ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9889/17 от 09.11.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                          Дело № А51-9889/2017

17 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2017 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2017 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Фокиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Иващенко Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюобщеобразовательного частного учреждения «Международная школа нового тысячелетия» (ОГРН  1142500001489; 1142500001489)

к Департаменту образования и науки Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным приказа от 30.01.2017 №140-а «Об отказе общеобразовательному частному учреждению «Международная школа нового тысячелетия» в государственной аккредитации образовательной деятельности»,

при участии в заседании: от заявителя –  представителя ФИО1 (по доверенности от 03.04.2017).

от Департамента – представителя ФИО2 (по доверенности от 03.11.2017),

представителя аппарата уполномоченного по защите прав потребителей в ПК Чеха А.С.,

установил:

Общеобразовательное частное учреждение «Международная школа нового тысячелетия» (далее – заявитель, Школа, ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту образования и науки Приморского края (далее – Департамент, аккредитационный орган) и просит суд признать недействительным приказ от 30.01.2017 №140-а «Об отказе общеобразовательному частному учреждению «Международная школа нового тысячелетия» в государственной аккредитации образовательной деятельности».

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по доводам заявления и дополнений к нему, пояснил суду, что приказом от 30.01.2017 № 140-а Департамент на основании заключения аккредитационной экспертизы отказал ему в государственной аккредитации образовательной деятельности», между тем при предоставлении Департаментом государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности Школы имело место нарушение порядка и сроков проведения государственной аккредитации; информация о мероприятиях, связанных с проведением государственной аккредитации образовательного учреждения, до директора Школы заблаговременно не доводилась; аккредитационная экспертиза в отношении образовательных программ, реализуемых   ОЧУ   «Международная   школа   нового тысячелетия», проведена экспертами, срок полномочий которых истёк; члены экспертной группы необоснованно составили отрицательное заключение по результатам аккредитационной экспертизы, так как в заключении не содержится данных, на основании которых эксперты пришли к выводу о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся в учреждении по заявленным для государственной аккредитации образовательным программамФедеральным государственным образовательным стандартам, ссылка в заключении на указанное несоответствие ничем не мотивирована и не конкретизирована, копии документов к заключению не приложены.

Представитель Департамента поддержал доводы письменного отзыва, считает оспариваемый приказ Департамента законным и не нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, полагает, что им не допущено нарушений при предоставлении учреждению данной государственной услуги, поскольку основанием для отказа в аккредитации образовательного учреждения является отрицательное заключение экспертов, проводивших аккредитационную экспертизу, сроки предоставления государственной услуги не нарушены, поскольку заявитель длительное время не предоставлял Департаменту надлежащим образом составленное заявление по установленной форме и приложенные к нему документы.   

Как установлено судом из материалов дела и пояснений сторон, ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» оказывает образовательные услуги в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 12.08.2015 № 206, предоставленной учреждению приказом Департамента образования и науки Приморского края от 12.08.2015 № 892-а.

В июле 2016 года ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» обратилось в Департамент с заявлением о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по трём основным образовательным программам: начального общего, основного общего и среднего общего образования. Заявление зарегистрировано 11.07.2016, входящий № 23-7546.

10.08.2016 заявление ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемые к нему документы были рассмотрены специалистом ФИО3, по результатам рассмотрения документов было составлено Уведомление о несоответствии № 23-08-09/7242 от 10.08.2016.

Причиной отказа в приёме к рассмотрению по существу заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» явилось несоответствие заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности установленным требованиям; иных несоответствий, в том числе отсутствия документов, являющихся обязательным приложением к заявлению, специалистом не выявлено, заявителю предложено в 2-месячный срок представить в Департамент правильно оформленное заявление о проведении государственной аккредитации учреждения, о чём заявителю было направлено Уведомление о несоответствии документов установленным требованиям, и согласно  почтовому уведомлению ФГУП «Почта России» было получено последним 29.08.2016.

Документы повторно были представлены в отдел лицензирования и аккредитации Департамента образования и науки Приморского края директором ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» ФИО4 16.09.2016 и приняты специалистом отдела ФИО3

30.12.2016 пакет документов ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» был принят к рассмотрению по существу, Уведомление о приёме документов от 30.12.2016 № 57 было направлено директору ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» почтой.

16.01.2017 Департаментом образования и науки Приморского края издан приказ № 62-а «О проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых Общеобразовательным частным учреждением «Международная школа нового тысячелетия»», согласно которому проведение экспертизы поручено экспертной группе в составе: ФИО5 (руководитель группы), ФИО6 и ФИО7, срок проведения экспертизы установлен 19-20 января 2017 года.

19.01.2017 экспертная группа работала в ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия».

По итогам проведения аккредитационной экспертизы экспертами ФИО5, ФИО6, ФИО7 подготовлены и подписаны отчеты об аккредитационной экспертизе.

25.01.2017 руководителем экспертной группой составлено заключение по результатам аккредитационной экспертизы, в соответствии с которым содержание и качество подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам: начального общего, основного общего и среднего общего образования, не соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

30.01.2017 на основании заключения по результатам аккредитационной экспертизы Департаментом издан приказ № 140-а «Об отказе Общеобразовательному частному учреждению «Международная школа нового тысячелетия» в государственной аккредитации образовательной деятельности».

Не согласившись с указанным приказом Департамента, Школа обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.  

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.

Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По изложенному прямо следует, что для признания решения государственного органа незаконным требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Нормами статьи 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) установлено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами (часть 1).

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2).

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность (часть 3).

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы (часть 6).

При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, составляет двенадцать лет (часть 19).

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положениям (часть18).

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации (часть 28).

Согласно частям 4, 5 статьи 60 Закона об образовании документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, образцы и порядок выдачи которых утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или образовательной организацией (в случаях, указанных в части 5 статьи 60 Закона об образовании), выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. При этом, частью  4 статьи 59 Закона об образовании она определена как итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию.

Таким образом, прохождение (наличие) государственной аккредитации обусловливает право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выдавать документы об образовании (об образовании и о квалификации) установленного образца.

При этом, выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.30 КоАП РФ.

Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039, установлено, что государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза) (пункт 25 Положения, часть 12 статьи 92 Закона об образовании).

В силу части 11 статьи 92 Закона об образовании аккредитационная экспертиза должна быть основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы (часть 23 статьи 92 Закона об образовании).

Таким образом, заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, является единственным доказательством соответствия или несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

Сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности установлены также Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2014 № 1398 (далее – Регламент).

Согласно пункту 40 Регламента предоставление спорной государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1)   прием, регистрация заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов;

2)     рассмотрение заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов и проверка соответствия организации и представленных документов;

3)      принятие заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу;

4)      проведение аккредитационной экспертизы;

5)рассмотрение уполномоченным органом заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы, и принятие решения о государственной аккредитации образовательной деятельности либо об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности;

6)оформление свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему;

7)     вручение (направление) организации свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему.

Порядок проведения государственной аккредитации  образовательной деятельности установлен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039, которым предусмотрено, что аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов проверяет (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:

а) отнесение государственной аккредитации к компетенции аккредитационного органа;

б) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;

в) истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;

г) отсутствие неисполненного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании аккредитационного органа;

д) отсутствие распорядительного акта аккредитационного органа о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;

е) правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов (пункт 17).

В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов требованиям, указанным в пункте 17 настоящего Положения, заявление и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации принимаются к рассмотрению по существу. Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление (пункт 18).

В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 17 настоящего Положения, и невыполнения требований, указанных в подпункте "е" пункта 17 настоящего Положения, аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии (пункт 19).

Уведомление о несоответствии содержит сведения о том, что заявление и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существу в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий), а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.

В случае если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представила правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы (далее - документы, представленные на основании уведомления), аккредитационный орган осуществляет в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящего Положения их прием и регистрацию (пункт 20).

При соответствии заявления и прилагаемых документов требованиям, указанным в подпункте "е" пункта 17 настоящего Положения, заявление и прилагаемые документы принимаются к рассмотрению по существу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления. Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.

Аналогичные положения содержит пункт 45 Регламента.

Как следует из материалов дела, Департаментом по заявлению Школы от 11.07.2016 было отказано в его приёме к рассмотрению по существу по причине несоответствия заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности установленным требованиям, уведомление о чём было оформлено только 10.08.2016. Между тем, в связи с невыполнением требований, указанных в подпункте "е" пункта 17 настоящего Положения, уведомление о несоответствии направляет в адрес организации аккредитационным органом в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов, и данный срок Департаментом был необоснованно нарушен.

 В то же время, довод заявителя о том, что копия почтового уведомления о вручении, представленная в материалы дела в качестве доказательства получения образовательным учреждением уведомления о несоответствии №   23-08-09/7242 от  10.08.2016, не свидетельствует о бесспорном получении указанного уведомления, судом отклоняется, поскольку фактически повторное обращение Школы с заявлением об аккредитации последовало 16.09.2016.

   Между тем, в период с сентября по декабрь 2016 года какие-либо действия уполномоченного органа по предоставлению государственной услуги не осуществлялись, и только 30.12.2016 пакет документов фактически был принят к рассмотрению по существу, что отражено Департьаментом в Уведомлении о приёме документов от 30.12.2016 № 57.

Довод представителя Департамента о том, что руководитель Школы неоднократно обращался за консультацией по формированию пакета документов для проведения процедуры государственной аккредитации, не нашли подтверждения в материалах дела, какие-либо доказательства этого в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Департаментом не представлены.

Ссылку представителя Департамента на то, что новый пакет документов был представлен Школой по электронным средствам связи только 30.12.2016, суд оценивает критически с учётом того, что каких-либо доказательств поступления от Школы в Департамент электронной корреспонденции в декабре 2016 года стороны суду не представили; факт направления каких-либо документов в Департамент в декабре 2016 года руководитель Школы в судебном разбирательстве отрицал; представленная карточка регистрации электронной корреспонденции свидетельствует о передаче материалов между подразделениями (отделами) Департамента, а не их поступление из вне, в связи с чем уведомление о приеме документов к рассмотрению по существу от 30.12.2016 № 57 само по себе не свидетельствует о времени обращения образовательным учреждением в уполномоченный орган с правильно оформленным пакетом документов и, как следствие, о соблюдении уполномоченным органом в отношении названного учреждения сроков и административных процедур, установленных Регламентом.

После принятия документов к рассмотрению по существу составляется аккредитационное дело организации, которое подлежит хранению в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом (пункты 55, 56 Регламента).

Заявление о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемые к нему документы, принятые к рассмотрению по существу, передаются специалисту, ответственному за проведение аккредитационной экспертизы (пункт 59 Регламента).

Специалист, ответственный за проведение аккредитационной экспертизы:

1)определяет даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы; осуществляет отбор экспертов, имеющих необходимую квалификацию в области заявленных к государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных программ (далее - эксперты), в соответствии с порядком отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 556, из реестра экспертов и экспертных организаций для включения их в состав экспертной группы, согласовывает с экспертами возможности их участия в данной экспертизе (в том числе возможность выезда в указанные сроки в организацию) и при необходимости корректирует список экспертов для данной экспертизы;

3)      определяет руководителя экспертной группы из числа экспертов,
включаемых в состав экспертной группы (далее - члены экспертной группы);

4)    определяет заявленные организацией для государственной аккредитации образовательные программы с указанием уровня образования, укрупненных групп профессий и специальностей, которые закрепляются за членами экспертной группы;

5)    определяет сроки выезда экспертной группы в организацию;

6)      готовит проект распорядительного акта уполномоченного органа о проведении аккредитационной экспертизы и представляет его на подпись руководителю уполномоченного органа (заместителю руководителя уполномоченного органа).

Распорядительный акт уполномоченного органа о проведении аккредитационной экспертизы подписывается руководителем уполномоченного органа (заместителем руководителя уполномоченного органа) и издается в течение 30 календарных дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу и в течение 3 рабочих дней со дня его издания размещается на официальном сайте уполномоченного органа и направляется по адресу электронной почты организации и руководителя экспертной группы его электронная копия, полученная методом сканирования (пункты 59-61 Регламента).

В сроки, установленные в распорядительном акте уполномоченного органа о проведении аккредитационной экспертизы, экспертной группой проводится аккредитационная экспертиза в соответствии с Порядком работы экспертной группы, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Аккредитационная экспертиза проводится с выездом в организацию. Аккредитационная экспертиза проводится в срок, не превышающий 85 календарных дней со дня принятия заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу. Работа экспертной группы начинается не ранее чем через 3 календарных дня после издания распорядительного акта уполномоченного органа о проведении аккредитационной экспертизы.

Продолжительность выполнения работ членом экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы определяется объемом работ членов экспертной группы в соответствии с приказом Рособрнадзора «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы».

При проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа запрашивает у организации документы и материалы, необходимые для проведения аккредитационной экспертизы.

Пунктом 36 Порядка также предусмотрено, что при проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа использует документы и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом на официальном сайте в сети "Интернет" (при наличии). При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал экспертная группа запрашивает у организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала документы и материалы, необходимые для проведения аккредитационной экспертизы, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Между тем, перечень документов, запрошенный у Школы, не соответствует Перечню документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по основным образовательным программам…, утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1385.

Регламентом предусмотрено, что по окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - отчеты об аккредитационной экспертизе) и передают их руководителю экспертной группы. В случае выявления несоответствия образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией копии документов, подтверждающих указанное несоответствие.

Между тем, из материалов дела следует, что при наличии выводов о несоответствии образовательной программы федеральным государственным образовательным стандартам к отчетам экспертов не приложено ни одного подтверждающего документа.

Регламентом также предусмотрено, что руководитель экспертной группы в целях подготовки заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - заключение экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы), осуществляет проверку отчетов членов экспертной группы.

По окончании проведения аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы готовит на основании отчетов об аккредитационной экспертизе заключение экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы и не позднее 3 рабочих дней после окончания проведения аккредитационной экспертизы направляет указанное заключение с приложением отчетов об аккредитационной экспертизе в уполномоченный орган посредством почтового отправления. Электронную копию заключения экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы, полученную методом сканирования, руководитель экспертной группы направляет по адресу электронной почты уполномоченного органа в течение 1 рабочего дня с момента его подписания.

Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после получения заключения экспертной группы по результатам аккредитационной экспертизы направляет его копию в организацию или вручает под роспись руководителю образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, его уполномоченному представителю либо индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю и размещает его на своем официальном сайте (пункты 64 - 68 Регламента).

Между тем, из представленного в материалы дела скриншота видно, что приказ Департамента от 16.01.2017 № 62-а о проведении государственной аккредитации и перечень документов, предоставляемых образовательным учреждением для государственной аккредитации направлен по электронной почте директору ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» ФИО4 17.01.2017 в 15 часов 30 минут (во второй половине рабочего дня), а уже 19.01.2017 экспертная группа прибыла в образовательное учреждение для проведения аккредитационной экспертизы, что не соответствует пункту 65 Регламента, в силу которого работа экспертной группы начинается не ранее чем через 3 календарных дня после издания распорядительного акта уполномоченного органа о проведении аккредитационной экспертизы.

Порядок работы экспертов, включенных в состав экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 № 1386. Согласно положений пунктов 15, 16, 18 и 19 названного приказа, отчет об аккредитационной экспертизе составляется членом экспертной группы отдельно по каждой образовательной программе, в отношении которой проведена аккредитационная экспертиза, и заверяется его подписью. Включение в один отчет об аккредитационной экспертизе нескольких образовательных программ не допускается.

Каждый вывод члена экспертной группы о несоответствии содержания или качества подготовки обучающихся в организации по образовательной программе требованиям ФГОС, содержащийся в отчете об аккредитационной экспертизе, подтверждается копиями документов, указывающих на такие несоответствия, заверенными организацией.

Член экспертной группы, подписавший отчет об аккредитационной экспертизе, обеспечивает его надлежащее оформление и достоверность сведений, представленных в нем.

По окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы представляют отчеты об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы и направляют их электронную копию, полученную методом сканирования, на адрес электронной почты аккредитационного органа в течение 1 рабочего дня с моментапередачи отчета об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы, который готовит заключение экспертной группы.

Формы отчёта об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов, составленного по результатам аккредитационной экспертизы утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2017 № 24 (приложение № 1 и № 2 к приказу).

Между тем, представленные отчёты экспертов не соответствуют установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2017 № 24 форме, содержащиеся в отчётах сведения являются необоснованными и не соответствующими действительности, выводы экспертов о выявленных несоответствиях образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам не подтверждаются копиями документов, заверенных ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» и содержащих данные несоответствия.

Информация в отчетах о непредставлении образовательным учреждением экспертам некоторых материалов, опровергается заключением по результатам аккредитационной экспертизы, составленным руководителем экспертной группы ФИО5, из содержания которого следует, что при проведении аккредитационной экспертизы образовательным учреждением представлены материалы в полном объёме.

В то же время довод заявителя об истечении срока полномочий экспертов судом отклоняется, поскольку полномочия экспертов, проводивших аккредитационную экспертизу в ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия», в соответствии с приказом Департамента образования и науки Приморского края от 04.09.2012 № 989-а истекали 04.09.2017.

Таким образом, учитывая, что при предоставлении Департаментом государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» имело место нарушение порядка и сроков проведения государственной аккредитации; информация о мероприятиях, связанных с проведением государственной аккредитации образовательного учреждения, до директора ОЧУ «Международная школа нового тысячелетия» заблаговременно не доводилась; члены экспертной группы необоснованно составили отрицательное заключение по результатам аккредитационной экспертизы, так как в заключении не содержится данных, на основании которых эксперты пришли к выводу о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся в учреждении по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, ссылка в заключении на указанное несоответствие ничем не мотивирована и не конкретизирована, у Департамента фактически отсутствовали объективные доказательства несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

При таких обстоятельствах отказ Департамента в государственной аккредитации образовательного учреждения противоречит требованиям Закона об образовании, Порядка и Регламента и нарушает права образовательного учреждения в предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, приказ Департамента от 30.01.2017 №140-а «Об отказе общеобразовательному частному учреждению «Международная школа нового тысячелетия» в государственной аккредитации образовательной деятельности»является незаконным, а требование учреждения – подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся судом на Департамент. 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным приказ Департамента образования и науки Приморского края от 30.01.2017 № 140-а «Об отказе общеобразовательному частному учреждению «Международная школа нового тысячелетия» в государственной аккредитации образовательной деятельности» как несоответствующий Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013.

Взыскать с Департамента образования и науки Приморского края в пользу общеобразовательного частного учреждения «Международная школа нового тысячелетия» 3000 (три тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

   Судья                                                                   Фокина А.А.