ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-2669/15 от 09.11.2015 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-2669/2015

09 ноября 2015 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Самойловой Т.Ю., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Псков-Альянс» (место нахождения: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу (место нахождения: 191123, <...>, лит.А, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2015 №04-10/35-1/1,

без вызова сторон

Общество с ограниченной ответственностью «Псков-Альянс» обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу от 07.07.2015 №04-10/35-1/1 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Определением суда от 07.09.2015 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства со сроком рассмотрения не позднее 09.11.2015. Указанное заявление и документы, приобщенные к нему, были размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

В порядке пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 №62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) стороны извещены арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.

Доказательства извещения сторон в материалах дела имеются, в связи с чем основания к вынесению в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 228 АПК РФ, определения о рассмотрении дела по общим правилам искового производства (часть 5 статьи 227 Кодекса) отсутствуют.

Ответчик в отзыве на заявление от 28.09.2015 №18-04-15/7542 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд,

установил:

Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу (далее – Управление Росфинмониторинга) на основании приказа от 20.05.2015 №18-04-02/30-П проведена выездная проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «Псков-Альянс» на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2012 по 30.04.2015.

По результатам проверки 22.06.2015 составлен акт №36, где установлено, что в организации отсутствует надлежащий внутренний контроль, в том числе в проверяемом периоде обществом с ограниченной ответственностью «Псков-Альянс» (далее – Общество, ООО «Псков-Альянс») была совершена операция по договору с ООО «Высота» на общую сумму 7 082 458 руб. 34 коп. по предоставлению имущества по договору финансовой аренды с последующим правом выкупа, подлежащая обязательному контролю. Сведения по указанной операции были направлены в Управление Росфинмониторинга с нарушением установленного срока, что отражено в приложении №1 к акту проверки.

22.06.2015 главным специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Управления Росфинмониторинга ФИО1 в отношении Общества, в отсутствие его законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту решения - КоАП РФ).

Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО «Псков-Альянс» осуществляло в проверяемом периоде деятельность, связанную с финансовым лизингом. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -Федеральный закон №115-ФЗ) договоры лизинга относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, что влечет обязанность представлять в установленном порядке в уполномоченный орган сведения по договорам лизинга (операциям). В ходе проверки установлено нарушение Обществом сроков представления сведений по совершению финансовой операции.

Кроме того, Управлением Росфинмониторинга установлено, что Обществом не осуществляются действия, направленные на выявление лиц, указанных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ; не выполняются обязанности по принятию мер по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов.

Указанные нарушения, по мнению административного органа, подтверждают отсутствие постоянно действующей, надлежащим образом оформленной системы внутреннего контроля.

О дате и времени составления протокола об административном правонарушении заявитель уведомлен полученной Обществом телеграммой от 17.06.2015.

07.07.2015 исполняющим обязанности руководителя Управления Росфинмониторинга ФИО2 в присутствии представителя Общества ФИО3, вынесено постановление №04-10/35-1/1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Заявитель, не оспаривая допущенное правонарушения по существу, просит признать незаконным и отменить указанное постановление, ссылаясь на отсутствие умысла в его совершении и на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям при его совершении, то есть, по мнению заявителя, имеются основания признать правонарушение малозначительным.

Ответчик требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что состав административного правонарушения имеет место и доказан материалами дела, правонарушение не может быть признано малозначительным, так как объект посягательства направлен на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в связи с чем является одним из наиболее значимых в сфере охраны государственных интересов.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части назначения административного наказания.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом №115-ФЗ.

В силу статьи 3 названного Закона внутренний контроль - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

При этом осуществление внутреннего контроля – это реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7.3 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального Закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев своих клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.

Однако, документы (доказательства) подтверждающие осуществление действий, направленных на выполнение указанных требований, в процессе проверки Обществом представлены не были.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе к получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

В соответствии с требованиями подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, не позднее трех рабочих дней, со дня совершения операции, подлежащей обязательному контролю операциям.

В соответствии со статьей 5 Федерального Закона № 115-ФЗ в целях названного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, финансовый лизинг.

В ходе проверки установлено, что одним из видов деятельности Общества является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, финансовый лизинг, поэтому заявитель относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и обязан выполнять требования Федерального закона №115-ФЗ.

В ходе проведения проверки ответчик установил, что в проверяемый период Общество совершило 1 операцию (сделку) с ООО «Высота» по предоставлению имущества по договору финансовой аренды с последующим правом выкупа, подлежащую обязательному контролю, однако сведения о данной сделке в установленный срок не представлены в Управление Росфинмониторинга. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Отсутствует в заявлении в суд и доводы по оспариванию невыполнения Обществом требований пункта 1 статьи 7  Федерального закона №115-ФЗ.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд считает, что в действиях Общества имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности суд не установил и о таких нарушениях Обществом не заявлено. С учетом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных Федеральным законом №115-ФЗ требований по обеспечению внутреннего контроля, неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.

Однако суд считает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным в части размера административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, при этом исходя из содержания статьи 4.2 КоАП РФ перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является открытым.

В санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлены различные виды административного наказания, минимальным из которых является предупреждение, что позволяет назначать меру наказания с учетом характера совершенного правонарушения и наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000руб.

Суд считает, что указанный размер административного штрафа не сопоставим с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями.

Материалами дела подтверждается, что в Обществе разработаны и утверждены 08.10.2012 Правила внутреннего контроля; приказами от 08.10.2012 и от 29.03.2015 назначены ответственные сотрудники по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, представлены сведения о прохождении бухгалтером и генеральным директором Общества обучения по программе целевого инструктажа и повышения уровня знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами в целях противодействия легализации преступных доходов с выдачей соответствующих свидетельств

Суд считает необходимым учесть, что за проверяемый период (3года) выявлена только одна операция, подлежащая контролю, и сведения о котором не представлены Управлению «Росфинмониторинга» своевременно, при этом такая информация была незамедлительно представлена в ходе проверки. Сведения о негативных последствиях иных нарушений, подтверждающих ненадлежащую организацию внутреннего контроля в организации, в материалах дела отсутствуют.

При этом никаких противоправных деяний (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма) Управлением Росфинмониторинга в действиях Общества при совершении выявленной финансовой операции, не установлено, на такие факты Управление не указывает.

Более того, суд учитывает, что в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «Псков-Альянс» от 01.07. 2015 №2/15 из Устава Общества исключены виды деятельности: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и финансовый лизинг, что является основанием для снятия Общества с учета в Управлении Росфинмониторинга».

Отягчающие ответственность обстоятельства по делу не установлены.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление в части назначения административного наказания в виде штрафа вынесено без учета совокупности смягчающих ответственность обстоятельств, административное наказание Обществу в виде предупреждения будет являться справедливым и отвечать целям административной ответственности.

По совокупности изложенного, постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу от 07.07.2015 №04-10/35-1/1 следует признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания.

В силу положений статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу от 07.07.2015 №04-10/35-1/1, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Псков-Альянс».

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Псков-Альянс» административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде предупреждения.

На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья Т.Ю.Самойлова