ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-1725/15 от 04.02.2016 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-1725/2015

11 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 04 февраля 2016 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Дегтярёвой Е.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керн О.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 (место жительства: г. Псков)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (место нахождения: 180001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Администрация Великолукского района Псковской области, ФИО2

о признании незаконным и отмене решения от 19.03.2015 по делу №03/15/15-АМ

при участии в заседании:

заявитель не явился, извещен;

от ответчика: ФИО3 – представитель, доверенность от 04.02.2016 № 297/БТ;

третьи лица: не явились, извещены;

установил:

ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 19.03.2015 по делу №03/15/15-АМ, также заявил ходатайство об истребовании у ответчика предписания по делу, протокола, материалов проверки по проведению торгов по продаже земельного участка - в Управлении Федеральной службы безопасности России по г. Великие Луки Псковской области.

Заявитель в судебное заседание не явился, дополнительные объяснения, доказательства не представил.

Ответчик возражает против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к нему.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Великолукского района Псковской области (далее – Администрация), в судебное заседание своих представителей не направила, отзыв не представила, присутствующий в предварительном судебном заседании 19.10.2015 представитель Администрации сообщила об исполнении предписания Управления и правомерности оспариваемого решения, с требованиями заявителя не согласна.

Привлеченная протокольным определением 03.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 (далее – ФИО2) в судебное заседание не явилась, в ходатайстве от 24.11.2015 сообщила о рассмотрении дела в ее отсутствие, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что ФИО4, привлеченный заявителем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, являлся только представителем участника аукциона ФИО2, суд протокольным определением от 04.02.2016, исключил ФИО4 из числа третьих лиц, поскольку судебный акт по настоящему делу не может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Протокольным определением от 04.02.2016 суд отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании документов у ответчика и в Управлении Федеральной службы безопасности России по г. Великие Луки Псковской области, как поданного с нарушением требований части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Псковской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие вышеуказанных лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Великолукского района от 19.05.2014 № 658 «О продаже земельного участка на аукционе» для продажи на аукционе определен свободный от использования земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером 60:02:0031303:401 площадью 25000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Горицкая волость, вблизи д. Русаново (далее – земельный участок).

23.05.2014 Администрацией в газете «Наш Путь» размещено информационное сообщение о проведении 26.06.2014 открытого аукциона по продаже вышеуказанного земельного участка. В извещении определен предмет аукциона - земельный участок, порядок проведения торгов, начальная цена (79250 руб.), шаг аукциона, порядок определения победителя и т.д. Заявки принимаются с 23.05.2014 по 23.06.2014. Кроме того, указано, что границы земельного участка обозначены в кадастровом паспорте от 16.12.2013 № 60/401/13-151035, выданном филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области.

Для участия в аукционе поданы заявки ФИО2 и ФИО1, которые были признаны участниками аукциона по продаже спорного земельного участка, что подтверждается протоколом заседания комиссии по признанию претендентов участниками аукциона по продаже земельного участка от 25.06.2014, участникам были направлены соответствующие уведомления.

27.06.2014 в 10 час. 30 мин. проведен аукцион с участием участников торгов: ФИО1 и ФИО2 в лице ее представителя ФИО4 Итогом проведения аукциона явилось определение победителя – ФИО1, который предложил максимальную цену за предлагаемый земельный участок – 225000 рублей.

Однако, согласно протоколу об итогах аукциона по продаже земельного участка от 27.06.2014 аукцион признан несостоявшимся в связи с установлением фактом наличия на земельном участке с КН 60:02:0031303:401 площадью 25000 кв.м обременений, оказывающих существенное воздействие на использование продаваемого земельного участка, при этом факт наличия обременений установлен (согласно протоколу) из заявления ФИО2 от 01.07.2014 № 222. В соответствии с указанным заявлением (л.д. 29 том 2), по данному участку проходит участок газопровода, спроектировано и согласовано строительство линии электропередач.

ФИО1, не согласившись с результатами аукциона, обратился в Управление Федеральной службы безопасности России по г. Великие Луки Псковской области, которое 21.11.2014 направило в Управление материалы проверки с информацией о необходимости проверки соблюдения Администрацией требований антимонопольного законодательства при проведении вышеуказанного аукциона.

Управление, рассмотрев дело №03/15/15-АМ о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при проведении аукциона, приняло решение от 19.03.2015, которым признало в действиях Администрации нарушение части 1 статьи 17, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), выразившееся в отсутствии полной информации о предмете аукциона (наличие газопровода и запланированного строительства ЛЭП), в нарушении организатором торгов (Администрацией) процедуры проведения торгов и определения победителя торгов, принятии нормативно-правового акта, противоречащего фактическим обстоятельствам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона по продаже земельного участка с КН 60:02:0031303:401. При этом Управление решило не выдавать Администрации Великолукского района предписание по нарушению части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ в связи с тем, что аукцион по продаже земельного участка с КН 60:02:0031303:401 признан не состоявшимся (пункт 2).

Предписанием от 19.03.2015 № 865/БТ по делу 03/15/15-АМ антимонопольный орган обязал Администрацию в срок до 31.03.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ путем отмены Постановления Администрации Великолукского района от 19.05.2014 № 658 «О продаже земельного участка на аукционе», Протокола заседания комиссии по признанию претендентов участниками аукциона по продаже земельного участка от 25.06.2014, Протокола об итогах аукциона по продаже земельного участка с КН 60:02:0031303:401, расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, Горицкая волость, вблизи д. Русаново, от 27.06.2014 (пункт 3).

Материалы дела переданы для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика (пункт 4).

Администрация Великолукского района исполнила предписание от 19.03.2015 по делу №03/15/15-АМ в установленный срок, что подтверждается Постановлением от 30.03.2015 № 456 «Об отмене постановления Администрации Великолукского района от 19.05.2014 № 658 «О продаже земельного участка на аукционе»; Постановлением от 30.03.2015 № 457 «Об отмене протокола заседания комиссии по признанию претендентов участниками аукциона по продаже земельного участка на аукционе»; Постановлением от 30.03.2015 № 458 «Об отмене протокола об итогах аукциона по продаже земельного участка», имеющимися в материалах дела (л.д. 66-68 т. 1).

Не согласившись с решением ответчика, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит признать решение от 19.03.2015 по делу № 03/15/15-АМ незаконным, поскольку считает, что нарушено его право на приобретение земельного участка. Полагает, что Управлением при вынесении решения не были учтены все обстоятельства дела, на спорном земельном участке отсутствует газопровод; согласен заключить договор купли-продажи земельного участка, несмотря на то, что на участке будут проходить газопровод и линия электропередач, не изменяя цены, установленной по результатам торгов; такое основание как обнаружение обременения на продаваемом земельном участке, для признания торгов не состоявшимися, в законодательстве отсутствует.

Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. При этом суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наступление либо возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом.

Как указывает антимонопольный орган, Администрация как организатор торгов нарушила нормы земельного законодательства при проведении аукциона, а также порядок проведения аукциона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату проведения аукциона) (далее – ЗК РФ) порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса. Пунктом 10 указанной статьи установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в информационном извещении о проведении аукциона, в том числе о предмете аукциона, о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка.

Правилами об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 (далее - Правила) также предусмотрен порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию о предстоящих торгах.

Пунктом 8 Правил установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов, в соответствии с которым извещение о проведении торгов должно содержать сведения о форме торгов и подачи предложений о цене; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.

Однако в информационном извещении о проведении аукциона отсутствует обязательная для опубликования информация об обременениях земельного участка.

Постановлением Администрации Великолукского района от 03.10.2013 № 1448 утверждена схема расположения земельного участка площадью 25000 кв.м на кадастровом плане территории кадастрового квартала 60:02:0031303 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, Горицкая волость, вблизи д. Русаново предполагаемого для предоставления на аукционе, для ведения личного подсобного хозяйства. В материалы дела представлены кадастровый план территории 60:02:0031303 площадью 27700 кв.м, межевой план от 13.11.2013, схема расположения земельных участков, схема геодезических построений, чертеж земельных участков и их частей, а также кадастровый план земельного участка с КН 60:02:0031303:401 от 16.12.2013.

Управлением в подтверждение наличия на спорном земельном участке газопровода низкого давления представлены акт выбора трассы газопровода, имеющий согласование соответствующих государственных органов и организаций в октябре 2013 года, в том числе согласование с Администрацией Великолукского района, копия рабочей документации «Газопровод для газоснабжения индивидуальных жилых домов, расположенных на земельных участках с КН 60:02:0031303:180 и КН 60:02:0031303:389 в д. Русаново сельского поселения «Горицкая волость» Великолукского района Псковской области» (1,2 листы), акт о приемке выполненных работ по строительству газопровода от 30.05.2014 между обществом с ограниченной ответственностью «Лукигазстрой» и ФИО2.

При наложении схемы кадастрового плана территории 60:02:0031303, схемы земельного участка с КН 60:02:0031303:401 на план газопровода (схема совмещения листов плана – л.д.62 т.2) и акт выбора трассы газопровода 2013 года, усматривается, что на предложенном к продаже на аукционе спорном земельном участке запланирована и частично осуществлена прокладка газопровода.

Отсутствие на спорном земельном участке сети газораспределения, принятой в эксплуатацию в установленном порядке, как указано в письме открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Псков», филиал г. Великие Луки от 28.10.2014, не является доказательством того, что прокладка трассы газопровода (в соответствии с актом выбора 2013 года) отменена.

На спорном земельном участке также запланировано строительство отпайки ЛЭП-10кВот КЛ-10кВ (технологическое присоединение к электрическим сетям), строительство ВЛ-0,4кВ от проектируемой ТП-10/0,4, что подтверждается имеющимися в материалах дела техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 04.09.2013 энергопринимающих устройств, находящихся на земельном участке ФИО2 (КН 60:02:0031303:390), актом выбора земельного участка от 22.04.2014, приложением к которому является выкопировка и схема земельного участка. Кроме того, в материалы дела представлен договор подряда от 13.01.2015 № 02/2015 на выполнение работ, в том числе по ВЛ-0,4кВ от проектируемой ТП-10/0,4, с приложением схемы земельных участков, по которым будет проходить линия электропередач. Постановлением Администрации Великолукского района от 29.09.2014 № 1438 указанный акт утвержден.

При совмещении схемы кадастрового плана территории 60:02:0031303, схемы земельного участка с КН 60:02:0031303:401 со схемой земельного участка, являющейся приложением к согласованному акту выбора земельного участка от 22.04.2014, усматривается, что проектируемая линия электропередач будет проходить по предложенному к продаже на аукционе спорному земельному участку.

В соответствии с положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 89 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В соответствии с пунктом 6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией. Согласно подпункту «а» Приложения к Правилам, граница охранной зоны устанавливается для линии напряжением до 1кВ – 2 м, от 1до 20 кВ - 10 м вдоль воздушных линий электропередачи.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства могут располагаться на земельных участках, находящихся как в государственной, муниципальной, так и в частной собственности, при этом права владельца объектов электросетевого хозяйства охраняются путем установления охранных зон и возможностью защиты своих права, как собственника объектов, иными способами (установление сервитута и т. д.).

В связи с изложенным, земельный участок, выставленный на продажу, не может быть использован в полном объеме в соответствии со своим назначением (ведения личного подсобного хозяйства) в пределах охранной зоны.

В соответствии с Постановлением Администрации Великолукского района от 20.02.2015 № 259 Администрацией с целью проверки соблюдения земельного законодательства, проверки наличия на спорном земельном участке обременений проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено, что от границы земельного участка на протяжении 95м проложен газораспределительный трубопровод низкого давления, на протяжении которого до заглушки установлены опознавательные таблички «газораспределительный трубопровод», что подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки от 20.02.2015 с приложением к нему кадастрового паспорта земельного участка и проекта установления газораспределительного трубопровода (исполнительская съемка прокладки газопровода к домам на земельных участках с КН 60:02:0031303:180, КН 60:02:0031303:389).

Администрация признала нарушение вышеуказанных норм права, поскольку в информационном сообщении не указала существенную информацию о предмете аукциона, полагает, что при наличии на земельном участке газопровода низкого давления и согласованного акта выбора земельного участка для строительства линии электропередач, спорный земельный участок не мог быть выставлен на торги.

Оценив в совокупности названные доказательства, документацию по строительству линии электропередачи, прокладке газопровода, а также путем совмещения представленных в материалы дела схем земельных участков, суд приходит к выводу о том, что фактическое расположение проектируемых линий электропередачи, газопровода на спорном земельном участке подтверждено материалами дела.

В постановлении Администрации Великолукского района от 19.05.2014 № 658 спорный земельный участок выставлен на аукцион без указания о запланированном на нем строительстве ЛЭП и газопровода.

Администрацией нарушена и процедура проведения торгов.

Постановлением Администрации Великолукского района от 31.12.2013 № 2015 утверждено Положение об аукционной комиссии по проведению аукционов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, или права на заключение договоров аренды таких участков (далее – Положение). Пунктом 3.3. раздела 3 Положения определено, что заседания Аукционной комиссии правомочны, если на них присутствует не менее чем 50% общего числа его членов.

Исполняя пункт 1 Постановления Администрации Великолукского района от 01.04.2014 № 418 «О внесении изменения в постановление Администрации Великолукского района от 09.03.2011 № 305 «О создании аукционной комиссии по проведению аукционов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, или права на заключение договоров аренды таких участков», комитетом по муниципальным закупкам и имущественным отношениям Администрации Великолукского района создана аукционная комиссия по проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды свободных от использования земельных участков в составе 5 человек.

В соответствии с актами опросов, проведенными старшим оперуполномоченным отдела г. Великие ФИО5 службы безопасности России по Псковской области ФИО6, аукцион 27.06.2014 в 10 час. 30 мин. был проведен при участии ФИО7, ФИО8, являющихся членами аукционной комиссии, ФИО9 – главного специалиста комитетом по муниципальным закупкам и имущественным отношениям Администрации Великолукского района (не являющейся членом комиссии) и участников аукциона (ФИО1, ФИО2 в лице ее представителя ФИО4), то есть при отсутствии кворума для принятия Комиссией решения, что является нарушением пункта 3.3. раздела 3 Положения и доказательством нарушения процедуры проведения торгов.

Согласно части 24 статьи 38.1 ЗК РФ результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона, однако Протокол об итогах аукциона по продаже спорного земельного участка от 27.06.2014 содержит информацию о наличии на земельном участке обременений, полученной из заявления ФИО2 от 01.07.2014 № 22, то есть составлен позже проведения аукциона.

Пунктом 26 статьи 38.1 ЗК РФ установлено, что аукцион может быть признан не состоявшимся только в двух случаях: если в аукционе участвовали менее двух участников или если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.

В соответствии с протоколом об итогах аукциона по продаже спорного земельного участка от 27.06.2014 аукцион признан несостоявшимся по иным основаниям (наличие обременений на земельном участке), что также является доказательством нарушения процедуры проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Как пояснил представитель Управления в судебном заседании, сведения о наличии на земельном участке (или вблизи него) газовых и электрических сетей могли привести к большему количеству участников аукциона.

Поскольку процедура проведения торгов носит публичный характер, индивидуализация и характеристика объекта торгов должны быть осуществлены таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо имело четкое представление о том, какое именно имущество выставлено на торги.

В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи. По смыслу статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов, которое в том числе должно содержать сведения о предмете торгов и об оформлении участия в торгах, направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи.

В данном случае такая цель не достигнута.

Оспариваемые действия Администрации не отвечают принципам информационной открытости аукциона, равноправия и соперничества хозяйствующих субъектов.

Таким образом, отсутствие полной существенной информации о предмете аукциона (наличие запланированного строительства ЛЭП и газопровода), нарушение организатором процедуры проведения торгов и определение победителя торгов, независимо от того, что на приобретение спорного земельного участка претендовали физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, могли привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публичных интересов, что свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ответчика не нарушает прав и законных интересов заявителя, соответствует действующему законодательству, требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ФИО1 о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 19.03.2015 по делу № 03/15/15-АМ отказать.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья Е.Ф. Дегтярёва