ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-33/2022 от 19.04.2022 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-33/2022

26 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена апреля 2022 года .

Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Алексеевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коваленко О.Г. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего Восканяна Баграта Альфредовича (25.09.1964 года рождения, место рождения: г. Ереван, зарегистрирован по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 98, кв. 24, ИНН - 503210606608, СНИЛС - 016-216-544 17 - Серкиной Юлии Сергеевны, адрес: 129085, г. Москва, ул. Большая Марьинская. д.2, пом.1. ком.2)

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (адрес: 180017, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 2А; ИНН: 6027022228, ОГРН: 1046000330683)

о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ №2216000117001 от 18.11.2021 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Центр Таможенного оформления-2» (ИНН 6022007667, ОГРН 1026002941546) и обязании внести запись в ЕГРЮЛ о признании недействительной записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Центр Таможенного оформления-2»

            при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении в отсутствие;

от заинтересованного лица: до перерыва в судебном заседании: Смирнова Ю.В. - представитель по доверенности, Самохвалова Н.Г. – представитель по доверенности;

установил:

финансовый управляющий Восканяна Баграта Альфредовича  - Серкина Юлия Сергеевна, (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительной записи ГРН № 2216000116990 от 18.11.2021, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Центр Таможенного оформления-2» (ИНН 6022007667, ОГРН 1026002941546) и об обязании налогового органа внести запись в ЕГРЮЛ о признании недействительной записи № 2216000116990 от 18.11.2021 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Центр Таможенного оформления-2» (ИНН 6022007667, ОГРН 1026002941546).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен, заявил ходатайство о рассмотрении заявленных требований в его отсутствие.

Представители налогового органа, принявшие участие в судебном заседании до перерыва, требования не признали, указывают, что повторное решение об исключении общества принято через 8 месяцев после предшествующей процедуры, исключение общества 18.11.2021 из Единого государственного реестра юридических лиц произведено налоговым органом на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), нарушения в действиях регистрирующего органа отсутствуют.

В судебном заседании 12.04.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 19.04.2022, после перерыва судебное заседание было судом продолжено.

После перерыва в судебном заседании представители налогового органа не явились, извещены.

В порядке статьи 156 АПК РФ в связи с надлежащим извещением и неявкой участников процесса в судебное заседание после перерыва, спор рассмотрен в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Центр Таможенного оформления - 2" (ИНН 6022007667), общество образовано 24.12.2001.

14.08.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года в отношении ООО «ЦТО-2» (ОГРН 1026002941546).

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем общества с ограниченной ответственностью «Центр Таможенного оформления-2» (ИНН 6022007667, ОГРН 1026002941546) является Восканян Баграт Альфредович, с размером доли в уставном капитале общества 45 %.

15.08.2018 в отдел регистрации налогоплательщиков поступили справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам и о непредставлении юридическим лицом ООО «ЦТО-2» в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Руководствуясь статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, Инспекцией 20.08.2018 принято решение № 1236 о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ.

Решение Инспекции о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений обществом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением данного юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Инспекции, по котором могут быть направлены заявления, были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» от 22.08.2018 № 33, а также были размещены на официальном сайте ФНС России - www.nalog.gov.ru.

21.11.2018 прекращена процедура исключения в связи с поступившими возражениями относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Возражения поступили от Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области, отдела урегулирования задолженности №2.

10.12.2019 в отдел регистрации налогоплательщиков поступили справки об
отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским
счетам и о непредставлении юридическим лицом ООО «ЦТО-2» в течение последних 12
месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.

16.12.2019 Инспекцией повторно принято решение № 3037 о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ. Решение Инспекции о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ, было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 18.12.2019 № 50, а также были размещены на официальном сайте России - www.nalog.gov.ru.

03.10.2019 Инспекцией проведены мероприятия по проверке достоверности сведений об адресе юридического лица ООО «ЦТО-2». В результате осмотра местонахождение данной организации по адресу: Псковская область, город Псков улица Вокзальная, дом 50А, пом. 1028 не подтверждено. Составлен протокол осмотра объекта недвижимости юридического лица.

07.11.2019 в адрес юридического лица, участнику юридического лица
Восканяну Б.А. и руководителю общества - Вострякову А.Л. были направлены
уведомления о необходимости подтверждения достоверных сведений об адресе
общества (штрих-коды 18000086161212, 18000086161267, 18000086161274, 1800008616
180000161311). Письма, адресатами не получены, в налоговый орган вернулись почтовые конверты.

В связи с непоступлением в течение срока, указанного в уведомлениях, каких-либо документов, подтверждающих достоверность сведений об адресе, 23.12.2019 в отношении юридического лица внесена запись о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (ГРН 2196027220794).

24.03.2020 прекращена процедура исключения в связи с поступившим заявлением о возражении относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (вх. № 1540А от 17.03.2020).

18.05.2020 Инспекцией повторно принято решение № 1081 о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ. Решение Инспекции о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 20.05.2020 № 20, а также было размещено на официальном сайте ФНС России - www.nalog.gov.ru.

10.07.2020 прекращена процедура исключения в связи с поступившим заявлением о возражении относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (вх. № 3494А от 04.07.2020).

Руководствуясь подпунктом б пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, Инспекцией 20.07.2020 повторно принято решение № 1801 о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ. Решение Инспекции о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ, было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 22.07.2020 № 29, а также были размещены на официальном сайте ФНС России -www.nalog.gov.ru.

21.10.2020 поступило Возражение по форме Р38001 против исключения общества из ЕГРЮЛ (вх. № 5778А). В связи с тем, что представленное Возражение не соответствовало положениям действующего законодательства, оно было оставлено без рассмотрения. Письмо с ответом заявителю направлено (02.11.2020 исх. № 21-08/19223). В данном письме было написано о том, что в срок до 05.11.2020 можно повторно предоставить в Инспекцию, заполненную должным образом форму Р38001 против исключения из ЕГРЮЛ ООО «ЦТО-2». Однако, в указанные сроки возражений от заявителя не поступило.

19.11.2020 была прекращена процедура исключения в связи с поступившим заявлением о возражении относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (служебная записка 21-09/20594@).

19.07.2021 повторно принято решение № 597 о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ. Решение Инспекции о предстоящем исключении ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ, было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 21.07.2021 № 28, а также были размещены на официальном сайте ФНС России -www.nalog.gov.ru.

В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении от 19.07.2021 № 597 заявление о несогласии с исключением ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ от самого юридического лица, а также кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступало.

Как указывает налоговый орган в Едином государственном реестре прав сведения об объектах собственности ООО «ЦТО-2» отсутствуют, 01.04.2017 обществом была представлена последняя отчетность, задолженность по налогам и сборам составляла 4 590 руб. 80 коп. 17.11.2016 был закрыт расчетный счет.

18.11.2021 юридическое лицо ООО «ЦТО-2» было исключено из ЕГРЮЛ, о чем внесена запись ГРН 2216000116990.

Между тем, судом установлено, что участником ООО «ЦТО-2» с долей в уставном капитале 45 % является Восканян Баграт Альфредович.

Определением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-20915/17 от 22.10.2021 финансовым управляющим Восканяна Баграта Альфредовича (25.09.1964 г.р., м.р.: г. Ереван, адрес: Московская обл., г. Одинцово, ул. Можайское ш., д. 98, кв. 24, СНИЛС 016-216-544 17, ИНН 503210606608), в отношении которого решением Арбитражного суда Московской области по делу А41-20915/17 от 01.06.2017 г. введена процедура реализации имущества гражданина, утверждена Серкина Юлия Сергеевна (ИНН 550716034616, СНИЛС 106-934-405 52, per. №15183, адрес: 129085, г. Москва, ул. Большая Марьинская, д. 2.), член Ассоциации СРО ОАУ "Лидер" (129626, г. Москва, пр-т Мира, д. 104, №0047 от 25.06.2015 г., ИНН 7714402935, ОГРН 1147799010380).

В отношении имущества должника проводится реализация его доли в уставном капитале ООО «Центр Таможенного оформления-2», проведена оценка её рыночной стоимости. В деле о банкротстве  № А41-20915/17 утверждено положение о порядке, условиях и сроках проведения торгов по реализации имущества Восканяна Б.Н.

Определением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2022 срок реализации имущества должника Восканяна Б.А. продлен судом на шесть месяцев до 01.06.2022.

Финансовый управляющий Серкина Ю.С. не согласилась с принятым решением Инспекции об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку прекращение деятельности ООО «Центр Таможенного оформления-2» нарушает права кредиторов и должника в рамках дела № А41-20915/2017 о несостоятельности банкротстве Восканяна Б.А., имеющего в реестре требований кредиторов требования  на сумму 64 989 892 руб. 93 коп., которые могли бы быть частично удовлетворены за счет имущества ООО «Центр Таможенного оформления-2», а именно доли в уставном капитале этого общества, в этой связи финансовый управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра, регулируются Законом №129-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).

Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующими юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В силу пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.

На основании подпункта «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии подпунктом «г» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, в том числе посредством проведения осмотра объектов недвижимости.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Как установлено судом, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "ЦТО-2" (ИНН 6022007667) 17.01.2011 зарегистрировано по адресу: г. Псков, ул. Вокзальная, д.50а, кв. 1028.

В рамках проведения мероприятий по установлению достоверности сведений Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области установлено, что общество по адресу его государственной регистрации не находится, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости № б/н от 03.10.2019.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом 07.11.2019 по юридическому адресу, по адресу директора и учредителей, направлено уведомление № 3 от 30.10.2019 о необходимости представления достоверных сведений об адресе общества.

Юридическое лицо может устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения, в отношении которых внесена соответствующая запись, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Также, юридическое лицо вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения, в отношении которых внесена соответствующая запись, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ или представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ).

В связи с тем, что общество не исполнило обязанность по внесению в ЕГРЮЛ достоверных сведений об адресе (места нахождения) юридического лица, документы, либо пояснения, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе юридического лица не представлены, регистрирующим органом в отношении общества в Единый государственный реестр юридических лиц 23.12.2019 внесена запись за ГРН 2196027220794 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

При этом действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица в судебном порядке не оспорены.

Как установлено судом после принятия налоговым органом последнего решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 21.07.2021 № 28, а также сведения были размещены на официальном сайте ФНС России -www.nalog.gov.ru, в течение трех месяцев со дня опубликования решения  заявлений о несогласии с исключением ООО «ЦТО-2» из ЕГРЮЛ от самого юридического лица, а также кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступило.

Состав сведений, публикуемых в журнале Вестник государственной регистрации регламентировано Приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации с государственной регистрации», и содержит информацию о наименование регистрирующего органа, адресе регистрирующего органа (по которому в течение трех месяцев, начиная с даты публикации, любому заинтересованному лицу можно направить возражение против исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц), о полном наименовании юридического лица, ОГРН и дате его присвоения, ИНН юридического лица (при наличии); номере решения о предстоящем исключении, дате решения о предстоящем исключении, а так же сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. 

Таким образом, законом дана возможность любому заинтересованному лицу направить в адрес регистрирующего органа возражения относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и в случае поступления такого возражения юридическое лицо, по которому принято решение о предстоящем исключении, не будет исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.

Между тем, как усматривается из материалов дела, в том числе из документов, представленных налоговым органом, в возражениях (вх. № 1540А от 17.03.2020, вх. № 3494А от 04.07.2020, вх. № 5778А от 21.10.20) поступивших в налоговый орган относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, инициированных 16.12.2019, 18.05.2020, 20.07.2020 решениями № 3037, № 1081, № 1801 соответственно, имелись сведения и документы относительно наличия несостоятельности банкротства Восканяна Баграта Альфредовича, в отношении которого введена процедура реализации имущества гражданина, об утверждении финансового управляющего, положения о продаже имущества, его доли в ООО "Центр таможенного оформления - 2".

Так же суд отмечает тот факт, что Серкина Юлия Сергеевна утверждена финансовым управляющим Восканяна Б.А. лишь 22.10.2021, о чем свидетельствует определение Арбитражного суда Московской области по делу №А41-20915/2017, до ее назначения финансовым управляющим с 01.06.2017 был утвержден Тарасов Алексей Викторович.

Серкина Ю.С. направила в МИФНС №1 по Псковской области запрос о предоставлении сведений о доходах, о зарегистрированном имуществе и т.д. в отношении Восканяна Б.А. (вх. №32907 от 08.11.2021).

Налоговый орган в ответе от 15.11.2021 №07-10/18611 отказал в предоставлении сведений по причине налоговой тайны.

18.11.2021 юридическое лицо ООО «ЦТО-2» было исключено из ЕГРЮЛ (ГРН 2216000116990), в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

В силу абзаца второго пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) финансовый
управляющий обязан принимать меры по выявлению имущества гражданина и
обеспечению сохранности этого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина,
имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина
банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или
приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

По смыслу норм действующего законодательства целью процедуры реализации
имущества гражданина является формирование конкурсной массы с последующей
реализацией для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.

В силу пункта 5 статьи 213.5 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Согласно пункту 6 статьи 213.5. Закона о банкротстве финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников.

В Постановлении от 18.05.2015 № 10-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Письмом ФНС России от 09.04.2020 № КВ-4-14/6053@ разъяснено, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.

Помимо этого, в абзаце 2 пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, а именно: сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Как указано выше, Восканяну Б.А. принадлежит 45 % доли уставного капитала в ООО "ЦТО-2".

Определением от 17.12.2019 по делу №А41-20915/2017 утверждено положение о продаже имущества должника.

Согласно сведениям, размещенным в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве под № 5050702 от 01.06.2020 опубликовано сообщение о проведение торгов, лот № 1доля в Обществе с ограниченной ответственностью «Центр Таможенного оформления-2" ОГРН 1026002941546 от 14 августа 2002 г. ИНН/КПП 6022007667/602701001, 180004, Псковская область, город Псков, Вокзальная улица, 50а, 1028). Размер доли: 45 (сорок пять процентов)%. Уставной капитал 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Сообщением №5407837 от 31.08.2020 данные торги отменены ввиду подачи заявления об оспаривании сделки ООО "ЦТО-2" в Арбитражный суд Московской области.

В картотеке арбитражных дел по делу №А41-20915/2017 усматриваются судебные акты по рассмотрению судом споров об оспаривании сделок, заключенных с ООО "ЦТО-2", иные споры.

Данные сведения являются достоверными и общедоступными, размещены на официальных информационных источниках.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае, на момент принятия повторного решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ инспекции было достоверно известно о наличии возражений финансового управляющего, ранее представленных с возражениями об исключении ООО "ЦТО-2" с указанием номера дела о банкротстве участника Восканяна Б.А., а также о причинах, препятствующих принудительной ликвидации данного общества из Единого государственного реестра юридических лиц, а именно о продаже доли Восконяна Б.А. с торгов, о процедуре банкротства в отношении учредителя, об утвержденном положении о продажи имущества.

Налоговый орган указывает, что в функции регистрирующего органа не входит выявление и персональное уведомление возможно имеющихся у юридического лица кредиторов и (или) любых иных заинтересованных юридических (физических) лиц.

Однако, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ).

Исключение общества из ЕГРЮЛ при наличии дела о банкротстве учредителя данного общества и попыток продажи доли уставного капитала для погашения конкурсной массы, напрямую затрагивают интересы конкурсных кредиторов Восканяна Б.А., являющихся участниками в деле о банкротстве.

Кроме того, налоговый орган, будучи осведомленным о наличии в отношении учредителя ООО "ЦТО-2" Восканяна Б.А. возбужденного дела о несостоятельности (банкротстве), уведомление № 3 от 30.10.2019 о необходимости представления достоверных сведений об адресе общества в адрес финансового управляющего не направил, доказательств иного в материалах дела не имеется.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица относительно того, что при принятии 19.07.2021 повторного решения о предстоящем исключении налоговым органом были соблюдены сроки между инициированными процедурами.

Как указывает налоговый орган, предпоследняя процедура исключения юридического лица прекращена 19.11.2020, а последнее решение о предстоящем исключении принято 19.07.2021 на основании пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона №129, таким образом, между процедурами должен пройти срок не 6 месяцев.

Однако такая позиция Инспекции является ошибочной, поскольку в соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ налоговый орган может инициировать новую процедуру ликвидации Общества на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ не ранее, чем по истечении 12 месяцев с момента прекращения предыдущей процедуры (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021)).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).

В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021, разъяснено, что повторная процедура исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) юридического лица как недействующего не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12-месячного срока со дня прекращения предыдущей процедуры исключения того же юридического лица.

Таким образом, из приведенных выше положений п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ следует запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в установленном пунктом 3 данной статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

Так как в соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, то повторная процедура исключения из реестра такого юридического лица тоже не может быть инициирована до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

Согласно материалам дела, до принятия регистрирующим органом обжалуемых действий, инспекцией принималось решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке. Между процедурами прошло лишь 8 месяцев.

При этом суд отмечает, что недостоверность сведений в ЕГРЮЛ в отношении общества, послужившая основанием для вынесения решения, в рассматриваемом данном конкретном случае является формальным основанием.

Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта
3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд полагает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц государственную регистрационную запись о недействительности государственной регистрационной записи №2216000116990 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Центр Таможенного оформления-2" (ИНН 6022007667).

В силу статьи 110 АПК РФ, поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины, а при подачи заявителем госпошлина не уплачена, вопрос о ее распределение судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным номером №2216000116990 от 18.11.2021 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Центр Таможенного оформления-2" (ИНН 6022007667).

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц государственной регистрационной записи о недействительности государственной регистрационной записи №2216000116990 от 18.11.2021 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Центр Таможенного оформления-2" (ИНН 6022007667).

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                                                      Л.В. Алексеева