ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-3562/17 от 22.01.2018 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-3562/2017

29 января 2018 года

            Резолютивная часть решения оглашена января 2018 года

            Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Великие Луки (место нахождения: 182113, Псковская обл., г.Великие Луки, Площадь Ленина, д.1; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Счетной палате Псковской области (место нахождения: 180001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство культуры Российской Федерации (место нахождения: 125009 <...>, стр.1,2; ОГРН <***>, ИНН <***>)

Администрация Псковской области (место нахождения: 180001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

Государственный комитет Псковской области по культуре (место нахождения: 180001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" (место нахождения: 182110, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании  недействительным предписания от 14.08.2017 №МХ-03-07/0343,

при участии в заседании:

от заявителя:ФИО1 - консультант правового управления по доверенности от 07.09.2017 №4659; ФИО2 -  представитель по доверенности от 09.01.2018 №21;

от ответчика:  ФИО3 - начальник отдела правового, финансового и кадрового обеспечения по доверенности от 03.04.2017 №МХ-02-29/0133; ФИО4 - аудитор по доверенности от 23.10.2017 №МХ-02-31/0478;

от третьих лиц: ФИО5 -   начальник отдела правовой и кадровой работы Государственного комитета Псковской области по культуре, доверенность от 12.01.2018 без номера;

ФИО6 - представитель муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" по доверенности от 25.09.2017;

от Министерства культуры Российской Федерации, от Администрации Псковской области - не явились, извещены.

установил:

Администрация города Великие Луки (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилось с заявлением к Счетной палате Псковской области (далее - ответчик, Счетная палата), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство культуры Российской Федерации, Администрация Псковской области, Государственный комитет Псковской области по культуре о признании   недействительным предписания  от 14.08.2017 №МХ-03-07/0343 в части возврата бюджетных средств использованных не по назначению в сумме 7610,3 тыс. руб. в доход бюджета. Заявление принято к производству с присвоением номера А52-3562/2017.

Также Администрации города Великие Луки обратилось с заявлением к Счетной палате Псковской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственный комитет Псковской области по культуре, муниципальное бюджетное учреждение культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" о признании   недействительным предписания от 14.08.2017 №МХ-03-07/0343 в части принятия мер к взысканию и возврату бюджетных средств использованных не по назначению в сумме 45,336 тыс. руб. в доход бюджета. Заявление принято к производству с присвоением номера А52-3843/2017.

Определением Арбитражного суда Псковской области от 23.10.2017  дела №А52-3562/2017 и №А52-3843/2017 объедены в одно производство с присвоением номера А52-3562/2017.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлениях и в дополнениях к ним (том 1, л.д.10-14, 22-24, том 5, л.д. 31-33, том 6, л.д.28-31).

Представители ответчика в ходе судебного разбирательства признали   требования в части возврата в бюджет бюджетных средств в сумме 4872 тыс. руб., направленных на финансирование общестроительных работ по зданию гаража  (том 5, л.д.51,52). В остальной части требования не признают, по основаниям изложенным в отзыве и в дополнительных пояснениях к нему ( том 1, л.д.89-98,  том 4, л.д.19-30, том 6, л.д. 96-98).

Представитель Государственного комитета Псковской области по культуре поддерживает требования заявителя полностью, по основаниям, изложенным в позиции и в дополнениях к позиции (том 2, л.д. 40-44, том 3, л.д.3-13, том 5, л.д. 119-123, том 6, л.д.114-121). 

Администрации Псковской области  надлежаще извещенная о начавшемся судебном процессе, представителя в судебное заседание не направила. В отзыве на заявления заявила о рассмотрении дела  без участия представителя, выразила согласие с доводами, изложенными в заявлении Администрацией о признании недействительным оспариваемое предписание в части возврата в бюджет бюджетных средств в сумме 7610,3 тыс. руб., в связи с чем поддерживает заявление (том 1, л.д. 87).

Министерство культуры Российской Федерации надлежащее извещенное о начавшемся судебном процессе,  представителя в судебное заседание не направила. В  письменных объяснения, представленных через систему "Мой арбитр" заявило о рассмотрении дела в отсутствие представителя, считает включение в Соглашение от 12.02.2016 общестроительных работ здания гаража в рамках реконструкции и технического переоснащения  МБУК "Великолукский драматический театр" правомерным (том 2, л.д. 36-38).

 Представитель муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры Ленинского комсомола"   поддержал  позицию учреждения, изложенную в отзыве на  заявление Администрации о признании недействительным оспариваемого предписания в части принятия мер к взысканию и возврату бюджетных средств использованных не по назначению в сумме 45,336 тыс. руб. в доход бюджета. Считает заявление Администрации в этой части обоснованным и подлежащим удовлетворению (том.5, л.д. 28-30).

Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Псковской области от 16.10.2006 №588-ОЗ "О Счетной палате Псковской области", на основании приказа Счетной палаты от 22.03.2017 №20о/д и удостоверения на право проведения проверки №11 ответчиком в Администрации города Великие Луки проведено контрольное мероприятие "Проверка правомерности расходования средств на реализацию мероприятий по проведению празднования 850-летия первого упоминания в летописи города Великие Луки (по отдельному плану), предусмотренных Государственной программой Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы" за период 2015-2016 годы. Проверка проводилась в период с 27.03.2017 по 11.05.2017. По результатам проверки был составлен акт от 15.06.2017.

 В ходе проверки установлено расходование заявителем бюджетных средств, полученных в виде субсидии, с нарушением цели её предоставления.

17.05.2017 от Государственного комитета Псковской области по культуре (от 02.05.2017 №МХ-03-05/0179 (том 6, л.д.109-113) Счетной палатой получены возражения и разногласия на акт проверки.

На основании части 3 статьи 23 Закона Псковской области "О Счетной палате" по результатам проверки ответчиком в адрес заявителя направлено предписание от 14.08.2017 №МХ-03-07/0343 предписывающее ему в срок до 01.11.2017 в соответствии с пунктом 3.4 части 3 Соглашения от 17.03.2016 №АТ-53, заключенного между Администрацией Псковской области и заявителем, произвести возврат в бюджетных средств использованных не по назначению в сумме 7610,3 тыс. руб. в доход бюджета ( пункт 1 предписания);  в соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 части 2 Соглашения от 30.06.2016 без номера, заключенного между муниципальным учреждением "Комитет культуры Администрации города Великие Луки" и МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола", принять предусмотренные законодательством меры к взысканию и возврату бюджетных средств в сумме 45,336 тыс. руб. использованных не по назначению в доход бюджета ( пункт 2 предписания).

Заявитель не согласен с предписанием, просит его признать недействительным в судебном порядке, аргументировав свои возражения тем, что не допустил нецелевого использования бюджетных средств, поскольку субсидия, полученная из областного бюджета (источником которой являлись средства федерального бюджета) в 2016 году  на реконструкцию здания и техническое переоснащение муниципального бюджетного учреждения культуры "Великолукский драматический театр" была использована на цели предусмотренные приложением №4 "План-график выполняемых строительных работ по объекту - реконструкция здания и техническое переоснащение  МБУК "Великолукский драматический театр" к Соглашению от 12.02.2016 №325-01-41/10-16, заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Администрацией Псковской области, в том числе предусматривающее общестроительные работы здания гаража на сумму  11259,2 тыс. руб. Согласно пункту 19 Приложения №5 "Распределение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (субсидий) на софинансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов культуры регионов, региональных архивов, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, в редакции 20.01.2016 объем финансирования мероприятия " Реконструкцию здания и техническое переоснащение муниципального бюджетного учреждения культуры "Великолукский драматический театр" составил 325,7 млн.руб. Данная сумма включает 250 млн. руб. средств федерального бюджета и 75,7млн.руб. средств областного бюджета, что соответствует стоимости всех строительных работ предусмотренных проектной документацией. Сводный сметный расчет стоимости реконструкции здания и технического переоснащения  МБУК "Великолукский драматический театр", прошедший государственную экспертизу, включает стоимость не только общестроительных работ здания гаража, а также стоимость всех работ  предусмотренных проектной документацией, в отношении  здания гаража, а именно: стоимость работ по отоплению, теплоснабжению калориферов, вентиляции, водоснабжению и канализации, по индивидуальному тепловому пункту, системе электроснабжения, по установке автоматической охранно-пожарной сигнализации, технологическому решению.  Стоимость всех работ по зданию гаража, предусмотренных проектной документацией и включенных в общую стоимость в целом по объекту МБКУ "Великолукский драматический театр" (323840,965 руб.) составляет 12377,516 тыс. руб. Следовательно, в объем субсидии из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия  "Реконструкцию здания и техническое переоснащение муниципального бюджетного учреждения культуры "Великолукский драматический театр" Федеральной целевой  программы "Культура России (2012-2018 годы)" включены средства на софинансирование всех строительных работ здания гаража МБУК "Великолукский драматический театр" предусмотренных проектно-сметной документацией. По мнению заявителя, данный вывод сочетается с тем обстоятельством, что условия Федеральной целевой программы не допускают выборочного софинансирования каких либо строительных работ в отдельности по объекту капитального строительства, а предусматривает только софинансирование или реконструкцию объекта в целом, как комплекса взаимосвязанных работ. Соглашением от 09.12.2015, заключенного между Государственным комитетом Псковской области по культуре и Администрацией предусмотрена цель предоставление субсидии из областного бюджета - финансирование расходов по поставке непосредственно сценического оборудования. Соглашением от 30.12.2014 с учетом дополнительного соглашения от 23.11.2015 №4, заключенного между МУ "Комитет по культуре Администрации города Великие Луки" и МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" также предусматривалось выделение субсидии учреждению на приобретение сценического оборудования.  Денежные средства в сумме 45,336 тыс. руб. поступившие в форме субсидии на финансирование расходов по поставке оборудования были использованы МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" на приобретение двух спорных генераторов тумана, на основании договора на поставку оборудования от 20.11.2015 №71 заключенного с ООО "ЛТМ-Псков мьюзик". Вывод ответчика о том, что мероприятие 1.3.35 "Мероприятия по проведению празднования 850-летия первого упоминания в летописи города Великие Луки" (по отдельному плану) подпрограммы "Культура" Государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы" не предусматривает приобретение сценического оборудования является неправомерным. Кроме того, заявитель сослался на то, что приобретенные генераторы тумана по общероссийской классификации основных фондов (ОКОФ) отнесены к оборудованию стационарному для сцен механическому, электротехническому, светотехническому и звукотехническому, те есть к сценическому оборудованию.  Указанное ответчиком в пункте 2 предписания Соглашение заявителем не заключалось, поэтому ответчик неправомерно предписал совершить Администрации действия, предусмотренные данным Соглашением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, суд    считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Псковской области от 16.10.2006 № 588-ОЗ «О Счетной палате Псковской области» (далее Закон №588-03) Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.

Статьей 9 указанного закона определены задачи Счетной палаты, в том числе: осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, контроль за соблюдением бюджетного законодательства распорядителями и получателями средств областного бюджета.

В соответствии со статьями 10, 11 Закона №588-ОЗ для выполнения возложенных задач Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. Контрольные мероприятия осуществляются путем проведения проверок, ревизий и обследований. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении органов государственной власти и государственных органов области, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, организаций   за определенный период.

В соответствии со статьей 23 Закона №588-ОЗ Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Псковской области, органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам предписание, которое должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.   Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания Счетной палаты об устранении нарушений законодательства влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, полномочия Счетной палаты на проведение контрольного мероприятия в отношении Администрации города Великие Луки и  возможности принятия таких мер, как вынесение предписания, соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным выше нормативным  правовым положениям.

 Оспариваемое предписание Счетной палаты, по мнению суда, обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к принятию действенных мер, связанных с возвратом в бюджет бюджетных средств  использованных с нарушением цели их предоставления, то есть затрагивает сферу его экономических прав и законных интересов.

 Следовательно, оспаривание предписания Счетной палаты   подведомственно арбитражному суду на основании статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым использованием бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Согласно  статье 179.1 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой осуществляется также предоставление из федерального бюджета:

субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);

Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.

  Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №716 утверждены Правила формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.

  Пунктом 1 Правил предусмотрено, что федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений: по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Федеральной целевой программой "Культура России (2012-2018годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, предусмотрена реконструкция здания и технического переоснащения МБУК "Великолукский драматический театр", с учетом Федеральной адресной инвестиционной программой на 2016 год с объемом финансирования в 2016 году 159,23 млн. руб., в том числе федеральный бюджет 142,23 млн. руб., бюджет субъекта Российской Федерации - 17 млн. руб. (Приложение №5 к  федеральной целевой программе, том 1, л.д.100,101,  104).

12.02.2016 между Министерством культуры Российской Федерации, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, и Администрацией Псковской области заключено Соглашение №325-01-41/10-16 о предоставлении Министерством в 2016 году  субсидии из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на софинансирование реконструкции здания и технического переоснащения объекта культуры МБУК "Великолукский драматический театр" (далее по тексту - театр), находящегося в муниципальной собственности города Великие Луки Псковской области, согласно предусмотренному перечню объектов капитального строительства (приложение №1 к Соглашению) в размере 142230000 рублей. Администрация Псковской области обязалась принять субсидию, использовать её по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, а также обеспечить  финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета Псковской области (в том числе муниципального образования) в размере 17000000 рублей и выполнение условий настоящего Соглашения. В соответствии с пунктом 3.2.4 Администрация Псковской области обязалась предоставлять план-график выполняемых строительных работ согласно Приложения №4 настоящего Соглашения, которое в силу пункта 8.3 Соглашения является неотъемлемой его частью (том 1, л.д.110-131).  Из план-графика (приложение №4) к Соглашению следует, что в объем финансирования на 2016 год включены  общестроительные работы  здания гаража на сумму 11259, 2 тыс. руб.

17.03.2016 в целях реализации названной выше федеральной программы между Администрацией Псковской области и Администрацией города Великие Луки заключено Соглашение №АТ-53, которым определен порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по организации представления в 2016 году субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Великие Луки" на софинансирование расходных обязательств города по реконструкции здания и технического переоснащения театра; по обеспечению целевого и эффективного использования субсидий в размере 142 230000 рублей за счет средств федерального бюджета. Город обеспечивает направление субсидий, а также средства бюджета муниципального образования в размере 17000000 рублей на финансирование реконструкции здания и переоснащение театра (пункт 1.4 Соглашения). К Соглашению прилагается в том числе Приложение №1 - график освоения субсидий. (том 2, л.д.1-14).

26.02.2016, 22.03.2016, орган, осуществляющий полномочия и функции учредителя, муниципальное учреждение "Комитет культуры Администрации города Великие Луки" заключил с муниципальным бюджетным учреждением культуры "Великолукский драматический театр" соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели на софинансирование  за счет средств городского бюджета, предоставления субсидии на иные цели из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы), не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания, на общую сумму 159230000 рублей (том 2, л.д.15-20).

29.12.2016 в Приложения к Соглашению от 12.02.2016 в том числе в Приложение №4, внесены изменения путем изложения содержания  в иной редакции, о чем стороны Соглашения заключили дополнительное соглашение №6667-01-41/10-16. Из Приложения №4 (в новой редакции) следует, что стоимость общестроительных работ здания гаража составляет 4537,20 тыс. руб., при этом общая стоимость выполняемых строительных работ не изменилась  - 159230 тыс. руб.  В связи с внесением в Соглашение от 12.02.2016 года №325-01-41/10-16 изменений, Администрацией Псковской области и Администрацией города Великие Луки также были внесены соответствующие изменения, путем заключения 29.12.2016  дополнительного соглашения к Соглашению от 17.03.2016 №АТ-300 (том 2, л.д. 45-52).

В ходе проведения проверки ответчиком установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что  условия Соглашения от 17.03.2016 №АТ-53 сторонами исполнены. За счет средств субсидии, полученной из областного бюджета (источником которой являлись средства федерального бюджета) в 2016 году производилось финансирование реконструкции, в том числе здания гаража театра. Однако, согласно Свидетельствам о государственной регистрации прав в оперативном управлении МБУК "Великолукский драматический  театр" находятся, как отдельные инвентарные объекты капитального строительства: здание театра (зарегистрированное 07.05.2010 под условным номером 60-60-02/012/2010-231) и здание гаража (зарегистрированное 15.09.2014 под условным номером 60-60-02/016/2014-507). Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Реестра муниципального имущества города Великие Луки (от 28.04.2010 №1012 и №1011). Ответчик пришел к выводу о том, что заявителем допущено нарушение статьи 78.2 БК РФ, поскольку здание гаража (и располагающиеся в нем складской и столярный бокс) не является частью здания театра и имеют статус отдельно стоящего здания - объекта капитального строительства.

Указанные обстоятельства явились основанием для вывода о направлении  субсидии из областного бюджета заявителем театру с нарушением цели их предоставления. Согласно акту проверки (Приложение №7, том 4, л.д. 80), оспариваемому предписанию за 2016 год на реконструкцию гаража направлено 8,0 млн.руб., в том числе субсидии областного бюджета в сумме 7610,3 тыс. руб. (95% от суммы оплаченных средств в 2016 году - 8010,8тыс. руб.) за счет средств федерального бюджета. Пунктом 1 предписания предписано заявителю в соответствии с пунктом 3.4 части 3 Соглашения от 17.03.2016 произвести возврат бюджет средств использованных не по назначению в сумме 7610,3 тыс. руб. в доход бюджета.

Спор по видам и суммам выполненных строительных работ по зданию гаража в 2016 между сторонами отсутствует.

В ходе судебного разбирательства, с учетом позиции третьего лица - Министерства культуры Российской Федерации, сведений, содержащихся в Приложении №4 к Соглашению от 12.02.2016 №325-01-41/10-16 "План-график выполняемых строительных работ на 2016 год", включающее графу с наименованием "общестроительные работы здания гаража" ответчик признал требования заявителя о признания недействительным оспариваемое предписание в части  возврата в бюджет бюджетных средств в сумме 4872 тыс. руб. направленных на финансирование  общестроительных работ здания гаража (том 5, л.д. 51,52).

Суд, в силу частей 3,5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает частичное признание требования заявителя.

Требование заявителя о признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания в части возврата в бюджет бюджетных средств в сумме 2738,3 тыс. руб. ответчик не признает, поскольку при расходовании бюджетных средств допущено нецелевое их использование, выразившееся в направлении  их на оплату работ не предусмотренных "Планом-графиком выполняемых строительных работ на 2016 год", являющееся Приложением №4 к Соглашению от 12.02.2016 №325-01-41/10-16.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле,  что в сумму 2738,3 тыс. руб. входят суммы оплаченные за счет средств субсидии областного бюджета за выполненные в 2016 году работы в здании гаража по локальным сметным расчетам подрядчика ООО "Стройсистема": №02.2-02-20 "Отопление, теплоснабжение калориферов", №02.2-03-21 "Вентиляция", №02.2-04-22"Индивидуальный тепловой пункт", №02.2-05-23 "Водоснабжение и канализация", №02.2-06-24 "Система электроснабжения" №02.2-07-25"Автоматическая ОПС", №02.2-08-26 "Технологические решения", №02.2-09-27 "Система пожаротушения" (том 6, л.д. 47-88).

В соответствии с пунктом 4 Приложения №8 к федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)" одним из условия предоставления и расходования субсидий является: наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, выданное федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" и его филиалами (подпункт "б" пункта 4).

Приказом  от 16.09.2015 №37/П-а  МБУК "Великолукский драматический театр" утверждена проектная документация и результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства "Реконструкция здания и технического переоснащения МБУК "Великолукский драматический театр", расположенный по адресу: <...>, разработанные ООО "Группа "Спектр" с технико-экономическими показателями, включающие помимо общей площади театра, площадь здания гаража 374, 90кв.м, строительным объемом гаража 2067,80 кв.м.   Проектная документация имеет положительные заключения государственной экспертизы №522-15/СПЭ-3538/05 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета; №521-15/СПЭ-3538/02  по объекту государственной экспертизы - проектная документация "Реконструкция здания  и техническое переоснащение театра", утвержденных 08.09.2015 (том 2, л.д.54-98). Из заключения №522-15/СПЭ-3538/05 следует, что в составе представленной на экспертизу проектной документации  находились книги, предусматривающие работы  по зданию гаража (пункты 4.2, 5.1.2, 5.2.2, 5.3.2, 5.4.2., 5.6.2 страниц 6-7 заключения) и в составе сметной документации книга 4 "Смета  на строительство здания гаража" (пункт 12.4, страница 9 заключения). В разделе 2.4 "Сведения об оперативных изменениях,  внесенных в сметную документацию в процессе проверки сметной стоимости" заключения (абзац 9 пункт 2.4.13 заключения) имеется указание на учет затрат по оснащению здания гаража инженерными системами (система электроснабжения, отопления и вентиляции, канализации, водоснабжения, технологического оборудования), первоначально упущенные. Согласно сводного сметного расчета стоимости реконструкции здания и переоснащения театра составила 323840,965 руб., включающая стоимость всех работ (в том числе спорных) в отношении здания гаража на сумму 12377,516 руб.

Таким образом, проектной документацией, имеющей положительные заключения государственной экспертизы  предусмотрена стоимость не только общестроительных работ задания гаража, но и спорных - отопление, теплоснабжение и т.д.

 Пунктом 19 Приложения №5 к федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186  "Распределение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (субсидий) на софинансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов культуры регионов, региональных архивов, предусмотренных на реализацию  федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (том 7, л.д.40,41) предусмотрен объем финансирования  мероприятия в сумме 325,7 млн.руб., в том числе: 250 млн. руб. средства федерального бюджета, 75,7 средства областного бюджета, что соотносится со стоимостью всех строительных работ, предусмотренных проектной документацией, как в отношении здания театра, так и задания гаража.

В соответствии с Приложением №4 к Соглашению заключенного между главным распорядителем средств федерального бюджета и Администрацией Псковской области от 12.02.2016 №325-01-41/10-16 в план график на 2016 год были включены общестроительные работы здания гаража на общую сумму 11259,2 тыс. руб., а также работы по устройству сетей трубопровода и канализации, вентиляции, отопления здания театра, автоматической системой пожаротушения, наружных сетей, всего на 159,23 тыс. руб. Однако, стоимость общестроительных работ здания гаража, согласно объектного сметного расчета №02.2 книги 4 "Смета на строительство здания гаража" том 12.4, страницы 5, 6  (том 6, л.д.89) составляет  в ценах 4 квартала 2015 года, с учетом НДС (18%) и понижающего коэффициента (0,9510841214) 4923, 1 тыс. руб., стоимость всего объекта - гаража, с учетом всех спорных работ  - 11772,0 тыс. руб. (том 7, л.д.19). В соответствии с Приложением №4 к вышеуказанному Соглашению от 12.02.2016 №325-01-41/10-16, в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2016 №6667-01-41/10-16, стоимость общестроительных работ здания гаража составила 4537,2 тыс. руб., при этом в графах план-графика, ранее предусматривающего устройство спорных работ только по зданию театра, слово "здание театра" исключено, вместе с тем, общая стоимость работ по плану-графику осталась неизменной - 159,23 тыс. руб.

Представитель Государственного комитета Псковской области по культуре в судебном заседании пояснил, что заключение 29.12.2016 дополнительного соглашения к Соглашению от 12.02.2016 № №325-01-41/10-16, которым стороны согласовали новую редакцию Приложения №4 к нему, было обусловлено фактически выполненными объемами работ в 2016 году на объекте в целом, и работы по отоплению, теплоснабжению и другие, предусмотренные объектным сметным расчетом здания гаража.

Доказательств обратно ответчиком не представлено.

Таким образом, материалами дела подтверждается,  что  сумма 2738,3 тыс. руб., направленная на оплату выполненных работ по устройству трубопровода и канализации внутренних, устройству системы отопления, вентиляции, автоматической системы пожаротушения, технологического решения, устройство наружных сетей здания гаража соответствует целям её предоставления.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление и в дополнительных пояснениях к отзыву, судом не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела. 

При таких обстоятельствах, оснований для вынесения  заявителю предписания у ответчика отсутствовали. Пункт 1 предписания Счетной платы от 14.08.2017 №МХ-03-07/0343 подлежит признанию недействительным, как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 2 оспариваемого предписания заявителю предписано принять предусмотренные законодательством меры к взысканию и возврату бюджетных средств в сумме 45,336 тыс. руб. использованных не по назначению в доход бюджета. Из предписания следует, что сумма 45,336 тыс. руб.  была использована МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" на приобретение 2-х генераторов тумана по договору №71 от 20.11.2015 заключенного с ООО "ЛТМ-Псков мьюзик" за счет предоставленной субсидии из областного бюджета муниципальному образованию "Город Великие Луки" (получатель субсидии Администрация) на реализацию мероприятия 1.3.35 "Мероприятия по проведению празднования 850-летия первого упоминания в летописи города Великие Луки (по отдельному плану)" основного мероприятия 1.3 подпрограммы "Культура" государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 №501, в редакции постановления Администрации Псковской области от 08.09.2015 №4, срок действия которой с 31.10.2015 по 23.12.2016 (далее по тексту  - госпрограмма).

 Основанием для вывода о не целевом использовании субсидии из областного бюджета  явились обстоятельства установленные при проверке. Ответчиком в ходе проверки установлено, что целью предоставления субсидии на реализацию мероприятия 1.3.35 основного мероприятия 1.3  "Совершенствование деятельности в области профессионального искусства, народной культуры, самодеятельного творчества, международного культурного сотрудничества" подпрограммы "Культура" госпрограммы является приобретение звуковой  аппаратуры для муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры Ленинского комсомола" города Великие Луки. Генераторы тумана являются оборудованием для создания сценических спецэффектов, поэтому не могут быть отнесены к звуковому оборудованию.

Материалами дела подтверждается, что в установленном бюджетным законодательством порядке,  бюджету муниципального образования "Город Великие Луки"  средства субсидии из бюджета области  предоставлены в порядке межбюджетного трансфера. В соответствии с требованиями части 3 статьи 139 БК РФ, постановлением Администрации Псковской области от 05.08.2014 №364 утверждено Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы госпрограммы, которым предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1 названного Положения.   Подпунктом 3 пункта 1  Положения предусмотрено финансирование мероприятия 1.3.35 основного мероприятия. 1.3.  Согласно пункту 15 Положения  субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные пунктом  3 Положения.  В пункте 3 Положения прописано, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области по финансированию мероприятий  госпрограммы, указанных в пункте 1 настоящего Положения (том3, л.д.98-101). Названное  Положение  утратило силу с 23.12.2016 в связи с изданием постановления Администрации Псковской области от 20.12.2016 №412. В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 постановления подпрограмма "Культура" дополнена приложением "Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой "Культура" Государственной программы Псковской области "Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014 - 2020 годы" в редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению. Новая редакция Положения содержит аналогичные цели и условия предоставления субсидии из областного бюджета и предусматривает финансирование основного мероприятия 1.3. (том 3, л.д. 102-105).

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается допустимыми в силу статьи  68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, что мероприятие 1.3.35 конкретизируется по мероприятиям соответствующим Плану основных мероприятий, в том числе отдельной строкой выделяется мероприятие по приобретению звуковой аппаратуры для МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" с объемом финансирования 3000 тыс. руб.  

15.05.2015 между Государственным комитетом Псковской области по культуре и Администрацией города Великие Луки заключено Соглашение №ОЛ-01/1.3.35/2015, согласно которому предоставляется  Администрации субсидия в размере 2835750 руб., не превышающей 95% от общего объема расходных обязательств Администрации на реализацию мероприятия 1.3.35 основного мероприятия 1.3. (пункт 3.1 Соглашения). В Приложении №2 "Смета расходов субсидии" к  названному Соглашению  содержится указание на поставку звукового оборудования (том 6, л.д.122-129).

30.12.2014 между муниципальным учреждением "Комитет культуры Администрации города Великие Луки" (орган, осуществляющий полномочия и функции учредителя) и МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели. Учредитель обязался  предоставить в 2015 году иную субсидию МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" в сумме 3млн. руб. на реализацию мероприятий в рамках подпрограммы "Культура" госпрограммы на приобретение звукового оборудования (пункт 2.1.1 Соглашения, том 1, л.д.75-78).

 Соглашением от 31.07.2015, заключенным между муниципальным учреждением "Комитет культуры Администрации города Великие Луки" и МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" учреждению на приобретение звукового оборудования выделено из средств местного бюджета 149,25 тыс. руб. (том 5, л.д. 1). В материалы дела представлен ответчиком только первый лист Соглашения, поскольку, как пояснил аудитор, осуществляющий проверку и представляющий интересы Счетной палаты в судебном заседании, при проверке снята была копия только первого листа, содержащий сумму иной субсидии. Представители лиц, участвующих в деле, не смогли представить полный текст Соглашения в виду отсутствия его, при этом факт заключения такого Соглашения не оспорили.

27.03.2015   МБУК "Дом культуры  Ленинского комсомола" заключил с   обществом с ограниченной ответственностью "ЛТМ Мьюзик" муниципальный контракт №01/04 на поставку звукового оборудования, согласно спецификации к контракту на сумму 2985000 рублей, включая НДС. 08.04.2015 муниципальный контракт поставщиком товара исполнен (том 7, л.д.1-3).

Субсидия в сумме 2835,75 тыс. руб. перечислена в бюджет муниципального образования "Город Великие Луки" в июле 2015 с указанием назначения расходов - поставка звукового оборудования.

20.11.2015 МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола"  заключен договор №71 с обществом с ограниченной ответственностью "ЛТМ-Псков мьюзик" на поставку оборудования стоимостью 172449 руб.  Во исполнение обязательств по договору общество поставило  звуковое оборудование на общую сумму  127113 руб. и генератор тумана RossFlexHaze 1500DMX в количестве 2-х штук общей стоимостью 45336 руб., что подтверждается товарной накладной от 20.11.2015 №71 (том 3, л.д.132-136).  

23.11.2015 дополнительным соглашением пункт 2.1.1 Соглашения от 30.12.2014 изложен в иной редакции. Согласно новой редакции пункта 2.1.1 Соглашения от 30.12.2014 из суммы 3 млн. руб., сумма 2835750 руб. предназначается для приобретения звукового оборудования, сумма 164250 руб. для приобретения сценического оборудования (том 1, л.д.79-82).

09.12.2015 между Государственным комитетом Псковской области по культуре и Администрацией города Великие Луки заключено Соглашение №ОЛ-08/1.3.35/2015, согласно которому Комитет предоставляет Администрации субсидию  в размере 163826 руб. 55 коп. (пункт 3.1. Соглашения). В Приложении 2 к Соглашению  указано на поставку сценического оборудования (том 3, л.д.121-127,130). В представленном Отчете, на основании раздела 4 Соглашения, 12.09.2016 Администрация отчиталась об использовании субсидии в сумме 163826 руб. 50 коп. на поставку звукового оборудования.( том 3, л.д. 141).

  В 2016 году между Муниципальным учреждением "Комитет культуры Администрации города Великие Луки" и МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" заключены Соглашение от 30.06.2016 о предоставлении субсидии в сумме 163826 руб. 50 коп. (пункт 2.1.1 в редакции, дополнительных соглашений от 19.08.2016 №01, от 06.09.2016 №02) на приобретение звуковой аппаратуры    Соглашение от 04.08.2016 о предоставлении иной субсидии в сумме 8622 руб. 50 коп. (пункт 2.1.1 в редакции дополнительного соглашения от 22.09.2016) на приобретение звуковой аппаратуры (том 5, л .д.2- 15). Полученная субсидия была направлена на погашение кредиторской задолженности в сумме 172 449 руб. за поставленное оборудование в 2015 году.  В платежных поручениях  по перечислению субсидий конечному получателю - МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" в графе назначения платежа указано: оплата кредиторской задолженности за звуковую аппаратуру (том 7, л.д.44-48).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что  целью предоставления субсидии из областного бюджета являлось реализация мероприятия 1.3.35 основного мероприятия 1.3 госпрограммы - приобретение звукового оборудования.

Из  Инструкции на генератор тумана RossFlexHaze 1500DMX следует, что это мощное устройство, которое подходит для различных сценических задач. Заявителем, третьими лицами, в соответствии с часть 1  статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства свидетельствующие о том, что генераторы тумана относятся к звуковому оборудованию.

Ссылки заявителя, третьих лиц - Государственного комитета Псковской области по культуре, МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" на общероссийский классификатор основных фондов, суд не принимает, как несостоятельный, поскольку объединение в одну группировку, как "оборудование стационарное для сцен механическое, электротехническое, светотехническое и звукотехническое театральное" для целей классификации основных фондов, не свидетельствует о принадлежности генератора тумана именно к звуковому оборудованию. Кроме того, "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов"  утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, действующий в 2015, 2016 годах, обеспечивает информационную поддержку решения следующих задач:- проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;- реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;- осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;- расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;- расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов и не может применяться к бюджетным правоотношениям, предусмотренных статьей 1 БК РФ.

Доказательства, подтверждающие работу генератора тумана только "в одной цепи со звуковым оборудованием" ни заявителем, ни МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола", ни Государственный комитет Псковской области по культуре, суду не представили.

 При таких обстоятельствах, предписание в оспариваемой части является законным и обоснованным. Основания для признания его недействительным в судебном порядке у суда отсутствуют.

Ссылки заявителя и третьих лиц на положения заключенных  Соглашений  от 09.12.2015 №ОЛ-08/1.3.35/2015, от 30.12.2014 в редакции дополнительного соглашения от 23.11.2015,  на согласование использование остатка субсидии на приобретение сценического оборудования (том 7, л.д. 6-12), суд не принимает,  поскольку изменение цели направления и использования субсидии, предусмотренной госпрограммой, Планом мероприятий в ином порядке, отличном от порядка определения цели и объема финансирования (софинанисрования) для включения в госпрограмму, БК РФ и  бюджетное законодательство не предусматривает.

Довод заявителя о том, что Администрация не является стороной  Соглашения от 30.06.2016, на которое имеется ссылка в пункте 2 предписания, суд не принимает, как необоснованный. Представитель ответчика в судебном заседании признал, что ссылка в предписании на Соглашение некорректна. Требование предъявлено к Администрации исходя из того, что она являлась получателем субсидии.

Некорректное указание на Соглашение, стороной которого заявитель не является, в предписании не может являться безусловным основанием для  признания его недействительным, при доказанности факта использования субсидии не на цели её предоставления.

Мера указанная в пункте 2 предписания является исполнимой, так как муниципальное учреждение заключая  вышеуказанные Соглашения с МБУК "Дом культуры Ленинского комсомола" выступало как орган, осуществляющий полномочия  и функции учредителя. Согласно выписки из ЕГРЮЛ на МУ "Комитет по культуре Администрации города Великие Луки" учредителем учреждения является Администрация города Велики Луки.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия,   не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным;  согласно части 3 если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт   соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

 По совокупности вышеизложенных выводов суда по каждому из оспариваемых пунктов предписания, суд удовлетворяет требования  заявителя о   признании  недействительными пункта 1 в части  указания возвратить в доход    бюджета  7610,3 тыс. руб., в остальной части заявителю отказывает. 

 В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ  государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Поскольку заявитель и ответчик, на основании вышеуказанной нормы Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины  судом не рассматривается.

 Руководствуясь статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

 Признать недействительным пункт 1 предписания Счетной палаты Псковской области от 14.08.2017 №МХ-03/07/0343 вынесенное Администрации города Великие Луки, как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.

   В удовлетворении остальной части требования - отказать.

 На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                                      С.Г. Циттель