможни – ФИО2, по доверенности
установил: акционерное общество «Северный Мир» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточной электронной таможни (далее – ответчик, таможня) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10720010/020621/0040507.
В обоснование заявленных требований представитель общества по тексту заявления, а также в судебном заседании указал, что представленная обществом при декларировании лицензия Министерства промышленности и торговли России, как и разрешительный документ Управления Министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу на вывоз культурных ценностей – бивней и фрагментов бивней мамонтов в количестве 33 шт. таможней не оспорены и являются действующими документами, разрешающими вывоз культурных ценностей.
С учетом изложенного считает, что у таможенного органа не имелось правовых оснований для внесения изменений в таможенную декларацию в части сведений о количестве, весе и стоимости вывозимого товара.
Представитель таможни в судебном заседании, а также по тексту письменного отзыва, представленного в материалы дела, заявленные требования не признал, пояснил, что в ходе таможенной проверки была назначена экспертиза, в результате которой было установлено, что вывозимый товар является бивнями мамонта 1, 2, 3, 4 сортов, в то время как лицензия от 26.01.2021 выдана на экспорт бивней мамонта 1, 2, 3 сортов. При этом экспертом был сделан вывод о том, что 2 образца товара являются культурными ценностями особого значения.
В соответствии со статьей 35.1 Закона Российской Федерации №4804-1 бивни мамонта, признанные культурными ценностями особого значения, 1 и 3 сорта, не подлежат вывозу без обязательства обратного ввоза, а поскольку такие документы представлены декларантом не были, считает, что при попытке фактического вывоза спорного товара обществом не были соблюдены запреты и ограничения.
Таким образом, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 12 ТК ЕАЭС товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС, не могут быть фактически вывезены с таможенной территории ЕАЭС, считает решение о внесении изменений в ДТ, фактически запретившее вывоз спорного товара, правомерным и законным.
Из материалов дела судом установлено, что 08.09.2020 между заявителем (продавец) и китайской компанией ZHUHAI ANKAMFOK JEWELLERY COMPANY (покупатель) заключен внешнеэкономический контракт № 2020-04, по условиям которого продавец обязался поставить покупателю бивни и фрагменты бивней мамонта.
02.06.2021 АО «Северный мир» для вывоза с территории Российской Федерации в КНР подана ДТ № 40507, в соответствии с которой к вывозу заявлены предметы коллекционирования по палеонтологии, бивни и фрагменты бивней мамонта, всего 33 штуки; код ТН ВЭД ЕАЭС 9705 00 000 0.
К ДТ приложены, в части прочего, следующие документы: контракт № 2020-04 от 08.09.2020, спецификация к контракту, ветеринарные свидетельства от 31.05.2021 № № 10028059336. 10028059352, 10028059302 выданные ГБУ Республики Саха (Якутии) «Управление ветеринарии города Якутска», экспертное заключение от 05.11.2020 № 36, заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84, лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли РФ, от 26.01.2021 № 200RU20002010365
03.06.2021 вышеуказанный товар по спорной ДТ выпущен в соответствии с процедурой (Экспорт) «ЭК-10» с проставлением электронных отметок таможенного органа: таможенный пост Дальневосточный (ЦЭД) «2-10 ВЫПУСК ТОВАРОВ РАЗРЕШЕН 030621 ЛНП 021». В эту же дату получено решение о погрузке на судно для дальнейшего убытия с территории Российской Федерации.
Товары в контейнере погружены на судно «LONGBO 8201», предоставленное инопартнером для перевозки товара в Китай. Между тем, до фактического убытия названного судна Благовещенским таможенным постом Хабаровской таможни выставлено требование перевозчику Хэйхэскому портовому управлению о предоставлении товара для проведения таможенного досмотра.
13.06.2021 начат таможенный досмотр товаров сотрудниками Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни, о чем составлен акт таможенного досмотра от 15.06.2021 № 10703160/150621/000027. Одновременно в этом же акте зафиксировано, что один из 33 представленных образцов имеет длину более 3 000 мм.
17.06.2021 повторно подано поручение на погрузку, но названное поручение аннулировано, сотрудниками Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни вынесено решение о назначении таможенной экспертизы от 17.06.2021 № 10703160/170621 /ПВ/000001, основанием для проведения экспертизы указан профиль риска № 55/10000/11062008/00230.
Согласно экспертных заключений №№ ПЛ/ОВ/0032/0005-2021, ПЛ/ОВ/0032/0034-2021 от 22.08.2021 2 из 33 представленных к таможенной экспертизе образцов являются культурными ценностями, имеющими особое значение.
На основании выводов, содержащихся в экспертных заключениях №№ ПЛ/ОВ/0032/0005-2021, ПЛ/ОВ/0032/0034-2021 от 22.08.2021, о признании 2-х образцов бивней мамонта культурными ценностями особого значения, 22.08.2021 года должностным лицом Благовещенского поста принято решение о запрете вывоза товаров по ДТ № 10720010/020621/0040507.
07.12.2021 ДВЭТ по результатам проверки таможенных, иных
документов и (или) сведений, после выпуска товаров по ДТ №
10720010/020621/0040507, принято решение о необходимости корректировки по товару №1 в части изменения сведений о количестве, весе и стоимости вывозимого товара, исключении из ДТ № 10720010/020621/0040507 двух бивней, являющихся культурной ценностью и имеющих особое значение, 1 и 3 сорта.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1) согласно его преамбуле имеет целью сохранение культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимное ознакомление многонационального народа Российской Федерации и народов других государств с культурными ценностями друг друга, предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей.
Закон № 4804-1 регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 1 Закона № 4804-1).
Согласно статье 5 Закона № 4804-1 под культурными ценностями, имеющими особое значение, понимаются культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.
В силу императивного указания статьи 35.1 Закона № 4804-1 культурные ценности, имеющие особое значение, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425 (далее – Постановление № 1425), официально опубликованным 17.09.2020, но вступившим в законную силу с 01.01.2021, во исполнение абзаца третьего статьи 5 и пункта 8 статьи 11.2 Закона № 4804-1 определены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (далее – Критерии).
Согласно названным Критериям к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое научное значение, относятся, в числе прочего, следующие бивни:
- бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития, в том числе бивни необычной конфигурации (включая патологию роста бивня - кольцо, полная спираль, размерная деградация), бивни особей, находящихся на ранних стадиях онтогенеза, бивни карликовых форм мамонтов независимо от их размеров и сохранности;
- бивни ископаемых животных весом 100 килограмм и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня;
- бивни ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры - длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);
- фрагменты бивней ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости).
Таким образом, из системного и буквального толкования норм Закона № 4804-1 и Постановление Правительства № 1425 следует, что с 01.01.2021 культурные ценности, имеющие особое значение согласно установленным Критериям, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Указанное полностью согласуется как с целями Закона № 4804-1, так и с общей нормой части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации, направленной на охрану культурных ценностей.
Материалами дела подтверждается, что спорные бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 33 штук по ДТ № 40507 заявлены к вывозу после 01.01.2021, вследствие чего для их вывоза без обязательств обратного ввоза должны быть признаны отсутствующими критерии отнесения их к культурным ценностям, имеющим особое значение.
В свою очередь, АО «Северный мир» в качестве документов, разрешающих вывоз, представлены документы (экспертное заключение от 05.11.2020 № 36, заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84, лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли РФ, от 26.01.2021 № 200RU20002010365), составленные по критериям отнесения культурных ценностей к имеющим особое значение, действовавшим до 01.01.2021, а именно статья 5 Федерального закона от 28.12.2017 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела».
При этом довод заявителя о возможности вывоза спорных товаров с территории Таможенного союза ввиду действительности разрешительных документов, судом отклоняется, поскольку, независимо от того, каким органом выданы такие документы, они не могут изменять либо отменять положения вступившего в законную силу нормативного правового акта.
С учетом изложенного, на момент предъявления спорного товара к декларированию общество, несмотря на наличие действующих разрешительных документов, утратило право на его вывоз без обязательства их обратного ввоза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 9 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно пункту 2 статьи 12 ТК ЕАЭС товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС, не могут быть фактически вывезены с таможенной территории ЕАЭС, если иное не установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Пунктами 1, 2 статьи 92 ТК ЕАЭС определено, что для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 статьи 92 ТК ЕАЭС представляются:
1) декларация на товары или ее копия, транзитная декларация в отношении товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, либо сведения о декларации на товары или транзитной декларации, если такая декларация на товары или транзитная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС;
2) документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Как указывалось ранее, с учетом выводов, содержащихся в экспертных заключениях №№ ПЛ/ОВ/0032/0005-2021, ПЛ/ОВ/0032/0034-2021 от 22.08.2021, о признании 2-х образцов бивней мамонта культурными ценностями особого значения, 22.08.2021 года должностным лицом Благовещенского поста принято решение о запрете вывоза товаров по ДТ № 10720010/020621/0040507, выпуск которых ранее был разрешен.
В статье 331 ТК ЕАЭС определено, что формой таможенного контроля является таможенная проверка, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров (пункт 3 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 2 статьи 326 ТК ЕАЭС результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пунктам 3и 4статьи 112ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
В соответствии с п. 12 приказа ФТС России от 25.09.2008 № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств»
Проверка проводится на основании:
1) поручения вышестоящего таможенного органа;
2) материалов (информации), поступивших из правоохранительных и
иных контролирующих органов, а также из компетентных органов
иностранных государств, международных организаций, содержащих данные, указывающие на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации, меры, по пресечению которых отнесены к компетенции таможенных органов;
3) указаний о применении соответствующих мер по минимизации
рисков, содержащихся в профилях рисков;
4) результатов проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства, в том числе с использованием системы управления рисками:
а) информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;
б) материалов, информации, поступивших из других таможенных
органов Российской Федерации;
в) сообщений средств массовой информации, а также сообщений и
заявлений российских и иностранных юридических и физических лиц.
Пунктом 25 указанного приказа предусмотрено, что результаты проведения Проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
Согласно акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №10720000/214/021221/А0087 от 02.12.2021 таможенным органом проведена проверка документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений по товару №1, заявленному в ДТ №10720010/020621/0040507, в ходе которой было установлено, что при попытке фактического вывоза в 2021 году на основании указанной ДТ двух бивней мамонта, являющихся культурными ценностями особого значения, таможенным представителем ООО «ВТП Сервис Групп», представляющим интересы АЛ «Северный мир», запреты и ограничения не соблюдены, в связи с чем было принято решение о необходимости корректировки по товару №1, заявленному в ДТ №10720010/020621/0040507, в части изменения сведений о количестве, весе и стоимости вывозимого товара, исключив из ДТ 2 бивня, являющихся культурной ценностью и имеющих особое значение.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утверждён Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289.
Согласно подпункту «б» пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, данные сведения подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств - членов, проведенного таможенным органом, в том числе при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у таможенного органа имелись правовые основания для вынесения оспариваемого решения. Решение принято таможенным органом в пределах компетенции и в полном соответствии с положениями действующего законодательства.
При этом в рассматриваемом случае оспариваемое решение не может нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку принято оно с целью недопущения нарушения заинтересованным лицом положений Закона Российской Федерации №4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10720010/020621/0040507, принято таможней в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства, оснований для удовлетворения требований общества у арбитражного суда не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины, а также на оплату услуг представителя в силу статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Тихомирова Н.А.