ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9843/13 от 04.06.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-9843/2013

06 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 06 июня 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С.Турсуновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Е. Рушульской,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОСЕРВИС» (ИНН 7723601648, ОГРН 1077746328010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 12.02.2007)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 15.04.2005)

о признании незаконным решения,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель Лагоша И.Л. по доверенности от 19.03.2013;

от таможни – представитель Тополенко Д.В. по доверенности от 27.11.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОСЕРВИС» (далее «заявитель», «общество», «декларант») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее «таможня», «таможенный орган»), выраженного в письме №25-28/02523 от 21.01.2013 об отказе осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары № 10702030/191012/0081005.

В судебном заседании от 28.05.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 04.06.2013 в 17 час. 35 мин., после которого судебное заседание было продолжено с участием от заявителя – представителя Евсеевой Т.В. по доверенности от 19.12.2012, таможенный орган в судебное заседание не явился.

Заявитель на требованиях настаивал в полном объеме, в судебном заседании указал на то, что оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по причине отсутствия в пакете документов нотариально заверенного образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, у таможенного органа не имелось, поскольку обществом в распоряжение таможенного органа вместе с заявлением были представлены все документы, необходимость которых предусмотрена требованиями пункта 2 статьи 147 Федерального закона № 311 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании».

Заявитель пояснил, что ранее в таможенный орган неоднократно предоставлялись нотариально заверенные копии документов, необходимых согласно частям 4-7 статьи 122 данного Федерального закона № 311 от 27.11.2010, в связи с чем в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 3 статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», ООО «ТЕХНОСЕРВИС» вправе не предоставлять такие документы повторно, о чем также было указано по тесту заявления о возврате.

  Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию незаконным.

Представитель таможенного органа с требованиями не согласился, указал на то, что оснований для признания незаконным решения таможенного органа не имеется, поскольку заверенные копии решения учредителя, приказа генерального директора, а также паспорта с его подписью не свидетельствуют об исполнении обществом требований Федерального закона № 311-ФЗ. Таможенный орган указал, что пунктом 4 части статьи 122 указанного Закона прямо определено, что к заявлению о возврате денежных средств необходимо приложить образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.

Выслушав пояснения заявителя, возражения таможенного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В октябре 2012 года во исполнение заключенного между сторонами контракта № CVS 150207 от 17.04.2007 ООО «ТЕХНОСЕРВИС» на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены товары: воздушные фильтры для ДВС, воздушные фильтры для салона автомобиля, устройства для фильтрования масла в ДВС, устройства для фильтрования топлива в ДВС.

В целях таможенного оформления ввезенного товара декларантом была подана ДТ № 10702030/191012/0081005 и таможенная стоимость товара определена по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В ходе таможенного контроля таможенный орган к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товарам не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем таможенным органом было принято решение о проведении дополнительной проверки и декларанту было предложено представить дополнительные документы.

В ответ на запрос таможни, указанный в решении таможенного органа о проведении дополнительной проверки от 20 октября 2012 года, ООО «ТЕХНОСЕРВИС» было направлено письмо от 25 октября 2012 года с пояснениями и приложением документов.

19 ноября 2012 года таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары № 10702030/191012/0081005, что привело к увеличению размера таможенных платежей.

Посчитав, что корректировка таможенной стоимости произведена незаконно, декларант обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованием о признании его незаконным.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.01.2013 по делу № А51-30924/2012 решение Владивостокской таможни от 19.11.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары № 10702030/191012/0081005, признано незаконным, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Полагая доначисленные денежные средства в результате незаконной корректировки таможенной стоимости товаров, излишне уплаченными, декларант обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Письмом от 21.01.2013 № 25-28/22523 таможенный орган возвратил заявление без рассмотрения, сообщив декларанту о том, что решение о возврате денежных средств не принято в связи с непредставлением обществом документа – образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление, наличие которого предусмотрено пунктом 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ.

Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, посчитав такой отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, возражения таможенного органа, проанализировав законность принятого решения в полном объеме, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Частью 2 указанной статьи установлено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Из материалов дела следует, что заявитель, обращаясь в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, представил все необходимые документы, установленные Федеральным законом № 311-ФЗ.

Судом установлено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было приложено платежное поручение № 473 от 22.10.2012, подтверждающее уплату таможенных пошлин, подлежащих возврату. Кроме того, ООО «ТЕХНОСЕРВИС» к заявлению была приложена заверенная копия декларации на товары № 10702030/191012/0081005. С целью подтверждения факта излишней уплаты таможенных платежей к заявлению были приложены таможенная расписка № ТР-6303293, а также решение Арбитражного суда Приморского края от 14 января 2013 года по делу № А51-30924/2012.

Таким образом, суд соглашается с заявителем и полагает, что ООО «ТЕХНОСЕРВИС» вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей были предоставлены все необходимые документы в соответствии с правилами, установленными пунктом 2 статьи 147 указанного Федерального закона № 311 от 27.11.2010.

Из материалов дела следует, что в качестве основания невозможности произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей, таможенный орган указал на непредставление декларантом документа – образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление, обязательность наличия которого предусмотрена пунктом 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ.

Статьей 122 Федерального закона № 311-ФЗ установлен порядок возврата авансовых платежей, в соответствии с частью 1 которой установлено, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с частью 4 указанного Федерального закона юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют: 1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; 2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; 3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; 4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; 5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Таким образом, пункт 4 части 2 статьи 147, а также пункт 4 части 4 статьи 122 Федерального закона № 311- ФЗ действительно устанавливает, что документ - образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление, подлежит предоставлению в таможенный орган при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 147 указанного Федерального закона № 311-ФЗ если в таможенный орган ранее предоставлялись документы, указанные в частях 4 - 7 настоящей статьи, лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив сведения о предоставлении таможенному органу таких документов и об отсутствии в них изменений.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что ранее в таможенный орган неоднократно предоставлялись нотариально заверенные копии документов, необходимых в соответствии с частями 4-7 статьи 122 данного Федерального закона № 311-ФЗ, кроме того, при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей ООО «ТЕХНОСЕРВИС» также указал, что ранее в таможенный орган предоставлялись нотариально заверенные копии документов согласно перечню, установленному пунктами 4-7 статьи 122 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ», а именно: заверенная копия решения учредителя, приказа генерального директора, а также паспорта с его подписью. Данное обстоятельство находит свое подтверждение представленными в материалы дела доказательствами.

Кроме того, судом установлено, что по тексту заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом также было указано на отсутствие изменений в данных документах, в связи с чем суд полагает обоснованным утверждение заявителя об отсутствии необходимости повторного предоставления нотариально заверенного образца подписи генерального директора компании в таможенный орган.

Утверждение таможенного орган о том, что заверенные копии решения учредителя, приказа генерального директора, а также паспорта с его подписью, представленные заявителем в таможенный орган, не свидетельствуют об исполнении обществом требований Федерального закона № 311-ФЗ на том основании, что пунктом 4 части статьи 122 указанного Закона прямо указано на необходимость представления образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление, не находит своего подтверждения.

Статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 установлено, что нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации, при этом свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом.

Признавая необоснованным данный вывод таможенного органа, суд учитывает, что пункт 4 части 4 статьи 122 Федерального закона № 122-ФЗ не определяет перечень конкретных документов, которые могут свидетельствовать верность подписи заявителя, в связи с чем представленные заявителем в таможенный орган документы, а именно заверенные копии решения учредителя, приказа генерального директора, а также паспорта с его подписью, по мнению суда, свидетельствуют об исполнении обществом требований Федерального закона № 311-ФЗ.

Судом также установлено, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подписано уполномоченным лицом – генеральным директором общества с расшифровкой подписи и заверением печатью. Таможенным органом не опровергнуто то обстоятельство, что в его распоряжении имелись документы, подтверждающие полномочия генерального директора общества и не представлено доказательств невозможности удостоверения подписи генерального директора общества должностным лицом таможенного органа при подаче заявления.

Таким образом, выводы заявителя о том, что в распоряжении таможенного органа имелись все документы, необходимые для принятия решения по заявлению общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а также признание в связи с этим решения Владивостокской таможни незаконным, признаются судом обоснованными.

Суд полагает, что отказавшись от рассмотрения заявления о возврате по существу, таможня фактически отказала заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Поскольку решение таможни по таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной декларации на товары, является незаконным и не может порождать правовые последствия с момента его вынесения, следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для увеличения размера подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей.

Учитывая изложенное, требование заявителя о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни, выраженное в письме №25-28/02523 от 21.01.2013, об отказе осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары № 10702030/191012/0081005, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Владивостокской таможни, расположенной по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 а, в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОСЕРВИС» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Турсунова Ю.C.