ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9873/09 от 18.09.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51-9873/2009

18 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П.

рассмотрел 11 сентября 2009 г. в судебном заседании

дело по заявлению предпринимателя ФИО1

к Администрации Дальнегорского городского округа

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Дионис»

об оспаривании постановления

при участии в заседании: от заявителя – ФИО2 (доверенность от 13.11.2008 г.), ФИО3 (доверенность от 22.06.2009 г.), от ответчика – начальник отдела архитектуры и строительства ФИО4 (доверенность от 29.07.2009 г.), Пика М.С. (доверенность от 27.07.2009 г.), ФИО5 (доверенность от 22.05.2009 № 17), от третьего лица – ФИО6 (доверенность от 27.07.2009 г.)

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Дальнегорского городского округа от 28.04.2009 № 278-па «О предоставлении земельных участков ООО «Дионис» для строительства торгового комплекса «5+».

Представители предпринимателя в судебном заседании требование поддержали, указав, что предпринимателем в течение срока, указанного в объявлении о предстоящем предоставлении земельного участка в районе пр-та 50 лет Октября, 45-а для строительства торгового комплекса, были поданы заявления о предоставлении земельного участка для этих же целей, однако Администрация в нарушение статьи 38 Земельного кодекса РФ не объявляла и не проводила торги (конкурс, аукцион) на приобретение права аренды спорного земельного участка, несмотря на то, что было подано более одной заявки на получение земельного участка для строительства. Заявитель утверждает, что земельные участки были предоставлены ООО «Дионис» без проведения публичных слушаний и предварительного согласования места размещения объекта, обращает внимание на то, что постановление о предварительном согласовании места размещения объекта было издано до вступления в силу постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Также заявитель ссылается на нарушение ответчиком законодательства о защите конкуренции, расценивая предоставление земельного участка третьему лицу с указанными нарушениями установленного порядка как предоставление преимуществ и запрещенной муниципальной помощи.

Администрация Дальнегорского городского округа требование предпринимателя ФИО1 отклонила, указывая, что ФИО1 не обращалась за получением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не является правообладателем соседних земельных участков, в связи с чем оспариваемое постановление не может нарушать какие-либо ее права и законные интересы.

Третье лицо поддержало позицию администрации, указало, что земельные участки предоставлялись Обществу с предварительным согласованием места размещения объекта.

При рассмотрении дела суд установил, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.12.1996 Администрацией муниципального образования г. Дальнегорск, о чем 29.06.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией МНС России № 6 по Приморскому краю внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304250518100036.

Администрация Дальнегорского городского округа разместила в газете «Трудовое слово» за 14.04.2009 № 97 (11575) объявление о предстоящем предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка, расположенного примерно в 25 м на юго-запад от здания № 45-а по пр-ту 50 лет Октября, для строительства торгового комплекса «5+». В объявлении было указано, что замечания и предложения принимаются в письменном виде в течение недели после опубликования объявления.

17.04.2009 предприниматель ФИО1 подала на имя главы Дальнегорского городского округа заявление о предоставлении земельного участка, расположенного в г. Дальнегорске на расстоянии 20 м в юго-западном направлении от здания № 45 по пр-ту 50 лет Октября, общей площадью 3855 кв.м, для строительства торгового центра, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции вх. № 612-пн.

20.04.2009 предприниматель направил аналогичное заявление в отдел архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа, указав, что заявление подано на основании объявления, опубликованного в газете «Трудовое слово» от 14.04.2009 № 97 (11575). Согласно почтовому уведомлению заявление получено отделом архитектуры и строительства 22.04.2009 г.

Ответ на заявления предпринимателя ответчиком не был дан.

Постановлением Администрации Дальнегорского городского округа от 28.04.2009 № 278-па Обществу с ограниченной ответственностью «Дионис» были предоставлены земельные участки площадью 963 кв.м, кадастровый номер 25:03:010105:299, для строительства торгового комплекса «5+», примерно в 25 м по направлению на юго-запад от здания по адресу <...> Октября, 45-а, находящегося за границами участка, а также площадью 1561 кв.м, кадастровый номер 25:03:010105:300, для производства строительных работ, примерно в 20 м по направлению на юго-запад от того же ориентира. Участки предоставлены в аренду сроком на 3 года.

Предприниматель, посчитав, что данное постановление противоречии закону и нарушает его права и законные интересы, оспорил его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд отклоняет ссылку заявителя на Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в силу статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров, установленный указанной статьей, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в отношении сформированного в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится путем выбора земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании земельного участка, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его кадастрового учета и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка (пункт 5 указанной статьи).

Исходя из смысла приведенных норм, выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства. Заявки на размещение объекта на одном и том же земельном участке могут быть поданы неограниченным количеством заинтересованных лиц.

Вместе с тем, законодательство определяет правовые последствия принятия органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, решения о предварительном согласовании места размещения объекта: в силу пункта 8 статьи 31, пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления границ земельного участка по заявкам лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, его государственного кадастрового учета и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

На момент обращения предпринимателя в Администрацию Дальнегорского городского округа с заявлениями о предоставлении земельного участка ответчиком уже было издано постановление от 26.11.2008 № 152-па об утверждении акта выбора площадки и предварительном согласовании земельного участка для строительства торгового комплекса «5+» ООО «Дионис». Основанием для принятия этого постановления послужило обращение ООО «Дионис» от 19.11.2008 г.

Акт выбора земельного участка был оформлен в отношении земельного участка примерной площадью 900 кв.м, площадь земельного участка 963 кв.м была уточнена по результатам межевания.

Таким образом, ООО «Дионис» имело право на предоставление ему земельного участка для строительства торгового комплекса, вытекающее из решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Довод заявителя о том, что земельный участок площадью 1561 кв.м, кадастровый номер 25:03:010105:300, предоставленный для производства строительных работ, не проходил процедуру предварительного согласования, соответствует фактическим обстоятельствам. Однако данный земельный участок предоставлен не для строительства, то есть не для размещения объекта строительства, а временно, в целях обеспечения организации строительства, поэтому порядок, предусмотренный статьями 30-32 Земельного кодекса РФ, не применим к отношениям по предоставлению данного земельного участка.

Кроме того, предприниматель ФИО1 не выражала свою заинтересованность в получении земельного участка для проведения строительных работ без размещения объекта строительства, в связи с чем в части предоставления земельного участка площадью 1561 кв.м не подтвердила нарушение своих прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Данной статьей определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 кодекса.

В свою очередь, статья 39 Градостроительного кодека РФ устанавливает, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в установленном порядке. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Изложенный порядок был соблюден при предоставлении спорного земельного участка для строительства.

Так, заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было направлено ООО «Дионис» в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Дальнегорского городского округа 11.06.2008, 25.07.2008 комиссией было принято решение о проведении публичных слушаний (протокол заседания комиссии № 5/08), публичные слушания назначены на 05.09.2008 г., объявление о проведении публичных слушаний размещено в газете «Трудовое слово» от 07.08.2008.

По итогам публичных слушаний комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки Дальнегорского городского округа дала положительные рекомендации, в газете «Трудовое слово» от 13.09.2008 опубликовано соответствующее заключение комиссии.

Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка юля строительства торгового комплекса «5+» предоставлено постановлением Администрации Дальнегорского городского округа от 18.09.2008 № 22-па.

Размещение торгового комплекса на спорном земельном участке не противоречит документам градостроительного планирования, так как согласно Генеральному плану пос. Дальнегорск, утвержденному постановлением Приморского крайисполкома от 21.09.1979 № 735, данная территория относится к территории многоэтажной жилой и общественной застройки, предполагает размещение объектов культурно-бытового обслуживания.

Письмо Администрации г. Дальнегорска от 05.02.1997 № 115 в адрес директора «Сервис-Быт» само по себе не свидетельствует об обратном, так как невозможно идентифицировать земельный участок, о котором в нем идет речь, и не представлено документальное подтверждение отнесения земельного участка к землям общего пользования.

Тот факт, что постановление ответчика от 18.09.2008 № 22-па было опубликовано лишь 21.03.2009 г., не свидетельствует о незаконности предварительного согласования места размещения объекта. Статьей 4 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции и капитальному ремонту. Ни данным кодексом, ни Земельным кодексом РФ не регламентировано, на каком этапе предоставления земельного участка для строительства требуется наличие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Кроме того, предприниматель ФИО1 не подтвердила нарушение своих прав и законных интересов постановлением ответчика от 28.04.2009 № 278-па, так как заявление о предоставлении земельного участка было ею подано после того, как земельный участок был предварительно согласован ООО «Дионис», о возможном строительстве торгового центра ей было известно из публикации о проведении публичных слушаний по вопросу о разрешении условно разрешенного вида использования земельного участка, самого факта этих публичных слушаний, опубликованного заключения комиссии. Следовательно, в случае, если предприниматель действительно имел намерения получить земельный участок для строительства торгового центра, он вправе был в любое время обратиться за предоставлением земельного участка.

При этом Администрация Дальнегорского городского округа не обязана была предварительно и заблаговременно публиковать сообщение о наличии предполагаемого для передаче под строительство земельного участка в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, на который ссылается заявитель, поскольку земельный участок предоставлялся под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. В то же время ни пункт 5 названной статьи, ни статьи 31 и 32 Земельного кодекса РФ не предусматривают опубликование подобных сообщений.

Заинтересованность предпринимателя в оспаривании постановления Администрации от 28.04.2009 № 278-па из факта аренды земельного участка под размещение трех торговых киосков также не вытекает, учитывая, что спорный земельный участок не прилегает непосредственно к земельному участку, предоставленному ему в аренду согласно договору от 22.02.1999.

При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого постановления недействительным по заявлению предпринимателя ФИО1 не имеется.

Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Администрации Дальнегорского городского округа от 28.04.2009 № 278-па «О предоставлении земельных участков ООО «Дионис» для строительства торгового комплекса «5+», в связи с его соответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета 1900 руб. (Одну тысячу девятьсот рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции Сбербанка России от 23.06.2009 № 36 на общую сумму 2000 руб., находящейся в материалах дела.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Л.П. Нестеренко