ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9763/07 от 06.03.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская , 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 06 марта 2008 года.

Изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ.

г. Владивосток Дело № А51-9763 /2007, 20-248

« 31 » марта 2008 года

Судья Арбитражного суда Приморского края Куприянова Н.Н.,

при ведении протокола судья Н.Н. Куприянова

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

ОАО Холдинговая компания «Дальморепродукт »

к  МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Приморского края

о  признании недействительным Решения № 09/19-1 от 30.09.2005 года правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц , пеней и штрафа .

При участии в заседании :

от Заявителя :  ст.ю/к Терехова Т.А. Дов. № 86 от 29.12.2007 ; ю/к Муханова С.Е. Дов. № 92 от 29.12.2007 ; глав.бух. Ильичева Н.В. Приказ № 480-к от 17.02.2003.

от Налогового органа -   зам.начальника юр.отд. Жуков В.В. Дов. № 10/5 от 09.01.2008; главный специалист-эксперт УФНС Шемина О.Н. Дов. № 10/б/-2 от 17.01.2008;

Установил :

Рассматривается заявление ОАО ХК «Дальморепродукт» ( Далее по тексту Заявитель, ОАО ХК «ДМП» Налогоплательщик, Предприятие) о признании недействительным Решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Приморского края ( далее Налоговый орган, Инспекция) № 09/19-1 от 30.09.2005 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц , пеней и штрафа .

Заявитель в судебном заседании 30 января 2008 года, в порядке ст. 49 АПК РФ , уточнил предмет предъявленных требований и просит признать оспариваемый ненормативный акт недействительным в части доначисления НДФЛ в сумме 52 292 069 руб.; пени в сумме 40 549 654 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 10 458 414 руб.

В обоснование оспаривания ненормативного акта Заявитель сослался на следующее :

В нарушение п.1 ст.210 НК РФ и п.3 ст.217 НК РФ Налоговым органом неправомерно в налогооблагаемую базу по исчислению налога на доходы физических лиц ( далее НДФЛ) включены выплаты в иностранной валюте взамен суточных.

Налоговым органом нарушены нормы п.6 ст. 108 НК РФ , а так же п.2 ст. 100 и п. 3 ст. 101 НК РФ, поскольку ни в акте выездной налоговой проверки № 09/11 от 02 июня 2005г. , ни в решении № 09/19-1 от 30.09.2005г. не изложены фактические обстоятельства , послужившие основанием для доначисления НДФЛ и привлечения ОАО ХК «Дальморепродукт» к ответственности по ст. 123 НК РФ. Также отсутствуют ссылки на документы , на основании которых сделан вывод о размере удержанного, но не перечисленного НДФЛ.

По мнению Заявителя , Налоговым органом при расчете сумм НДФЛ за период с 01.01.2001г. по 30.09.2005г. в налоговую базу неправомерно включены суммы :

а)сумма ранее начисленных налоговым органом штрафных санкций по НДФЛ в размере 14 559 792 рублей , что противоречит ст. 210 НК РФ, и привело к завышению сумм доначисленного НДФЛ, пени, штрафа, поскольку штрафные санкции не могут являться базой
для начисления налога на доходы физических лиц.

б)сумма 26 291 935 рублей , составляющая сальдо по НДФЛ по состоянию на 01.01.2002, определена расчетным путем , согласно решению № 09/96 ДСП от 15.10.2004 .

Из предоставленного налоговым органом к Решению расчета следует, что недоимка на 01.01.2001 года, фактически определена нарастающим итогом за более ранние годы, которые не были охвачены проводимой проверкой, что противоречит действующему законодательству (ст. 89 НК РФ), нарушает права налогоплательщика.

Кроме того, налог за 2001 год (по состоянию на 01.01.02г.) был
определен налоговым органом расчетным путем, исходя из суммы сальдо на 01.01.2002 без анализа документов первичного учета.

Подпункт 7 пункт 1 статьи 31 НК РФ предоставляет право налоговым органам определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщикам в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющихся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, в частности, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

ОАО ХК "Дальморепродукт" производило учет по налогу на доходы физических лиц в установленном законом порядке, но не имело возможности представить налоговому органу документы первичного учета по причине их изъятия органами прокуратуры при произведении обысков (выемок) в рамках возбужденных уголовных дел. Кроме того , бухгалтерская и иная документация не была передана Черевиком А.М. (внешний управляющий ОАО ХК "Дальморепродукт", назначен определением от 23.10.2002г., освобожден от исполнения обязанностей определением от 09.10.2003г.) внешнему управляющему Сукач А.В. (назначен определением от 09.10.2003г.) о чем имеется соответствующее определение Арбитражного суда от 03.12.2003 года, выдан исполнительный лист, предъявленный к исполнению.

За период с 23.10.2002 г. по 30.09.2005 – Налогоплательщик считает незаконным включение в налоговую базу суммы произведенной выплаты дохода в размере 55 191 379=26 рублей , поскольку данная сумма составляет
фактическую выплату дохода работникам - членам экипажей МРКТ «Капитан Демиденко», «Капитан Назин», «Капитан Кайзер» и была произведена в 2001 году, следовательно должна быть отнесена к периоду доначисления НДФЛ с 01.01.2001г. по 23.10.2002г.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счет налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Согласно имеющимся данным, перечисление денежных средств работникам в общей сумме 55 191379= 26 рублей (2 476 673,38 дол. США) было
произведено 14.05.2001г., 04.06.2001г., 24.07.2001г., 31.07.2001г., 13.09.2001г., 21.09.20001г., 27.09.2001г., 23.10.2001 г.

Также , по мнению Заявителя, неправомерно включение в налогооблагаемую базу суммы 85 206 534=35 рублей, так как она составляет внутренние обороты предприятия за периоды: ноябрь 2003г. (28 582 882=03 руб.), декабрь 2003 (49 418 909=99 руб.), июль 2004г. (117 930 руб. и 7 086 812=33 руб.).

Внутренние обороты предприятия представляют собой движение материальных ценностей, денежных средств внутри предприятия, но ни в коей мере не являются выплатой денежных средств работникам , соответственно не могут быть включены в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

Налоговый орган требования Налогоплательщика не признал, настаивал на законности и обоснованности принятого ненормативного акта.

Возражая против доводов Налогоплательщика указал, что пунктом 3 ст.217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ , решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд в другую местность и возмещение командировочных расходов. Помнению Инспекции , работа членов экипажей судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний носит разъездной характер и не признается служебной командировкой в смысле ст. 166 Трудового кодекса РФ и установленные распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994г. № 819-р нормы выплат в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний не являются компенсацией командировочных расходов, а включаются в заработную плату повышенного размера за особые условия труда в соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ и подлежат налогообложению в составе заработной платы на общих основаниях.

При проверке полноты и своевременности исполнения обязанностей по уплате в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за проверяемый период установлено, что в нарушение п.6 ст. 226 НК РФ налог в бюджет перечислялся несвоевременно. В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога начислена пеня ( расчет в Приложении № 2.4.4. к акту).

По состоянию на 01.10.2004г. задолженность по налогу на доходу физических лиц по выплаченному доходу за период с 01.01.2002г. по 30.09.2004 годы составляет 76210493 руб. Из данной суммы задолженности , задолженность по налогу на дату введения внешнего управления и установления моратория (23.10.2002 г.) составляет 60411500 руб. и по текущим платежам 15798993 руб.

Из материалов дела установлено :

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Приморского края на основании Решения Руководителя Налоговой Инспекции № 09/96 ДСП от 27.10.2004 была проведена выездная налоговая проверка ОАО ХК «ДМП» по вопросам соблюдения валютного и налогового законодательства, правильности исчисления, полноты удержания , перечисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2001 года по 31.12.2003 года .

В ходе выездной проверки Налоговой Инспекцией было установлено , что в нарушение п.1 ст. 210, п.3 ст. 217 НК РФ предприятием не включены в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц выплаты в иностранной валюте взамен суточных , в результате не удержан налог на сумму 210194 руб.

Также в нарушение п.1 ст.210 НК РФ в облагаемый налогом доход подотчетных лиц не включались суммы, списанные с подотчета данных лиц без документов, подтверждающих произведенные расходы. В результате данного нарушения не удержан НДФЛ в сумме 4968 руб.

При проверке полноты и своевременности исполнения обязанностей по уплате в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за проверяемый период установлено, что в нарушение п.6 ст. 226 Налогового кодекса РФ налог в бюджет перечислялся несвоевременно. В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога начислена пеня , что подтверждается расчетами в Приложении № 2.4.4. к акту. По состоянию на 01.10.2004 задолженность по налогу на доходу физических лиц по выплаченному доходу за период с 1.01.2002 по 30.09.2004 составляет 76210493 руб., в том числе задолженность по налогу на дату введения внешнего управления и установления моратория (23.10.02г.) составляет 60411500 руб. и 15798993 руб.по текущим платежам .

По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 09/11 от 02.06.2005 в котором нашли отражение вышеуказанные нарушения .

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений Налогоплательщика Руководителем МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Приморского края было принято Решение № 09/19-1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения , которым ОАО ХК «ДМП» было предложено уплатить 215162 руб. не удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом ; 70135231 руб. не своевременно перечисленного налога на доходы физических лиц ; 52588922=66 руб. пени и Общество было привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.123 НК РФ в виде взыскания 20% штрафа от суммы неправомерно не удержанного НДФЛ в размере 43032=40 руб. и за неправомерное не перечисление сумм НДФЛ в размере 14 027 046=20 руб.

Не согласившись частично с вынесенным ненормативным актом , посчитав, что Решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности , ОАО ХК «ДМП» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд , исследовав представленные сторонами документы, выслушав пояснения и возражения сторон по существу предъявленных требований , находит предъявленные требования ОАО ХК «ДМП» правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям .

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении базы, облагаемой НДФЛ, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В силу пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) , связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации не дано определения понятия «компенсация», в связи с чем в соответствии со статьей 11 НК РФ подлежит применению статья 164 ТК РФ, согласно которой компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности предусмотрены Распоряжением Правительства РФ N 1741-р от 03.11.1994, распространившим на них предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний, установленных Распоряжением Правительства РФ N 819-р от 01.06.1994.

Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что в рассматриваемый период Общество производило выплаты иностранной валюты членам экипажей судов в пределах норм, установленных названным распоряжением.

Таким образом , поскольку по своей правовой природе спорные выплаты являются компенсационными, связаны с особыми условиями труда членов экипажей судов в период заграничного плавания, которые на основании договора с судоходной компанией выполняют трудовые функции при эксплуатации морского судна и несут дополнительные затраты в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, то выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания освобождаются от обложения НДФЛ и ЕСН в силу статей 217 и 238 НК РФ.

Следовательно, доначисление налога на доходы физических лиц в сумме 210 194 рубля, пени в размере 40 859 рублей и привлечение Налогоплательщика к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 42 038=80 рублей произведено неправомерно.

Пунктами 4, 6 и 9 статьи 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В ходе судебного разбирательства стороны по предложению суда и с учетом дополнительно представленных Налогоплательщиком документальных доказательств в подтверждение приведенных доводов , был составлен акт расчета пени за несвоевременное перечисление НДФЛ за период с 01.01.2001 по 22.10.2002 года , согласно которому Заявитель согласился , что сумма несвоевременно перечисленного НДФЛ составляет по проверке 15129053 руб. и пени- 8214425=23 руб.

Налоговый орган полагает, что в данный расчет пени подлежит включению ( как в приложении к Решению № 09/19-1 ) сальдо задолженности на 01.01.2001 года в сумме 26291935=16 руб. , однако данный довод Инспекции, суд полагает не основанным на нормах НК РФ.

В соответствии со ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статья 87 НК РФ имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой.

Как следует из поручения на проведение проверки и вводной части акта выездной налоговой проверки № 09/11 от 02.06.2005 выездная налоговая проверка в отношении ОАО ХК «ДМП» проводилась за период с 01.01.2001 по 30.09.2004.

Из приложения № 4.2. к акту выездной поверки № 09/ 11 следует, что сумма задолженности по НДФЛ на которую начисляется пени за каждый день просрочки платежа определяется инспекцией с учетом сальдо по налогу, сложившегося за период до 01.02.2001 года , т.е. за пределами периода проверки.

В ходе судебного разбирательства и из материалов оспариваемого Решения следует , что обстоятельства , связанные с образованием этой задолженности , налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки не устанавливались, первичные документы, подтверждающие выплату Обществом доходов физическим лицам, в периоде до 01.02.2002 не исследовались, то есть в оспариваемой части пени начислены на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц за пределами трехлетнего срока их взыскания .

В расчет пени по НДФЛ за период с 23.10.2002 по 30.09.2004 года –

Суд полагает, что Налоговой Инспекцией неправомерно включены в налогооблагаемую базу по исчислению НДФЛ за ноябрь 2002 года 55191379=26 руб. , составляющие выплаты дохода работникам членам экипажей МРКТ «Капитан Демиденко», «Капитан Назин», «Капитан Кайзер», поскольку перечисление денежных средств
 работникам в общей сумме 55 191 379=26 рублей (2 476 673,38 дол. США) было произведено 14.05.2001г., 04.06.2001г., 24.07.2001г., 31.07.2001г., 13.09.2001г., 21.09.20001г., 27.09.2001г., 23.10.2001, что подтверждается выписками банка АКБ «Приморье».

Согласно п. п. 4, 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность налогового агента уплатить удержанную у налогоплательщика сумму налога в установленном законом порядке и в надлежащий срок обусловлена необходимостью равномерного поступления в течение бюджетного года в государственную казну средств, используемых для покрытия расходных статьей бюджета, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 24 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решение о привлечении к налоговой ответственности должно содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и сведения, подтверждающие установленные обстоятельства, доводы, приведенные налогоплательщиком в его защиту, результаты проверки этих доводов.

Оспариваемое решение данным требованиям не соответствует, поэтому его нельзя признать обоснованным. Наличие недоимки, выявленной налоговым органом по результатам предыдущей проверки, как и недоимки, установленной за пределами проверенного периода, не может в силу закона являться основанием для начисления пени по настоящей проверке.

Таким образом , с учетом вышеизложенного, а также представленных расчетов и документальных доказательств , суд полагает, что материалами выездной налоговой проверки документально подтвержден факт несвоевременного перечисления ОАО ХК «Дальморепродукт» НДФЛ в сумме 18053356 руб.

Исходя из вышеизложенного ,

руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ ,

Р Е Ш И Л :

Признать Решение МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю № 09/19- 1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2005 года недействительным в части доначисления не удержанного налога на доходы физических лиц , подлежащих перечислению налоговым агентом в сумме 210194 руб. ; своевременно не перечисленного налога на доходы физических лиц в сумме 52 081 875 рублей , в том числе 40 851 727 рублей за период с 01.01.2001 по 23.10.2002 и 11 230 148 рублей за период с 23.10.2002г. по 30.09.2005г.) ; пени в размере 40 549 654 рублей и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.123 НК РФ в виде взыскания 20% штрафа от суммы неправомерно не удержанного НДФЛ в размере 42039 руб. и неправомерно не перечисленного НДФЛ в размере 10416375 руб. , как не соответствующее Налоговому Кодексу РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Н.Н. Куприянова