АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-9967/2015
21 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2015 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.Н. Кучинского,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.В. Желтенко,
рассмотрев в судебном заседании дело по искуУссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (ИНН 1002442 , ОГРН 2500857312 , дата гос.регистрации: 27.09.2002)
к Товариществу собственников жилья "по Плеханова" (ИНН 1070682 , ОГРН 1102511002747, дата гос.регистрации: 19.07.2010)
о взыскании
при участии в заседании:
от истца – ФИО1 по доверенности от 27.07.2015, паспорт, ФИО2 по доверенности от 12.01.2015, паспорт,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 23.06.2015, паспорт,
установил:
Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа обратилось с заявлением к Товариществу собственников жилья "по ФИО4" о взыскании задолженности в размере 274 151 руб. 72 коп.
Истец через канцелярию арбитражного суда представил письменные возражения на отзыв ответчика, в судебном заседании уточнил исковые требования, просит взыскать потери тепловой энергии в связи с перерасходом подпиточной воды из-за потери теплоносителя в сетях теплоносителя в размере 274 151,72 руб.
Ответчик в судебном заседании представил возражения на отзыв истца, по иску возражал.
Из искового заявления следует, что между УМУПТС и ТСЖ «по ФИО4» заключен договор на теплоснабжение №1191 от 15.10.2010г.
ТСЖ «по ФИО4» приобретало тепловую энергию для обеспечения тепловой энергией собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме находящегося в управлении ТСЖ «по ФИО4», т.е. ответчик приобретал тепловую энергию у УМУПТС не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги.
В соответствии с п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013г. количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой рассчитывается в случае утечки, выявленной и оформленной совместными документами (двухсторонними актами).
Как пояснил истец в случае с ТСЖ «По ФИО4» МКД Советская, 70А утечка теплоносителя связана с нарушением циркуляции воды на внутридомовой сети (по стояку), система отопления работала на сброс теплоносителя, за счет чего обеспечивался прогрев отопительных приборов по стояку. По данному факту был составлен акт от 21.11.2014 года.
Кроме того, факт утечки теплоносителя подтвержден показателями приборов (расходомеров) узла учета, пояснил истец.
Разница показаний расходомеров подающего и обратного трубопроводов значительно превышает предельно допустимую погрешность работы данных приборов (4%).
По запросу УМУПТС специализированная организация, ИП «ФИО5.», которая обслуживает данный узел учета по договору с ТСЖ «По ФИО4», установила правильность и корректность работы приборов и наличие реальной утечки теплоносителя на внутридомовой сети, о чем в адрес УМУПТС было дано разъяснение б/н от 29.12.2014 года.
Общее количество тепловой энергии, потерянной с утечкой теплоносителя определялось в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, по показаниям месячного теплопотребления, предоставляемых потребителем, по формуле.
С учетом изложенного, в период декабрь 2014г., январь 2015г. УМУПТС выставило счета-фактуры на общую сумму 274 293 рубля 37 копеек. Ответчиком была оплачена сумма 141 рублей 65 копеек.
Таким образом, по мнению истца, задолженность за потребленную тепловую энергию составляет 274 151 рубль 72 коп.
В связи с тем, что задолженность ответчиком погашена не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав доводы сторон, исследовав доказательства по делу, суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
Ответчиком в материалы дела представлен письменный отзыв, а также дополнительные документы подтверждающие следующее.
Истец, в исковом заявлении обосновывая исковые требования ссылается на п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г. в его части, где указано, что количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующем случае: утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами). При этом истец в доказательство обоснованности своих требований ссылается на акт от 21.11.2014 г.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 4 указанной статьи, лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно. Соответственно истец не вправе ссылаться на Акт от 21.11.2014 г., так как он отсутствует в материалах дела и не был представлен истцом.
Кроме того, акт от 21.11.2014 г. не может являться основанием для того, чтобы истец воспользовался своим правом, установленным п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г., так как истец заявляет свои требования за период декабрь 2014 г., январь 2014 г. Соответственно акт, составленный 21.11.2014 г., до рассматриваемых периодов, не может подтвердить какие-либо обстоятельства по настоящему делу.
В силу п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г., коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
а)отсутствие в точках учета приборов учета;
б)неисправность прибора учета;
в)нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В <...> в г. Уссурийске установлен прибор учета тепловой энергии, данный прибор учета находится в исправном состоянии, ответчик не нарушал установленные договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя. Указанные факты не отрицаются истцом. Соответственно у истца нет права производить коммерческий учет тепловой энергии расчетным путем, а не по общедомовому прибору учета.
Договор теплоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г. был заключен ответчиком для приобретения коммунального ресурса, тепловой энергии, не для личного пользования ответчиком, а для жителей многоквартирных домов, расположенных в <...> в <...> в д. 45.
Истец с 01 декабря 2013 г. получает оплату за предоставленную тепловую энергию в многоквартирные дома, расположенные в <...> в <...> в д. 45, непосредственно с жителей этих домов, что подтверждается письмом о предоставлении информации от МКП «Партнер» от 02.07.2015 г. № 221 1. заявлением ТСЖ «по ФИО4» от 20.12.2013 г., письмом УМУПТС УГО от 25.12.2013 г. Соответственно начисление оплаты, выпуск квитанций, взыскание задолженности с жителей указанных домов истец производит самостоятельно.
В соответствие с п. п. 10, 14 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: предоставления коммунальных услуг; ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В соответствие с ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч. 8 ст. 5 ЖК РФ. в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 указанной статьи, Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствие с п/п е п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилами а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствие с п/п б п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствие с п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствие с п. 36 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. В соответствие с абз. 2 п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В соответствии с формулой 3 приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (Г) и 43 Правил определяется по формуле.
Из вышеперечисленных норм права следует, что, так как в многоквартирном жилом доме № 70А по ул. Советской в г. Уссурийске есть общедомовой прибор учета тепловой энергии, то рассчитывать оплату, за потребленную тепловую энергию жителям указанных домов, истец обязан с учетом общедомового прибора учета, в соответствие с требованиями и в порядке, установленными вышеуказанными нормами права. В рассматриваемый период жители указанного дома потребили тепловую энергию в соответствие с показаниями прибора учета: в декабре 2014 г. - 52,466 Гкал. в январе 2015 г. — 60,242 Гкап, что подтверждается ведомостями потребления тепловой энергии за период с 26.11.2014 г. по 24.12.2014 г. и с 25.12.2014 г. по 24.01.2015 г., счетами за оплату по квартире № 9 в доме № 70А по ул. Советской в г. Уссурийске за декабрь 2014 г.. январь 2015 г., предоставленными истцом.
Жилищным законодательством не предусмотрено увеличение принятых, установленных в законном порядке, нормативов потребления коммунальных ресурсов, либо показаний приборов учета таких ресурсов, самостоятельно ресурсоснабжающей организацией, которой является по рассматриваемому делу Истец.
Истец представил в материалы дела возражения на письменный отзыв ответчика, в которых пояснил следующее.
В пункте 3.6. Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010г., заключенного между УМУПТС и ТСЖ «по ФИО4», указано, что Абонент дополнительно производит оплату стоимости приготовленной на теплоисточниках подпиточной воды для нужд заполнения, и нормативной подпитки систем теплопотребления по тарифам, утвержденным энергоснабжающим предприятием.
Потери тепловой энергии, связанные с «утечкой» на внутридомовых сетях ТСЖ «по ФИО4» равнозначны величине и стоимости тепловой энергии подпиточной воды, приготовленной на источнике теплоты и поданных в тепловую сеть ТСЖ, о чем свидетельствует стабильность показаний расходов и температур в подающем трубопроводе (Ml или VI; tl).
УМУПТС по предоставленным ТСЖ ведомостям о параметрах теплопотребления из фактически зарегистрированных приборами узла учета параметров расходов теплоносителя и его температур, по среднемесячным показателям, расчетным путем, рассчитало величину перерасхода теплоносителя на внутридомовых сетях ТСЖ и потери тепловой энергии.
Кроме того, величина тепловой энергии определенная и рассчитанная тепловычислителем узла учета ТСЖ, как тепловая энергия для нужд отопления жилого дома, была выставлена к оплате собственникам и пользователям помещений дома по отдельным квитанциям УМУПТС.
Величина тепловой энергии потерянной в связи с «утечкой» на внутридомовых сетях ответчика была рассчитана УМУПТС с учетом зарегистрированных параметров расхода объемов теплоносителя согласно ведомостей показаний прибора учета предоставленных ТСЖ и выставлена к оплате, на основании условий договора, ТСЖ «по ФИО4».
Ответчик в свою очередь также представил письменные пояснения с учетом возражений истца, в которых возражал по следующим основаниям.
Истец в своих возражениях ссылается на аб. 4 п. 3.6 Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., а именно на следующее: абонент дополнительно производит оплату стоимости, приготовленной на теплоисточниках подпиточной воды для нужд заполнения, и нормативной подпитки систем теплопотребления Абонента по тарифам, утвержденным Энергоснабжающим предприятием, с возможным их изменением в процессе исполнения договора. Данное условие договора противоречит требованиям самого Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г. и требованиям законов Российской Федерации.
В соответствие с п. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствие с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении», тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
В соответствие с п. 23 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении», тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с п. 1.3 Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., энергоснабжающее предприятие и Абонент при отпуске тепловой энергии и ее потреблении, а так же при взаимных расчетах, обязуются руководствоваться настоящим договором, Гражданскими и Жилищными кодексами РФ, Законом РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», так же иными документами, регулирующими правоотношения в сфере энергоснабжения, в том числе «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя». «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда» (постановление от 27 сентября 2003 года № 170), Закон « О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, Постановлении Правительства РФ 1 от 5 января 1998 г.. Постановлением 307 от 23.05.2006 г. о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановление Главы Уссурийского городского округа об оплате жилищно-коммунальных услуг нанимателям и собственникам жилых помещений в Уссурийском городском округе (с изменениями и дополнениями) от 20.12.2007 г. № 2150.
В соответствие с п. 2.3 Договора энергоснабжения № 1 191 от 15.10.2010 г.. абонент обязан: п. 2.3.16 Оплачивать потребленную тепловую энергию, при наличии приборов учета теплоэнергии и теплоносителя, согласно показаниям прибора учета, а при его отсутствии - по договорным нагрузкам.
В соответствие с п. 3.1. Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., учет отпускаемой теплоэнергии производиться по общедомовому прибору учета, установленному у Абонента, в соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и при наличии акта «О допуске в эксплуатацию приборов учета», подписанного представителем Энергоснабжающего предприятия. В соответствие с аб. 1, 5 п. 3.6 Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., оплата за тепловую энергию производиться по тарифам Энергоснабжающего предприятия в соответствии с Постановлением Департамента по тарифам Приморского края. С даты введения в действие тарифы становятся обязательными к применению для Энергоснабжающего предприятия и Абонента.
В Соответствие с п. 6.1 Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., при заключении и исполнения настоящего договора, а также по всем вопросам, не оговоренным настоящим договором, Стороны обязуются руководствоваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними.
В соответствие с п. 3.1. Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., учет отпускаемой теплоэнергии производиться по общедомовому прибору учета, установленному у Абонента, в соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и при наличии акта «О допуске в эксплуатацию приборов учета», подписанного представителем Энергоснабжающего предприятия.
В соответствие с аб. 1, 5 п. 3.6 Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., оплата за тепловую энергию производиться по тарифам Энергоснабжающего предприятия в соответствии с Постановлением Департамента по тарифам Приморского края. С даты введения в действие тарифы становятся обязательными к применению для Энергоснабжающего предприятия и Абонента.
В Соответствие с п. 6.1 Договора энергоснабжения № 1191 от 15.10.2010 г., при заключении и исполнения настоящего договора, а также по всем вопросам, не оговоренным настоящим договором, Стороны обязуются руководствоваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Кучинский Д.Н.