ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-224/15 от 22.08.2017 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-224/2015

29 августа 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2017 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Радионовой И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Толкановой М.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» (место нахождения: 188304, <...> дом 31ОГРН 1047855175785; ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (место нахождения: 180017, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>;)

о признании недействительными решений от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054, в редакции решения Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного налога на имущество организаций в сумме 1 733 051 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от ответчика: ФИО1 – начальник правового отдела УФНС России по Псковской области, доверенность от 26.01.2015 № 281,

установил:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области от 03.09.2014 № 17-04-01/8046, от 15.09.2014 № 17-04-01/8053 и 17-04-01/8054 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также об обязании возвратить налогоплательщику 2 641 235руб. излишне уплаченного налога на имущество организаций. Решением Арбитражного суда Псковской области от 28.06.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 решение от 28.06.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2017 решение Арбитражного суда Псковской области от 28.06.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу №А52-224/2015 отменены. Дело передано в Арбитражный суд Псковской области для нового рассмотрения по существу.

Кроме того, в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции принял изменение наименования ОАО «МРСК Северо-Запада» на публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту решения- Общество).

Представитель заявителя поддержал требование, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика требование не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

Как видно из материалов дела, филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» "Псковэнерго" 20.03.2014 и 11.04.2014 представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 2010 - 2012 годы, а также обратился в Инспекцию с заявлениями от 20.03.2014 № 180/1869, от 14.04.2014 № 1840/2414 о возврате излишне уплаченного налога на имущество.

Уменьшение налога к уплате обусловлено применением налогоплательщиком льготы по налогу на имущество по коду 2010238 ("организации в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов"), предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2013).

По результатам камеральных налоговых проверок, полученных деклараций, Инспекция составила акты от 04.07.2014 № 17-04-01/42300, от 16.07.2014 № 17-04-01/42348 и 17-04-01/42349 и приняла решения от 03.09.2014 № 17-04-01/8046, от 15.09.2014 № 17-04-01/8053 и 17-04-01/8054 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанными решениями Обществу доначислено 2 641 235 руб. налога на имущество за 2010 - 2012 годы и рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, в том числе:

- по решению от 03.09.2014 №17-04-01/8046 доначислено налога на имущество организаций на сумму 910 545 руб.;

- по решению от 15.09.2014 №17-04-01/8053 доначислено налога на имущество организаций на сумму 877 657 руб.;

- по решению от 15.09.2014 №17-04-01/8054 доначислено налога на имущество организаций на сумму 853 033 руб.

Основанием для принятия решений послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ льготы по налогу на имущество в отношении следующих объектов основных средств: автодороги (код ОКОФ по инвентарной карточке 124527316); ограждения (коды ОКОФ по инвентарной карточке 123697050 и 124540031); административные здания (коды ОКОФ по инвентарным карточкам 114521123, 110001120, 114521211, 114526213, 110001110, 114527337). По мнению Инспекции, указанные объекты необоснованно отнесены Обществом к неотъемлемым технологическим частям линий энергопередачи, поскольку спорное имущество не входит в Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее по тексту Перечень № 504).

Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области решением от 14.11.2014 № 2.5-07/9093 оставило без удовлетворения жалобу Общества на решения налогового органа.

Общество оспорило решения Инспекции в судебном порядке.

При новом рассмотрении в судебном заседании представитель заявителя уточнил требования, поскольку в период судебного разбирательства Решением Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП оспариваемые решения частично изменены (налоговый орган согласился с правом Общества на льготу по одному из объектов), Общество просит признать недействительными:

- решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области от 03.09.2014 №17-04-01/8046, измененное Решением Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, в части доначислений налога на имущество организаций на сумму 605 399 руб.;

- решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области от 15.09.2014 №17-04-01/8053, измененное Решением Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, в части доначислений налога на имущество организаций на сумму 574 478 руб.;

- решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области от 15.09.2014 №17-04-01/8054, измененное Решением Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, в части доначислений налога на имущество организаций на сумму 553 174 руб. и обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Псковской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» путем возврата излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в размере 1 733 051 руб.

Суд, руководствуясь статьями 49, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение требования заявителем, как не противоречащее нормам материального и процессуального права.

При новом рассмотрении дела суд пришел к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504.

Следовательно, право на спорную налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налогоплательщиком заявлена льгота по коду 2010238, то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Согласно Перечню № 504 в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" поименованы, в частности, линия электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сооружения электроэнергетики (код ОКОФ 12 4521010); здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012); сооружения - металлические конструкции (код ОКОФ 12 2811000); подстанции трансформаторные комплексные (код ОКОФ 143115020).

В графе "примечание" по коду 11 4521012 состав зданий электрических и тепловых сетей определен следующими объектами: инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т.д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.

Согласно примечанию к коду 12 4521010 к сооружениям электроэнергетики отнесены кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура.

В соответствии с примечанием к коду 12 2811000 к сооружениям - металлическим конструкциям относятся сооружения для прокладки линий энергопередачи, наземные мостовые и иные переходы через шоссейные дороги, железнодорожные пути и водоемы.

Из материалов дела следует, что Общество в состав льготируемого имущества отнесло:

- здание административно-производственное РПБ (ремонтно-производственной базы) по адресу: <...> (код ОКОФ 11 0001120 "здания производственные административные");

- здание административно-производственное РЭС № 3 по адресу: пгт. Струги Красные, ул. Энергетиков, д. 1 (код ОКОФ 11 4521211 "база управления производственно - технического обслуживания и комплектации оборудования");

- здание административное РЭС 4 (бригадный дом) по адресу: <...> (код ОКОФ 11 0001120 "здания производственные административные");

- здание ГЩУ (главный щит управления) ПС № 53 (код ОКОФ 11 0001120 "здания производственные административные");

- здание лабораторного корпуса по адресу: <...> (код ОКОФ 11 4526216 "здание вспомогательных служб");

- здание монтерского пункта по адресу: <...> (код ОКОФ 110001110 "здания производственные бытовые");

- здание оперативно-диспетчерской службы по адресу: <...> (код ОКОФ 11 4527337 "база ремонтно-производственная для обслуживания сетей городов");

- пристройку к щитовому блоку с конторой на 2 этаже по адресу: <...> (код ОКОФ 11 0001140 "склады производственные");

- заборы (ограждения) трансформаторных подстанций (ПС) - 13 единиц (ограждение железобетонное ПС №399 ЭТЗ, ограждение железобетонное ПС №504 Керамкомбинат, ограждение ПС №282 Овсище, ограждение ПС №64 Карамышево, ограждение сетчатое ПС №116 Дно, ограждение сетчатое ПС №146 Полна, ограждение сетчатое ПС №53 Псков, ограждение территории центральной базы Островского РЭС, ограждение металлическое ПС №115, ограждение металлическое ПС №197, ограждение сетчатое ПС №117 Дедовичи, ограждение сетчатое ПС №12 д.Вышегород, Дедовичский р-н, ограждение ПС №68 "Остров");

- дороги подъездные к трансформаторным подстанциям, внутриплощадочным дорогам трансформаторных подстанций - 4 единицы (дорога асфальтная подъездная на ПС №172 Писковичи (инв. №12.7.3.00055420), дорога асфальтная подъездная на ПС №172 Писковичи (инв. № 12.7.3.00055421), дорога гравийная подъездная на ПС №504, дорога с щебневым покрытием внутренняя на ПС №53 Псков).

Общество в письменных позициях также указывает на объект - Здание РП-10/0,4 кВ№18, инв. №11.7.4.00013467 (<...>) (т.2, л.д.135-156), однако в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что данный объект не вошел в состав имущества, по которому, по мнению Инспекции, необоснованно заявлена льгота (т.1, л.д. 116, т.4, л.д.68).

В период судебного разбирательства Решением Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП установлена правомерность льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ по Зданию ГЩУ ПС № 53 по адресу <...>, оспариваемые решения изменены, принято решение о возврате налога на имущество за 2010, 2011 и 2012 годы, доначисленного по указанному объекту, в общей сумме 908 184 руб., платежным поручением от 21.08.2017 № 98930 денежные средства в размере 908 184 руб. поступили на расчетный счет Общества.

Таким образом, в споре остались объекты:

- здание административно-производственное РПБ (ремонтно-производственной базы) по адресу: <...> (доначислено за 2010 год -75 654 руб., за 2011 год - 70 213 руб., за 2012 год - 67 938 руб.);

- здание административно-производственное РЭС № 3 по адресу: пгт. Струги Красные (доначислено за 2010 год -38 549 руб., за 2011 год - 37 920 руб., за 2012 год - 34866руб.);

- здание административное РЭС 4 (бригадный дом) по адресу: п. Дедовичи (доначислено за 2010 год - 26 576 руб., за 2011 год - 24 113 руб., за 2012 год - 22 300 руб.);

- здание лабораторного корпуса по адресу: <...> (доначислено за 2010 год -41 458 руб., за 2011 год - 37 777 руб., за 2012 год - 34 890 руб.);

- здание монтерского пункта по адресу: п. Палкино (доначислено за 2010 год -19567руб., за 2011 год - 17 416 руб., за 2012 год - 16 133 руб.);

- здание оперативно-диспетчерской службы по адресу: г. Великие Луки (доначислено за 2010 год -53 874 руб., за 2011 год - 47 892 руб., за 2012 год - 44 639 руб.);

- пристройка к щитовому блоку с конторой на 2 этаже по адресу: г. Остров (доначислено за 2010 год -14 634 руб., за 2011 год - 13 510 руб., за 2012 год - 12 529 руб.);

- заборы (ограждения) трансформаторных подстанций (ПС) - 13 единиц,

- дороги подъездные к трансформаторным подстанциям, внутриплощадочным дорогам трансформаторных подстанций - 4 единицы.

В соответствии с абзацем десятым статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) под услугами по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац 11 статьи 3 Закона № 35-ФЗ).

На основании ГОСТа 19431-84 "Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - это обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). Под электроустановкой понимается комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии, а под линией электропередачи (ЛЭП) - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

Согласно пункту 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 20.06.2003 N 242 (далее - Правила № 242), трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.

Обоснованность применения льгот по налогам лежит на налогоплательщике.

Таким образом, обстоятельством, подлежащим доказыванию в рассматриваемом случае, является не физическое (территориальное) расположение спорных объектов, а то, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования данного имущества.

В обоснование применения льготы по налогу на имущество Общество сослалось на то, что спорные здания являются инженерными сооружениями для размещения специального оборудования Псковских, Стругокрасненских, Восточных Палкинских и Великолукских районных электрических сетей. Здания включены в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей» - «инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей», так как в состав объектов (зданий) входит и неразрывно с ними связано оборудование связи и телемеханики по линиям электропередачи - специальное оборудование электрических и тепловых сетей, соответствующие описанию графы «Примечания» Перечня по коду ОКОФ 11 4521012.

Размещение оборудования электрических сетей в сооружениях (зданиях) подтверждается следующим:

1) Здание административно-производственное РПБ, три этажа (<...>, инв. № 11.7.3.00013470).

По документам и пояснениям, представленным Обществом, здание является инженерным сооружением для размещения специального оборудования Псковских районных электрических сетей - диспетчерского щита и аппаратуры телемеханики, поименованных в Перечне по кодам ОКОФ 14 3120490 («устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели)»), 14 3313040 («средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов»), что подтверждается: схемой поэтажного размещения оборудования, инвентарными карточками: на комплекс ТФМ -ЗМ/1ДТ 3 (инв. №14.7.3.00007843), комплекс ТФМ -ЗМ/1ДТ 3 (инв. № 14.7.3.00007844), комплекс ТФМ -ЗМ/1ДТ 3 (инв. № 14.7.3.00007845), соединительный МС-0/159-244 (инв. № 16.7.3.00015120), Блок взаимодействия РВХ ISDN (инв. № 14.7.3.00015487), Кабинет базовый Basic 32 (инв. № 14.7.3.00016817), Кабинет расширения Expansion (инв. № 14.7.3.00016816), карта однопортовая Oneport El MVPe (инв. № 14.7.3.00016998), Система управления мобильная «Меридиан» (инв. №14.7.3.00024977), Блок центральный «Меридиан» (инв.№ 14.7.3.00033456), Регистратор диспетчерских переговоров Эхо-плюс (инв. № 14.7.3.00026547); паспортами на комплексы совмещенной передачи речи и данных ТФМ, из которых следует, что они предназначены для передачи данных в распределительных системах электроэнергетики, документами на мнемощиты диспетчерские, предназначенные для отображения мнемосхемы сети, в целях управления потоками электроэнергии (т.8, л.д. 53-135), мультиплексор ГМ-2МРR-Т-АС220V, предназначенный для уплотнения линий связи, коммутатор, устройство телемеханики Поиск GSM, комплекс устройств телемеханики "Телеканал-М2", панель постоянного тока, для распределения постоянного тока, оборудование цифрового узла связи (т.6, л.д. 83- 96, 100-113,118-133), техническим паспортом на здание РПБ с планом здания и экспликациями (т. 3, л. 21-38), инвентарной карточкой ОС-6 на здание (сооружение), свидетельством о государственной регистрации права собственности (т.3, л.д. 103-110).

Из указанных документов и пояснений представителя заявителя в судебном заседании в совокупности следует, что технические средства в Административно-производственном здании РПБ (<...> (инв. №11.7.3.00013470) участвуют в процессе электропередачи Производственным отделением «Северные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» (которое обслуживает потребителей административных районов Псковской области: Псковский, Плюсский, Стругокрасненский, Гдовский, Печорский, Палкинский) и используются для организации телеуправления оборудованием подстанций (питающих и отходящих присоединений коммутационных аппаратов главной схемы электропередачи), телеизмерения текущего режима подстанций, телесигнализации технологических нарушений в работе подстанций (работа устройств, недопустимое отклонение параметров, характеризующих режим неисправности оборудования) и телерегулирования оборудования (установление нормального режима электропередачи) подстанций.

Информация о состоянии электрических сетей выводится на диспетчерский щит (средства телемеханики), на котором отображается режимы электропередачи всех подстанций ПО «Северные электрические сети».

Указанный комплекс средств телемеханики (код ОКОФ 14 3313040) соединен с подстанциями посредством аппаратуры связи по линиям электропередачи (код ОКОФ 14 3222160 по Перечню № 504).

Данная совокупность оборудования телемеханики поименована в Перечне №504 и соответствует средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов (код ОКОФ 14 3313040 в Перечне № 504).

Обратного налоговым органом не доказано. В этой связи суд приходит к выводу, что по данному объекту Общество доказало право на применение льготы по налогу на имущество.

2). Здание административное РЭС 4 п.Дедовичи. Железнодорожный пер., 33 (инв. № 11.7.1.00012738):

По документам и пояснениям, представленным Обществом, здание является инженерным сооружением для размещения специального оборудования Восточных электрических сетей - волоконно-оптической линии связи, поименованной в Перечне по коду ОКОФ 14 3222040 («системы связи оптоволоконные»), что подтверждается техническим паспортом на здание, планом здания, техническими характеристиками Мультисервисных мультиплексоров доступа, инвентарной карточкой ОС-6 на здание (сооружение), Свидетельством о гос.регистрации права собственности (т. 2 л. 143-156); инвентарной карточкой на оборудование ОС-6 Мультиплексор MEGAPLEX - 2104, предназначенный для уплотнения линий связи, Пояснениями специалиста (том 4,л.д.), Планом первого и второго этажей Здания административное РЭС4 п.Дедовичи. Железнодорожный пер., 33 (инв. №11.7.1.00012738), Должностными инструкциями мастера РЭС с дополнениями.

Из указанных документов и пояснений представителя заявителя в судебном заседании в совокупности следует, что технические средства в Здании административное РЭС4 п.Дедовичи (инв. № 11.7.1.00012738) участвуют в процессе электропередачи и используются для образования канала волоконно-оптической линии связи для получения телеизмерений показателей электрической сети и телеуправления сетями. Указанное оборудование участвует в управлении сетями между базой Районных электрических сетей РЭС и подстанцией ПС-117 Дедовичи.

Согласно Перечню №504 код ОКОФ 14 3222101 - станции телефонные автоматические для обеспечения систем межстанционной связью: станции и аппаратура уплотнения, подключающиеся к кабельным (радиорелейным) линиям связи, для организации систем дальней связи вдоль железных дорог на большие расстояния, для обеспечения конкретных видов связи (телефон, передача данных, в частности. Мультиплексор является оборудованием, предназначенным для уплотнения линий связи, что следует из информации, находящейся в широком доступе в сети Интернет.

Таким образом, вышеуказанная совокупность оборудования телемеханики поименована в Перечне №504 и соответствует средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов (код ОКОФ 14 3313040 в Перечне № 504).

Обратного налоговым органом не доказано. В этой связи суд приходит к выводу, что по данному объекту Общество доказало право на применение льготы по налогу на имущество.

3) Здание лабораторного корпуса, <...> (инв. №11.7.4.00012939):

По документам и пояснениям, представленным Обществом, здание является инженерным сооружением для размещения специального оборудования Псковских районных электрических сетей - диспетчерского щита и аппаратуры телемеханики, поименованных в Перечне по кодам ОКОФ 14 3120490 («устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели)»), 14 3313040 («средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов»), что подтверждается инвентарными карточками ОС-6 на мнемощит, АСК-3, выпрямитель, индикатор микропроцессорный, логометр (магнитоэлектрический электроизмерительный прибор для измерения отношениясил двух электрических токов), устройство сопряжения, коммутатор диспетчерский, линейный усилитель ЛУС-80 (т.6, л.д. 55-82), Диспетчерский пульт ТМ 320, для получения телесигналов при аварии в электросетях (инв.14.7.4.00015761); Телеканал М-ПУ010-41-В4, контроль за состоянием электрооборудования (распределительные пункты) (инв. 14.7.4.00027057); Регистратор диспетчерских переговоров Эхо-Плюс 3,8 для 4 аналоговых каналов (инв.14.7.6.00065574); Сервер последовательных интерфейсов (инв.14.7.6.00060607); Батарейный блок ВОР 26, источник бесперебойного питания (инв. 14.7.4.00015428); ИБП Neuhaus, 500 Вт, источник бесперебойного питания (инв. 14.7.4.00016422); схемой размещения электросетевого оборудования в здании - Диспетчерский пункт управления, аппаратура телемеханики; схемой размещения электросетевого оборудования «Аппаратная (серверная) ПО ЦЭС; схемой размещения электросетевого оборудования «Диспетчерская»; Руководством пользователя «Источники бесперебойного питания Integra 4/6/8/10 kVA; паспортом «Устройство телемеханики «Телеканал-М-ПУ», Мнемонический щит для диспетчерской ПО «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», схемой расположения диспетчерского пульта с телемеханикой в здании лабораторного корпуса (т.13, л.д. 1-85).

Из указанных документов и пояснений представителя заявителя в судебном заседании, в совокупности следует, что технические средства в Здании лабораторного корпуса, <...> (инв. № 11.7.4.00012939) участвуют в процессе электропередачи Производственным отделением «Центральные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и используются для организации телеуправления оборудованием распределительных пунктов (питающих и отходящих присоединений коммутационных аппаратов главной схемы электропередачи), телеизмерения текущего режима электрооборудования, телесигнализации технологических нарушений в работе электрооборудования (работа устройств, недопустимое отклонение параметров, характеризующих режим неисправности оборудования) и телерегулирования оборудования (установление нормального режима электропередачи). Информация о состоянии электрических сетей выводится на диспетчерский щит (средства телемеханики), на котором отображается режимы электропередачи распределительных пунктов ПО «Центральные электрические сети».

Указанный комплекс средств телемеханики (код ОКОФ 14 3313040) соединен с распределительными пунктами посредством аппаратуры связи по линиям электропередачи (код ОКОФ 14 3222160 по Перечню № 504).

Данная совокупность оборудования телемеханики поименована в Перечне № 504 и соответствует средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов (код ОКОФ 14 3313040 в Перечне № 504).

Обратного налоговым органом не доказано. В этой связи суд приходит к выводу, что по данному объекту Общество доказало право на применение льготы по налогу на имущество.

4) Здание оперативно диспетчерской службы <...> (инв. № 11.7.5.00012960) (т.13, л.д. 86-133).

По документам и пояснениям, представленным Обществом, здание является инженерным сооружением для размещения специального оборудования Великолукских районных электрических сетей - щита диспетчерского, системы индикации, системы управления, поименованных в Перечне по коду ОКОФ 14 3120490 («устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели)»), что подтверждается: инвентарными карточками ОС-6 на оборудование: мультиплексор МР-2104/230/2UТР, предназначенный для подключения узла РЭС к корпоративной локальной вычислительной сети филиала "Псковэнерго", в целях осуществления управления электрической сетью и объектами в зоне ответственности диспетчера (т.2, л.д. 143-156, т.6, л.д. 116-117, 173), комплекс устройств телемеханики, панель постоянного тока (т.3, л.д. 3-18).

Из указанных документов и пояснений представителя заявителя в судебном заседании в совокупности следует, что технические средства в Здании оперативно диспетчерской службы <...> (инв. № 11.7.5.00012960) участвуют в процессе электропередачи Производственным отделением «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и используются для организации телеуправления оборудованием электрических сетей г. Великие Луки (питающих и отходящих присоединений коммутационных аппаратов главной схемы электропередачи), телеизмерения текущего режима электрических сетей, телесигнализации технологических нарушений в работе электросетевого оборудования (работа устройств, недопустимое отклонение параметров, характеризующих режим неисправности оборудования) и телерегулирования электросетевого оборудования (установление нормального режима электропередачи).

Информация о состоянии электрических сетей выводится на диспетчерский щит (средства телемеханики), на котором отображается режимы электропередачи всех подстанций ПО «Южные электрические сети».

Указанный комплекс средств телемеханики (код ОКОФ 14 3313040) соединен с подстанциями посредством аппаратуры связи по линиям электропередачи (код ОКОФ 14 3222160 по Перечню № 504).

Данная совокупность оборудования телемеханики поименована в Перечне № 504 и соответствует средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов (код ОКОФ 14 3313040 в Перечне № 504).

Обратного налоговым органом не доказано. В этой связи суд приходит к выводу, что по данному объекту Общество доказало право на применение льготы по налогу на имущество.

5). Пристройка к щитовому блоку с конторой на 2-ом этаже (инв. №11.7.2.00013454) (т.14, л.д. 1-97).

По документам и пояснениям, представленным Обществом, здание является инженерным сооружением для размещения специального оборудования Западных электрических сетей - щита диспетчерского, системы индикации, системы управления, поименованных в Перечне по коду ОКОФ 14 3120490 («устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели)»).

Функциональное назначение здания как сооружения, являющегося неотъемлемой частью линий энергопередачи, подтверждают: Технический паспорт на здание ОПУ ПС №68 (старое), пристройка к щитовому блоку, Технический паспорт на мнемощит, инвентарная карточка ОС-6 на здание (сооружение) (т. 2 л. 1114-121), Инвентарные карточки ОС-6 на оборудование: Щит диспетчерский; для отображения мнемосхем подстанций и линий электропередачи. (инв.14.7.2.00033679), производственно- технологический комплекс Сириус на ПС 110/35/10 кВ № 68 "Остров" и дисп.пункте (инв.14.7.2.00025898); ПТК Сириус система телемеханизации диспетчерского управления на ПС 68 (инв. 14.7.2.00026097); Щит диспетчерский 136-Р 6 секций (инв. 14.7.2.00033680); АСК-Зс Аппаратура ВЧ связи (инв. 14.7.2.00015409); выпрямитель В-ОПЕ-80-48, предназначенный для использования в качестве регулированного источника постоянного тока (инв. 14.7.2.00015639); Индикатор микропроцессорный фиксирующий ИМФ-1С (инв.14.7.2.00016549); Индикатор микропроцессорный фиксирующий ИМФ-ЗР (инв. 14.7.2.00016550); Индикатор микропроцессорный фиксирующий ИМФ-ЗР (инв.14.7.2.00016551); Прибор Логометр РПН (инв. 14.7.2.00025696);Прибор Логометр РПН (инв. 14.7.2.00025697);Прибор УС Устройство сопряжения компьютера с локальной приборной сетью ИМФ-ЗР. (инв.14.7.2.00025742); Коммутатор диспетчерский "Набат" на ПС-68 "Остров" (инв.14.7.2.00017036); Линейный усилитель ЛУС-80 80 вт (инв.14.7.2.00024831);Регистратор диспетчерских переговоров ЭХО-плюс 3,8 4 аналоговых канала (инв. 14.7.6.00061837); Карта аналоговая линейная AN 1Х},элемент локальной сети LAN (инв. 14.7.6.00016995);Карта аналоговая линейная ANLG,aneMeHT локальной сети LAN (инв. 14.7.6.00016996), а также схемы поэтажного размещения сетевого оборудования пристройки к щитовому блоку с конторой, паспорт на «Мнемонический щит для диспетчерской Островского участка РЭС № 3 ПО «Западные электрические сети»; рабочие чертежи «Диспетчерский щит Островского РЭС», паспорт «АСК-3»; паспорт «Система оперативно-диспетчерской связи НАБАТ», паспорт «Контроллер Виконт» ЛБИЕ.426485.001 ПС, ЛБИЕ.426486.001 ПС, паспорт «Контроллер Миконт-М» ЛБИЕ.426485.001 ПС, паспорт «Усилитель линейный ЛУС-80», паспорт «Система «ЭХО-плюс».

Из указанных документов и пояснений представителя заявителя в судебном заседании в совокупности следует, что технические средства в Пристройке к щитовому блоку с конторой на 2-ом этаже (инв. №11.7.2.00013454) участвуют в процессе контроля и электропередаче Производственным отделением «Западные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» и используются для организации телеуправления оборудованием электрических сетей Островского участка РЭС № 3 (питающих и отходящих присоединений коммутационных аппаратов главной схемы электропередачи), телеизмерения текущего режима электрических сетей, телесигнализации технологических нарушений в работе электросетевого оборудования (работа устройств, недопустимое отклонение параметров, характеризующих режим неисправности оборудования) и телерегулирования электросетевого оборудования (установление нормального режима электропередачи).

Информация о состоянии электрических сетей выводится на диспетчерский щит (средства телемеханики), на котором отображается режимы электропередачи электрических сетей ПО «Западные электрические сети».

Указанный комплекс средств телемеханики (код ОКОФ 14 3313040) соединен с электрическим сетями посредством аппаратуры связи по линиям электропередачи (код ОКОФ 14 3222160 по Перечню № 504).

Электросетевое оборудование здания предназначено:

- Диспетчерский щит, средства телемеханики для приема и отображения данных о состоянии трансформаторных подстанций 110-35-10 кВ Островского района, оперативной обработки информации и передачи ее на рабочее место диспетчера района электрических сетей;

- Аппаратура высокочастотной связи по линиям электропередачи для организации каналов связи оперативного диспетчера района электрических сетей;

- Индикатор микропроцессорный фиксирующий для определения места короткого замыкания в аварийных режимах на линии 35 кВ Фестивальная-2, на линии ПО кВ Островская-1, на линии 110 кВ Островская-2;

- Цифровой указатель положения переключающего устройства регулирования силового трансформатора под нагрузкой;

- Устройство для передачи данных с приборов ИМФ-ЗР и ИМФ-1С (Индикатор микропроцессорный фиксирующий) на компьютер диспетчера;

- Усилитель высокочастотных сигналов на дальние расстояния, для обеспечения работы высокочастотной связи по линиям электропередачи.

Указанная совокупность оборудования телемеханики поименована в Перечне №504 и соответствует средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов (код ОКОФ 14 3313040 в Перечне № 504).

Обратного налоговым органом не доказано. В этой связи суд приходит к выводу, что по данному объекту Общество доказало право на применение льготы по налогу на имущество.

Указанные здания ПАО «МРСК Северо-Запада» являются инженерными сооружениями с размещенным электросетевым оборудованием единой энергосистемы, что подтверждается: Схемами каналов связи для передачи данных филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго».

Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество обосновало свое право на применение льготы по налогу на имущество по объектам:

- здание административно-производственное РПБ (ремонтно-производственной базы) по адресу: <...> (доначислено за 2010 год -75 654 руб., за 2011 год - 70 213 руб., за 2012 год - 67 938 руб.);

- здание административное РЭС 4 (бригадный дом) по адресу: п. Дедовичи (доначислено за 2010 год - 26 576 руб., за 2011 год - 24 113 руб., за 2012 год - 22 300 руб.);

- здание лабораторного корпуса по адресу: <...> (доначислено за 2010 год -41 458 руб., за 2011 год - 37 777 руб., за 2012 год - 34 890 руб.);

- здание оперативно-диспетчерской службы по адресу: г. Великие Луки (доначислено за 2010 год -53 874 руб., за 2011 год - 47 892 руб., за 2012 год - 44 639 руб.);

- пристройка к щитовому блоку с конторой на 2 этаже по адресу: г. Остров (доначислено за 2010 год -14 634 руб., за 2011 год - 13 510 руб., за 2012 год - 12 529 руб.).

Суд не принимает доводы ответчика, в частности изложенные в дополнениях от 10.08.2017, о том, что аппаратура высокочастотной связи и телемеханики предназначена для диспетчерского и технологического управления энергосистемами, что не соответствует имуществу, указанному в Перечне № 504.

Заявитель представил в материалы дела совокупность документов, в том числе инвентарные карточки на здания и оборудование, подтверждающие что в зданиях (помещениях) расположено электросетевое оборудование, прямо поименованное в Перечне № 504, в частности: системы связи оптоволоконные (код 14 3222040); оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций, специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетических и тепловых сетей) (код 14 2911090); устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели) (код 14 3120490); устройства комплектные низковольтные управления, измерения, сигнализации, автоматики, защиты главных щитов (пунктов) управления подстанций (код 14 3120450) и аппаратура связи по линиям электропередачи (код 14 3222160), тогда как налоговый орган не представил в материалы дела доказательств того, что Общество могло осуществлять свою деятельность по эксплуатации подстанций в отсутствие спорных имущественных объектов (сооружений). Ходатайство о проведении технической экспертизы ни одной из сторон заявлено не было.

На основании вышеизложенного требование Общества в указанной части подлежит удовлетворению.

В остальной части суд не находит оснований для удовлетворения требования.

Так, по объектам: здание административно-производственное РЭС № 3 по адресу: пгт. Струги Красные (доначислено за 2010 год -38 549 руб., за 2011 год - 37 920 руб., за 2012 год - 34866руб.) и здание монтерского пункта по адресу: п. Палкино (доначислено за 2010 год -19567руб., за 2011 год - 17 416 руб., за 2012 год - 16 133 руб.), суд такого соответствия не установил, поскольку из представленных Обществом инвентраных карточек следует, что в здании Северных электрических сетей в пос. Струги Красные установлена только радиостанция «Эстакада», что подтверждается инвентарной карточкой, а в здании монтерского пункта (п. Палкино), согласно представленной карточке ОС-6, на учете состоят компьютеры и системные блоки, принадлежащие ОАО «Псковэнергоагент», которые предназначены для регистрации «промышленных» потребителей (т.6, л.д. 114, 146-160, т.12, л.д. 1-85).

Общество не доказало, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования данного имущества.

Также Обществом применена льгота по налогу на имущество в отношении ограждений трансформаторных подстанций Псковской области и подъездных автодорог.

Следовательно, общество, заявляя в отношении указанного имущества льготу по коду 2010238, то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, обязано доказать наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом), относящимся в соответствии с Перечнем № 504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.

Из Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 288, следует, что предусмотренные для подстанций автомобильные дороги (подъездная дорога для связи подстанции с общей сетью автомобильных дорог; резервный подъезд к подстанции (при площади подстанции более 5 га); внутриплощадочные автомобильные дороги) используются для перевозки тяжелых грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) и доставки тяжеловесного оборудования, как пожарные проезды, а также обеспечивают круглогодичный проезд автотранспорта.

В пункте 4.2.41 Правил № 242 указано, что территория подстанции должна быть ограждена внешним забором в соответствии с требованиями норм технологического проектирования подстанций. На территории подстанции следует ограждать открытые распределительные устройства и силовые трансформаторы внутренним забором высотой 1,6 м.

В пункте 4.2.29 Правил № 242 определено, что сетчатые и смешанные ограждения токоведущих частей и электрооборудования должны иметь высоту над уровнем планировки для открытых распределительных устройств и открыто установленных трансформаторов 2 или 1,6 м, а над уровнем пола для закрытых распределительных устройств и трансформаторов, установленных внутри здания, 1,9 м; сетки должны иметь отверстия размером не более 25 x 25 мм, а также приспособления для запирания их на замок. Нижняя кромка этих ограждений в открытых распределительных устройствах должна располагаться на высоте 0,1 - 0,2 м, а в закрытых распределительных устройствах - на уровне пола.

Как было указано выше, суд исходит из того, что обстоятельством, подлежащим доказыванию в рассматриваемом случае, является не физическое (территориальное) расположение спорных объектов, а то, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования данного имущества.

Тот факт, что трансформаторные подстанции в соответствии с предъявляемыми требованиями к строительству и сооружению данных объектов должны быть обеспечены автодорогами и ограждениями, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к неотъемлемой технологической части трансформаторных подстанций, если они не связаны с процессом передачи электрической энергии или ее распределением и не предусмотрены Перечнем № 504.

В данном случае, общество в обоснование заявленной им льготы по налогу на имущество в отношении ограждений ПС, подъездов к территории ПС доказательств, подтверждающих, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования спорных объектов и это имущество является неотъемлемой технологической частью электрического оборудования и сооружения электроэнергетики, не предоставило.

Суд не может принять во внимание представленные обществом документы, поскольку они доказывают только факт нахождения спорных объектов в составе данных объектов, но не подтверждают, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования данных объектов и это имущество является неотъемлемой технологической частью электрического оборудования и сооружения электроэнергетики.

Суд согласен с тем, что данные объекты необходимы для обеспечения безопасного и бессперебойного процесса подачи электроэнергии, но это не доказывает, что процесс распределения и передачи электроэнергии невозможен без использования спорных объектов.

Ссылка Общества на судебные акты по делу № А40-17590/2015, в котором рассматривался вопрос о применении льготы по налогу на имущество в отношении аналогичных объектов, судом не принимается на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, только установленные судом обстоятельства. Правовая я же оценка, представленных по делу доказательств, относится к вопросу применения норм материального права и преюдициального значения не имеет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что налоговый орган обоснованно доначислил Обществу налог на имущество в сумме 1 145 054 руб., в том числе по объектам: здание административно-производственное РЭС № 3 по адресу: пгт. Струги Красные (2010 год -38 549 руб., 2011 год - 37 920 руб., 2012 год - 34866руб.), здание монтерского пункта по адресу: п. Палкино (2010 год -19567руб., 2011 год - 17416руб., 2012 год - 16 133 руб.), ограждения (2010 год - 263 489руб., 2011 год - 258336руб., 2012 год - 253887 руб.), дороги (2010 год - 71 598руб., за 2011 год - 67301руб., 2012 год - 65 992 руб.).

С учетом вышеизложенного требование заявителя подлежит удовлетворению по объектам: здание административно-производственное РПБ по адресу: <...> (2010 год -75 654 руб., 2011 год - 70213 руб., 2012 год - 67938руб.); здание административное РЭС 4 по адресу: п. Дедовичи (2010 год - 26576руб., 2011 год - 24 113 руб., 2012 год - 22 300 руб.); здание лабораторного корпуса по адресу: <...> (2010 год -41 458 руб., 2011 год - 37 777 руб., 2012 год - 34 890 руб.); здание оперативно-диспетчерской службы по адресу: г. Великие Луки (2010 год -53 874 руб., 2011 год - 47 892 руб., 2012 год - 44639руб.); пристройка к щитовому блоку с конторой на 2 этаже по адресу: г. Остров (2010 год -14 634 руб., 2011 год - 13510руб., 2012 год - 12 529 руб.), в части доначисления налога на имущество в размере 587997руб. решения Межрайонной инспекции ФНС России от 03.09.2014 №17-04-01/8046, от 15.09.2014 №17-04-01/8053, №17-04-01/8054, в редакции решения Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, подлежат признанию недействительными в части и в сумме, приходящейся на указанные объекты.

Нарушенное право Общества подлежит восстановлению путем обязания ответчика возвратить излишне уплаченный Обществом налог на имущество организаций в сумме 587997руб. в установленном налоговым законодательством порядке, поскольку спор о том, что налог на имущество Обществом был уплачен, между сторонами отсутствует.

Расходы по уплате государственной пошлины суд в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требование Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Псковской области от 03.09.2014 № 17-04-01/8046, в редакции решения Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, в части доначислений налога на имущество организаций на сумму 212 196 руб.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Псковской области от 15.09.2014 № 17-04-01/8053, в редакции решения Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, в части доначислений налога на имущество организаций на сумму 193 505 руб.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Псковской области от 15.09.2014 № 17-04-01/8054, в редакции решения Управления ФНС России по Псковской области от 11.08.2017 № 2.4-14/2012 ДСП, в части доначислений налога на имущество организаций на сумму 182 296 руб.

В остальной части в удовлетворении требования отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Псковской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» путем возврата излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в размере 587997руб. в установленном налоговым законодательством порядке в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Псковской области в пользу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.

Выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья И.М. Радионова