ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-2288/15 от 22.09.2015 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-2288/2015

29 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена сентября 2015 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбаковой Н.И., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техноимпорт»  (место нахождения: 180000, <...>, каб.1; ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Псковской таможне (место нахождения: 180017, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

об отмене постановления от 11.06.2015 №10209000-608/2015 по делу об административном правонарушении,

  при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1 – представитель, доверенность от 27.03.2015 №13;

от ответчика: ФИО2 – главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 16.12.2014 №11-37/34664; ФИО3 – главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 16.12.2014 №11-37/34663; ФИО4 – старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований, доверенность от 31.12.2014 №11-37/36557; ФИО5 – главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров, доверенность от 21.09.2015 №11-38/28263.

        Общество с ограниченной ответственностью «Техноимпорт» (далее по тексту решения - ООО «Техноимпорт», общество) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Псковской таможни от 11.06.2015 по делу об административном правонарушении №10209000-608/2015 о признании  ООО «Техноимпорт» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

          В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование  по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

          Представители Псковской таможни требование не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

20.03.2014 ООО «Техноимпорт», выступая декларантом, получателем и лицом ответственным за финансовое урегулирование во исполнение внешнеэкономического контракта от 07.09.2011 №РУ/38843020/00001, заключенного с иностранным контрагентом «RDSIMPEXLIMITED» (Соединённое Королевство), ввезло, задекларировало по декларации на товары (далее - ТД) №10209090/200314/0002773 и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар - «подвеска для телевизора, металлическая (из черных металлов), окрашенная, состоящая из металлического кронштейна с креплением к стене с технологическими пазами и отверстиями, площадки для жесткого крепления телевизора, изготовитель «LUMILEGENDCORPORATION», товарный знак: «ARMMEDIA», марка: «ARMMEDIA» различных моделей, страна происхождения Китай». При таможенном декларировании заявлены: код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС - 7326909808, таможенная стоимость товара - 1583681,94 руб., вес брутто - 20020кг., вес нетто - 18530.00кг. Таможенное декларирование товаров производилось с применением электронной формы директором ООО «Техноимпорт».

        В целях осуществления проверки достоверности сведений, заявленных обществом в ДТ №10209090/200314/0002773 и иных документах, представленных при таможенном декларировании вышеуказанного товара, в рамках камеральной проверки, руководствуясь статьями 99, 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, 23.03.2015 должностным лицом Псковской таможни в адрес общества заказными письмами с уведомлением направлены требование (исх. №23-07/08553 л.д.18-19) и уведомление (исх. №23-07/08554 т.1 л.д.76-80)  о представлении документов и сведений в рамках камеральной таможенной проверки.

   В соответствии с требованием общество должно было в срок до 19.04.2015 (включительно) представить в Псковскую таможню надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

      1.Уставных и учредительных документов со всеми изменениями,
дополнениями, приложениями, свидетельства о внесении записи в Единый
государственный реестр юридических лиц;

      2.  Договора аренды нежилых помещений;

      3. Выписки из единого государственного реестра юридических лиц,
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

      4.Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.Сведений об открытии счетов (рублевых и валютных) в банках и иных кредитных учреждениях;

6.Приказа о назначении директора, главного бухгалтера, трудовой договор, копия паспорта;

7.Банковских платежных документов, подтверждающих оплату за
приобретение и реализацию товаров;

   8. Книг покупок и книги продаж;

   9.Договора (Контракта) с отправителем товара, спецификация к контракту;

  10.вышеуказанной ДТ с пакетом документов (инвойсы, товаротранспортные накладные, книжка МДП, декларации о соответствии, письма сертифицирующего органа и т.д.), на основании которых производилось таможенное декларирование (согласно описи, 44 графе ДТ);

    11.Технической документации (изданные производителем этикетки, технические описания, каталоги);

12.Сведений от производителя о внешнем виде (фотографии), материале изготовления, области применения и назначении товара (основные функции) по каждой модели, в том числе прайс-листы с ценовой информацией за 2014 (от фирмы-продавца товаров);

13.Карточек бухгалтерского учета по счетам: 41, 60, 62, 51, 52, отражающие операции по учету товаров, поставленных по вышеуказанным ДТ.

        В   уведомлении №23-07/08553 таможня разъяснила обществу, что: в случае отсутствия документов и сведений, запрашиваемых таможенным органом, либо невозможности их предоставления в установленный срок, ему до истечения установленного срока следует предоставить письменное объяснение причины неисполнения запроса; если до 19.04.2015 (включительно) документы и сведения по требованию таможни не будут представлены, то в 12 часов 00 минут 29.04.2015 Псковской таможней будет вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Требование и уведомление были получены обществом 26.03.2015, что подтверждается отметкой о получении писем адресатом в почтовом уведомлении о вручении (т.1 л.д.115) и не оспаривается представителем общества.

   В установленный таможенным органом срок (до 19.04.2015 (включительно)), запрошенные документы в Псковскую таможню обществом представлены не были, не было предоставлено и обоснованное обращение о продлении сроков предоставления запрошенных документов и сведений.

В связи с указанными обстоятельствами, в отношении ООО «Техноимпорт»  29.04.2015 было возбуждено дело об административном правонарушении №10209000-608/2015 по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и проведено административное расследование.

12.05.2015 в адрес ООО «Техноимпорт» направлен вызов законного представителя общества на опрос в порядке статьи 25.1 КоАП РФ и уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №10209000-608/2015 (исх. №22-09/14766 – т.1 л.д.104-107).

Общество в устном порядке обратилось в Псковскую таможню о выдаче копии требования от 23.03.2015. Ответчик направил копию требования по факсу. Документы по требованию от 23.03.2015 были представлены обществом в Псковскую таможню 13.05.2015, что подтверждается письмом от 13.05.2015 №534.

26.05.2015 в Псковскую таможню посредством электронной почты поступило объяснение законного представителя ООО «Техноимпорт» - директора общества от 26.05.2015 (т.1 л.д.123-124), согласно которому общество факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ подтверждает, признает вину в его совершении и раскаивается в случившемся. При этом поясняет, что данное административное правонарушение было совершено декларантом по причине утраты работником общества запросов Псковской таможни (исх. № 23-07/08553 и № 23-07/08554 от 23.03.2015). Так же, сообщает, что запрашиваемые документы были представлены в Псковскую таможню 13.05.2015, и бездействие ООО «Техноимпорт» не имело умысла. В связи с вышеизложенным, и учитывая, что административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, установлен в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, просит при рассмотрении данного административного дела применить статью 2.9 КоАП РФ.

13.05.2015 в порядке статьи 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля был опрошен главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКПВТ) Псковской таможни (протокол опроса свидетеля от 13.05.2015 – т.1 л.д.109-113), которая подтвердила факт совершения ООО «Техноимпорт» указанного административного правонарушения, и пояснила, что запрошенные Псковской таможней по требованию сведения и документы обществом в установленный срок представлены не были.  

По результатам административного расследования 29.05.2014 в отношении ООО «Техноимпорт» составлен протокол об административном правонарушении №10209000-608/2015.

   11.06.2015 на основании протокола об административном правонарушении и материалов административного расследования ответчиком по факту совершения административного правонарушения, выразившегося в не предоставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, вынесено постановление о привлечении ООО «Техноимпорт» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа с учетом пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела в сумме 50000 рублей.  

          Заявитель, не оспаривая факт совершения административного правонарушения и признавая вину в совершении административного правонарушения, просит суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку полагает, что сумма штрафа в размере 50000 руб. несоразмерна содеянному, с учетом обстоятельств совершения правонарушения. Не соблюдается принцип справедливости. Не представление документов в установленный срок не препятствовало проведению проверки.

Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление. Считают, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, подтверждается материалами дела; вина юридического лица доказана при производстве по делу об административном правонарушении; обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. По мнению таможни, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ нельзя, так как  в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.  Считает, что отсутствуют основания для освобождения общества от административной  ответственности по малозначительности правонарушения. Каких-либо доказательств для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным заявителем не представлено.

         Суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

В силу пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 98 данного Кодекса декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно статье 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Формы таможенного контроля перечислены в статье 110 ТК ТС. Одной из форм контроля является таможенная проверка (пункт 12 указанной статьи).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются среди прочих декларант, таможенный представитель, перевозчик, в том числе таможенный перевозчик и лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (часть 4 статьи 122 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 134 ТК ТС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 135 ТК ТС предусмотрена обязанность проверяемого лица представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.

   Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, совершение обществом административнного правонарушения,       выразившегося в не представлении в установленный срок (до 19.04.2015) документов и сведений для подтверждения сведений о товаре, заявленном к таможенному контролю в ДТ №10209090/200314/0002773, необходимых для осуществления Псковской таможней таможенного контроля после выпуска товаров, представление которых установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

   Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.

     В соответствии с пунктом  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что требование о предоставлении документов и сведений от 23.04.2015 было получено своевременно, у общества имелась реальная возможность исполнить его в установленный срок. В случае невозможности представления запрошенных документов и сведений в установленный таможней срок заявитель имел право обратиться с ходатайством о продлении срока. Однако такие меры обществом не предпринимались. Обстоятельств, свидетельствующие о невозможности исполнения требования в срок по объективным причинам судом не установлено и на наличие их общество не ссылается.

Таким образом, ответчик правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, доказанности состава и вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ. Размер штрафа определен с учетом характера совершенного правонарушения, тяжелого финансового положения, отсутствия вредных последствий.Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.

        Вместе с тем, суд пришел к выводу о возможности применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ. Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения (штат работников общества состоит из 5 человек, почтовую корреспонденцию получает физическое лицо по гражданско-правовому договору поручения от 12.01.2015, первоначальное требование, полученное от имени общества лицом выполняющим поручение, было утеряно, при этом установить при каких обстоятельствах и кем не представилось возможным; все документы и сведения, как только общество узнало о требовании Псковской таможни, после получения  его копии в кратчайший срок  (с 06.05.2015 по 13.05.2015) были представлены, по требованию от 02.04.2015 №23-07/09919 истребованные документы и сведения в рамках этой же камеральной проверки, но по другой декларации на товары, были представлены в срок, камеральная проверка до настоящего времени не окончена,  отсутствие не представленных в срок документов и сведений не повлекли приостановление  камеральной проверки, что подтверждено представителями ответчика в судебном заседании), суд пришел к выводу, что своими действиями заявитель не создал существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям. Общество нельзя считать пренебрегшим формальным требованиям публичного права. Противоправное поведение общества не сопряжено с систематическим характером нарушений публичного порядка, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

         Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

        При таких обстоятельствах, постановление Псковской таможни от 11.06.2015 по делу об административном правонарушении №10209000-608/2015 следует признать незаконным и отменить.

   Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй  211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Псковской таможни от 11.06.2015  по делу об административном правонарушении №102 09000-608/2015 принятое в <...> и вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Техноимпорт», находящиеся по адресу: 180000, <...>, офис 10, ОГРН <***>.

   На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

         Судья                                                                                  С.Г. Циттель