ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-2252/13 от 02.12.2013 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23

www.pskov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

09 декабря 2013 года Дело № А52-2252/2013

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2013 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Будариной Ж.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Рендаковой М.А., Тарасовой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Гораи»

к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

о признании отказа незаконным и обязании возместить затраты

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель, доверенность от 01.09.2012; ФИО2 – представитель, доверенность от 01.02.2012

от ответчика: ФИО3 - представитель, доверенность от 24.08.2012;

Открытое акционерное общество «Гораи» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 31.05.2013 № 05-24/1811/1, по отказу в предоставлении субсидий на погашение части процентов по кредитному договору №086806/0002 от 19.12.2008 за период и обязании ответчика возместить затраты на погашение процентов по кредиту в сумме 490506 руб. 31 коп., а также 15000 руб. возмещении расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения).

Протокольным определением от 25.11.2013 судом отклонено ходатайство Общества о принятии нового требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 22073 руб. 00 коп.

Ответчик требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление от 18.09.2013 и дополнении к нему от 02.12.2012.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд

установил:

Между открытым акционерным обществом «Российский сельскохозяйственный банк» (кредитор) (далее – Банк) и Обществом (заемщик) заключен договор об открытии кредитной линии <***> от 19.12.2008, в соответствии с пунктами 1.1, 2.1. которого кредитор обязался открыть заемщику кредитную линию на общую сумму 5000000 руб. 00 коп. для целей приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования по договорам купли-продажи от 24.11.2008 № 203, № 204, заключенным Обществом с Закрытым акционерным обществом «Псковагропромснаб», от 28.08.2008 № 113-СХТ-14 - с ограниченной ответственностью «Еврохимсервис», а Общество обязалось возвратить кредитору полученные денежные средства и уплатить проценты за пользование кредитом в размере, в сроки и на условиях договора.

Общество, реализуя право на получение субсидий согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Постановление № 1460) и Постановлению Администрации Псковской области от 28.03.2013 №142 «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Постановление № 142), обратилось 21.03.2013 в Управление с заявлением о возмещении части затрат по уплате процентов по кредитному договору за период с 01.01.2010 по 01.12.2012 путем выдачи субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов.

Управление, рассмотрев документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств по договору от 19.12.2008 <***> об открытии кредитной линии, письмом от 31.05.2013 №05-24/1811/1 отказало заявителю в субсидировании расходов в связи с несвоевременным погашением кредита Обществом, ссылаясь на нарушение пункта 10 Постановления № 142, а также несоответствие представленных Обществом расчетов размера субсидий форме, утвержденной Приказом Управления от 02.04.2013 № 81.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.

Ответчик требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оснований, послуживших основанием для отказа от выплаты субсидий.

Суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктам 2 и 3 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок распределения и предоставления в 2013 году субсидий за возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, регулируется Постановлением № 1460 и Постановлением № 142.

Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1460, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет, - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и племенной продукции (материала), а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, и строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго).

Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам) (пункт 8 Правил, утвержденных Постановлением № 1460).

В соответствии с пунктом 9 указанных Правил средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.

Постановлением Администрации Псковской области от 28.03.2013 № 142 утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, содержащие положения, аналогичные упомянутым нормам Правил, утвержденных Постановлением № 1460. В том числе необходимым условием для предоставления субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных Постановлением № 142, является выполнение заемщиком обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Субсидии на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.

  Перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат, установлен пунктом 10 Правил, утвержденных Постановлением № 1460. Для получения этих средств заёмщиком представляются в уполномоченный орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат;

б) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;

в) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;

г) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.

В соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных Постановлением № 142, для получения субсидий заемщик представляет в Управление однократно – заявление в произвольной форме, выписку из похозяйственной книги, заверенные кредитной организацией копии кредитного договора, выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита, а также графика погашения кредита и уплаты процентов по нему, документ с указанием номера счета заемщика для перечисления субсидий (п.11.1.), ежемесячно – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, - документы по перечню, утвержденному приказом уполномоченного органа (п.11.2).

При обращении за субсидией за период с 01.01.2010 по 01.12.2012 Общество представило расчет о возмещении 505594 руб. 68 коп., в том числе: 404475 руб. 54 коп. из федерального бюджета и 101119 руб. 14 коп. из областного бюджета, составленный Банком (справка от 24.01.2013 № 068/06-01/28), в котором указано об отсутствии у Общества просроченной задолженности по состоянию на 01.12.2012.

Поскольку в уплате суммы основного долга и процентов Обществом были допущены просрочки платежей, Банк предоставил Обществу уточненный сводный расчет субсидий к возмещению от 01.07.2013 № 068-06-11/156 в размере 490506 руб. 31 коп., в том числе: 404475 руб. 54 коп. из федерального бюджета и 86030 руб. 77 коп. из областного бюджета, при этом расчет произведен исходя из суммы процентов по срочной задолженности.

Таким образом, Обществом по просроченной задолженности требование о предоставлении субсидий не заявляло. Задолженность на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии по кредитному соглашению отсутствовала.

Ссылка Управления на несоответствие представленных Обществом расчетов размера субсидий форме, утвержденной Приказом Управления от 02.04.2013 № 81, так как указанные расчеты не были утверждены руководителем кредитной организации, не принята судом, поскольку и в суд, и Управлению, представлен сводный расчет размера субсидий с подписью руководителя и оттиском печати Банка. Кроме того, перечень и формы документов, необходимые для предоставления субсидий, утверждены Приказом Управления от 02.04.2013 № 81, т.е. позже даты подачи заявления Обществом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Общество, обращаясь с заявлением, представило надлежащие доказательства, подтверждающие соблюдение условий предоставления субсидий. Расчет субсидии уполномоченным органом не оспорен.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо установить как несоответствие указанного акта закону или иному нормативному правовому акту, так и факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то, что Общество не просило о предоставлении ему субсидий по просроченной задолженности по кредитному договору, суд полагает, что отказ Управления является незаконным и нарушает право Общества на получение государственной поддержки на развитие производства, предоставляемой в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Доказательства, подтверждающие доводы Управления, в материалы дела не представлены. Таким образом, возражения ответчика не приняты судом по вышеназванным обстоятельствам.

Нарушенное право заявителя подлежит восстановлению. В качестве устранения допущенного нарушения прав Общества следует обязать Главное государственное управление сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области выплатить Открытому акционерному обществу «Гораи» субсидии на общую сумму 490506 руб. 31 коп.

Согласно пункту 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает ее с ответчика применительно к части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 В соответствии с указанной нормой законодательства государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины. В рассматриваемом случае ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, была предоставлена отсрочка от ее уплаты, в связи с чем госпошлина уплате в бюджет не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Главного государственного управления сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, выразившиеся в письме от 31.05.2013 №05-24/1811/1 по отказу в выплате субсидии по кредитному договору от 19.12.2008 №086806/0002, как противоречащие статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Главное государственное управление сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области выплатить Открытому акционерному обществу «Гораи» субсидии в размере 490506 руб. 31 коп.

Выдать исполнительный лист.

На решение в течение одного месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья Ж.В. Бударина