ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-4137/2007 от 17.10.2008 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Псков                                                                                                 Дело № А52-4137/2007

24  октября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 17  октября  2008 года.

Судья Арбитражного суда Псковской области Яковлев А.Э.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   Муниципального образования г.Великие Луки в лице Великолукской городской Думы

к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Великолукская правда»

к  Администрация города Великие Луки

о признании недействительным решения о реорганизации юридического лица

при участии в заседании:

от истца: Козырев Д.Е. – представитель, доверенность от 17.09.2008г.                                       № 555;Тишевский В.В. – представитель, доверенность от 15.09.2008 г. № 553;

от ответчика (АНО «Редакция газеты «Великолукская правда»): Лукьянов А.В.- представитель, доверенность от 24.11.2006 г. № 243; Васина Л.Е. – главный редактор, приказ от 25.10.2008 г. № 95;

от ответчика (Администрации г. Великие Луки): не явились, извещены


    Установил: Муниципальное образование г. Великие Луки в лице Великолукской городской Думы обратилось в суд с иском к Администрации г. Великие Луки и Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Великолукская правда» (далее АНО «Редакция газеты «Великолукская правда») - правопреемнику,  согласно учредительным документам Редакции Средства массовой информации газета «Великолукская правда» - о признании недействительным решения от 08.07.2005 г. о реорганизации  «Средства массовой информации газета «Великолукская правда».

Администрация г. Великие Луки в отзыве на иск требования признала.

Представители АНО «Редакция газеты «Великолукская правда» требования не признали, утверждая, что законодательство не нарушено. Средство массовой информации газета «Великолукская правда» не являлось предприятием, а существовало до 2003 г. без организационно-правовой формы, в 2003 г. зарегистрировано как некоммерческая организация. Таким образом, решение о реорганизации в автономную некоммерческую организацию могло быть принято. Учредителями являлись не только администрация, но и коллектив журналистов, соответственно, решение о реорганизации должно было быть принято в форме решения учредителей. Интересы истца ничем не нарушены, ущерба от реорганизации нет. Дума не была учредителем, соответственно, ее права спорным решением не затронуты. Цель иска - переподчинить средство массовой информации и устранить конкурента, так как в 2006 г. после реорганизации газеты в АНО Администрацией города учреждено муниципальное предприятие с таким же названием «Великолукская правда». Заявили о применении исковой давности по аналогии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил, что Совет учредителей Средства массовой информации газета «Великолукская правда» на своем заседании 08.07.2005 г. принял решение о преобразовании СМИ газета «Великолукская правда» в Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Великолукская правда» путем реорганизации (решение оформлено п. 2 Постановления совета учредителей,  протокол № 4 от 08.07.2005 г. (л.д. 18-20 т.1). Учредителями АНО «Редакция газеты «Великолукская правда» после  реорганизации стали  Администрация г.Великие Луки и  коллектив журналистов.

По результатам этого указанного совета был составлен передаточный акт                         от 01.10.2005 г. (л.д.21,22 т.1) в соответствии с которым,  все имущество СМИ газета «Великолукская правда» было передано АНО «Редакция газеты «Великолукская правда».

Как следует из материалов дела, на момент реорганизации учредительным документом Средства массовой информации - редакции газеты «Великолукская правда» (далее Газета) являлся Устав, принятый общим собранием коллектива редакции 13.12.1993 г. и зарегистрированный Администрацией г. Великие Луки 19.12.1993 г. (л.д. 76 – 79 т.2).

          Газета зарегистрирована, как средство массовой информации, что подтверждается свидетельствами  о регистрации, выданными Псковским облисполкомом 14.01.1994 г. (л.д. 82 т. 2) и Северо-Западным региональным управлением Государственного комитета РФ по печати 26.09.1997 г. (л.д. 81 т. 2).

Газета 09.12.2002 г. прошла перерегистрацию, как юридическое лицо, зарегистрированное до 01.07.2002 г. Вместе с тем, из материалов дела следует, что Газета (ИНН 6025001399) поставлена на налоговый учет, как средство массовой информации (л.д. 50, 58 т.1, 59 т.2), а не как юридическое лицо.

При этом,  из Устава Газеты (п. п. 1.1 - 1.6) следует, что редакция Газеты является лицом, представляющим периодическое печатное издание «Великолукская правда». Редакция осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», другими законодательными актами РФ и своим Уставом.

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации»                                от 27.12.1991 г. № 2124-1 под средствами массовой информации понимается, в том числе, периодическое печатное издание, то есть, форма периодического распространения массовой информации, под редакцией понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

В соответствии со статьями 19, 20  Закона РФ «О средствах массовой информации», если редакция организуется в качестве предприятия, то она подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности, и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке и иную, не запрещенную законом, деятельность. При этом устав редакции должен соответствовать законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности. Однако, Газета как юридическое лицо  не было зарегистрировано, поскольку в дело не представлено Решение соответствующего органа о регистрации Газеты в качестве юридического лица.

 В соответствии с законодательством о местном самоуправлении, действовавшим на момент учреждения Газеты (Закон РСФСР от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР») районные и городские Советы могли учреждать собственные средства массовой информации. Таким образом, органы местного самоуправления вправе были учреждать средства массовой информации с использованием этим средством муниципальной собственности, однако законодательство о средствах массовой информации и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик не предписывали создание их только в форме коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (утвержденных постановлением ВС СССР от 31.05.1991 г. № 2211-1) юридическими лицами могли быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могли заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могли создаваться в форме предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения.

В соответствии с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия (ст. 1). Статья 3 также устанавливает, что если собственник не сам осуществляет предпринимательскую деятельность, то субъект предпринимательской деятельности управляет имуществом собственника на праве хозяйственного ведения. Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном данным Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В соответствии со ст. 33 указанного выше Закона учредительными документами предприятия кроме устава, является учредительный договор или решение о его создании, тогда как Законом о средствах массовой информации предусмотрено, для редакций, не являющихся предприятиями, достаточно в качестве учредительного документа только Устава.

В соответствии со ст. 7 Закона  «О предприятиях  и предпринимательской деятельности» муниципальное предприятие учреждается местными Советами или организациями местного самоуправления, собственное наименование муниципального предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Из устава Газеты не усматривается, что она создана по решению местного совета или органа местного самоуправления в качестве муниципального предприятия, в названии нет указания на организационно-правовую форму - муниципальное предприятие. Устав принят только общим собранием коллектива редакторов           13.12.1993 г., Учредительный договор об издании  городской газеты  от декабря 1993 г. (л.д.86-90 т.3) представляет собой договор о деятельности по изданию Газеты, а не собственно учредительный договор.

Анализ основных положений Устава  и Учредительного договора в совокупности также позволяет сделать вывод о том, что последние не соответствует законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма Газеты вообще не усматривается из Устава и договора, где изложено  только то, что Газета в лице редакции является юридическим лицом. Из пунктов 1.1., 1.2, 1.4 Устава следует, что создана Газета именно в соответствии с законодательством о средствах массовой информации, которое предусмотрело возможность ее создания в форме предприятия, но не предписывало это в обязательном порядке. Органы управления редакцией (совет учредителей - общее руководство, общее собрание - высший орган журналистского коллектива, редактор - руководитель редакционного коллектива) также свидетельствуют о специфичной организационно-правовой форме Газеты, не являющейся каким-либо предприятием.

Анализ иных положений Устава (разделы V,VII,VIII), Учредительного договора, а также фактических имущественных прав Газеты свидетельствуют о том, что Газета создавалась лишь с целью выпуска средства массовой информации (п.п. 1.1., 7.4), а иные виды производственной, коммерческой и финансовой деятельности осуществляются ею, если они необходимы для реализации уставных целей и задач                 (п. 5.3 Устава).

Газета не наделялась в установленном порядке в момент создания муниципальным образованием основными средствами на праве хозяйственного ведения, осуществляла свою деятельность на условиях «условного хозрасчета»                     (п. 5.1. Устава), а п.5.2. предусматривал, что редакция обладает обособленным имуществом на праве собственника. Фактически договором от 01.06.1995 г. имущество было предоставлено Газете в доверительное управление (л.д. 145-150 т.1, л.д. 31 т.2) и находилось у нее на этом праве на момент реорганизации, при этом в   п. 2.2. договора были предусмотрены ограничения в распоряжении имуществом «закрепленным за учреждением». Вместе с тем Газета является правопреемником газеты «Великолукская правда», собственником  которой в своё время было Муниципальное образование Великолукский  район.

Великолукским городским судом Псковской области 22.09.2005 г. был разрешен спор между Газетой и регистрирующим органом - МРИ № 2 ФНС РФ о приведении правоустанавливающих документов в соответствие с избранной организационно правовой формой, однако данное решение было отменено.

Как следует из письменной позиции ответчика  до 2005 г. Газета существовала без организационно-правовой формы, что подтверждается требованиями инспекции МНС РФ по г. Великие Луки от 30.05.2000 г. (л.д. 65 т.1) и Комитета по средствам массовой информации от 24.07.2002 г. (л.д. 67 т.1), а в 2003 г. в государственный реестр были внесены сведения о том, что Газета является прочей некоммерческой организацией (л.д. 98 т.2). Это подтверждается и оспариваемым решением о реорганизации от 08.07.2005 г. в АНО.

Ссылка  на решение Псковского облисполкома от 26.11.1992 г. № 183, решение Великолукского городского Совета от 01.03.1993 г. № 23 о передаче в муниципальную собственность г. Великие Луки предприятия «Редакция газеты «Великолукская правда» не принимается судом, т.к. в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О средствах массовой информации» в случае смены учредителя средство массовой информации подлежит перерегистрации. После передачи газеты из областной собственности в муниципальную такая перерегистрация и была произведена на основании устава 1993 г. без определения организационно-правовой формы Газеты, как муниципального предприятия. Представленная справка Комитета госстатистики об организационно-правовой форме Газеты, как муниципального предприятия (л.д. 13 т. 1), не подтверждена учредительными документами. В то же время, регистрирующий орган Газету, как предприятие, не регистрировал, что следует из письма ИМНС по г. Великие Луки от 05.05.2004 г. (л.д. 53 т. 2).

 Следовательно, на момент реорганизации Газета не являлась предприятием либо иной коммерческой организацией, на момент разрешения настоящего спора Газета является Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Великолукская правда».

Однако по российскому праву субъектом реорганизации может выступать только юридическое лицо. В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может быть осуществлена на основании решения его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. То есть,  возможно только реорганизация юридического лица в юридическое лицо. Газета в момент принятия спорного решения не являлось юридическим лицом, а следовательно, не может быть реорганизовано. Таким образом, спорное Решение от 08.07.2005 г. представляет собой корпоративную сделку, направленную на создание юридического лица.

При таких обстоятельствах суд полагает требование истца обоснованным и подлежащим  удовлетворению в соответствии со статьями 57, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации следует  признать недействительным решения                                 от 08.07.2005 г. о реорганизации «Средства массовой информации газета «Великолукская правда».

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьей 217 того же Кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано  в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные названным  Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными названным Федеральным законом.

Оспариваемое Решение является сделкой, послужившей основанием для передачи  некоммерческой организации муниципального имущества, то есть  имеет место сделка по приватизации муниципального  имущества.

Между тем,  статья 13 Закона о приватизации не содержит такого способа приватизации как реорганизация Газеты.

Осуществление приватизации государственного и муниципального имущества способами, отличными от способов, установленных Законом о приватизации, не допускается, а соответствующие сделки приватизации являются ничтожными.

Также согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со статьей 10 Закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации.

В силу части 2 статьи 17 упомянутого Закона преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускаются в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Такой закон не был принят на момент создания АНО «Редакция газеты «Великолукская правда».

Порядок и условия приватизации установлены Законом о приватизации. Вместе с тем действие Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений (подпункт 8 пункта 2 статьи 3 Закона). Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако, в данном случае Газета не являлась государственным или муниципальным учреждением.

Учитывая изложенное, а также требования пункта 1 статьи 31 Закона о некоммерческих организациях, в силу которого органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать государственные и муниципальные учреждения, закреплять за ними имущество на праве оперативного управления, а некоммерческим организациям только оказывать поддержку в виде предоставления тех или иных льгот. Следует признать недействительным спорное Решение, как направленное на скрытую приватизацию муниципального имущества.

Суд не принимает доводы ответчика об отсутствии  у Великолукской городской думы права на иск. В соответствии со статьями  27, 62 Устава города  к полномочиям Великолукской городской думы относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения, к которым относится определение порядка принятия решений о реорганизации муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии со ст. 60 Устава города органы местного самоуправления города (должностные лица), наделенные Уставом контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц) Уставу города и решениям Великолукской городской думы. В соответствии с п.5 ст. 1 и ст. 27 Регламента Великолукской городской думы контрольная деятельность Великолукской городской думы осуществляется в различных формах.

Полномочия Великолукской городской Думы на подачу иска прямо предусмотрены ст. 20 Устава города, что не противоречит муниципальному праву.

Доводы ответчика об отсутствии нарушения интересов истца являются также несостоятельными по следующим основаниям.

Великолукская городская дума в данном споре выступает не в защиту своих прав и законных интересов, а, реализуя контрольные полномочия, защищает интересы муниципального образования, то есть жителей города Великие Луки (ч. 1 ст. 58 Устава города).

В соответствии со ст. 27 Устава города к исключительным полномочиям Великолукской городской думы относится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и порядка принятия решений о реорганизации муниципальных организаций (п. 5 и п. 6).

Согласно ст. 44 Устава города муниципальное имущество, в т.ч. предназначенное для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, а также доходы от его использования составляют экономическую основу местного самоуправления.

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ имуществом признаётся интеллектуальная собственность, которой относятся товарные знаки и знаки обслуживания.

Как следует из пояснений истца, название газеты «Великолукская правда» является зарегистрированным товарным знаком, а значит имуществом, которое находилось в собственности города Великие Луки и  перешло без правовых оснований к ответчику.

Ошибочен и аргумент  ответчика о возможности применения к спорному правоотношению по аналогии исковой давности предусмотренной пунктом 1 статьи 43 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», где установлено, что решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований названного Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Такое заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня, когда участник общества узнал или должен был узнать о принятом решении. В случае если участник общества принимал участие в общем собрании участников общества, принявшем обжалуемое решение, указанное заявление может быть подано в течение двух месяцев со дня принятия такого решения.

Довод заявителя относительно применения аналогии права к исчислению срока исковой давности отклоняется судом, как основанный на неверном понимании указанных норм права, поскольку такой подход противоречит положениям ГК РФ о сроках исковой давности, предусматривающим, что для защиты права лица применяются общие сроки исковой давности, если законом не предусмотрено иное. То есть аналогия закона здесь не применима, так как закон такой аналогии не допускает. Кроме того, аналогия права применяется в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством.

Таким образом, требование истца обоснованны и подлежат  удовлетворению в соответствии со статьями 57, 168, 217, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», следует признать недействительным решение о реорганизации «Средства массовой информации газеты «Великолукская правда», изложенное в пункте 2 протокола № 4  заседания Совета учредителей «СМИ газета «Великолукская правда» от 08  июля   2005 г.

Расходы по оплате государственной пошлины, в том числе и расходы по кассационной жалобе   относятся на ответчиков в равных долях.

Руководствуясь статьями 168-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение о реорганизации «Средства массовой информации газеты «Великолукская правда», изложенное в пункте 2 протокола № 4  заседания Совета учредителей «СМИ газета «Великолукская правда» от 08  июля                 2005 г.

Взыскать с Администрации г. Великие Луки в пользу Великолукской городской Думы 1500 руб. расходов по оплате госпошлины.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Великолукская правда» в пользу Великолукской городской Думы 1500 руб. расходов по оплате госпошлины.

Выдать исполнительные листы.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

          Судья                                                                          А.Э. Яковлев