ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-3847/18 от 08.11.2018 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-3847/2018

15 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена ноября 2018 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Радионовой И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Толкановой М.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (место нахождения: 125284, г.Москва, ул. Беговая, д.3, стр. 1, эт. 36; ОГРН 1057748288850; ИНН 7714617793)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (место нахождения: 180017, Псковская обл., г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д.2А, ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228)

о признании незаконными и отмене постановления от 24.07.2018 №19-07/6, представления от 24.08.2018 №19-07/4;

при участии в заседании:

от заявителя: не явился;

от ответчика: Изергин С.О. - начальник отдела оперативного контроля, доверенность от 19.06.2018 №16,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» (далее по тексту – ООО «Евросеть-Ритейл», общество, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (далее по тексту решения – налоговая инспекция, ответчик) от 24.07.2018 №19-07/6 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и представления от 24.08.2018 №19-07/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Общество, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, заявило о рассмотрении дела  в отсутствие представителя.

Ответчик в отзыве на заявление требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановления и представления. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве  и в дополнении к отзыву.

Суд, руководствуясь частью 1 статьи 123, частями 2  и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным разрешить спор в отсутствие представителя заявителя.

 Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией на основании поручения от 08.02.2018 №19-07/06 проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в отношении организации - распространителя лотерей - ООО «Евросеть-Ритейл», реализующим лотерейные билеты посредством розничной продажи в салоне сотовой связи «Евросеть», расположенном по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 19 (л.д. 54), по результатам которой составлен акт от 08.02.2018 №19-07/6.

В ходе проверки инспекцией установлено, что общество при осуществлении деятельности по реализации лотерейных билетов не выполняет требования статей 6,7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в части нарушения обществом организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а именно, отсутствует доступ к личному кабинету ООО «Евросеть-Ритейл» на официальном сайте Росфинмонитоинга www.fedsfm.ru, необходимый для проверки наличия или отсутствия в отношении клиента сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, также в салоне сотовой связи «Евросеть» отсутствовал актуальный перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются  сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.  

05.06.2018 по указанному факту, в отсутствие законного представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении №19-07/6 (л.д. 66). О времени и месте составлении протокола Общество было надлежаще уведомлено (л.д. 65).

         Постановлением налоговой инспекции от 24.07.2018 №19-07/6 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения и вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В соответствии с представлением ООО «Евросеть-Ритейл» обязано принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению (л.д. 71-73).

С данным постановлением и представлением общество не согласилось, и оспорило их в судебном порядке, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку операция по продаже лотерейного билета на сумму 100 рублей не попадает под операцию, подлежащую обязательному контролю в силу пункта 1.1. статьи 7 Закона №115-ФЗ, поскольку сумма операции не превышает 15000рублей. 

Как следует из материалов дела, нарушение было выявлено при установлении ответчиком факта продажи ООО «Евросеть-Ритейл» через салон сотовой связи «Евросеть», расположенный по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 19, лотерейного билета.

         На  основании статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Закон № 115-ФЗ) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 данного Закона организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

При этом, осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует и подтверждается вступившим в законную силу Решением Псковского городского суда от 14.09.2018 по делу №12-365/18, что президентом ООО «Евросеть-Ритейл» 30.10.2016 утверждены Правила внутреннего контроля ООО «Евросеть-Ритейл». Согласно пункту 5 Правил внутреннего контроля ООО «Евросеть-Ритейл» программа идентификации клиентов включает проведение, в том числе следующего мероприятия: общество в рамках идентификации клиента, установления идентификации выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при проведении операций и сделок, проверяет факт наличия/отсутствия в отношении клиента выгодоприобретателя, бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с данным Законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

         Правила определения Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее по тексту - Правила №804).

Согласно пункту 21 Правил №804 доведение до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

        Пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.

Поскольку из положений пункта 2 статьи 6, статьи 7 Закона №115-ФЗ и  Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №804 следует, что  такая проверка может  быть проведена только при наличии доступа организации к информации - актуальному перечню, через личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а при проверке было установлено и не оспаривается Обществом его отсутствие (л.д. 58, 59), следует признать, что событие административного правонарушения, выразившегося в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, имело место быть.

Ссылку заявителя на то, что операция по продаже лотерейного билета на сумму 100 рублей не попадает под операцию, подлежащую обязательному контролю в силу пункта 1.1. статьи 7 Закона №115-ФЗ, поскольку сумма операции не превышает 15000рублей, суд отклоняет, как не имеющую правового значения.

Судом установлено, что Общество привлечено к административной ответственности не в связи с отсутствием идентификации лица, у которого приняты денежные средства за реализованный ему лотерейный билет стоимостью 100 рублей, а за нарушение организации и осуществления внутреннего контроля, а именно, отсутствие доступа к личному кабинету ООО «Евросеть-Ритейл» на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru, необходимого для проверки наличия или отсутствия в отношении клиента сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и отсутствие актуального перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются  сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на что прямо указано в абзаце 3 на странице 2 оспариваемого постановления.  Положения Федерального закона № 115-ФЗ в совокупности с пунктом 21 Правил №804 не содержат изъятий в части требований о наличии доступа организаций и индивидуальных предпринимателей к  информации Росфинмониторинга через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в зависимости от суммы покупки или выплачиваемого выигрыша.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление № 10) в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности соблюсти требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, имеет место быть и доказан ответчиком.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности суд не установил и о таких нарушениях обществом не заявлено. Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами, в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Санкция применена в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде предупреждения.

 Наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, судом  не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконным и отмене постановления инспекции от 24.07.2018 №19-07/6.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац третий пункта 20.1 Постановления № 10).

В данном случае оспариваемое представление вынесено административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении от 24.07.2018 № 19-07/6. Учитывая, что состав административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказан, у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмене представления от 24.07.2018 №19-07/4.

  Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении требований отказать.

         На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

         Судья                                                                                             И.М. Радионова