Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-3556/2021
21 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Алиевой С.И., рассмотрев в судебном заседании, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никифоровой О.А., дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (адрес: 182113, <...>; ОГРН <***> , ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Псковской области (адрес: 180000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (адрес: 180007, <...>, ОГРН <***>, ИНН<***>)
о признании незаконным представления от 25.06.2021 №57-21-07/1803,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности; ФИО3 - представитель по доверенности (до перерыва);
от третьего лица: не явился,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (далее - заявитель, Комитет) обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Псковской области (далее - ответчик, Управление) от 25.06.2021 №57-21-07/1803.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает представление законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы и возражения изложенные сторонами в позициях, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Псковской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Псковской области от 9 апреля 2021 г. №102 «О назначении плановой камеральной проверки в Комитете по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки» и на основании пункта 5 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Псковской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 27 апреля 2021 года по 18 мая 2021 года в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки проведена камеральная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
Проверяемый период: с 1 января 2020 года по 31 марта 2021 года.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 г. № 128 (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123), подпункта 11 пункта 2.2 Соглашения о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» от 10 августа 2020 г, заключенного между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в рамках муниципальных контрактов купли-продажи жилых помещений от 8 декабря 2020 г. № 01573000020200004200001, от 11 декабря 2020 г. № 01573000020200004230001, № 01573000020200004250001, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой», превышение стоимости одного квадратного метра жилой площади, установленной областной адресной программой переселения граждан из аварийного жилья, повлекло дополнительные расходы в сумме 140 303,41 рублей, из них за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 138 900,38 рублей, за счет средств областного бюджета -1 403,03 рублей, которые должны осуществляться за счет средств местного бюджета.
В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1.1, 2.1, 2.3, 3.1 муниципальных контрактов от 6 ноября 2020 г. № 01573000020200003470001, № 01573000020200003500001, заключенных с индивидуальным предпринимателем ФИО4, в декабре 2020 года приняты и оплачены жилые помещения площадью, несоответствующей условиям контрактов, что повлекло дополнительные расходы в сумме 45 154,80 рублей (за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 44 703,25 рублей, средств областного бюджета - 451,55 рублей).
В нарушение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2.2 Соглашения о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» от 10 августа 2020 года, заключенного между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и муниципальным образованием «Город Великие Луки», заключение 23 муниципальных контрактов с единственными участниками электронных аукционов по начальной (максимальной) цене, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра жилой площади в размере 37 000 рублей (следовало - 34 924 рубля (утверждена областной адресной программой переселения граждан из аварийного жилья)), повлекло неэффективное использование средств в сумме 1 372 651,20 рублей (средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1 358 924,69 рублей, средства областного бюджета - 13 726,51 рублей).
В нарушение требований пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 3, 5, 8 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2020 году начальная (максимальная) цена контрактов 24 464 400,00 рублей по 23 закупкам на приобретение жилых помещений для расселения граждан из аварийных жилых домов определена и обоснована посредством применения тарифного метода, следовало методом сопоставимых рыночных цен (анализа у рынка) (цена на жилые помещения не подлежит государственному регулированию). В 2021 году тарифный метод применен при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контрактов по 28 закупкам, электронные аукционы по которым признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
По результатам названного мероприятия в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки было вынесено представление от 25.06.2021 № 57-21-07/1803 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с представлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2).
Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1092, при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с частью 2.1. статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, могут направляться субъектом Российской Федерации на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов на основании соответствующего гражданско-правового договора, государственного контракта, заключенного субъектом Российской Федерации, в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ) и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 года № 128 была утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (с изменениями), (далее - адресная программа).
Муниципальное образование «Город Великие Луки» участвует в третьем этапе (2021 - 2022 годы) и четвертом этапе (2022 - 2023 годы) адресной программы.
В редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 года № 123 «О внесении изменения в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» по муниципальному образования «Город Великие Луки» общий объем финансирования по третьему этапу составляет 62 265 999,60 рублей из расчета 34 924,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений (в том числе: 61 643 339,60 рублей - средства Фонда, 622 660,00 рублей - средства областного бюджета); по четвертому этапу - 102 718 468,80 рублей (в том числе: 101 691 284,10 рублей - средства Фонда, 1 027 184,69 рублей - средства областного бюджета). Согласно приложению № 4 к областной адресной Программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» для муниципального образования «Город Великие Луки» планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, составили по третьему этапу: расселяемая площадь - 1782,9 кв. м., количество переселяемых жителей - 161 человек; по четвертому этапу: расселяемая площадь - 2941,2 кв. м., количество переселяемых жителей - 204 человек.
В редакции постановления Администрации Псковской области от 28 января 2021 года № 8 «О внесении изменения в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» по муниципальному образования «Город Великие Луки» общий объем финансирования по третьему этапу составляет 66 426 100,00 рублей из расчета 37 000,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений (в том числе: 65 761 839,00 рублей - средства Фонда, 664 224,00 рублей - средства областного бюджета); по четвертому этапу - 108 352 279,40 рублей (в том числе: 107 268 756,60 рублей - средства Фонда, 1 083 522,80 рублей - средства областного бюджета). Согласно приложению № 4 к областной адресной Программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» для муниципального образования «Город Великие Луки» планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, составили по третьему этапу: .расселяемая площадь - 1795,3 кв. м., количество переселяемых жителей - 152 человек; по четвертому этапу: расселяемая площадь -2887,7 кв. м., количество переселяемых жителей - 211 человек.
В Перечень аварийных жилых домов по муниципальному образованию «Город Великие Луки» адресной программы по третьему этапу были включены многоквартирные дома (признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации) по следующим адресам:
<...> д. 17
<...> д. 17а
г. Великие Луки, ул. Деповская, д. 9
г. Великие Луки, ул. Деповская, д. 14
г. Великие Луки, ул. Заводская, д. 4
г. Великие Луки, ул. Ломоносова, д. 10
г. Великие Луки, ул. Нелидовская, д. 19
г. Великие Луки, ул. Нелидовская, д. 21
г. Великие Луки, ул. Новосокольническая, д. 10а
г. Великие Луки, ул. Сибирцева, д. 11/2
г. Великие Луки, проезд Тургенева, д. 1.
В соответствии с приложением № 2 «План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, по способам переселения» адресной программой способом переселения граждан из аварийного жилищного фонда для муниципального образования «Город Великие Луки» являлось приобретение жилых помещений у застройщиков в домах, введенных в эксплуатацию.
Между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в лице председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО5, и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в лице Главы Администрации города Великие Луки ФИО6, заключено Соглашение о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 10 августа 2020 года (далее - Соглашение от 10 августа 2020 года)
Согласно пункту 2.1. Соглашения от 10 августа 2020 года на реализацию третьего этапа областной адресной программы бюджету муниципального образования «Город Великие Луки» предоставляются средства финансовой поддержки на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных жилых домов в сумме 62 265 999,60 рублей (в том числе: средства финансовой поддержки Фонда - 61 643 339,60 рублей; средства областного бюджета - 622 660,00 рублей) из расчета предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 34 924,00 рублей.
Дополнительным соглашением от 11 августа 2020 года № 1 о внесении изменения в Соглашение от 10 августа 2020 года, заключенным между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в лице председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО5, и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в лице Главы Администрации города Великие Луки ФИО6, подпункт 2.1. дополнен абзацем 5 следующего содержания: «внести изменения в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» в части увеличения предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, с 34 924,00 рублей до 37 000,00 рублей и, как следствие, увеличение объема финансирования по третьему этапу для муниципального образования «Город Великие Луки» в рамках подготовки к сдаче в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства годового отчета Псковской области за 2020 год на основе данных, внесенных органами местного самоуправления в автоматизированную систему «Реформа ЖКХ», в том числе муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, на строительство новых многоквартирных домов».
Дополнительным соглашением от 8 апреля 2021 года № 2 о внесении изменения в Соглашение от 10 августа 2020 года, заключенным между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в лице председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО5, и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в лице Главы Администрации города Великие Луки ФИО6:
в абзаце 1 пункта 2.1. слова «в сумме 62 265 9993,60 рублей (в том числе: средства Фонда - 61 643 339,60 рублей, средства областного бюджета - 622 660,00 рублей») заменить словами «в сумме 66 422 400,00 рублей (в том числе: средства Фонда - 65 758 176,00 рублей, средства областного бюджета - 664 224,00 рублей»);
абзац 5 подпункта 2.1. исключен;
пункт 2.2. дополнен подпунктом 9 следующего содержания «обеспечить размещение в автоматизированной информационной системе Фонда АИС «Реформа ЖКХ» информации о реализации Программы в муниципальном образовании с учетом методических рекомендаций о размещении информации в АИС «Реформа ЖКХ», утвержденных Фондом»;
пункт 3.7. изложен в следующей редакции «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным образованием обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (невыполнение всех мероприятий третьего этапа в полном объеме и расселения всех граждан в срок до 31 декабря 2022 года) муниципальное образование обязано по первому требованию Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области уплатить штраф в сумме, исчисленной из расчета 17 (семнадцать) рублей за каждый квадратный метр общей площади жилых помещений, переселение граждан из которых было просрочено за каждый день такой просрочки».
Муниципальному образованию «Город Великие Луки» средства на реализацию мероприятий третьего этапа адресной программы перечислялись главным распорядителем средств - Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области на лицевой счет администратора доходов бюджета муниципального образования в Финансовое управление Администрации города Великие Луки.
Финансовое обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на реализацию третьего этапа адресной программы предоставлялось Финансовым управлением Администрации города Великие Луки по бюджетным заявкам Комитета в необходимом объеме для осуществления расчетов с продавцами за приобретаемые квартиры по муниципальным контрактам. Бюджетные заявки на финансирование Комитетом формировались исходя из требуемого объема средств для оплаты муниципальных контрактов по мере возникновения обязательств.
Согласно данным Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03573005340 по состоянию на 1 января 2021 года за 2020 год общий объем поступившего финансирования на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на лицевой счет Комитета составил 24 464 400,00 рублей, в том числе: средства Фонда - 24 219 756,00 рублей; средства областного бюджета - 244 644,00 рублей.
В проверяемом периоде муниципальным образованием «Город Великие Луки» в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ полученные за счет средств Фонда бюджетные средства расходовались на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство многоквартирных домов не осуществлялось.
Согласно части 11 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2020 г.) этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.
Решение о предоставлении финансовой поддержки принято правлением Фонда от 28 мая 2020 года, протокол № 993.
Согласно подпункту 15 пункта 2.2. Соглашения от 10 августа 2020 года муниципальное образование «Город Великие Луки» обязуется обеспечить завершение реализации всех мероприятий третьего этапа областной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» в срок до 31 декабря 2022 года.
На момент проведения проверки срок реализации и достижения целевых показателей мероприятий третьего этапа областной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (31 декабря 2022 г.) не наступил.
Проверкой достоверности и полноты представления отчета о расходовании средств Фонда нарушений не установлено.
В 2020 году для выполнения третьего этапа адресной программы Комитетом по результатам проведения электронных аукционов было заключено и оплачено 23 муниципальных контракта купли-продажи жилого помещения в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» на общую сумму 24 464 400,00 рублей (за счет средств Фонда - 24 219 756,00 рублей, за счет средств областного бюджета -244 644,00 рублей, из них:
- с ООО «ЦентрСтрой» (ИНН <***>) - 16 муниципальных контрактов на общую сумму 19 624 800,00 рублей, в том числе оплачено: за счет средств Фонда - 19 428 552,00 рублей; за счет средств областного бюджета - 196 248,00 рублей (адрес многоквартирного дома: <...>);
- с ИП ФИО4 (ИНН <***>) - 7 муниципальных контрактов на общую сумму 4 839 600,00 рублей, в том числе: за счет средств Фонда - 4 791 204,00 рублей; за счет средств областного бюджета - 48 396,00 рублей (адрес многоквартирного дома: <...>).
В 2020 году по результатам исполнения муниципальных контрактов купли-продажи жилых помещений для реализации третьего этапа адресной программы Комитетом были приобретены 23 жилых помещений с поддержкой Фонда.
Проверкой использование средств Фонда, направляемых на приобретение жилья для расселения, установлено, что по трем муниципальным контрактам купли-продажи жилого помещения в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», заключенным с ООО «ЦентрСтрой» (ИНН <***>), стоимость 1 кв. метра превышает предельную стоимость 1 кв. метра, установленную пунктом 8 областной адресной Программы (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123) в размере 34 924,00 рублей.
По муниципальному контракту от 8 декабря 2020 года №01573000020200004200001 (приобретение однокомнатной квартиры по адресу: <...> общей площадью 31,9 кв. м) на сумму 1 176 600,00 рублей стоимость 1 кв. метра составляет 36 884,01 рублей. Дополнительные расходы составили 62 524,32 рубля.
По муниципальному контракту от 11 декабря 2020 года №01573000020200004230001 (приобретение однокомнатной квартиры по адресу: <...> общей площадью 30,9 кв. м) на сумму 1 143 300,00 рублей стоимость 1 кв. метра составляет 37 000,00 рублей. Дополнительные расходы составили 64 148,40 рублей.
По муниципальному контракту от 11 декабря 2020 года № 01573000020200004250001 приобретение однокомнатной квартиры по адресу: <...> общей площадью 33,3 кв. м) на сумму 1 176 600,00 рублей стоимость 1 кв. метра составляет 35 333,33 рублей. Дополнительные расходы составили 13 630,69 рублей.
Согласно разделу 8 областной адресной Программы (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123) в случае превышения стоимости 1 кв. м. приобретаемого жилого помещения, установленного областной адресной Программой, оплата осуществляется за счет средств местного бюджета.
Обязанность муниципального образования обеспечить оплату за счет средств местного бюджета дополнительных расходов, возникших в рамках реализации областной адресной Программы, в случае превышения стоимости 1 кв. м., установленной областной адресной Программой, установлена подпунктом 11 пункта 2.2 Соглашения от 10 августа 2020 года.
По результатам анализа указанных контрактов, управление пришло к выводу, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 8 областной адресной Программы (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123) подпункта 11 пункта 2.2 Соглашения от 10 августа 2020 года за счет средств Фонда и средств областного бюджета по муниципальным контрактам от 8 декабря 2020 года №01573000020200004200001, от 11 декабря 2020 года №01573000020200004230001 и № 01573000020200004250001 произведена оплата платежными поручениями от 16 декабря 2020 года № 226666, 226652, 226665, 226650, 226661, 226651 в адрес ООО «ЦентрСтрой» на общую сумму 140 303,41 рублей (из них средства Фонда 138 900,38 рублей и средства областного бюджета 1 403,03 рублей (тогда как должна была осуществляться за счет средств местного бюджета) в связи с тем, что превышена стоимость одного квадратного метра, установленная адресной программой (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123) в размере 34 924,00 рублей.
Комитету в данной части представлением предписано возвратить средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Псковской области в сумме 138 900 руб. 38 коп.
Кроме того, исследовав аукционную документацию по 23 закупкам, управление установило, что муниципальные контракты были заключены с участником, подавшим единственную заявку по НМЦК, обоснованной в документации о проведении электронного аукциона, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 37 000,00 рублей. Поскольку расчет НМЦК осуществлен исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 37 000,00 рублей, а не 34 924,00 рублей, которая была предусмотрена адресной программой в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123 и подпунктом 1 пункта 2.1. Соглашения от 10 августа 2020 года, управление пришло к выводу, что сумма НМЦК по 23 закупкам, осуществленным в 2020 году, завышена на 1 372 651,20 рублей, что повлекло неэффективное использование средств, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Комитету в данной части представлением предписано принять меры по устранению причин и условий нарушения, повлекшего неэффективное использование средства Фонда.
По письменному пояснению и.о. председателя Комитета ФИО7 от 7 мая 2021 года № 2618 дополнительным соглашением от 11 августа 2020 года № 1 к Соглашению от 10 августа 2020 года внесены изменения в части увеличения предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемой гражданам, с 34 924,00 рублей до 37 000,00 рублей. Закуп жилых помещений осуществлялся по стоимости 1 кв. м. равного 37 000,00 рублей. Данные изменения в адресную программу были утверждены решением Правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 4 марта 2021 года, протокол № 1053. Закуп и оплата квартир по муниципальным контрактам от 8 декабря 2020 года № 01573000020200004200001, от 11 декабря 2020 года № 01573000020200004230001 и № 01573000020200004250001 были произведены по стоимости, не превышающей 37 000,00 рублей, превышение стоимости одного квадратного метра не произошло, потребность в средствах за счет местного бюджета отсутствовала.
Управление, изучив представленное дополнительное соглашение, пришло к выводу, что в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела 8 областной адресной Программы, подпункта 1 пункта 2.1. Соглашения от 10 августа 2020 года Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в лице председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области ФИО5, и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в лице Главы Администрации города Великие Луки ФИО6, неправомочно заключено дополнительное соглашения от 11 августа 2020 года № 1 к Соглашению о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 10 августа 2020 года в части установления требований по увеличению предельной стоимости 1 квадратного метра до 37 000,00 рублей, в связи с чем стоимость одного квадратного метра не должна была превышать 34 924,00 рублей.
Суд считает обоснованным вывод управления о незаконности заключенного дополнительного соглашения от 11 августа 2020 года № 1 к Соглашению о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 10 августа 2020 года в части установления требований по увеличению предельной стоимости 1 квадратного метра до 37 000,00 рублей, поскольку цена предельной стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается в данном случае приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также областной адресной программой, утверждаемой постановлением Администрации Псковской области, которые не могут быть изменены соглашением между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и муниципальным образованием «Город Великие Луки».
Вместе с тем, как установлено управлением и следует из материалов дела, в 2020 году муниципальным образованием «Город Великие Луки» осуществлялось выполнение третьего этапа, адресной программы, сроки исполнения которой 2021-2022 годы.
В 2021 году в областную адресную программу были внесены изменения постановлением Администрации Псковской области от 28 января 2021 года № 8, общий объем финансирования по третьему этапу составил 66 426 100,00 рублей из расчета 37 000,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №852/пр от 24.12.2020 предельная стоимость 1 квадратного метра жилья по Псковской области на I квартал 2021 года устанавливается в размере 37 522 рубля.
Более того, уже приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №557/пр от 29.09.2020 предельная стоимость 1 квадратного метра жилья по Псковской области на IV квартал 2020 года устанавливается в размере 37 522 рубля.
Адресной программой предусмотрено, что приобретение жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого жилого помещения, осуществляется за счет средств местных бюджетов в случае превышения стоимости расселяемого помещения, определенной Программой, а также в случае превышения стоимости одного квадратного метра, установленной Программой, что в данном случае не произошло.
Таким образом, учитывая, что по всем муниципальным контрактам стоимость за один квадратный метр общей площади жилых помещений не превышала 37 000,00 рублей, вывод управления о неправомерном и неэффективном использовании комитетом средств, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по третьему этапу является необоснованным.
Также проверкой было установлено, что по муниципальным контрактам, заключенным с ИП ФИО4, от 6 ноября 2020 года №01573000020200003470001 и № 01573000020200003500001 были внесены изменения в предмет контракта.
Согласно пункту 1.1. муниципального контракта от 6 ноября 2020 года №01573000020200003470001, заключенного Комитетом, в лице председателя Комитета ФИО8, и ИП ФИО4, продавец (ФИО4) обязуется передать в собственность покупателя (Комитет) одно жилое помещение с кадастровым (либо условным) номером: 60:25:0040603:1633, общей площадью 25,0 кв. м, без учета лоджий, балконов, веранд и террас, состоящее из 1 комнаты, расположенное на 4 этаже по адресу: <...>, а покупатель обязуется принять его в муниципальную собственность и оплатить по цене, установленной пунктом 2.1. контракта - 666 000,00 рублей. Передача жилого помещения оформлена актом приема-передачи недвижимого имущества от 13 ноября 2020 года б/н.
Дополнительным соглашением от 2 декабря 2020 года б/н к муниципальному контракту от 6 ноября 2020 года № 01573000020200003470001 пункт 1.1. контракта изложен в новой редакции, согласно которой общая площадь квартиры «25,0 кв. м» заменена на «24,2 кв. м». К акту приема-передачи недвижимого имущества от 13 ноября 2020 года б/н было оформлено дополнительное соглашение от 2 декабря 2020 года на изменение площади передаваемой квартиры. При уменьшении площади жилого помещения цена контракта не изменилась.
Согласно пункту 1.1 муниципального контракта от 6 ноября 2020 года №01573000020200003500001, заключенного Комитетом, в лице председателя Комитета ФИО8, и ИП ФИО4, продавец (ИП ФИО4) обязуется передать в собственность покупателя (Комитет) с кадастровым (либо условным) номером: 60:25:0040603:1955, общей площадью 25 кв.м, без учета лоджий, балконов, веранд и террас, состоящее из 1 комнаты, расположенное на 12 этаже по адресу: <...>, а покупатель обязуется принять его в муниципальную собственность и оплатить по цене, установленной п.2.1. контракта - 662 300,00 рублей. Передача жилого помещения оформлена актом приема-передачи недвижимого имущества от 13 ноября 2020 года б/н.
Дополнительным соглашением от 2 декабря 2020 года б/н к муниципальному контракту от 6 ноября 2020 года № 01573000020200003500001 пункт 1.1. контракта изложен в новой редакции, согласно которой общая площадь квартиры «25,0 кв. м» заменена на «24,1 кв. м». К акту приема-передачи недвижимого имущества от 13 ноября 2020 года б/н было оформлено дополнительное соглашение от 2 декабря 2020 года на изменение площади передаваемой квартиры. При уменьшении площади жилого помещения цена контракта не изменилась.
По результатам анализа указанных контрактов, управление установило, что общая площадь помещения по контракту снизилась с «25,0 кв. м» до «24,2 кв. м», при этом цена контракта не была изменена, в связи с чем пришло к выводу, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от апреля 2013 г. № 44-ФЗ комитетом приняты и оплачены жилые помещения, несоответствующие условиям контракта, что привело к дополнительному расходованию средств.
Комитету в данной части представлением предписано возвратить средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Псковской области в сумме 44 703 руб. 25 коп.
Суд считает выводы управления в данной части необоснованными, поскольку как следует из аукционной документации, цена контракта складывалась из определения стоимости одного квадратного метра жилья умноженного на 18 кв.м. (площадь изымаемого жилого помещения). Например, муниципальный контракт от 6 ноября 2020 года №01573000020200003470001 был заключен по результатам аукциона, где в описании предмета закупки значилось жилое помещение не менее 18 кв.м., в обоснование начальной (максимальной) цены контракта указан расчет НМЦК 37000 руб. *18=666000 руб. Таким образом, установленная в контракте стоимость жилья, рассчитана исходя из площади расселяемого жилого помещения 18 кв.м., а не из площади, указанной в контракте 25 кв.м., а поэтому изменение площади предоставляемого помещения в данном случае не привело к дополнительному расходованию бюджетных средств.
Также в ходе проверки управлением было установлено, что комитетом при обосновании НМЦК по 23 закупкам на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи, в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» был применен тарифный метод из расчета 37 000,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений.
В обосновании НМЦК, являющейся частью документации о проведении электронного аукциона, в обоснование используемого тарифного метода определения НМЦК (стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений составила 37 000,00 рублей) указывается пункт 8 областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Администрации Псковской области «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 1 апреля 2019 года № 128, соглашение «О реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах»» от 10 августа 2020 года, дополнительное соглашение «О внесении изменений в Соглашение о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах»» от 11 августа 2020 года № 1.
На основании части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Учитывая изложенное, управление пришло к выводу, что в нарушение требований части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 3, 5, 8 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Комитетом в 2020 году по 23 закупкам на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи, в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» был применен тарифный метод в отношении приобретения жилых помещений, цена на которые не подлежит государственному регулированию, а следовало применить метод сопоставимых рыночных цен.
Комитету в данной части представлением предписано принять меры по устранению причин и условий нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Суд, изучив выводы управления, доводы комитета, приходит к выводу, что в данном случае комитетом был применен нормативный метод, что следует из аукционной документации, указание на тарифный метод является опечаткой, что неоднократно указывалось комитетом и не оспорено управлением.
В обоснование применения нормативного метода, и.о. председателя Комитета ФИО7 представила пояснения от 7 мая 2021 года № 2618 о том, что перед началом объявления электронных аукционов, был проведен анализ рынка жилья, расположенного на территории муниципального образования «Город Великие Луки». Изучив анализ рынка в феврале 2020 года (коммерческие предложения от 4 февраля 2020 года № 1 и № 012, от 12 февраля 2020 года № 44) было установлено, что рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в городе Великие Луки составляет 38 333,33 рублей. Изучив анализ рынка в сентябре 2020 года (коммерческие предложения от 25 сентября 2020 года № 24/9 и № 1 и объявление на сайте «Avito») было установлено, что рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в городе Великие Луки составляет 41 557,00 рублей. Анализ рынка показал, что применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для обоснования НМЦК приведет к увеличению стоимости закупаемых жилых помещений и объема выделенных лимитов бюджетных обязательств, выделенных муниципальному образованию «Город Великие Луки».
Таким образом, суд приходит к выводу, что применение комитетом нормативного метода при определении НМЦК со ссылкой на пункт 8 областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Администрации Псковской области «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 1 апреля 2019 года № 128 является обоснованным. Необходимость применения комитетом метода сопоставимых рыночных цен при исполнении условий адресной программы в части определения НМЦК управлением не доказана.
При изложенных обстоятельствах, представление Управления Федерального казначейства по Псковской области от 25.06.2021 №57-21-07/1803, подлежит признанию незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Вместе с тем, заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 НК РФ. Поэтому вопрос о взыскании государственной пошлины по настоящему делу не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным представление Управления Федерального казначейства по Псковской области от 25.06.2021 №57-21-07/1803.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья С.И. Алиева