Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков | Дело № А52-1593/2022 |
10 июня 2022 года |
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2022 года.
Решение в виде резолютивной части вынесено 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Буяновой Л.П., рассмотрел единолично в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛТОРФ» (адрес: 182115, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Центральной энергетической таможне (адрес: 107842, г. Москва, площадь Комсомольская, д.1А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
заинтересованное лицо: Федеральная таможенная служба (адрес: 121087, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении №10006000-1/2022, за совершение которого обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей,
без вызова сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ВЕЛТОРФ» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной энергетической таможне (далее – таможня, таможенный орган, ответчик, ЦЭТ) о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2022 по делу об административном правонарушении №10006000-1/2022, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. В качестве заинтересованного лица заявлена Федеральная таможенная служба (далее - ФТС).
Определением суда от 07.04.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно части 1 статьи 227 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ) сроком, не позднее 01.06.2021. Указанное заявление и документы, приобщенные к нему, были размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Стороны о начавшемся судебном процессе извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Во исполнение пункта 4 определения суда от ответчика 21.04.2022 поступил отзыв на заявление с приложением документов.
Оснований к вынесению в порядке, предусмотренном часть 5 статьи 227 АПК РФ, определения о рассмотрении дела по общим правилам искового производства судом не усмотрено.
Настоящее дело рассмотрено судом согласно части 1 статьи 229 АПК РФ путем подписания судьей 31.05.2022 резолютивной части решения с приобщением его к делу.
В суд от общества 03.06.2022 поступило заявление о составлении мотивированного решения.
В силу части 2 статьи 229 АПК РФ в случае подачи соответствующего ходатайства стороной по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Проанализировав имеющиеся в деле материалы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.
В ноябре 2021 года ООО «ВЕЛТОРФ» во исполнение внешнеторгового договора от 14.01.2021 №71 по счетам на оплату от 25.01.2021 №ВТ-00000371, от 22.03.2021 № ВТ-00001383, по товарным накладным от 02.11.2021 №№ ВТ-00005473, ВТ-00005474 в адрес ЗАО «Партнер Кей Джи» отгружен товар - торф, включая торфяную крошку.
17.12.2021 ООО «ВЕЛТОРФ» представило в ЦЭТ статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, статформа) с системным номером ED20211217090947611, согласно которой общество вывезло из Российской Федерации в Республику Кыргызстан в адрес ЗАО «Партнер Кей Джи» товар «Торф (включая торфяную крошку) общей стоимостью 93 381 руб. 88 коп.
Данная статформа заполнена ООО «ВЕЛТОРФ» 17.12.2021 на официальном сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использованием заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи. Указанной статформе 17.12.2021 присвоен регистрационный номер 10006180/171221/С792612.
Должностным лицом таможни осуществлена проверка представления заявителем в таможенный орган статистической формы учета перемещаемого товара, в ходе которой установлено, что ООО «ВЕЛТОРФ» обязано было представить в таможню статформу за вывезенный товар в ноябре 2021 года по договору от 14.01.2021 №71 не позднее 14.12.2021. Вместе с тем, статформа №ED20211217090947611 за отчетный период - ноябрь 2021 года представлена в электронном виде в таможню лишь 17.12.2021, то есть с нарушением установленного срока.
В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств 13.01.2022 должностным лицом таможни составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При этом таможней установлено, что ООО «ВЕЛТОРФ» постановлением ЦЭТ от 17.02.2021 было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в рамках дела об АП №10209000-1019/2020. Данное постановление 10.03.2021 вступило в законную силу, а исполнено обществом 19.02.2021.
03.03.2022 заместителем начальника Центральной энергетической таможни полковником таможенной службы ФИО1, в отсутствие законного представителя общества, рассмотрено дело об административном правонарушении №10006000-1/2022 в отношении ООО «ВЕЛТОРФ», вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10006000-1/2022, в соответствии с которым ООО «ВЕЛТОРФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штраф в размере 50 000 руб.
ООО «ВЕЛТОРФ» с вынесенным постановлением не согласилось, 01.04.2022 обратилось в обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, проверив порядок производства по делу об административном правонарушении, арбитражный суд считает заявленное требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления и решения не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 этой статьи, влечет 6 наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (статформа).
Субъектом административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) является российское лицо, которое обязано представить в таможенный орган статформу, в связи с заключенной сделкой, в соответствии с которой товары вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС. В рассматриваемом случае - это ООО «ВЕЛТОРФ».
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение №4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, представляемой Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решениями Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 №167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств-членов Евразийского экономического союза». В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 274 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №289-ФЗ) одной из функций таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации.
Согласно частей 4 и 6 статьи 276 Закона № 289-ФЗ, в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет 7 таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор, обработку, формирование и предоставление данных таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации. Формирование данных таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации ведется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации.
Исходя из частей 1-3 статьи 278 Закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891 (далее – Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товар вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В соответствии с пунктом 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Из пункта 9 Правил следует, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Согласно пункту 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ООО «ВЕЛТОРФ» в ноябре 2021 года во исполнение внешнеторгового договора от 14.01.2021 №71, по товарным накладным от 02.11.2021 №№ ВТ-00005473, ВТ-00005474 в адрес ЗАО «Партнер Кей Джи» (Республика Кыргызстан) отгружен товар - Торф (включая торфяную крошку).
Таким образом, ООО «ВЕЛТОРФ» не позднее 14.12.2021 обязано было представить в таможню статистическую форму учета перемещения товаров по отгрузкам, осуществленным в ноябре 2021 года по внешнеторговому договору от 14.01.2021 №71. Между тем, статформа представлена обществом в электронном виде в таможенный орган только 17.12.2021, то есть с нарушением срока, исчисляемого рабочими днями, установленного пункта 9 Правил.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден материалами административного производства и по существу обществом не оспаривается. Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При этом таможней установлено, что ООО «ВЕЛТОРФ» постановлением ЦЭТ от 17.02.2021 было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в рамках дела об АП №10209000-1019/2020. Данное постановление 10.03.2021 вступило в законную силу, а исполнено обществом 19.02.2021.
Соответственно, общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, по которым не истек один год со дня окончания исполнения данных постановлений КоАП РФ, применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 4.3. и статьи 4.6. КоАП РФ. Следовательно, действия общества обоснованно квалифицированы ЦЭТ по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд приходит к выводу о доказанности в действиях ООО «ВЕЛТОРФ» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Общество в заявлении просит учесть суд при вынесении решения, что совершенное правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинению объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, имущественный ущерб также отсутствует, а также просит принять во внимание, что срок предоставления статистической формы учета перемещения нарушен на 3 дня.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении данного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным 10 лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «ВЕЛТОРФ» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений указанным норм и правил при осуществлении своей деятельности в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом обязательных требований, перечисленных в указанной статье КоАП РФ, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации. Общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства.
Таким образом, суд считает, что наличие в действиях ООО «ВЕЛТОРФ» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ВЕЛТОРФ», не установлено.
Постановление о назначении административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ вынесено уполномоченным лицом, в пределах срока давности, становленынй частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах предусмотренной санкции.
Доводы общества об отсутствии в его действиях негативных и общественно опасных последствий совершенного административного правонарушения (нарушение срока 3 дня) и о возможности признания совершенного им правонарушения малозначительным, суд отклоняет исходя из следующего.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 919-О-О). В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В рассматриваемом случае вменяемое правонарушение характеризуются формальным составом, является оконченным с момента повторного невыполнения обществом соответствующей обязанности, предусмотренной таможенным законодательством. Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Совершенное обществом деяние образует формальный состав правонарушения, при котором существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, о чем свидетельствует неоднократное привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Ведение таможенной статистики относится к основным задачам таможенных органов, установленных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле. Таможенная статистика включает таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику. В соответствии с правом ЕАЭС, а именно: статьи 360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.
В соответствии с положениями статьи 276 Закона №289-ФЗ в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС.
Предметом наблюдения таможенной статистики является внешнеторговый оборот государства, то есть экспорт и импорт товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта. Данные таможенной статистики внешней торговли товарами используются в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами, торгового и платежного балансов государств - членов Евразийского экономического союза, для создания необходимой базы, необходимой для формирования торговой политики, а также краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного экономического планирования, прогнозирования развития конъюнктуры товарных и валютных рынков.
Такие данные активно используются при формировании решений по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, проведении валютного контроля. На них опирается проведение расследований в рамках процедур по принятию защитных (специальных, антидемпинговых, компенсационных) мер; с их помощью происходят мониторинг состояния макроэкономических показателей и корректировка денежно-кредитной и валютной политики, контроля над поступлением в бюджет таможенных платежей, валютного контроля.
Учитывая изложенное, и исходя из положений пунктов 4 Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденных решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 №210, следует, что основным источником информации для ведения статистики взаимной торговли товарами являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле товарами в соответствии с законодательством государств-членов (далее - статистические документы).
Учет товаров в статистике внешней торговли товарами осуществляется на основании общей системы торговли, предполагающей учет всех перемещаемых между государством-членом и третьими странами товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государства-члена в результате их ввоза на территорию государства-члена с территории третьей страны либо уменьшают запасы материальных ресурсов государства-члена в результате их вывоза с территории государства-члена на территорию третьей страны (пункты 6 Методологии).
В целях обеспечения достоверности данных статистики взаимной торговли товарами уполномоченными органами проводятся двусторонние встречи экспертов по сопоставлению данных статистики взаимной торговли товарами для выявления причин возможных расхождений и их минимизации (пункты 29, 34 Методологии).
Таким образом, информация, подлежащая указанию в статистической форме учета перемещения товаров имеет важное значение для формирования статистики внешней торговли Российской Федерации в целом, так как является первичным источником при формировании статистики взаимной торговли с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Доводы заявителя о том, что действия общества не причинили экономического ущерба интересам государства, правам и интересам граждан судом не принимается, поскольку сам по себе факт отсутствия негативных последствий правонарушения не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку состав правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным.
В данном случае обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному представлению в таможенный орган статистических форм. Равно, как и не представлено доказательств отсутствия у совершенного обществом правонарушения существенной угрозы охраняемым отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.
Совершенное обществом административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.13 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок управления (представление отчетности в таможенный орган).
Совершенное заявителем правонарушение посягает напрямую на интересы государства, так как искажает статистику взаимной торговли и с учетом повторности совершения аналогичного административного правонарушения, свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовой обязанности, что указывает на существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в данном случае.
Возможность неисполнения заявителем указанных требований и обязанностей, действующим законодательством РФ не предусмотрена. Таким образом, в данном случае, с учетом назначения ЦЭТ обществу административного штрафа в минимально возможном размере (50 000 руб)., не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, назначенное заявителю административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
Совокупности условий, позволяющих применить положения части 3 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлено, материалы дела обратного не содержат.
Поскольку согласно примечанию к статье 19.7.13 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ (вступила в силу с 06.04.2022) судом не может быть установлен обществу штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛТОРФ» отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме, может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Л.П. Буянова