Арбитражный суд Псковской области
180001 г. Псков, ул. Некрасова, 23, Дом Советов
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Псков Дело №А52-3022/2008
11 сентября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2008 года.
Резолютивная часть оглашена 04 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Циттель С.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Печорском районе Псковской области
к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Киршинская средняя общеобразовательная школа»
о взыскании 7026 руб. 93 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – руководитель группы персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, доверенность от 18.06.2008г. №04/962 (со всеми специальными полномочиями); ФИО2 – заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 02.09.2008г. №04/2373 (со всеми специальными полномочиями);
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Печорском районе Псковской области обратилось с заявлением, в котором просит взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Киршинская средняя общеобразовательная школа» штраф в сумме 7 026 руб. 93коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание уполномоченного представителя не направил, отзыв на заявление не представил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика, по имеющимся материалам дела.
Выслушав объяснения представителей заявителя, рассмотрев и исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании решения о проведении документальной (выездной) проверки от 18.03.2008г. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Печорском районе Псковской области (далее – Управление) в период с 20.03.2008г. по 21.03.2008г. специалистом 2 разряда отдела НП ВП и ОППЗЛ ФИО3 проведена документальная проверка Муниципального общеобразовательного учреждения «Киршинская средняя общеобразовательная школа» (далее – образовательное учреждение) с целью установления достоверности индивидуальных сведений, представленных в Управление по льготному стажу за 2002 – 2007 годы. Результаты проверки отражены в акте от 21.03.2008г. №80. Согласно акту, в ходе проверки выявлены факты представления в Управления в 2002 - 2007 годы недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по вопросу исчисления льготного стажа, всего на 16 человек. Для устранения несоответствий, выявленных в результате проверки, образовательному учреждению предложено в 10 – дневный срок предоставить в Управление корректирующие формы индивидуальных сведений также на 16 человек. Акт вручен директору образовательного учреждения 02.04.2008г.
19.05.2008г. образовательное учреждение представило в Управление корректирующие формы индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица за расчетные периоды 2005, 2006, 2007 годы. В этот же день, специалистом группы ПУВСЗЛВН ФИО4 был составлен акт №92 в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении образовательным учреждением требований Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон №27-ФЗ).
Из акта от 19.05.2008г. №92 следует, что специалистом обнаружены факты представления недостоверных сведений за 2005 – 2007 годы, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. При этом в акте указывается решение о проведении документальной проверки от 18.03.2008г. и результаты данной проверки согласно акту от 21.03.2008г. №80, однако, результаты проверки за период с 2005 года по 2007 год. Кроме того, в акте от 19.05.2008г. №92 предлагается привлечь образовательное учреждение к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ за недостоверное представление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005-2007 годы в виде санкции в размере 10%, причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (конкретного работника), в сумме 7 026 руб. 93 коп., а также представить в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течение 10 дней со дня получения акта в Управление письменные возражения. Одновременно в акте Управлением было указано время, дата, место рассмотрения акта. Акт от 19.05.2008г. №92 направлен ответчику заказным письмом в день его составления.
11.06.2008г. начальником Управления в отсутствие представителя образовательного учреждение, рассмотрен акт от 19.05.2008г. №92 и принято решение №58 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусмотренный пунктом 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ в виде штрафа на общую сумму 7026 руб. 93 коп. На основании решения от 11.06.2008г. №58 образовательному учреждению направлено заказным письмом (11.06.2008г. №00090) требование №58 об уплате в срок до 30.06.2008г. штрафа. В связи с тем, что требование об уплате штрафа в добровольном порядке ответчиком не исполнено, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее – Федеральный закон №167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования предусмотрен Инструкцией, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997г. №318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 35, 36 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранить. Страхователь в 2-х недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировки сведений и уточнении личных счетов застрахованных лиц.
Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Управление направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При непредставлении в установленный срок страхователем уточненных данных, Управление принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.
Из материалов дела следует и подтверждено представителями заявителя в судебном заседании, что такое уведомление отдельным документом ответчику не направлялось. Вместе с тем, в акте проверки от 21.03.2008г. №80, полученном 02.04.2008г. директором образовательного учреждения содержатся сведения о необходимости устранения несоответствий по индивидуальным сведениям по 16 человек выявленных в ходе документальной проверки.
Поскольку нормативные акты, регулирующие вопросы направления уведомления страхователя не содержат требования, предъявляемые к такому документу, суд считает возможным уведомить страхователя о выявленных при документальной проверки расхождений по представленным сведениям, путем указания о них в самом акте проверки с установлением срока представления. Следовательно, Управление выполнило требования пунктов 35, 36 Инструкции по уведомлению страхователя о выявленных расхождениях.
Акт проверки от 21.03.2008г. №80 получен директором образовательного учреждения 02.04.2008г., соответственно, срок представления уточненных требований – 16.04.2008г.
Согласно описям документов, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд России (л.д. 29, 32, 38) корректирующие сведения за расчетные периоды 2005-2007 годы представлены образовательным учреждением 19.05.2008 г., то есть несвоевременно, на 32 дня позже.
Управление в нарушение пункта 36 Инструкции, 16.04.2008г. решения о корректировки сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц, о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона №167-ФЗ, не приняло.
Суд, исследовав индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование заинтересованного лица представленные образовательным учреждением 19.05.2008г. (л.д. 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40) установил и не оспаривается представителями заявителя, что образовательное учреждение в корректирующих сведениях полностью устранило, ранее выявленные Управлением при проверке, расхождения по исчислению льготного стажа.
На день составления акта от 19.05.2008г. №92, на основании которого принято решение о привлечении к ответственности по статье 17 Федерального закона №27-ФЗ, выявленные нарушения статьи 11 названного закона, образовательным учреждением устранены.
Таким образом, на 19.05.2008г. отсутствовал факт предоставления недостоверных сведений и, как следствие, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения о привлечении к ответственности на основании такого акта.
Ссылку представителей заявителя на то, что акт от 19.05.2008г. составлен с целью определения суммы штрафа и имеет ссылку на акт проверки от 21.03.2008г. №80, суд не принимает, поскольку Управление располагало достаточными сведениями для самостоятельного определения суммы штрафа до подачи образовательным учреждением корректирующих сведений, решение принято на основании акта от 19.05.2208г.
Пенсионное законодательство не предусматривает право и обязанность Управления составлять промежуточные акты (дублирующие ранее установленные обстоятельства) между актом, который содержит выявленные факты представления страхователем недостоверных сведений и принятием решения о привлечении к ответственности.
Кроме того, Управлением при принятии решения от 11.06.2008г. №58 о привлечении к ответственности образовательное учреждение по статье 17 Федерального закона №27-ФЗ допущены нарушения положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Федеральными законами №27-ФЗ и №167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности органами Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения, так как из статьи 2 Федерального закона №167-ФЗ следует, что Федеральный закон №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правонарушения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом №167-ФЗ.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Материалами дела подтверждается, что решение о привлечении к ответственности вынесено Управлением 11.06.2008г. (без указания времени) в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя, тогда как образовательное учреждение было извещено о рассмотрении акта от 19.05.2008г. на 10.06.2008г. в 10 час. 30 мин.
Представитель заявителя подтвердил, что ответчик о рассмотрении акта от 19.05.2008г. 11.06.2008г. не извещался. Представители заявителя пояснили в судебном заседании, что фактически акт рассматривался начальником Управления 10.06.2008г., а 11.06.2008г. решение только было напечатано, поэтому считают соблюденным порядок извещения ответчика о времени и месте рассмотрения акта. Суд не принимает данный довод заявителя, так как он противоречит требованиям статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не содержит норму, предусматривающую срок для технического изготовления решения с указанием иной даты.
Неисполнение Управлением требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и лишение ответчика права на представление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требования и взыскания с образовательного учреждения штрафа в сумме 7026 руб. 93коп. за представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 – 2007 годы. Расчет суммы штрафа определен в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ. Нарушений не установлено.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине судом не рассматривается в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 168-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Печорском районе Псковской области о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения «Киршинская средняя общеобразовательная школа» в доход Пенсионного фонда штрафа в сумме 7026 руб. 93 коп. отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья: С.Г. Циттель