ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-1118/2021 от 06.05.2021 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-1118/2021

14 мая 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена мая 2021 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Судаковой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саленко А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Псковской области (адрес: 180000, <...>; ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в защиту интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной деятельности

к Администрации сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района (адрес: 182725, <...>, ОГРН: <***>,  ИНН: <***>)

о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения «Шелонская волость» по непринятию мер по разработке и утверждению нормативного правового акта и об обязании разработать и утвердить нормативный правовой акт,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от ответчика:  не явился, извещен,

установил:

Заместитель прокурора Псковской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района (далее – ответчик, Администрация), выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обязании разработать и утвердить нормативный правовой акт.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства представителя не направил, до судебного разбирательства направил отзыв №126 от 23.04.2021 на заявление, согласно которому признает заявленные требования заявителя, а также ходатайствует о рассмотрении дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел заявленные требования в отсутствии надлежащим образом извещенного ответчика.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Дедовичского района Псковской области проведена проверка исполнения Администрацией сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района законодательства в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательсвтва, в частности по разработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Прокуратурой Дедовичского района 23.12.2019 по результатам изучения предоставленного Администрацией проекта постановления "Об утверждении порядка формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, обучающим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" на предмет соответствия федеральному закону, наличия коррупционных факторов и нарушений правил юридической техники, заявителем принято заключение, согласно которому проект не содержит внутренних противоречий, нарушений правил юридической техники, между тем имеет ряд противоречий действующему федеральному законодательству.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией не исполняются требования частей 4-4.1 Федерального закона от 24.07.2007 №. 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ),                       от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), а именно не приняты меры по разработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях устранения нарушений вышеуказанных требований законодательства Прокуратурой 24.12.2020 вынесено представление Главе сельского поселения «Шелонская волость» о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, способствующих, а именно: разработать и утвердить нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - разработать и утвердить нормативный правовой акт, определяющий нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ответу Администрации от 11.01.2021 №3 на представление Прокурора орган местного самоуправления признал обоснованными доводы представления по допущенным нарушениям в сфере защиты прав субъектов предпринимательства, сообщив о разработке проектов постановления и размещении их в ближайшее время в Системе централизованного сбора данных о проектах нормативных правовых актов "ЦСД" на интерне-сайте http://csd.kodeks.ru/ после получения положительного заключения. Кроме того, сообщено об объявлении замечания работнику за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Неисполнение Администрацией предусмотренной действующим законодательством обязанности по непринятию мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) если полагает, что оспариваемый акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 указано, что применительно к статье 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.

Судом установлено, что требования Прокуратуры в данном случае заявлены в рамках надзора за исполнением органом местного самоуправления Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Закона № 209-ФЗ.

Прокуратура, обращаясь в суд с настоящим требованием, действует в интересах неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке право на получение от органов местного самоуправления информационных сведений, необходимых для получения имущества во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности отчуждения на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14, пунктом 25 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Закон №209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и -среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона №209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 4.1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 Устава муниципального образования «Шелонская волость», утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения «Шелонская волость» от 05.11.2015 №16, Администрация поселения управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным Собранием депутатов поселения.

Пунктом 3.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Шелонская волость», утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения «Шелонская волость» от 08.08.2014 № 155, предусмотрено, что Администрация поселения осуществляет права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования «Шелонская волость», владеет, управляет и распоряжается муниципальным имуществом поселения.

Материалами дела установлено, что в нарушение пункта 4, 4.1 статьи 18 Закона                     № 209-ФЗ нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не принят, что свидетельствует о неправомерном бездействии Администрации.

Отсутствие указанного правового акта влечет отсутствие надлежащего регулирования порядка и условий предоставления в аренду на долгосрочной основе муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, создает неопределенность требований к организациям и предпринимателям, имеющим право на получение имущества в аренду, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

Соблюдение закона органами местного самоуправления, в том числе Администрацией сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района, предполагает действие в интересах населения сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района. Допущенные нарушения повлекли нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также нарушение законных интересов, то есть публичных интересов, надзор за соблюдением которых осуществляет прокурор в рамках возложенных на него полномочий.

Обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения законности и является формой реализации функции прокурора по надзору за исполнением требований действующего законодательства.

Системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по разработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления (часть 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ).

Таким образом, в нарушение требований пункта 28 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ, пунктов 4, 4.1 статьи 18 Закона №209-ФЗ Администрацией не приняты меры поразработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Ответчик признал заявленные требования в полном объеме. Ходатайство подписано Главой сельского поселения «Шелонская волость» ФИО2, полномочия которой подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ.

В силу части 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

В соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Признание иска ответчиком принимается судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Факт незаконного бездействия администрации, нарушающей права и законные интересы неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, судом в ходе рассмотрения дела установлен, заявителем доказан, Администрацией признается.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования  и обязании устранить допущенные наршения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязать Администрацию сельского поселения «Шелонская волость» Дедовичского района разработать и утвердить нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                                      Н.В. Судакова