ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-1194/2022 от 22.06.2022 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-1194/2022

29 июня 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2022 года

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2022 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Буяновой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тумановой К.А. (до перерыва), ФИО1 (после перерыва), рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Брокер» (адрес: 125047, <...>, этаж 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Псковской таможне (адрес: 180000, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении №10209000-4725/2021,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности (после перерыва);

от ответчика: ФИО3 - представитель по доверенности; Галушка М.О. - представитель по доверенности (до перерыва);

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Экспресс Брокер» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью вынесенного Псковской таможней постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 04.03.2022 №10209000-4725/2021, которым общество, действовавшее в качестве таможенного представителя, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ), с назначением обществу административного наказания в виде административного штрафа в виде 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей без конфискации товара.

Определением суда от 23.03.2022 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в срок не позднее 16.05.2022.

Определением от 11.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных позициях, считали вынесенное постановление незаконным. Полагал, что нарушения в части превышения веса транспорта с грузом допущены перевозчиком, транзитная декларация оформлена таможенным представителем на основании в точном соответствии с товаросопроводительными документами, полученными от перевозчика. Таможенным органом не учтена специфика перемещаемого товара - «Луковицы тюльпанов», в количестве 933 грузовых места, в зависимости от уровня влажности вес растений в горшка мог менять в сторону увеличения, более того при проведении таможенного досмотра вес 26 поддонов включен в общий вес брутто товаров, что противоречит системному толкованию норм права. В случае несогласия с доводами заявителя, просил суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Представители таможни возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных позициях. Ссылаясь на положения статей 404, 405 ТК ЕАЭС указывали, что при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы, в рассматриваемом случае – перевозчик. В настоящем случае именно общество представило в таможенный орган транзитную декларацию, приложив в электронном формализованном виде товаросопроводительные документы, как установлено в ходе таможенного контроля, представителем сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о весе товара при помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита, данное правонарушение подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу.

17.12.2021 на Себежский таможенный пост Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач «MAN» регистрационный номер <***>, VIN: <***>, с полуприцепом «KRONE» регистрационный номер <***>, VTN: WKESD000000465296, следующие под управлением гражданина ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место жительства: Россия, <...>, паспорт гражданина Российской Федерации 75 5174833 выдан ФМС 50001 19.06.2017, место работы: «D-TRANS GROUP СО», Россия, должность - водитель.

Международная перевозка осуществляется перевозчиком D-TRANS GROUP СО, Россия, 143006, <...>

Состав транспортных средств следует из Литвы в Россию.

Отправитель: UAB RYTU PROJEKTAI, Kauno Raj, Karmelava, Pievu 1, Litva. -Получатель: FULL THROTTLE LLC, Россия, <...>.

На Себежском таможенном посту Псковской таможни зарегистрировано подтверждение о прибытии транспортного средства № 10209133/171221/0001633.

При прибытии на Себежский таможенный пост водитель перевозчика D-TRANS GROUP СО ФИО4. представил товаросопроводительные документы: транзитная декларация 10209150/171221/0123505 от 17.12.2021, CMR№ 0916 от 16.12.2021, инвойс 535 от 14.12.2021.

Документы и сведения представлялись в соответствии со ст. 88, 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Согласно представленным ТСД, перемещается товар - «луковицы тюльпанов», в количестве 933 грузовых мест, общим весом брутто 18573 кг.

В соответствии с региональным профилем риска 17.12.2021 было принято решение о проведении 100 % таможенного досмотра товаров и выдано поручение на досмотр №10209133/171221/100166.

В результате 100 % таможенного досмотра проводимого в присутствии водителя перевозчика D-TRANS GROUP СО ФИО4. (АТД № 10209133/211221/100166), в соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС было установлено несоответствие заявленных сведений о весе брутто товаров, а именно: превышение веса брутто на 791 кг больше чем указано в ТСД (19364 кг).

Таким образом, в рамках таможенного контроля установлено несоответствие между фактическими сведениями о весе брутто и сведениями, указанным в транзитной декларации и товаросопроводительных документах.

Согласно сведениям, полученным из базы данных КПС «Транзитные операции», транзитная декларация №10209150/171221/0123505, содержащая недостоверные сведения о весе брутто товара, подана в таможенный орган таможенным представителем ООО «Экспресс Брокер» (ИНН: <***>), действовавшим в интересах перевозчика на основании договора таможенного представителя с декларантом от 16.12.2021.

В протоколе опроса водителя в соответствии со ст.25.6 КоАП России от 21.12.2021 ФИО4 по существу дела сообщил, что работает водителем «D-TRANS GROUP СО» 7 лет. От фирмы имеется доверенность на управление транспортным средством. С правилами приемки товара к международной перевозке в соответствии с требованиями статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) от 1978г. знаком. О том, что в случае возникновения каких - либо обстоятельств, не дающих возможности перевозчику осуществить проверку товара, согласно товаросопроводительным документам, перевозчиком должна делаться отметка в графе 18 CMR и подтверждаться печатью склада погрузки, знает. Пояснил, что погрузка товара происходила на складе в Литве. При погрузке присутствовал, проверил количество грузовых мест и наименование. Комплект товаросопроводительных документов на груз: CMR № 0916 от 16.12.2021, инвойс 535 от 14.12.2021, получил здесь же. Взвешивание состава транспортных средств на складе и по пути следования к границе, не производил. Согласно имеющейся CMR какие-либо отметки в графу 18 CMR, не вносились. 17.12.2021 выехал с т/п МАПП Бурачки и прибыл на Себежский таможенный пост. Транзитную декларацию № 10209150/171221/0123505 оформили на т/п МАПП Бурачки. При прибытия на Себежский таможенный пост таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра. По результатам таможенного досмотра было установлено несоответствие заявленных сведений о весе брутто товаров, а именно: превышение веса брутто на 791 кг. Всего в грузовом отделении полуприцепа перемещается 26 грузовых мест с товаром, общим весом брутто 19634 кг. По поводу наличия товара не заявленного в ТСД пояснить не может. При таможенном досмотре присутствовал, с результатами досмотра согласен.

В ходе проведения административного расследования в адрес ООО «Экспресс Брокер» направлен запрос №39-09/01197 от 17.01.2022 (направлено по электронной почте указанной в документах) об уведомлении о дате и времени составления протокола и с вопросами по существу дела.

Придя к выводу, что таможенным представителем ООО «Экспресс Брокер» в ТД №10209150/171221/0123505 сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто перемещаемого товара при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, таможня усмотрела наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. 21.12.2021 должностным лицом Псковской таможни возбуждено дело об административном правонарушении № 10209000-4725/2021 (далее - дело об АП) в отношении таможенного представителя ООО «Экспресс Брокер».

17.01.2022 в адрес ООО «Экспресс Брокер» посредством электронной почты и почтовым отправлением направлено уведомление о явке для проведения опроса и участия в составлении протокола по делу об АП (исх. 39-09/01197 от 17.01.2022).

21.01.2022 таможенным органом в отсутствие ООО «Экспресс Брокер» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

21.01.2022 рассмотрение дела об АП назначено на 04.02.2022, о чем в адрес Заявителя направлено соответствующее уведомление (исх. 39-09/04535 от 24.01.2022).

04.02.2022 в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении лица о дате, времени и месте рассмотрения дела, срок административного расследования продлен до 04.03.2022. Дело назначено к рассмотрению на 04.03.2022, о чем вынесено определение об отложении и направлено в адрес ООО «Экспресс Брокер» (исх.№39-09/04353 от 07.02.2022). Согласно почтового идентификатора № 80085569977952 Почты России определение Псковской таможни вручено Обществу 14.02.2022 в 10:08.

В назначенное время Общество в таможню не прибыло, ходатайств, заявлений и отводов не представило.

04.03.2022 в отсутствие ООО «Экспресс Брокер», надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении ООО «Экспресс Брокер» к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 55 000 рублей.

ООО «Экспресс Брокер» с вынесенным постановлением не согласилось, 16.03.2022 обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Исследовав все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 3 статьи 16.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию Таможенного союза при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, при помещении либо завершении процедуры таможенного транзита, помещении на склад временного хранения.

Объективную сторону названного правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является лицо, фактически сообщившее таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Таким образом, сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при его помещении под таможенную процедуру при подаче транзитной декларации путем представления документов, содержащих недостоверные сведения о количестве товара (грузовых мест), образует объективную сторону указанного административного правонарушения.

В силу пункта 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей главы 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, содержащие недостоверные сведения, то есть те, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом такой документ сохраняет признаки подлинного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако, внесенные в него данные (текст, цифровые данные) являются ложными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется ТД, которая в силу пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС является одним из видов таможенной декларации.

В ТД подлежат указанию сведения о количестве грузовых мест (подпункт 7 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС).

Форма транзитной декларации утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», сведения, заявляемые декларантом в транзитной декларации, являются необходимыми для таможенных целей. Грузовые места и описание товаров указываются в графе 31 транзитной декларации.

В соответствии с пунктом 4 «Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее - «Порядок»), дата и время подачи транзитной декларации фиксируется таможенным органом в журнале, форма которого устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза, и в информационной системе таможенного органа отправления с использованием информационных технологий.

Согласно пункту 7 Порядка, регистрация транзитной декларации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления путем присвоения ей регистрационного номера в соответствии с порядком заполнения транзитной декларации.

В соответствии с пунктом 8 Порядка, с момента присвоения регистрационного номера, транзитная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно пункту 2 статьи 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.

В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик выступает в качестве декларанта товаров.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 17 ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС).

Пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 этой статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно пункту 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Исходя из положений пунктом 2, 3, 7 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствии с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Кроме того, обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

В настоящем случае общество, являясь таможенным представителем перевозчика и выступая от его имени при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, выполняло обязанности декларанта при оформлении электронной ТД и указании в декларации сведений о наименовании декларируемого товара, и, соответственно, было обязано обеспечить заявление достоверных сведений о товаре.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса, 16.12.2021 между перевозчиком D-TRANS GROUP СО и ООО «Экспресс Брокер» заключен договор № 00000000/161221/0352782 от 16.12.2021 из которого следует, что Общество производит таможенное декларирование товаров и совершает иные таможенные операции и юридически значимые действия, предусмотренные законодательством и договором, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также операции, предшествующие подаче таможенной декларации.

Как следует из пункта 2.1 таможенный представитель обязан совершать таможенное декорирование товаров, представлять таможенным органам документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей, совершать иные действия, необходимые для таможенного декларирования и таможенного контроля товаров.

В рамках договора ООО «Экспресс Брокер» подана транзитная декларация №10209150/171221/0123505.

В ходе проведения таможенного досмотра установлено несоответствие заявленных в ТД сведений о весе брутто товаров, а именно: превышение веса брутто на 791 кг чем указано в ТСД (вес товара в ТСД - 18573 кг, фактически установлен все брутто 19364 кг). Данные результаты отражены в акте таможенного досмотра №10209133/211221/100166 (далее –АТД)

Таким образом, в рамках таможенного контроля установлено, что таможенным представителем ООО «Экспресс Брокер» при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто перемещаемого товара.

Каких-либо нарушений при проведении таможенного контроля не допущено. Досмотр проведен в присутствии водителя перевозчика ФИО4, который получил копию АТД на руки, с результатами досмотра согласен, каких-либо возражений не представил.

Факт сообщения обществом таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при его помещении под таможенную процедуру перемещаемых товаров при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита подтверждается сведениями, отраженными в ТД, АТД, пояснениями водителя перевозчика ФИО4

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных» (далее по тексту - Постановление №10) при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Общество имело реальную возможность выполнить требования и предписания актов законодательства и нормативно-правовых актов, возложенных на него в связи с осуществлением действий по представлению действительных документов и сведений в таможенный орган, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм.

Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, общество обязано знать о требованиях законодательства и соблюдать эти требования. К деятельности таможенного представителя предъявляются повышенные требования, в частности, при декларировании товаров на него возложена обязанность по проверке достоверности, полноты заявленных сведений, необходимых для таможенных целей.

Таможенный представитель, обладая товаросопроводительными документами, должен был обеспечить проверку достоверность сведений и до подачи ТД имел возможность уточнить сведения о товарах.

Право таможенного представителя потребовать от перевозчика (декларанта) представления документов, подтверждающих достоверность заявляемых сведений, не зависит от условий договора.

Общество имело возможность проверить сведения о весе груза в соответствии с правами таможенного представителя, закрепленными в статье 404 ТК ЕАЭС, к примеру: осмотреть, измерить и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ТК ЕАЭС в месте прибытия могут осуществляться разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами….

То есть перечень грузовых операций, совершаемых с товаром при прибытии, не является исчерпывающим.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, не установлено.

Кроме того, при прохождении транспортного контроля 17.11.2021 в 03-43 состав транспортных средств <***>/<***> прошел взвешивание, в ходе которого уже было выявлено превышение в весе на 2130 кг, что подтверждается информационным листом о взвешивании. Сообщение о прибытии подано перевозчиком в таможенный орган 17.11.2021 в 07-42. Процедура таможенного транзита открыта17.11.2021 в 12-41.

С учетом фиксации превышения веса транспортного средства с грузом, по сравнению с ТСД, еще до стадии сообщения о прибытии товаров на территорию ЕАЭС, достаточно большого интервала времени с момента выявления превышения веса до оформления таможенного транзита, при проявлении той степени заботливости и осмотрительности, которая должна была и могла быть реализована представителями заявителя, в том числе посредством телефонных переговоров с перевозчиком (либо водителем), таможенный представитель мог выявить несоответствия, принять необходимые меры в целях подачи ТД с указанием в них достоверных сведений.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, заявителем не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, ООО «Экспресс Брокер» совершило административное правонарушение, выразившееся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров при помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, таможней не допущено. Постановление по делу об АП №10209000-4725/2021 вынесено в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 919-О-О).

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление №10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом Пленум указал, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, суд первой инстанции считает, что правонарушение, совершенное обществом, может быть квалифицировано как малозначительное в силу перемещения специфичного товара (подкарантинной продукции), при этом, помимо несоответствия по весу брутто, иных нарушений при перемещении через таможенную границу товара - «Луковицы тюльпанов», в количестве 933 грузовых места, не выявлено.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Псковской таможни от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении №10209000-4725/2021.

На решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья Л.П. Буянова