ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-1538/16 от 16.08.2016 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-1538/2016

23 августа 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 16 августа 2016 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Судаковой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбаковой А.И., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Автоколонна № 1120»

заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области

о признании незаконным распоряжения и об обязании устранить нарушения

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 12.01.2016 № 1, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

установил:

открытое акционерное общество «Автоколонна № 1120» (далее – ОАО «Автоколонна № 1120», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее – ТУ Росимущества по Псковской области, заинтересованное лицо, Управление) № 41-р от 08.04.2016 о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу «Автоколонна № 1120» земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в части определения цены выкупа земельного участка; об обязании ТУ Росимущества по Псковской области определить стоимость выкупа земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060201:17 общей площадью 6229,8 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 09.08.2016 до 9 часов 45 минут 16.08.2016.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Как указывает заявитель, являясь собственником двух объектов недвижимого имущества: сооружения и газопровода высокого и низкого давления, он обратился в ТУ Росимущества по Псковской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату спорного земельного участка, расположенного под указанными объектами. ТУ Росимущества по Псковской области письмом № 3403-ПВ/02 от 15.06.2015 уведомило общество о необходимости предоставления правоустанавливающего документа на газопровод высокого и низкого давления, поскольку он не был приложен к заявлению. Запрашиваемые документы были представлены в ТУ Росимущества по Псковской области, однако обжалуемым распоряжением заинтересованное лицо приняло решение заключить договор купли – продажи спорного земельного участка по цене, установленной на дату принятия решения о заключении такого договора, а не на дату подачи заявления о выкупе земельного участка. Заявитель полагает, что им выполнены все необходимые требования законодательства о правилах выкупа земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем Управление на основании предоставленных ему документов должно было представить земельный участок по стоимости, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на дату подачи заявления (далее - Закон № 137-ФЗ).

ТУ Росимущества по Псковской области в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, каких-либо заявлений, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие не заявлено. При неявке в заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, арбитражный суд в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

ТУ Росимущества по Псковской области в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в соответствии с которым заинтересованное лицо считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку ОАО «Автоколонна № 1120» обратилось в Управление с заявлением о выкупе спорного земельного участка 14.05.2015, однако полный пакет документов им был предоставлен только 18.02.2016. При этом стоимость земельного участка определена в кадастровом паспорте от 01.04.2016 №60/401/16-62385 в сумме 2125420 руб. 90 коп. В связи с чем, заинтересованное лицом полагает, что датой подачи заявления следует считать 18.02.2016, цена выкупа была определена именно на эту дату. Оснований для определения стоимости спорного земельного участка в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости у Управления не имелось. Также заинтересованным лицом заявлено о пропуске срока исковой давности, поскольку ОАО «Автоколонна № 1120» стало известно о нарушении его права 16.09.2015, то естьс момента получения мотивированного ответа заинтересованного лица от 08.09.2015 о необходимости предоставления правоустанавливающего документа на газопровод.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя ОАО «Автоколонна № 1120», суд установил следующее.

ОАО «Автоколонна № 1120» 14.05.2015 обратилось в ТУ Росимущества по Псковской области с заявлением вх. №3807 о представлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060201:17, общей площадью 6229,8 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>. В обоснование заявления общество указало на нахождение на указанном земельном участке двух объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему праве собственности, а именно сооружения и газопровода высокого и низкого давления.

Сооружение принадлежит истцу на праве собственности на основании плана приватизации, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области от 11.02.1993, газопровод - на праве собственности на основании Акта приемки газопровода в эксплуатацию от 28.07.1998.

В ответ на поданное заявление ТУ Росимущества по Псковской области направило в адрес заявителя письмо от 15.06.2015 №3403-ПВ/02 о необходимости представления правоустанавливающего документа на газопровод высокого и низкого давления, поскольку он не был приложен к заявлению.

07.08.2015 ОАО «Автоколонна № 1120» выполнило требования ТУ Росимущества по Псковской области, представив в качестве приложения к заявлению правоустанавливающий документ на вышеуказанный объект недвижимого имущества, а именно акт приемки газопровода в эксплуатацию от 28.07.1998.

В заявлении вх. №6104 от 07.08.2015 ОАО «Автоколонна № 1120» пояснило, что право собственности на газопровод является правом на недвижимое имущество, которое возникло до момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности до 31.01.1998. В соответствии с положениями указанного закона ранее возникшие права признаются юридически действительными и государственная регистрация таких прав проводится по желанию правообладателей.

Управление в своем письме № 50730-ЛВ от 08.09.2015 указало ОАО «Автоколонна № 1120», что представленный документ не является правоустанавливающим, поскольку должен быть утвержден решением уполномоченного органа. Единственным документом, подтверждающим право собственности на газопровод, по мнению Управления, может являться только свидетельство о государственной регистрации права, полученное в установленном порядке в регистрирующем органе.

24.09.2015 ОАО «Автоколонна № 1120» направило в адрес Управления заявление, в котором указало, что зарегистрирует право собственности на газопровод в Управлении Росреестра по Псковской области и представит документы о государственной регистрации дополнительно.

18.02.2016 ОАО «Автоколонна № 1120» представило в ТУ Росимущество по Псковской области свидетельство о государственной регистрации права на газопровод высокого и низкого давления № 60-60/001-60/001/005/2016-44/1 от 20.01.2016.

08.04.2016 Управлением было вынесено распоряжение № 41-р от 08.04.2016 о предоставлении в собственность ОАО «Автоколонна № 1120» земельного участка, находящегося в федеральной собственности, по цене выкупа земельного участка в размере кадастровой стоимости земельного участка, а именно 2125420 руб. 90 коп.

Заявитель полагает, что вынесенное распоряжение в части установления выкупной цены в таком размере нарушает его права и законные интересы, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент подачи в Управление заявления о выкупе земельного участка 14.05.2015) при приобретении спорного земельного участка, его цена должна быть установлена в пределах двух с половиной процентов от его кадастровой стоимости.

Заявление о выкупе земельного участка было подано истцом до 01.01.2016, все необходимые документы, установленные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя па приобретение земельного участка без проведения торгов», были представлены в полном объеме.

Не согласившись с выкупной ценой земельного участка, указанной в обжалуемом распоряжении, ОАО «Автоколонна № 1120» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременного двух условий - несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1 ст.2. Закона № 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Из содержания пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, в связи с чем выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного Кодекса.

Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.

В силу пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 этой статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.

Материалами дела установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что с заявлением о представлении в собственность за плату земельного участка ОАО «Автоколонна № 1120» обратилось 14.05.2015.

При рассмотрении указанного заявления, Управлением решение об отказе или удовлетворении данного заявление принято не было. ТУ Росимущества по Псковской области направлялись письма в адрес заявителя, в которых указывалось на необходимость предоставления дополнительных документов, в том числе на предоставление правоустанавливающего документа на газопровод.

В связи с требованием Управления ОАО «Автоколонна № 1120» была осуществлена государственная регистрация газопровода, находящегося на земельном участке, в отношении которого было подано заявление.

После государственной регистрации права собственности ОАО «Автоколонна № 1120» 18.02.2016 направило в адрес Управления заявление, в котором просило возобновить рассмотрение заявление, поданного 14.05.2015 с приложением документов.

Исследовав, представленные материалы дела суд приходит к выводу о том, что процедура предоставления спорного земельного участка по заявлению от 14.05.2015 не была завершена, поскольку какого - либо решения ТУ Росимущества по Псковской области по данное заявлению не принималось.

Заявление ОАО «Автоколонна № 1120» от 18.02.2016 является заявлением о возобновлении процедуры предоставления спорного земельного участка, которая была начата по заявлению от 14.05.2015. В материалы дела не представлены доказательства того, ОАО «Автоколонна № 1120» был заявлен отказ от заявления о предоставление земельного участка, поданного 14.05.2015.

Кроме того, суд исходя из содержания заявления от 18.02.2016 и на основании анализа Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя па приобретение земельного участка без проведения торгов», суд приходит к выводу о том, что заявление от 18.02.2016 не является новым заявлением, поскольку не содержит полный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка, а является дополнением к заявлению от 14.05.2015.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выкупная стоимость спорного земельного участка должна быть определена в соответствии с нормативным актом, действующим на момент подачи заявления от 14.05.2015, а именно в соответствии с в соответствии с п.1 ст.2 Закона №137-ФЗ, а именно в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом распоряжение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области № 41-р от 08.04.2016 о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу «Автоколонна № 1120» земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в части определения цены выкупа земельного участка в размере 2125420 руб. 90 коп. является незаконным.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд с учетом обстоятельств дела, считает, что возложение на ТУ Росимущества по Псковской области обязанности определить стоимость выкупа земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060201:17 общей площадью 6229,8 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя и отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ). В связи с изложенном данное требование заявителя также подлежит удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела ТУ Росимущества по Псковской области было заявление о пропуска срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.

Суд считает заявление Управления о пропуске трехмесячного срока на обжалование распоряжения от 08.04.2016 необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Заявление ОАО «Автоколонна № 1120» о признании распоряжения № 41-р от 08.04.2016 о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу «Автоколонна № 1120» земельного участка поступило в Арбитражный суд Псковской области 17.05.2016 в пределах трехмесячного срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.

Довод Управление о том, что ОАО «Автоколонна № 1120» стало известно о нарушении его права 16.09.2015, то есть с момента получения мотивированного ответа заинтересованного лица от 08.09.2015 о необходимости предоставления правоустанавливающего документа на газопровод, отклоняются судом как несостоятельный.

Обжалуя распоряжение Управления от 08.04.2016, общество указало на то, что его права нарушены вследствие установления цены выкупа земельного участка в размере кадастровой стоимости, а не в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка. Письмом от 08.09.2015, на которое ссылается заинтересованное лицо в подтверждение своего заявления о пропуске срока подачи заявления, не содержит сведений о размере выкупной цены земельного участка. Кроме того, действия ТУ Росимущества по Псковской области о предоставлении правоустанавливающего акта на газопровод, ОАО «Автоколонна № 1120» не обжалуются.

На основании изложенного требования ОАО «Автоколонна № 1120» подлежат удовлетворению в полном объеме.

При подаче искового заявления общество уплатило в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» содержаться разъяснения, согласно которым если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 168, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным распоряжение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области № 41-р от 08.04.2016 о предоставлении в собственность открытому акционерному обществу «Автоколонна № 1120» земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в части определения цены выкупа земельного участка в размере 2125420 руб. 90 коп.

Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области определить стоимость выкупа земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060201:17 общей площадью 6229,8 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Взыскать с Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области в пользу открытого акционерного общества «Автоколонна № 1120» государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 коп.

Выдать исполнительные листы.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья Н.В. Судакова