АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Свердлова, д.36, г. Псков, 180000; (8112) 75-29-62, факс: (8112) 72-14-30
http://pskov.arbitr.ru; e-mail: info@pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков Дело №А52-1160/2018
мая 2018 года
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Булгакова С.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (место нахождения: 180017, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
к арбитражному управляющему ФИО1 (место жительства (регистрации): 180024, <...>; адрес для направления корреспонденции: 180007, <...>; ИНН <***>; зарегистрирован в сводном реестре арбитражных управляющих за №14641) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее – Административный орган, Управление, Заявитель) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 (далее – Ответчик, Управляющий) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Определением суда от 26.03.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в срок не позднее 21.05.2018 и установлены сроки для представления сторонами дополнительных документов.
С учётом разъяснений, данных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», стороны извещены в порядке, установленном частью 1 статьи 121 АПК РФ, арбитражным судом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.
Ко дню принятия решения в виде резолютивной части Заявитель и Ответчик извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Ответчик 16.04.2018 представил отзыв на заявление Управления с возражениями против заявленных требований, в том числе по мотиву нарушения процедуры привлечения к административной ответственности (л.д. 123-128).
Управление в свою очередь представило дополнение к заявлению от 16.04.2018 №01555; на удовлетворении заявления настаивало (л.д. 118-120).
Исследовав представленные совместно с заявлением о привлечении Ответчика к административной ответственности материалы, оценив с учётом положений статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществив проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нём сведений действительности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17.06.2014 сельскохозяйственный производственный кооператив «Август Агро» (далее - Должник) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должником утверждён ФИО2. Сообщение об открытии конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсант» от 05.07.2014 №115. Определением суда от 01.06.2015 ФИО2 освобождён от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником. Определением суда от 21.07.2015 конкурсным управляющим утверждён ФИО1 (Ответчик). Определением суда от 02.02.2018 срок конкурсного производства продлён до 09.06.2018.
Судом установлено, что 05.10.2017 Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении Ответчика к административной ответственности. Данное заявление возвращено судом Заявителю 11.10.2017 по причине неправильного составления протокола от 28.09.2017 №00256017 и оформления других материалов дела, неполноте представленных материалов, которая не могла быть восполнена при рассмотрении дела.
Управление 19.03.2018 вновь обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Ответчика к административной ответственности, в обоснование чего представило протокол об административном правонарушении от 28.09.2017 №00256017 с внесенным в него исправлениями и дополнениями, полагая о наличии оснований для привлечения Управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о нарушении Административным органом процедуры привлечения Ответчика к административной ответственности, что влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится также и протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, поименованы в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности и определения территориальной подсудности рассмотрения дела.
Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Обязанность доказывания обстоятельств, являющихся основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по делам о привлечении к административной ответственности, частью 5 статьи 205 АПК РФ возложена на административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.
В силу положений статьи 26.2 Кодекса, протокол об административном правонарушении в рамках административной процедуры является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях,, основным документом, содержащим доказательства наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого административного правонарушения и должен соответствовать требованиям статьи 28.2 Кодекса, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления..
Недостатки протокола и иных материалов дела об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса) устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.8 Кодекса).
Из изложенных норм следует, что по факту совершения одного административного правонарушения может быть составлен только один протокол об административном правонарушении, являющийся доказательством по делу о данном административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, который по смыслу норм Кодекса является процессуальным документом, содержащим внесенные соответствующим должностным лицом основания для привлечения поименованного в нём лица к административной ответственности. И как уже указывалось выше, правила оформления названного документа содержатся в частях 2, 5 статьи 28.2 КоАП РФ.
При этом привлечение лица к административной ответственности, за совершение им административного правонарушения, возможно только при соблюдении процедуры такого привлечения, регламентированной КоАП РФ.
Кодекс устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Так, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, обязательно должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, при этом данное лицо вправе изложить свои замечания и объяснения. Действующее административное законодательство предусматривает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае их неявки, если они извещены в установленном порядке о дате и месте составления протокола.
То есть на составление протокола таковое лицо должно быть вызвано в соответствии с условиями Кодекса и может явиться лично, либо направить своего представителя.
Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, 11.10.2017 спорный протокол был возвращен составившему его лицу для устранения выявленных недостатков (л.д.73).
В дальнейшем протокол об административном правонарушении был неоднократно исправлен, в том числе исправлению подверглось и описание события административного правонарушения: вычеркнута часть прежних сведений, добавлены новые (л.д.20, 23).
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении, должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности.
Системный анализ статей 26.1, 28.2 и 28.5 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что описание события административного правонарушения является существенным элементом состава административного правонарушения, следовательно, изменение данных о событии правонарушения (удаление старых данных с внесением новых) возможно лишь путем составления нового протокола об административном правонарушении с извещением лица, в отношении которого данный протокол составляется.
Как указывалось ранее, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Однако, как установлено судом, следует из материалов дела и фактически не оспаривается сторонами, недостатки протокола об административном правонарушении были исправлены путем внесения в него изменений, в том числе в части описания события выявленного правонарушения, без участия и без извещения Ответчика и (или) его законного представителя, что является прямым нарушением требований Кодекса.
При этом доводы Управления о надлежащем вызове (извещении) Ответчика на пересоставление протокола (внесение в него исправлений и дополнений) являются несостоятельными, поскольку согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению от 22.01.2018 №00245 (л.д.47) он (Ответчик) извещался о возможности явки для ознакомления с уже составленным протоколом от 09.08.2017 №00266017, т.е. со спорным протоколом, который был возвращён в Административный орган судом для исправления недостатков. Сведений о том, что спорный протокол будет подвержен изменениям (исправлениям, дополнениям), уведомление не содержало, однако таковые (изменения) фактически были внесены должностным лицом Управления 14.03.2018, что в свою очередь привело к нарушению прав и законных интересов Ответчика.
Как следует из представленного Управлением дополнения к заявлению от 16.04.2018 №01555, иных доказательств, подтверждающих надлежащий вызов Ответчика на пересоставление спорного протокола или внесение в него изменений (исправлений, дополнений), не имеется.
Таким образом, Административный орган допустил нарушение процедуры привлечения Ответчика к административной ответственности, поскольку не известил (не вызвал) надлежащим образом лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате и месте пересоставления протокола (для внесения в него изменений, в том числе о событии правонарушения), тем самым и не предоставил Ответчику возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении его административного производства: не предоставил Ответчику возможности явиться и присутствовать при пересоставлении протокола (внесении в него исправлений и дополнений), ознакомиться с вновь составленным протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола; более того Ответчику не были разъяснены его права и обязанности.
Более того, судом отмечается, что Управлением так и не были фактически устранены недостатки, на которые судом указывалось в определении от 11.10.2017. Исправленный и дополненный протокол, как и заявление Административного органа от 15.03.2018, так и не содержат сведений, по которым Заявитель пришёл к выводу о наличии при поименованных в протоколе обстоятельствах состава правонарушения в действиях (бездействии) Ответчика.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования Административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение Административным органом положений статей 25.1 и 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер и является самостоятельным основанием для признания незаконным оспариваемого протокола.
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
Таким образом, поскольку протокол об административном правонарушении от 28.09.2017 №00256017, в котором зафиксированы обстоятельства совершения Ответчиком вменяемого правонарушения, пересоставлен (изменён) с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, он не может служить основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьями 1.6, 24.1, 25.1, 26.1, 26.2, 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>; место жительства (регистрации): 180024, <...>; адрес для направления корреспонденции: 180007, <...>; ИНН <***>; зарегистрирован в сводном реестре арбитражных управляющих за №14641) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его вынесения.
Судья С.В.Булгаков