ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-3852/08 от 13.10.2008 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков Дело №А52-3852/2008

13 октября 2008 г.

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Васильевой О.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочергиной Т.Г.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Четыре угла»

к Администрации Псковской области

к Администрации города Пскова

о признании незаконным бездействия

к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям

о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 – представитель, ФИО2 - директор

от ответчиков: Администрация Псковской области: ФИО3 – заместитель начальника отдела правовой экспертизы проектов актов государственно-правового комитета Администрации Псковской области

Администрация г.Пскова: ФИО4 – ведущий специалист Администрации г.Пскова

Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям: ФИО5 – ведущий специалист юридического отдела

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Четыре угла» обратилось в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании незаконными действий по факту и тексту публикации в газете «Псковская правда» о возможном предоставлении земельного участка, расположенного в <...>; к Администрации Псковской области о признании незаконным бездействия по принятию решения о выборе земельного участка, расположенного в <...>; к Администрации г.Пскова о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка, информированию населения о возможном предоставлении земельного участка и составлении проекта границ земельного участка, расположенного в <...>.

Представитель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям исковые требования не признала, поскольку публикация о возможном предоставлении земельного участка произведена, в публикации указан адрес, по которому можно обращаться с заявками. После публикации поступило две заявки о предоставлении спорного земельного участка и участок после формирования будет выставлен на торги.

Представитель Администрации Псковской области исковые требования не признала, поскольку проект распоряжения по заявке истца в Администрацию не поступал. Проект распоряжения подготавливает Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям.

Представитель Администрации города Пскова исковые требования не признал. Администрация в соответствии с заявкой Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям рассмотрела вопрос о возможности формировании земельного участка. Формирование земельного участка в <...> возможно было в меньшем размере, чем указано в заявке, об этом было сообщено заявителю. В настоящее время земельный участок в уточненном размере не сформирован, но акт выбора составлен и будет направлен в Комитет для утверждения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,

суд УСТАНОВИЛ:

Заявлением от 26.12.2007 г. № Р-4УЮ52 общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Четыре угла» обратилось в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям и Администрацию Псковской области в порядке пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – оптовых складов стройматериалов.

Заявка Общества принята Комитетом к рассмотрению, начата процедура выбора земельного участка, в Администрацию города Пскова направлено заявление о выборе земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В результате выбора уточнен размер испрашиваемого земельного участка.

10 июля 2008 года в газете «Псковская правда» Комитет опубликовал сообщение о возможном предоставлении в аренду земельных участков, в том числе земельного участка по улице Линейной площадью 34000 кв.м для строительства оптового склада строительных материалов. В публикации указано: прием заявлений о предоставлении в аренду данных земельных участков будет осуществляться в течение месяца со дня опубликования извещения по адресу: <...>, флигель 2 этаж, приемная. Аналогичная публикация была произведена на официальном сайте Псковской области. По мнению истца данными публикациями Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям грубо нарушил процедуру выбора земельного участка, предусмотренную частью 5 статьи 30, частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Нарушение своих прав истец усматривает в том, что по результатам публикации на испрашиваемый им земельный участок было подано две заявки, которые незаконно приняты Комитетом, после чего участок решено выставить на торги. Истец считает, что после начала процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно принятие иных заявок и выставление земельного участка на торги. Процедурой предварительного согласования места размещения объекта такого порядка не предусмотрено.

В соответствии с пунктами 2,3,5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления городских или сельских поселений обеспечивает выбор земельного участка, информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, оформляет акт выбора земельного участка для строительства. Администрация города Пскова по мнению истца проявила незаконное бездействие, не выполнив действия, предусмотренные нормами пунктов 2,3,5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Незаконное бездействие Администрации Псковской области истец усматривает в непринятии в установленный срок решения по заявлению истца о выборе земельного участка, что противоречит пункту 4 части 5 статьи 30, частям 6,7,8 статьи 31, части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должны предшествовать выбор участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 5 статьи 30 ЗК РФ).

Порядок выбора земельного участка для строительства регламентирован статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В пункте 1 статьи 31 ЗК РФ указано, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Кодекса.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).

На основании пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 № 518-оз «Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области» (далее - областной Закон № 518-оз) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области, в том числе в случае предоставления земельных участков для строительства.

Во исполнение этого положения Закона администрацией Псковской области принято постановление от 06.12.2007 № 435 «О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Порядок принятия решений № 435).

В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений № 435 заинтересованные в представлении земельного участка для строительства лица подают заявления в Комитет с приложением соответствующих документов.

Для осуществления процедуры выбора земельного участка в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка принятия решений в 10-дневный срок после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица, за исключением случаев обращения органа местного самоуправления, Комитет направляет в Администрацию города Пскова информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок работ по формированию испрашиваемого земельного участка.

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что Администрация города Пскова обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, и осуществляет изготовление проекта границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Таким образом, и в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Псковской области выбор земельного участка, в том числе и информирование населения о возможном либо предстоящем предоставлении земельных участков осуществляет Администрация города Пскова.

Как установлено при рассмотрении данного заявления, письмом 894 от 23.96.2008г. Администрация города Пскова отказалась от проведения информирования, полагая, что информирование в полной мере относится к процедурным вопросам уполномоченного органа. После ответа Администрации города Пскова сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков было опубликовано Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям. По мнению суда, Администрация города незаконно устранилась от действий по информированию населения, но факт публикации сообщения Государственным комитетом не нарушает прав и законных интересов заявителя. Что касается текста сообщения и поступивших заявлений о предоставлении земельного участка, то действующим законодательством обязательные атрибуты, содержание сообщения не предусмотрены. Из сообщения должно быть понятно, какой земельный участок (площадь, место нахождения) будет предоставлен и для строительства какого объекта. Фраза в публикации о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, по мнению суда, является предложением обращаться с заявками, но ее отсутствие в публикации не лишает права заинтересованных лиц обратится с таким заявлением в соответствующий орган после того, как им станет известно о возможном либо предстоящем предоставлении земельного участка.

В заседание суда представителем Администрации города Пскова представлен акт выбора земельного участка, в этой части бездействие Администрации города Пскова отсутствует.

Довод заявителя о том, что подача заявок третьими лицами не допускается после принятия заявки лица о выборе земельного участка для дальнейшего предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, не может быть принят судом, поскольку такого ограничения прав третьих лиц нормы земельного законодательства не предусматривают.

В соответствии с пунктом 13 Порядка решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта оформляется актом Администрации области, проект которого вносит в установленном порядке комитет. Поскольку Государственным комитетом проект решения о согласовании места размещения объекта в Администрацию Псковской области не вносился и не составлялся. Бездействие Администрации области нельзя признать незаконным, до внесения проекта решения сам отсутствует факт бездействия.

На основании изложенного в иске следует отказать. Расходы по оплате госпошлины следует отнести на заявителя. участок формируется

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

На решение в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья О.Г. Васильева

  1.8