Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-1907/2016
12 октября 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2016 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Самойловой Т.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толкановой М.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (место нахождения: 180011, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Псковской области (место нахождения: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2016 № 29/16
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО2 – главный специалист-эксперт административного отдела, по доверенности от 05.10.2016 №ВВ-61-ВВ/810-ДР, предъявлен паспорт, ФИО3 – начальник отдела статистики предприятий, региональных счетов, балансов по доверенности от 05.10.2016 №ВВ-61-ВВ/811-ДР, предъявлен паспорт.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 26.05.2016 №29/16, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы государственной статистики по Псковской области.
Определением суда от 20.06.2016 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства со сроком рассмотрения не позднее 10.08.2016. Определением от 04.08.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в связи с необходимостью исследования дополнительных доказательств по делу.
Ответчик, возражая против заявленного требования, ссылается на законность и обоснованность принятого постановления по основаниям, указанным в отзыве от 01.07.2016 №СГ-61-СГ/382-ТС.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что Территориальным управлением Федеральной службы государственной статистики по Псковской области (далее – Управление) выявлен факт непредставления индивидуальным предпринимателем ФИО1 статистической отчетности по установленной форме, что является нарушением Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620.
В связи с выявленным нарушением 13.05.2016 предпринимателю направлено уведомление №СГ-61-02/363-ДР о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением о вручении, которое им получено (л.д. 21, 26).
23.05.2016 Управлением по факту непредставления первичных статистических данных в отношении предпринимателя, при его участии, составлен протокол об административном правонарушении №29/16, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (л.д.27-28).
Из протокола об административном правонарушении следует, что предприниматель не представил в установленный срок первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения №1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год».
26.05.2016 заместителем руководителя Территориального управления Псковстата ФИО4, на основании протокола об административном правонарушении №29/16 и материалов административного производства, вынесено постановление №29/16 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее- предприниматель) к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку в 2015 году предпринимательскую деятельность не осуществлял, поэтому не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Кроме того, предприниматель указывает на нарушение ответчиком требований пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620, поскольку ему не были доведены формы федерального статистического наблюдения.
Суд считает, что требование предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное представление этих данных, либо представление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной статистической информации.
Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении статистических данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Факт непредставления предпринимателем статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений по форме 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015год» не оспаривается заявителем.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Оценив доводы ответчика и представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" установлена обязанность для всех граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных о статистическом учете. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение №620).
Согласно пунктам 3 и 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами, в том числе гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации. Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 указанного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Пунктом 14 Положения №620 предусмотрено, что непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Анализ указанных нормативных положений позволяет сделать вывод, что индивидуальные предприниматели обязаны представлять статистическую отчетность до момента прекращения предпринимательской деятельности.
Довод предпринимателя, что в пункте 3 Положения №620 к респондентам отнесены только предприниматели, реально осуществляющие предпринимательскую деятельность, основан на неправильном толковании соответствующей нормы Положения №620, поскольку понятие «гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» в силу статьи 23 Гражданского кодекса РФ тождественно понятию «индивидуальный предприниматель».
Более того, в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения №1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год прописан порядок заполнения формы в случае отсутствия предпринимательской деятельности в 2015 году. Следовательно, ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем в 2015 году, относится к респондентам и обязан был в установленном порядке представить в Управление первичные статистические данные.
Не принимает суд и довод предпринимателя об отсутствии обязанности по представлению статистической отчетности в связи с не доведением до него соответствующих форм такой отчетности.
В 2016 году Росстат на основании Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 №671, проводит сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2015 год. Сплошное статистическое наблюдение проводится, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей. Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены Приказом Росстата от 05.06.2015 № 259 (далее - Приказ Росстата № 259), согласно которому сплошное федеральное статистическое наблюдение - это комплексное федеральное статистическое обследование, предусматривающее сбор основных экономических показателей по производству товаров (работ, услуг), занятости и оплате труда, финансовым результатам и т.п. по состоянию на определенную дату; наблюдения согласно части 2 статьи 5 проводятся один раз в 5 лет.
Ранее сплошное статистическое наблюдение проводилось в 2011 по итогам 2010 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 14.02.2009 №201-р "Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации".
Таким образом, по итогам 2015 года проводится следующее сплошное наблюдение, срок представления сведений согласно приказу Росстата №259-до 01.04.2016.
Предприниматели подают сведения по форме № 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год". Эта форма и порядок ее заполнения введены в действие приказом Росстата от 09.06.2015 №263 "Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году по итогам за 2015 год".
В соответствии с пунктом 4 Положения №620 субъекты официального статистического учета обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для представления.
В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.
Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Суд считает, что ответчик представил в материалы дела необходимые и достаточные доказательства выполнения возложенных на Управление обязанностей в части информирования и обеспечения респондентов, к которым относится заявитель, соответствующими формами статистической отчетности (л.д.48-66).
Организация Управлением информирования респондентов в 2015 и 2016 о проведении в 2016 году сплошного статистического наблюдения путем размещения всей необходимой информации на официальном интернет сайте Псковстат, а также в электронных средствах массовой информации, направление бланков статистических форм почтовой связью, в том числе предпринимателю по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, позволяла заявителю своевременно получить необходимую информацию и исполнить обязанность по представлению первичных статистических данных.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Таких обстоятельств по материалам дела не установлено, в связи с чем суд считает, что административный орган за непредставление первичной статистической информации законно и обосновано привлек предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены, процессуальных нарушений прав предпринимателя в ходе административного производства не допущено, административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи КоАП РФ в минимальном размере.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований предпринимателя у суда не имеется.
Вопрос о судебных расходах судом не рассматривался в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.05.2016 №29/16 отказать.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Т.Ю. Самойлова