ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-3399/13 от 09.01.2014 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул.Некрасова, д.23, г.Псков, 180001

http://pskov.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков Дело №А52-3399/2013

09 января 2014 года.

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Псковской области

к Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Великие Луки»

о взыскании 57832 руб. 59 коп.,

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Псковской области (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась с заявлением о взыскании с Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Великие Луки» (далее – МУ «УЖКХ г.Великие Луки», Учреждение) 57832 руб. 59 коп, включая: штраф в сумме 33046 руб. за совершение налогового правонарушения по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, пени в сумме 24786 руб. 59 коп.

Ответчик, надлежащим образом извещенный в установленном законом порядке о начавшемся судебном процессе, возражений по существу заявленных требований и доказательств в обоснование своей позиции в порядке части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Исследовав письменные материалы дела, суд

установил:

В период с 14.05.2013 по 31.05.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Псковской области (далее по тексту – налоговая инспекция) на основании решения от 14.05.2013 №2.9-40/992 (л.д.20) проведена выездная налоговая проверка деятельности МУ «УЖКХ г.Великие Луки» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2012 по 13.05.2013.

В результате проведения мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией выявлено, что в нарушении пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) за проверяемый период налоговый агент не включил в состав налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) суммы ежемесячных гарантированных компенсационных выплат муниципальным служащим в общей сумме 2541975руб. 36 коп., выплачиваемых в соответствии с решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 №70 «Об утверждении положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории «А» в муниципальном образовании «Город Великие Луки».
Сумма НДФЛ, не исчисленная Учреждением, как налоговым агентом, и не перечисленная в бюджет составила 330 457 руб.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 03.06.2013 №2.9-40/1247дсп, который был вручен ответчику в тот же день (л.д.21-28).

Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки и представленные ответчиком возражения от 07.06.2013 №14207, в отсутствии надлежащим образом извещенного ответчика, налоговая инспекция 27.06.2013 приняла решение №2.9-40/3346дсп «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Согласно данному решению: МУ «ЖКХ г.Великие Луки» привлечено к налоговой ответственности, установленной статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей удержанию и перечислению в установленный НК РФ срок (с учетом пункта 4 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ), что составило 33046 руб. (66091 руб. : 2), в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога за период с 14.05.2013 по 27.06.2013 в сумме 24786 руб. 59 коп., предложено удержать и перечислить в бюджет неудержанный налог в сумме 330457 руб. Копия решения вручена ответчику 28.06.2013 (л.д.29-36).

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ 03.08.2013 Учреждению заказным письмом направлено требование №1442 по состоянию 01.08.2013 (л.д.14-19) об уплате вышеуказанных сумм штрафа и пени в срок до 21.08.2013.

Поскольку требование в добровольном порядке в установленный срок Учреждением не исполнено, заявитель обратился о взыскании с ответчика штрафа и пени в общей сумме 57832 руб. 59 коп. в судебном порядке.

Суд считает, что в удовлетворении требования заявителя о взыскании указанных сумм штрафа и пени следует отказать.

Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Статьей 209 НК РФ определено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению.

Учреждение в соответствии со статьей 24 НК РФ является налоговым агентом, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков налога на доходы физических лиц и перечислению его в соответствующий бюджет.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что муниципальным служащим Учреждения ежемесячно производились гарантированные компенсационной выплаты на основании приказа руководителя муниципального учреждения «УЖКХ г.Великие Луки» «О поощрении работников».

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные, в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Таким образом, к компенсационным выплатам в смысле пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ относятся компенсационные выплаты, установленные, в том числе и решениями представительных органов местного самоуправления. Следовательно, Великолукской городской Думой, как представительным органом местного самоуправления, могли быть установлены компенсационные выплаты муниципальным служащим.

Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При этом пунктом 2 статьи 3 указанного Федерального закона определено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ (далее Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона №25-ФЗ).

В ходе проверки установлено, что спорные компенсационные выплаты осуществляются в рамках муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах управления и структурных подразделениях Администрации города Великие Луки на 2010-2012 годы», утвержденной Постановлением Администрации города Великие Луки от 31.12.2009 №117.

В соответствии с разделом 1 Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории «А» в муниципальном образовании «город Великие Луки»,  утвержденного  решением Великолукской городской Думы от 29.07.2010 №70, ежемесячные гарантированные компенсационные выплаты предназначены для обеспечения подбора и закрепления высококвалифицированных кадров, социальной защищенности муниципальных служащих органов местного самоуправления города Великие Луки, лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", обеспечения соотносительности условий оплаты труда с государственной гражданской службой.

Таким образом, спорные выплаты установлены представительным органом самоуправления, как компенсационные, не входят в состав денежного содержания, выплачиваются из иного бюджетного источника и непосредственно связаны с исполнением муниципальными служащими своих обязанностей по трудовому договору, то есть имеют все признаки, указанные в части 3 статьи 217 НК РФ.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются отдельной составной частью заработной платы и не относятся к непосредственному вознаграждению за труд.

Следовательно, спорные выплаты, не входящие в состав денежного содержания, отвечают признакам компенсационных выплат, установленным данной статьей Трудового Кодекса РФ.

Аналогичная правовая позиция указана в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2012 по делу №А52-1600/2012, оснований для иного вывода у суда не имеется. Высший Арбитражный суд РФ в Определении от 18.03.2013 №ВАС-3016/13 согласился с выводами кассационной инстанции.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у налоговой инспекции законных оснований для включения суммы ежемесячных гарантированных компенсационных выплат муниципальным служащим в общей сумме 2541975 руб. 36 коп. в налоговую базу по НДФЛ и как следствие, отсутствие обязанности у налогового агента – Учреждения, по удержанию и перечислению в бюджет соответствующих сумм НДФЛ.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для взыскания штрафа и пени.

Вопрос о распределении госпошлины судом не рассматривается в силу подпункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Псковской области о взыскании с муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Великие Луки» 57832 руб. 59 коп. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья: С.Г. Циттель