Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-2827/2021
13 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Бурченкова К.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савельевой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г.Великие Луки (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 182113, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182113, <...>)
об обязании подписать акты приема–передачи,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" г.Великие Луки (далее - истец, МУП "Тепловые сети", предприятие) обратилось в суд к обществу с ограниченной ответственностью "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания" (далее - ответчик, ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания", управляющая компания) об обязании подписать акты приема–передачи узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ), расположенных в многоквартирных домах города Великие Луки Псковской области по адресам: проспект Ленина, дом 19/24, улица Лизы ФИО2, дом 8 (далее - МКД).
В обоснование иска указано, что истец во исполнение требований действующего законодательства, в связи с неисполнением собственниками помещений МКД соответствующей обязанности самостоятельно, приобрел по договору лизинга и смонтировал УУТЭ в спорных МКД. Выплатив в полном объеме лизинговые платежи и выкупной платеж, истец формально стал собственником УУТЭ, тогда как фактически эти приборы входят в состав общего имущества МКД, но для оформления юридического факта перехода права собственности от истца к собственникам МКД и снятия УУТЭ с баланса предприятия необходимо подписать акты передачи, от чего ответчик уклоняется, проведение общего собрания собственников МКД с целью принятия УУТЭ на баланс в качестве общедомового имущества не проводит.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске и дополнениях к нему основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; в отзывах и дополнениях к ним иск не признал. Полагал, что после выплаты истцом лизингового и выкупного платежа, лизингодатель утратил право собственности на приборы учета, с этого же времени они включаются в состав общего имущества собственников МКД, подписание каких-либо актов приема-передачи УУТЭ не предусмотрено правовыми актами, а потому не требуется. Кроме того, проблемы истца по снятию УУТЭ с бухгалтерского учета обусловлены изначально неверной постановкой этих приборов на учет.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела и позиции сторон, выслушав представителя истца, суд установил следующее.
13.06.2013 между ООО "Северо-Западное агентство по развитию территорий" (далее- Лизингодатель) и предприятием (далее - Лизингополучатель) заключен договор №0002-01/ДФЛ/2013 финансовой аренды (лизинга) (далее - Договор), согласно пункту 2.1 которого Лизингодатель обязуется приобрести в собственность УУТЭ и предоставить его Лизингополучателю за плату во временное владение и пользование в качестве предмета лизинга, а Лизингополучатель обязуется принять предмет лизинга во временное владение и пользование.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора за владение и пользование предметом лизинга по Договору лизинга Лизингополучатель обязуется уплачивать Лизингодателю лизинговые и иные платежи в порядке и сроки, установленные Договором лизинга.
В пункте 5.5 Договора определено, что в случае полного исполнения сторонами своих обязательств, по истечении срока договора лизинга или до истечении срока договора лизинга, при условии уплаты Лизингополучателем Лизингодателю всех Лизинговых и иных платежей право собственности на предмет лизинга передается Лизингодателем Лизингополучателю по согласованной сторонами в договоре лизинга выкупной стоимости.
Переход права собственности на предмет лизинга к Лизингополучателю оформляется актом приема-передачи основных средств ОС-1 в течение 5 банковских дней с даты уплаты Лизингополучателем общей суммы договора лизинга и иных платежей, предусмотренных договором.
27.06.2014 подписан акт ввода в эксплуатацию УУТЭ в спорных МКД.
В результате заключения ряда договоров уступки прав (требований) конечным Лизингодателем по Договору и собственником предмета лизинга стало общество с ограниченной ответственностью "Лига-М" (далее - ООО "Лига-М"),.
Последний лизинговый платеж совершен истцом 29.06.2020 (платежное поручение №1516), а 30.06.2020 осуществлен выкупной платеж (платежное поручение №1518).
07.07.2020 между предприятием и ООО "Лига-М" подписаны акты приема-передачи основных средств ОС-1 в отношении спорных УУТЭ.
В настоящее время спорные МКД находятся в управлении ООО "Великолукская жилищно-коммунальная управляющая компания".
Истец неоднократно направлял в адрес ответчика письма о необходимости проведения общего собрания собственников помещений в МКД и принятия на баланс УУТЭ, как общедомового имущества по актам приема-передачи. Уклонение ответчика от подписания таких актов явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статьях 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Предусмотренные законом способы защиты права избираются истцом самостоятельно, однако способ защиты права должен быть предусмотрен законом, быть адекватным допущенным нарушениям и позволяющим эти нарушения устранить.
Выбор способа защиты права и определение предмета иска является правом истца, действующее законодательство не предоставляет суду право изменять предмет иска по усмотрению суда, с целью использования надлежащего способа защиты права.
Предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса (далее - ЖК РФ) установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил №491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354) возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федеральный закон от 23.11.2009 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжение организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил №491.
При этом работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил №491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем судом установлено, что в рассматриваемом случае УУТЭ в спорных МКД с 2014 года фактически введены в эксплуатацию.
Предметом настоящего спора не является уклонение ответчика от введения приборов учета в эксплуатацию и их использование с целью достижения предусмотренных приведенным выше законодательством целей энергоэффективности.
Требований об обязании ответчика принять спорные УУТЭ в эксплуатацию, истец не заявляет.
При этом, исходя из содержания письменного отзыва, ответчик не оспаривает того обстоятельства, что после выплаты истцом последнего лизингового и выкупного платежа, УУТЭ перешли в общедомовую собственность МКД.
В тоже время истец настаивает на том, что бы суд обязал ответчика подписать акты приема-передачи в отношении спорных УУТЭ, не указывая при этом, какими нормами действующего законодательства либо каким соглашением сторон на управляющую компанию возложена такая обязанность.
Между тем, исходя из положений статьи 12 ГК РФ, исполнение обязательства в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося обязательства.
В статье 8 ГК РФ закреплено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что истец в обоснование своих требований не указал правового основания, в соответствии с которым на ответчика может быть возложена обязанность подписать акты приема-передачи в отношении УУТЭ, суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.
Одновременно с этим суд полагает необходимым отметить, что с учетом норм действующего законодательства само по себе введение спорных приборов УУТЭ в эксплуатацию при наличии соответствующих актов, а также выплата лизинговых и выкупного платежа в полном объеме, является достаточным основанием, чтобы констатировать факт перехода спорных приборов УУТЭ в общедомовую собственность МКД.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
С учетом изложенного суд полагает, что истец не лишен возможности подписать соответствующий акт приема-передачи в одностороннем порядке в соответствии с положениями пункта 4 статьи 753 ГК РФ, согласно которому при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
На основании изложенного, поскольку истец не доказал наличие у него нарушенного права в результате противоправных действий ответчика, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, принимая во внимание результат рассмотрения спора, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в иске отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья К.К. Бурченков