АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-9674/2017
28 июня 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Шабедько,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес 692853, <...>)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (адрес 690091, <...> каб. 807)
о признании незаконным предписания №51-05-14/5 от 10.04.2017 и неподлежащим исполнению,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, паспорт, свидетельство о внесении записи в ЕГРИП;
от ответчика – консультант отдела правового обеспечения ФИО2, доверенность № 51-32-03 от 09.01.2017, служебное удостоверение;
установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – ответчик, инспекция) №51-05-14/5 от 10.04.2017 года.
С согласия заявителя и ответчика о возможности перехода в судебное заседание суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде6рации (далее - АПК РФ) определил завершить предварительное и открыть судебное заседание по делу.
Предприниматель заявленные требования поддержал, указав, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на заявителя обязанность произвести работы по восстановлению работоспособности системы водоотведения в квартире № 22 по ул. Ленинская, д. 53 б в г. Партизанске.
Заявитель пояснил, что он осуществляет предпринимательскую деятельность по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов г. Партизанска, в том числе жилого дома № 53 б по ул. Ленинская. Собственник квартиры № 22 ФИО3 имеет перед ним задолженность. С соблюдением установленного законом порядка, вручив два уведомления ФИО3, он ограничил ей возможность пользоваться услугой водоотведения, установив на канализационной трубе заглушку.
Предприниматель полагает, что он действовал в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ, т.к. вынужден проводить работы по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, используя при этом единственный рычаг воздействия на злостных неплательщиков, предоставленный законодательством РФ — временное приостановление водоотведения.
Представитель инспекции заявленные требования не признал, указав, что в ходе проведенной проверки выявлены подлежащие устранению нарушения предпринимателем требований пп. «г» п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 14,18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 8 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, установленных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, пп. «в» п. 5.8.3 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пп. «а» п.3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110.
Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи заявителю оспариваемого предписания №51-05-14/5 от 10.04.2017 года.
С учетом изложенного, ответчик считает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, выдано в рамках предоставленных ей полномочий, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
На основании приказа от 06.04.2017 № 51-09-169 инспекцией проведена проверка в отношении ИП ФИО1 с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> по мотивированному представлению от 05.04.2017 №вн51-601, составленному в ходе рассмотрения обращения.
В ходе проверки было установлено, что ИП ФИО1 оказывает услуги по управлению общим имуществом собственников помещений <...> в г.Партизанске.
08.03.2017 предпринимателем было произведено ограничение коммунальной услуги водоотведения гражданам, проживающим по адресу: <...>.
При этом, в адрес собственника квартиры 22 было направлено уведомление об имеющейся задолженности перед управляющей компанией ИП ФИО1 за коммунальные услуги.
В то же время представителем коммунальной услуги является ООО «Теплосетевая компания» и в соответствии с информацией данная компания не обращалась к ИП ФИО1 с просьбой о приостановлении услуги водоотведения.
Кроме того, задолженность граждан, проживающих в квартире 22 по ул. Ленинская, 53б, перед управляющей компанией не является задолженностью за коммунальные услуги, а является задолженностью за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В ходе проверки установлено, что услуга водоотведения по состоянию на 10.04.2017 отсутствует.
На основании изложенного инспекция пришла к выводу о нарушении ИП ФИО1 требований пп. «г» п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 14,18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 8 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, установленных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, пп. «в» п. 5.8.3 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пп. «а» п.3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 10.04.2017 № 51-05-13/8.
Предпринимателю выдано предписание №51-05-14/5 от 10.04.2017 об устранении выявленных нарушений: произвести работы по восстановлению работоспособности системы водоотведения в квартире № 22 по ул. Ленинская, д. 53б в г. Партизанске, а именно: убрать установленную канализационную заглушку в срок до 21.04.2017.
Не согласившись с выданным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из них отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерацией.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил № 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). В свою очередь, исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 13 Правил № 354 также предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил № 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 31 Правил № 354 устанавливает обязанности исполнителя: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 приложения № 1 Правил № 354 должно осуществляться бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года, допустимая продолжительность перерыва водоотведения не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Пунктом 119 Правил № 354 определено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в предусмотренном указанной пунктом порядке.
Пунктом 121 Правил № 354 установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, за исключением случаев, указанных в названных Правилах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом «а» пункта 9 Правил № 354 предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, обязанность собственников жилых домов по внесению платы за помещение, в том числе платы за коммунальные услуги, неразрывно связана с осуществлением управляющей организацией встречных обязательств по предоставлению коммунальных услуг в нежилом помещении и содержанию общего имущества в рамках заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП ФИО1как управляющая организация по договору управления от 01.04.2016 № 14 оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 53Б по ул. Ленинская в г.Партизанске.
Пунктом 2.3 указанного договора предусмотрено, что собственники, наниматели помещений в многоквартирном доме приняли решение на общем собрании собственников жилья о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Начисления оплаты собственнику за предоставляемые коммунальные услуги производятся организациями и предприятиями, которые эти услуги оказывают (пункт 5.3 договора).
Из содержания договора управления не усматривается наличие условий по предоставлению коммунальных услуг именно ИП ФИО1
Материалами дела подтверждается, что услуги водоснабжения и водоотведения жильцам дома № 53б по ул. Ленинская в г. Партизанске оказывает ООО «Теплосетевая компания».
В судебном заседании установлено, что договор ресурсоснабжения между ИП ФИО1 и ООО «Теплосетевая компания» в отношении жилого дома № 53б по ул. Ленинская в г. Партизанске не заключался, плату за водоснабжение и водоотведение жители дома вносят непосредственно ООО «Теплосетевая компания».
Следовательно, ИП ФИО1 не является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению для жильцов дома № 53б по ул. Ленинская в г. Партизанске.
В связи с этим, действия ИП ФИО1 по установке заглушки на канализационной трубе и приостановлению таким образом услуги водоснабжения гр. ФИО3, проживающей в квартире 22 дома № 53б по ул. Ленинская, противоречит вышеназванным нормам ЖК РФ, Правил № 354.
Кроме того, как установлено судом, меры по приостановлению услуги водоотведения произведены заявителем в связи с имеющейся задолженностью гр. ФИО3 перед ИП ФИО1 за оказанные последним услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества , а не коммунальные услуги.
При этом, согласно письму от 07.04.2017 № 266 ООО «Теплосетевая компания», последнее не обращалось к ИП ФИО1 с просьбой о приостановлении коммунальной услуги водоотведения гр. ФИО3
Материалами дела также подтверждается, что Постановлением мирового судьи судебного участка № 55 судебного района г. Партизанск от 04.05.2017 ИП ФИО1 был признан виновным в совершении самоуправства по факту приостановления услуги водоснабжения гр. ФИО3 и ему было назначено наказание в виде административного штрафа.
Изложенные в указанном судебном акте обстоятельства также подтверждают правомерность доводов инспекции о необходимости произвести работы по восстановлению работоспособности системы водоотведения в квартире № 22 по ул. Ленинская, д. 53б в г. Партизанске, а именно: убрать установленную канализационную заглушку, на что прямо указано в оспариваемом предписании.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Оценив представленные доказательства и установив все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что инспекция, как орган муниципального жилищного контроля, выявив указанные нарушения, обоснованно выдала предпринимателю оспариваемое предписание №51-05-14/5 от 10.04.2017 года.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и правомерно возлагает именно на ИП ФИО1 обязанность по устранению выявленных нарушений.
Нарушения заявителем названных требований установлены инспекцией в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, если полагают, что такие ненормативные правовые акты, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными оспариваемых ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий, чтобы такие акты, действия (бездействие) не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создавали ему иные препятствия для их осуществления, либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Статьей 65 АПК РФ закреплен принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Однако вопреки требованиям, установленным в статье 65 АПК РФ, заявитель не обосновал, каким образом оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагает на него какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы в сумме 300 рублей в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным физическим лицом государственная пошлина составляет 300 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению № 67 от 20.04.2017 года сумма 2700 рублей подлежат возврату предпринимателю из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
ОтказатьИндивидуальному предпринимателю ФИО1 в признании незаконным Предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края №51-05-14/5 от 10.04.2017 года.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную в федеральный бюджет по платежному поручению № 67 от 20.04.2017 года через ПАО «Дальневосточный банк» г.Владивосток государственную пошлину в сумме 2 700 ( две тысячи семьсот) рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Куприянова