ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9696/11 от 02.11.2011 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-9696/2011

10 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 года .

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бибик Н.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Григоренко Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пакгауз» (ИНН <***>, , ОГРН <***>, )

к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: 1976 ОМИС ТОФ

об оспаривании решения

от заявителя ФИО1 (доверенность от 25.03.2011)

от ответчика – не явились, извещены

от третьего лица – ФИО2 (доверенность от 11.01.2011)

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Пакгауз» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – ответчик, департамент) о признании незаконным решения № 29/02/02-13/7857 от 23.05.2011 и об обязании направить документы для обеспечения выбора земельного участка для строительства в администрацию г.Владивостока.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации суд рассматривает настоящий спор в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Обосновывая заявленные требования, общество пояснило, что департамент на стадии обращения к нему с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения на нем объекта строительства правомочен и обязан в силу положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае, если испрашиваемый земельный участок находится на территориях запретных районов в Приморском крае, в целях обеспечения выбора земельного участка, с учетом мнения межведомственной комиссии, направить соответствующий запрос в орган местного самоуправления.

Ответчик в представленном отзыве по заявленным требованиям возразил, считает, что департамент не вправе распоряжаться испрашиваемым земельным участком, поскольку согласно сведениям, представленным Военным лесничеством №247, испрашиваемый обществом земельный участок входит в состав земель Министерства обороны РФ (леса на землях обороны).

Третье лицо письменный отзыв по заявленным требованиям в материалы дела не представило, правовую позицию относительно предмета спора не выразило.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.11.2011.

При рассмотрении дела суд установил, что 15.04.2011 общество обратилось в департамент с заявлением №29-9108 о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв.м с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения (здание склада) в районе ул.Проселочной, 5а с целью дальнейшего оформления земельного участка в аренду для строительства.

Рассмотрев заявление общества о предоставлении земельного участка, департамент в письме №29/02/02-13/7857 от 23.05.2011 указал, что согласно представленным Военным лесничеством №247 сведениям испрашиваемый земельный участок входит в состав земель Министерства обороны РФ (леса на землях обороны).

Поскольку, по мнению ответчика, департамент не вправе распоряжаться земельными участками, входящими в состав земель Министерства обороны Российской Федерации, в рассмотрении заявления общества было отказано.

Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Пакгауз» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
  Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Таким образом, учитывая, что заявитель оформил заявление в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса РФ, приложил к заявлению необходимые документы, департамент должен был направить заявление общества в орган местного самоуправления с целью обеспечения процедуры оформления акта выбора земельного участка для строительства, в том числе для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, определения расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами.

Из представленной заявителем в материалы дела обзорной схемы, а также сведений информационной системы обеспечения градостроительство деятельности следует, что испрашиваемый участок полностью расположен в запретном районе военного объекта.

Доводы департамента о нахождении испрашиваемого участка в составе земель Министерства обороны РФ не могут быть приняты судом на том основании, что данное обстоятельство не подтверждено документально ни ответчиком, ни привлеченным к участию в деле третьим лицом.

Кроме того, если испрашиваемый участок находится в запретном районе военного объекта, применяется Порядок рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 02.04.2007 № 75-па (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка в случаях особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения в запретных районах разрешается Администрацией Приморского края в каждом конкретном случае по согласованию с органами военного управления, в ведении которых находятся арсеналы, базы склады.

В пункте 2.1 Порядка установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц, а также граждане, юридические лица, заинтересованные в строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов обращаются в адрес Администрации Приморского края с заявлением о разрешении строительства в запретном районе.

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, адрес земельного участка (при наличии), испрашиваемая площадь земельного участка. К заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 2.2 указанного Порядка.

Администрация Приморского края направляет представленные заявителем материалы и документы в Департамент градостроительства Приморского края для рассмотрения вопроса о возможности размещения объекта в запретном районе (пункт 2.3 Порядка).

Департамент градостроительства Приморского края направляет документы и материалы, указанные в пунктах 2.2 и 2.5 настоящего Положения, в орган военного управления, в ведении которого находятся военные склады, для согласования строительства объекта (пункт 2.6 Порядка).
  Для выработки согласованной позиции заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления вопрос о возможности строительства объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретных районов в Приморском крае выносится на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам строительства объектов недвижимости на территории запретных районов в Приморском крае, созданной Администрацией Приморского края (пункт 2.7 Порядка).

Таким образом, департамент при обращении к нему с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства обязан в силу приведенных норм права в целях обеспечения выбора земельного участка направить соответствующий запрос в орган местного самоуправления.
  Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Учитывая изложенное, законных оснований отказывать в рассмотрении заявления общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка у департамента не имелось.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ и положениями статьи 31 Земельного кодекса РФ арбитражный суд обязывает департамент направить заявление общества и приложенные к нему документы в администрацию г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка для строительства.

Требования заявителя о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 12 000 рублей на оплату услуг представителя подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.

Согласно материалам дела, заявителем 25.05.2011 заключен договор на оказание юридических услуг по конкретному делу. Размер вознаграждения, подлежащего выплате по данному договору, составил 12 000 руб., в том числе за составление и подачу искового заявления – 4000 руб., за представительство в арбитражном суде, кассационной и надзорной инстанции – 8000 руб. Факт оплаты подтверждается представленной в материалы дела распиской от 25.05.2011.

В силу статей 101, 106 АПК РФ расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся к судебным расходам.

В соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах.

Исследовав все обстоятельства дела по существу заявленных требований, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доводы сторон и представленные доказательства, учитывая сложность и объем работы, проведенной представителем заявителя при подготовке дела, количество времени, затраченного на подготовку необходимых документов и участие в судебных заседаниях в суде первой инстанции, оценивая разумность взыскиваемой суммы, суд считает необходимым и достаточным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.05.2011 № 29/02/02-13/7857, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу направить в администрацию г. Владивостока документы согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пакгауз» от 15.04.2011 для обеспечения выбора земельного участка для строительства ориентировочной площадью 10000 кв.м, расположенного в городе Владивостоке в районе ул. Проселочной, 5 «а».

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Пакгауз» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины и 10000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, всего 12000 (двенадцать тысяч) рублей.

Отказать во взыскании 2000 рублей судебных расходов.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Бибик Н.Л.