ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-2508/14 от 11.02.2015 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Некрасова, 23, г. Псков, 180001

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-2508/2014

18 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена февраля 2015 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Шубиной О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания»

к Псковской области в лице Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи

третье лицо: Государственное финансовое управление Псковской области

о взыскании 170206 руб. 30 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Суворов Александр Владимирович, представитель по доверенности от 14.01.2015 №2/ю, предъявлен паспорт;

от ответчика:Крипас Артем Александрович, представитель по доверенности №13 от 16.06.2014, предъявлено служебное удостоверение №011 от 16.08.2010, предъявлен паспорт;

от третьего лица: КорековаЛариса Анатольевна, представитель по доверенности от 14.01.2015 №ФН-01-0011;

Открытое акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Псковской области в лице Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи  (далее - ответчик, Комитет) о взыскании 170206 руб. 30 коп. - убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам отдельных категорий, зарегистрированных на территории Псковской области по месту жительства органами регистрационного учета  за период с апреля по октябрь 2011 года.

Протокольным определением от 19.01.2015 по ходатайству истца суд привлек к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора Государственное финансовое управление Псковской области (далее - третье лицо, Финуправление).

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и объяснениях (т.1 л.д. 5-10, т. 3 л.д. 1 - 6, 11 - 15).

Ответчик иск оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на иск, уточнениях к отзыву (т.1 л.д.81 - 83, т.14 л.д. 14 - 16). В судебном заседании 11.02.2015 представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока исковой давности по возмещению убытков за период с января по июль 2011 года.

Третье лицо поддержало позицию ответчика по основаниям, изложенным в отзыве (т. 14 л.д. 17 - 19).

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Истец в соответствии с лицензией серии ППБ №6905200 от 24.03.2010 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В период с 01 апреля по 31 октября 2011 года истец осуществлял перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Тверской области с заездом на территорию Псковской области. Регулярные перевозки в 2011 году железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись по маршрутам Бологое Московское - Великие Луки, Ржев-Балтийский  - Великие Луки.

В силу сложившегося графика движения пригородных поездов, возможности  оборота и экипировки составов указанные маршруты проходят через станции, относящиеся к территории Псковской области: Бубново, Назимово,  282 км, 285 км, 290 км, Великополье, 296 км, 300 км, 303 км, 305 км, 306 км, 308 км,  Сердце, Таборы,  Кунья, Артемово, 434 км, Кодосно, Жижица (т.13 л.д. 146 - 158, т. 14 л.д. 1 - 13).

Постановлением Администрации Псковской области от 10.05.2011 № 166 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по оплате проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения" (далее - Постановление №166) в период с 15 апреля 2011 г. по 31 октября 2011 г. включительно для отдельных категорий граждан, зарегистрированных на территории Псковской области по месту жительства органами регистрационного учета, указанных в приложении к настоящему постановлению, введены меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов от стоимости проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории области (далее - льготы) (т.1 л.д. 84 - 85).

Согласно  Приложению к данному постановлению  правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан: лица, являющиеся пенсионерами, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, подтвердившие данный факт архивными (наградными) документами или записями в трудовой книжке (труженики тыла); лица, являющиеся пенсионерами, принимавшие участие в разминировании народнохозяйственных объектов и территории Псковской области, временно находившихся в зоне оккупации немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. (участники разминирования территории Псковской области); ветераны труда, являющиеся пенсионерами, из числа лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда": награжденных орденами или медалями либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде на уровне министерств, ведомств СССР или Российской Федерации, имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны, подтвердивших данный факт архивными документами либо записями в трудовой книжке, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ветераны труда); реабилитированные лица; лица, пострадавшие от политических репрессий; граждане, награжденные знаком "Почетный донор России"; граждане, награжденные знаком "Почетный донор СССР" (далее - льготники).

В соответствии с пунктом 1 Постановления №166 льгота распространяется на проезд  только по территории Псковской области.

Во исполнение Постановления № 166 Компания осуществляла перевозку льготников по установленному Постановлением Администрации Псковской области от 25.03.2011 №105 № "Об утверждении тарифов на перевозки  пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - Постановление №105) тарифу, учитывая льготную стоимость билета только при проезде на территории Псковской области.

В период с 15 апреля по 31 октября 2011 года истцом были оформлены проездные документы в соответствии с требованием установления 50% скидки на общую сумму 170206 руб. 30 коп..

В подтверждение суммы заявленных к возмещению расходов Компания ссылается на отчеты потерь в доходах (т.1 л.д. 30 - 36), ведомости с кассового терминала (т. 1 л.д. 94 - 150, т. 2 л.д. 1 - 102), таблицу кодов льгот для пригородного сообщения, утвержденной ОАО "РЖД" (т.2 л.д. 105 - 144), таблицу  кодов станций  (т. 3 л.д. 31), кассовые ленты за спорный период (т. 3 л.д. 3-150, т - 4 - 12, т. 13 л.д. 1 - 132). Компания указывает, что не ведет персонифицированный учет граждан, обладающих правом на льготный проезд в пригородном железнодорожном сообщении, поэтому у неё нет возможности представить копии документов, свидетельствующих о праве на льготы конкретных граждан, в том числе удостоверений, справок, подтверждающих факт установления инвалидности, справок о реабилитации. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность перевозчика вести персонифицированный учет льготных категорий граждан при продаже проездных билетов на железнодорожный транспорт в пригородном сообщении, а также сохранять копии выданных билетов по перевозке отдельных категорий граждан.

08.06.2011 истцом Комитету было направлено письмо №800 с приложением договора оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом  пригородного сообщения (т.1 л.д. 15). Однако, договор  подписан не был, что по мнению истца не является основанием для отказа во взыскании убытков.

Претензией от 30.04.2014 №1549, с приложением отчетов о потерях в доходах, истец потребовал от Комитета  возместить его убытки в размере 170206 руб. 30 коп. (т.1 л.д.25 - 28).

Полагая, что Псковская область приняла на себя обязанность возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств областного бюджета, учитывая отказ Комитета выплатить убытки в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Псковской области  170206 руб. 30 коп. - потерь в доходах при осуществлении перевозки льготных категорий граждан за период с апреля по октябрь 2011 года.

Ответчик в обоснование своих доводов указывает на отсутствие между Компанией и Псковской области договоренностей на возмещение потерь истца в доходах при предоставлении льготных билетов на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также осуществление истцом перевозок  по неустановленному  для него тарифу.

Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для установления значимых для дела  обстоятельства, относимость, допустимость и достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требоватьполного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убыткамипонимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)

На основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или на местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2009 № ВАС-11833/09, на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.

Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

При этом публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично, и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Псковской области, Администрация области приняла Постановление №166.

Согласно пункта 2 Постановления №166 возмещение потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с предоставлением льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения льготникам осуществляется при наличии следующих условий:

- регулирование тарифа на перевозку;

- перевозка по территории Псковской области;

- ежемесячное предоставление в срок до 15 числа, следующего за отчетным, сведений о количестве льготников и сумме потерь в доходах.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №166 контроль за обоснованностью  сведений возлагается на Комитет.

Положением о Государственном комитете Псковской области  по транспорту и связи, утвержденному Постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 №255 (т.13 л.д. 133 - 135) предусмотрены полномочия Комитета как главного распорядителя средств областного бюджета по организации  транспортного обслуживания населения, в том числе в пригородном сообщении железнодорожным транспортом.

Таким образом, ответчиком по требованию Компании о возмещении потерь в доходах от осуществления льготных перевозок является Псковская область в лице Комитета.

В соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам от 30.10.2009 №387-т и от 24.06.2011 №315 - т ОАО "СЗППК" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте и в отношении которого введено  государственное регулирование и контроль в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Ленинградской области, г. Санкт - Петербурга, Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской областях и Республики Карелия.

В то же время Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2010 №645 - т Компания включена в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте и в отношении неё введено государственное регулирование и контроль в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москва, Московской и Тверской области (т. 3 л.д. 16).

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) Компания является субъектом естественной монополии в области перевозок пассажиров и багажа пригородным железнодорожным транспортом с момента получения лицензии.

В соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня относится к одному из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

В пункте 4 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 (далее - Положение № 643), указано, что одной из основных целей государственного регулирования и установления тарифов в отношении субъектов естественных монополий является обеспечение баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования.

Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции (пункт 6 Положения № 643).

Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (пункт 7 Положения № 643).

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В силу подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уполномочены на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона о естественных монополиях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктами 3 и 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950, установлено, что государственное регулирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также абзацем 4 утвержденного указанным Постановлением Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением №239 и статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Псковской области Постановлением  от 19.01.2011 №6 утвердила Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих вследствие  регулирования  тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области (далее Положение о субсидиях). Согласно пункту 4 Положения предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключаемого уполномоченным органом  и организацией железнодорожного транспорта в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели в областном бюджете.

Исходя из правового анализа изложенных правовых норм следует, что предоставление Компанией услуг по пригородной перевозке железнодорожным транспортом должно осуществляться по тарифам и /(или) по  предельному их уровню, установленными органами исполнительной власти Псковской области.

Возмещение потерь в доходах от регулирования тарифа на услуги субъекта естественных монополий в области пригородных пассажирских перевозок производится в порядке, определяемом также органами исполнительной власти Псковской области.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в спорный период тарифы и/(или) предельные их уровни, а также тарифы  на осуществление пригородных пассажирских перевозок по территории Псковской области конкретно для Компании установлены не были. Перевозка осуществлялась по тарифам предусмотренным для открытого акционерного общества "Северо - Западная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "СЗППК") Постановлением Администрации Псковской области от 25.03.2011 №105 (т. 1 л.д. 86).

Также из материалов дела следует и не отрицается истцом, что Компания не предпринимала действий для установления для неё тарифа на осуществление пригородных железнодорожных перевозок. Сведений об отказе в установлении тарифа конкретно для Компании суду не представлено.

Довод Компании о том, что Постановление №239 не предусматривает  установление тарифа для конкретного субъекта естественной монополии, а предполагает тарифное регулирование в отношении стоимости услуг, безотносительно к их поставщикам, основан на неверном толковании вышеуказанных норм права в совокупности. Постановление №239 закрепляет полномочия субъектов Российской федерации по государственному регулированию тарифов и надбавок при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов. Порядок возмещения таких убытков установлен Псковской областью, в пределах предоставленных ей полномочий, Положением о субсидиях.

В Постановлении №166 не указано на конкретный субъект осуществления льготных перевозок. Однако в постановлении прямо закреплено, что возмещение потерь  в доходах организаций  железнодорожного транспорта будет производится при условии  установления регулируемого тарифа.

Таким образом совокупность правовых норм устанавливает следующую цепочку условий для взыскания убытков от перевозки льготников: установление тарифа конкретному субъекту естественных монополий или тарифа/предельное значение тарифа безтносительно конкретного субъекта, заключение договора на осуществление перевозки в пригородном сообщении на территории Псковской области.

Доказательств соблюдения Компанией указанных условий в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, поскольку в 2011 году договорные отношения между Псковской областью и Компанией на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области отсутствовали, регулирование тарифов для данного перевозчика не вводилось, предельных тарифов на услуги пригородного железнодорожного транспорта не устанавливалось, то услуги Компании, оказываемые по тарифам, установленным для другого субъекта естественных монополий не относятся к регулируемым  государствам услугам.

В силу прямого указания в Постановлении №166 на возможность  осуществления перевозок льготных категорий граждан только по регулируемым тарифам, Компания не должна была продавать билеты по льготной цене от тарифа, ей не установленного.

Кроме того, Постановлением №166 предусмотрен  определенный порядок для  возмещения потерь, а именно ежемесячный, на основании предоставленных сведений.

Из материалов дела следует, что осуществляя перевозки с апреля 2011 года Компания сведений о количестве перевезенных льготниках и суммах потерь  Комитету не предоставляла. С намерением заключить договор истец обратился только в июне 2011 года. Действий по заключению договора, пусть даже в принудительном порядке, не предпринял. Несмотря на отсутствие положительного решения на будущее возмещение своих потерь в доходах продолжил перевозку граждан с предоставлением им льготных билетов. Тем самым переложив риск неполучения своих коммерческих доходов на Псковскую область без законных к тому оснований.

Доводы ответчика об истечении срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за период с апреля по июль 2011 года судом отклоняются.

Так, согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, о нарушении права на возмещение потерь в доходах от  предоставления льгот в 2011 году истец мог и должен был узнать по окончании соответствующего финансового года - то есть не позднее 01.01.2012. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации и следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному Компанией о возмещении убытков за 2011 год.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности - три года. Требование о возмещении убытков за 2011 год исходя из представленных в материалы дела документов заявлено в пределах срока исковой давности.

Данные выводы корреспондируются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2012 года №3790/12.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины по настоящему делу  относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

На решение в течение одного месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                         О.Л. Шубина