Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков | Дело № А52-224/2015 |
28 июня 2016 года |
Резолютивная часть решения оглашена июня 2016 года
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Радионовой И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» (место нахождения: 188304, <...> дом 31ОГРН 1047855175785; ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (место нахождения: 180017, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>;)
о признании недействительными решений от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 2 641 235 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 28.09.2015 №162;
от ответчика: ФИО2 – заместитель начальника правового отдела УФНС России по Псковской области, доверенность от 21.06.2016 №400; ФИО3 – заместитель начальника отдела камеральных проверок №3, доверенность от 21.06.2016 №399,
установил:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» (далее по тексту определения – ОАО «МРСК Северо-Запада», Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 2 641 235 руб.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика требование не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (далее по тексту решения - ответчик, Инспекция) на основании обращения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (том 5, л.д.76-77), проведены камеральные проверки уточненных деклараций Общества по налогу на имущество организаций за 2010, 2011, 2012 годы, представленных по месту нахождения его филиала - "Псковэнерго", о чем составлены акты от 04.07.2014 № 17-04-01/42300, от 16.07.2014 № 17-04-01/42348 № 17-04-01/42349 (т.1, л.д. 50-64).
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и возражений Общества (т.1, л.д.68), Инспекцией вынесены решения от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054 о доначислении налога на имущества в связи с отказом Обществу в предоставлении льготы по налогу на имущество организаций по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - НК РФ). Сумма доначислений составила 2 641 235 руб., в том числе: за 2010 год -910545 руб., за 2011 год - 877 657 руб., за 2012 год - 853 033 руб.
Апелляционная жалоба Общества оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Псковской области без удовлетворения, решения налоговой инспекции - без изменения (т. 1, л.л.75-88).
Общество просит признать недействительными решения налогового органа ссылаясь на то, что Инспекция неправомерно лишило Общество права на льготу, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ, а также на различную практику налоговых органов по данному вопросу и на обширную судебную практику разрешения в пользу позиции Общества аналогичных споров по различным регионам нахождения его структурных подразделений, в том числе по результатам уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 201-2012 годы.
Ответчик просит отказать в удовлетворении требования ссылаясь на то, что обоснованно отказало в применении льготы по имуществу, которое относится к технической составляющей и в отсутствие которого возможно осуществление деятельности Общества по распределению и передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций.
В силу пункта 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Постановление № 504).
Обществом применена льгота к следующим объектам основных средств: автодороги (подъездные, внутриплощадочные); ограждения; здания (центральных электрических сетей РП-10/0,4кВ, административно-производственные в г.Пскове, пгт.Струги-Красные, п.Дедовичи, лабораторного корпуса в г.Пскове, монтерского пункта в п.Палкино, оперативно-диспетчерской службы в г.Великие Луки) (т. 1, л.д.11-17,27,35,43).
Суд полагает правомерными доводы Общества, что в отношении дорог, проездов, площадок, ограждений льгота может быть заявлена по двум основаниям: по коду ОКОФ 14 3115020 «подстанции трансформаторные комплектные и блочные», поскольку дороги входят в состав трансформаторных подстанций, являются их частью и по коду ОКОФ 11 4521012 ««инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей», так как дороги (проезды, площадки) являются инженерными сооружениям для размещения трансформаторов, ОРУ, ЗРУ и т.п. - специального оборудования трансформаторных подстанций.
Пунктом 4.2.6 «Правил устройства электроустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242 (далее - ПУЭ) определено, что трансформаторная подстанция включает в себя трансформаторы, распределительные устройства, устройства управления, технологические и вспомогательные сооружения, то есть и в том числе дороги.
Согласно Приказу Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 288 «Об утверждении Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 -750 кВ», а также «Стандарт организации. Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ (НТП ПС)» (утвержден и введен в действие приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 13.04.2009 № 136), для ПС предусматриваются следующие виды автомобильных дорог: подъездная дорога для связи ПС с общей сетью автомобильных дорог; резервный подъезд к ПС (при площади ПС более 5 га); внутриплощадочные автомобильные дороги.
Для перевозки тяжелых грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) от разгрузочной площадки железнодорожной станции или причала водного транспорта до площадки ПС в случае отсутствия подъездного железнодорожного пути разрабатывается автодорожный маршрут. Проект подъездных автомобильных дорог ПС увязывается со схемами районных планировок и с генеральными планами населенных пунктов и промышленных предприятий при расположении площадки в пределах последних. Подъездные автомобильные дороги относятся к V категории по строительным нормам и правилам и, как правило, имеют ширину проезжей части 4,5 м, а в пределах населенных пунктов -в соответствии с типом существующих или проектируемых Автомобильных дорог по согласованию с местными организациями. При доставке оборудования трейлерами грузоподъемностью 200тн и более ширина проезжей части уточняется в каждом конкретном случае в зависимости от габаритов транспортных средств. Внутриплощадочные автомобильные дороги имеют ширину проезжей части 3,5 м, кроме трейлерного проезда, являющегося продолжением подъездной автодороги в пределах площадки, ширина которого выполняется равной 4,5 м. Покрытие ремонтных площадок у трансформаторов выполняется аналогично покрытию основных внутриплощадочных дорог.
Автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием, предусматриваются, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: трансформаторам, шунтирующим реакторам, СК, к зданию маслохозяйства и емкостям масла, ОПУ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль батарей конденсаторов статических компенсаторов, к каждой фазе выключателей 330 - 750 кВ, компрессорной, складу хранения водорода и материальному складу, насосным резервуарам воды.
Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта. Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше проектируются, как правило, по кольцевой системе. Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных Автомобильных дорог выполняется: для ПС 35 и 110 кВ с использованием местных дорожно-строительных материалов на основе сравнения вариантов: щебеночное или гравийное; чернощебеночное или черногравийное. В отдельных случаях при специальном обосновании для ПС ПО кВ возможно устройство асфальтобетонного, цементобетонного покрытия. При отсутствии местных дорожных строительных материалов покрытие дорог на ПС, расположенных в северной строительно-климатической зоне, выполняется из сборных железобетонных плит.
При благоприятных грунтовых условиях, обеспечивающих круглогодичный проезд автотранспорта для ПС 35 и 110 кВ, можно проектировать автомобильные дороги с низшим покрытием (из грунтов, улучшенных местным каменным материалом). Вместе с тем, для ПС 220 кВ и выше: асфальтобетонное; с применением сборных железобетонных плит при специальном обосновании (отсутствие местных дорожных строительных материалов, асфальтобетонных заводов, неблагоприятные климатические и гидрологические условия), когда это требуется по условиям доставки тяжелого оборудования.
В отдельных случаях при отсутствии в районе сооружения ПС 220 - 750 кВ асфальтобетонных заводов и наличии автомобильных дорог с переходным покрытием (щебеночное, гравийное и др.), обеспечивающих круглогодичное движение автотранспорта и безрельсовую доставку тяжеловесного оборудования, возможно покрытие автомобильных дорог ПС, аналогичное существующему на дорогах, к которым осуществляется примыкание.
Покрытие подъездных дорог ПС ПО кВ и выше протяженностью до 200 м, примыкающих к дорогам с усовершенствованным покрытием, и участок внутриплощадочной дороги до места установки или разгрузки тяжелого оборудования можно выполнять из сборных железобетонных плит. Существующие автодороги на реконструируемой ПС обследуются на возможность их дальнейшего использования с точки зрения технического состояния их конструкции и габаритов для провозки и обслуживания вновь устанавливаемого оборудования. При необходимости выполняется проект реконструкции автодорог.
В статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам;
- услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, к котором согласно статье 3 Закона № 35-ФЗ относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Таким образом, федеральным законом закреплено, что оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при условии выполнения технологически связанных действий через технические устройства электрических сетей.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закона № 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 № 648 и от 26.01.2006 № 41.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ).
При таких обстоятельствах, спорная налоговая льгота по налогу на имущество в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Ответчиком не оспаривается, что Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики.
Согласно разделу III. Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства промышленности и энергетики РФ № 295 от 01.08.2007 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно -энергетического комплекса» (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2007 № 10026) в состав такого имущества входят, в том числе, площадки технологического оборудования; внутриплощадочные дороги, проезды и площадки; подъездные автодороги и проезды.
Указанным актом констатировано, что вышеуказанное имущество входит в состав единого производственно-технологического комплекса субъекта естественной монополии в разделе - «III. Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов».
Из приведенного нормативного документа усматривается, нормативное регулирование исходит из того, что, в частности, в энергетике единый производственно-технологических комплекс включает в себя и такое имущество, как дороги, площадки, проезды, относящиеся к ПС, к линиям энергопередачи.
Исходя из изложенного, суд соглашается с доводом заявителя о том. что Общество не имеет право эксплуатировать электросетевые объекты, в частности, трансформаторные подстанции, при отсутствии объектов (автодорог), по которым Обществом применено льготирование.
Данные объекты сооружены в соответствии с Приказами Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242, от 30.06.2003 № 288, являются неотъемлемой технологической частью трансформаторных подстанций и без данных объектов эксплуатация оборудования электрических сетей невозможна.
Кроме того, строительство и эксплуатация энергетического оборудования, поименованного в Перечне № 504 (подстанции, трансформаторы, ОПУ, ЗРУ, ОРУ и пр.) невозможно в отсутствие инженерных сооружений для размещения специального оборудования - автодорог, проездов, площадок и пр., обязанности по их строительству и эксплуатации предусмотрены Нормами технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35 - 750 кВ (ОНТП 5-78, Минэнерго СССР), что подтверждает позицию Общества о том, что автодороги (проезды, площадки и т.п.), являются неотъемлемой частью технологических инженерных сооружений для размещения специального оборудования электрических сетей, в связи с чем, подлежат льготированию на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ.
По аналогичным основаниям, приведенным выше, Обществом заявлена льгота по пункту 11 статьи 381 НК РФ и в отношении ограждений (заборов, ворот).
Указанные сооружения также являются инженерными сооружениями для размещения специального оборудования (ТП, ОРУ, ЗРУ и т.п.) и их неотъемлемой технологической частью.
Так, приказом Минэнерго № 242 от 20.06.2003 утверждены Правила устройства электроустановок, требования которых в силу преамбулы указанных Правил, обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее по тексту - Правила №242).
Пунктом 4.2.6 названных Правил определено, что трансформаторная подстанция представляет собой электроустановку, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Территория трансформаторной подстанции (далее по тексту - ПС) должна быть ограждена внешним забором в соответствии с требованиями норм технологического проектирования ПС (пункт 4.2.41 Правил №242).
Согласно пункту 4.2.29 Правил №242 сетчатые и смешанные ограждения токоведущих частей и электрооборудования должны иметь высоту над уровнем планировки для открытых распределительных устройств (ОРУ) и открыто установленных трансформаторов 2 или 1,6 м (с учетом требований 4.2.57 и 4.2.58 ПУЭ), а над уровнем пола для закрытых распределительных устройств (ЗРУ) и трансформаторов, установленных внутри здания, 1,9 м; сетки должны иметь отверстия размером не более 25 х 25 мм, а также приспособления для запирания их на замок. Нижняя кромка этих ограждений в ОРУ должна располагаться на высоте 0,1 - 0,2 м, а в ЗРУ - на уровне пола. Применение барьеров допускается при входе в камеры выключателей, трансформаторов и других аппаратов для их осмотра при наличии напряжения на токоведущих частях. Барьеры должны устанавливаться на высоте 1,2 м и быть съемными. При высоте пола камер над уровнем земли более 0,3 м необходимо оставить между дверью и барьером расстояние не менее 0,5 м или предусмотреть площадку перед дверью для осмотра. Применение барьеров в качестве единственного вида ограждения токоведущих частей недопустимо.
Исходя из изложенного, поскольку ограждение (забор, ворота и т.п.), является инженерным сооружением для размещения специального оборудования и представляет собой неотъемлемую технологическую часть ОРУ/ЗРУ/трансформатора, данный объект включается в Перечень имущества, льготируемый в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что заявитель применил льготу к имуществу, которое является неотъемлемой технологической частью объектов, указанных в Перечне имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (утвержден постановлением Правительства РФ № 504 от 30.09.2004). К таким объектам относятся здания, соответствующие коду ОКОФ 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей».
Имеющиеся у Общества здания (помещения), включены в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 -«инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т.д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций», соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012.
В зданиях (помещениях), в отношении которого Обществом за спорный период применена льгота по налогу на имущество, располагается электросетевое оборудование, прямо поименованное в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ № 504 от 30.09.2004, а именно, системы связи оптоволоконные (код ОКОФ 14 3222040), оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетических и тепловых сетей) (код ОКОФ 14 2911090); устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели) (код ОКОФ 14 3120490); устройства комплектные низковольтные управления, измерения, сигнализации, автоматики, защиты главных щитов (пунктов) управления подстанций (код ОКОФ 14 3120450); аппаратура связи по линиям электропередачи (код ОКОФ 14 3222160).
Инспекцией обратного не доказано.
Согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359 (далее - ОКОФ), структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид. Следовательно, в соответствии с Перечнем имущества подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне имущества). В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, и поименовано в Перечне имущества по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.
В силу статьи 3 Закона № 35-Ф3 услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Соответственно, названным законом закреплено, что оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при условии выполнения технологически связанных действий через технические устройства электрических сетей.
Кроме того, согласно разделу III. Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ № 295 от 01.08.2007 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2007 № 10026) в состав такого имущества входят, в том числе: административно-бытовые здания; ремонтно-эксплуатационные здания и сооружения; производственно-технологические здания и сооружения; вспомогательные и складские здания и сооружения; и т.д.
В силу пункта 1.2.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2003 №4799), полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации предусмотрено, что энергообъект включает в себя: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений и т.д.
Таким образом, спорные здания (центральных электрических сетей РП-10/0,4кВ, административно-производственные в г.Пскове, пгт.Струги-Красные, п.Дедовичи, лабораторного корпуса в г.Пскове, монтерского пункта в п.Палкино, оперативно-диспетчерской службы в г.Великие Луки), являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, функционально входят в Перечень льготируемого имущества, в связи с чем, подлежат льготированию на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ.
Инспекция не представила суду доказательств того, что имущественные объекты, явившиеся предметом исследования по настоящему делу, созданы Обществом на территории Псковской области без учета выше приведенных нормативных требований и не доказала, что Общество могло осуществлять свою деятельность по эксплуатации подстанций в отсутствие спорных имущественных объектов (сооружений).
Исходя из изложенного, суд полагает, что Инспекция без достаточных на то оснований пришла к выводу о неправомерности заявленной Обществом льготы, вынесла оспариваемые решения и доначислила Обществу налог на имущество организаций за 2010-2012 годы.
Учитывая изложенное, требования Общества подлежат удовлетворению, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054 - признанию недействительными, нарушенные права Общества - восстановлению путем возврата излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в размере 2 641 235 руб. в установленном налоговым законодательством порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требование Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» удовлетворить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области восстановить нарушенные права Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» путем возврата излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в размере 2 641 235 руб. в установленном налоговым законодательством порядке в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области в пользу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
Выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья И.М. Радионова