ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-13677/10 от 10.08.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

12 августа 2010 года Дело № А52-13677/10

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2010 года

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2010 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Комурджиевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ГУВД по Ростовской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Зодак +»

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: Фетисов А.А. (доверенность от 19.07.2010 № 73, удостоверение)

от заинтересованного лица: Грицихин Я.В. (паспорт), протокол от 23.07.2010 № 2 внеочередного общего собрания участников общества

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению ГУВД по Ростовской области (далее - ГУВД) к обществу с ограниченной ответственности «Зодак+» (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела выписку из единого государственного реестра юридических лиц общества, протокол от 23.07.2010 № 2 внеочередного общего собрания участников общества, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Суд, учитывая мнение сторон, приобщил документы к материалам дела.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, просит удовлетворить в заявленных требованиях.

Представитель общества в судебное заседание явился, просил отказать в заявленных требованиях, так как общество не совершало правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Зодак +» является юридическим лицом (ОГРН 1096195001077, ИНН 6163097367, адрес: город Ростов-на-Дону, Ворошиловский проспект 52/61).

04.06.2010 в Центр БПСПР и ИАЗ ГУВД по Ростовской области из следственного управления при УВД по г. Ростову-на-Дону поступили материалы прекращённого уголовного дела № 2009478812 для решения вопроса о привлечении руководителя общества Молчановой Е.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятия решения по вещественным доказательствам.

Проверкой установлено, что общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под видом всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Чудеса света». Общество распространяет лотерейные билеты на основании договора с организатором лотереи- ООО «Бриз-М» № 04-09 от 30.06.2009.

Заявитель отмечает, что участнику игры заранее известно о безвыигрышной части лотерейного билета, которая даёт право игры на лотерейном оборудовании. Участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на данном оборудовании. Соответственно, заведомо участник игры заинтересован в приобретении за денежные средства безвыигрышной части лотерейного билета, чтобы в дальнейшем, в результате игры на игровом оборудовании получить на руки денежный выигрыш.

25.08.2009 ФНС России обществу с ограниченной ответственности «Бриз-М» выдано разрешение на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Чудеса света» № 596.

При проведении бестиражной лотереи участник может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

Таким образом, проведение бестиражной лотереи не предусматривает дальнейшее использование лотерейного оборудования после того, как игрок сотрёт защитный слой поля «Чудеса света».

Кроме того, отмечает заявитель, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О лотереях» розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования.

Таким образом, по мнению заявителя, положение условий проведения лотереи, в соответствии с которым игрок играет на аппарате в лотерею, тем самым определяет свой выигрыш, нарушает требования Федерального закона «О лотереях» о проведении тиража его организатором, что не позволяет квалифицировать данную игру как лотерею.

В соответствии с мнением Ростехрегулирования, изложенным в письме от 20.03.2008 № ВП-101-26/1451, попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путём модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам:

- понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей;

- правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утверждённому типу, утверждённые приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств;

- основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нём.

Следовательно, игровой автомат без устройств приёма и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от 26.08.2009, на момент осмотра в помещении общества по адресу: Ростовская область, город Аксай, улица Ленина, 1 находились в рабочем состоянии и осуществляли деятельность игровые автоматы. Все автоматы были подключены к электрической сети. При оформлении протокола присутствовал представитель общества (руководитель) Ковалев С.С., замечания на протокол не поступило.

Согласно протокола от 26.08.2009 в ходе осмотра были обнаружены и осмотрены предметы:

· книга учетов лотерейных билетов, договор субаренды № 001/07/09, устав на 12 листах, договор аренды нежилого помещения, свидетельство о постановке на учет в ИФНМ № 25 общества, свидетельство о государственной регистрации общества, приказы № 34, 35, протокол № 14, сертификат соответствия № 7898744, санэпид заключение от 14.07.2009, разрешение № 596, свидетельство о постановке не учет в ИФНС № 19, свидетельство № 077 01048, свидетельство 77010489820, свидетельство 77010465123, решение от 18.03.2008, приказ от 30.10.2008, уведомление о постановке на налоговый учет ИФНС № 25 общества, договор № 04-09 от 30.06.2009, должностные инструкции, трудовые договоры № 47,48, 49, 50, информационная вывеска;

· денежные средства в сумме 7100 рублей:

достоинством 1000 рублей (№ БО 4880337,ЭТ 7129545, СН 2083838, тС2298435, БГ 4119274),

достоинством 500 рублей (СН 4141841, БЕ7944115, ЯВ 4795931),

достоинством 100 рублей (МН 9381592, БИ 2351207, КС 3920689, ЛО 8557296, Яс 6724320, ОЯ 4499564.);

· игровые аппараты «Multilotto» №№ 389113,389232,189113,189117,389146,389114,289095,189114.

26.05.2010 старшим следователем по ОВД СЧ СУ при УВД по городу Ростов- на Дону Газинской И.А. составлено постановление о прекращении уголовного дела в отношении подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного частью 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации Молчановой Е.Л.

02.07.2010 старшим инспектором центра БПСПР И ИАЗ ГУВД по Ростовской области был составлен протокол об административном правонарушении № 210267/1030, согласно которому 26.08.2009 в 23 час 00 мин. общество осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр под видом всероссийской государственной бестиражной лотерии «Чудеса света» в нарушение положения Федерального закона от 29.12.2006. № 244-ФЗ. Действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в присутствии представителя общества Молчановой Е.Л. Замечаний на протокол не поступило. Копию протокола Молчанова Е.Л. получила.

Таким образом, по мнению заявителя, условия и правила игры, организованной обществом по адресу: Ростовская область, город Аксай, улица Ленина, 1 на игровом оборудовании имеют признаки азартной игры, и соответственно, на деятельность по организации и проведению данной игры под видом всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Чудеса света» распространяется действие Федерального закона от 29.12.2006. № 244-ФЗ.

По мнению заявителя, общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу Ростовская область, город Аксай, улица Ленина, 1 в нарушение положений части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

Статьей 1 Закона N 128-ФЗ определено, что данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ.

Согласно статье 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В силу статьи 4 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - это выдаваемый в соответствии с данным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с данным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Статья 16 Закона N 244-ФЗ предусматривает, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного данным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Из смысла Закона N 244-ФЗ следует, что выдача лицензий осуществляется только для деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009.

Из анализа приведенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) не является лицензируемой с 01.07.2009.

В части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Исходя из указанных положений законодательства деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны в смысле, который придается Законом N 244-ФЗ, не может быть квалифицирована по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, суд делает вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, судом установлен факт истечения на момент рассмотрения дела в судебном заседании срока давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (два месяца). Вместе с тем заинтересованное лицо привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение по истечении срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Часть 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. При этом анализ части 4 статьи 4.5 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что производство по уголовному делу в отношении физического лица не приостанавливает течение срока давности привлечения к административной ответственности юридического лица.

В рассматриваемом случае постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено в отношении гражданина Молчановой Е.Л., в то время как к административной ответственности привлекается юридическое лицо. Таким образом, норма части 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменима к спорным правоотношениям.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Факт совершения административного правонарушения установлен 26 августа 2009 г, ГУВД по Ростовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением по истечении двухмесячного срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, суд отказывает в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь статьями 169, 170, 206, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья И.П. Комурджиева