ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-4173/15 от 30.03.2016 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-4173/2015

06 апреля 2016 года06 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена марта 2016 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Радионовой И.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Одринской О.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Печать Плюс" (место нахождения: 180004, город Псков, улица Металлистов, дом 18, ОГРН 1036000301138, ИНН 6027054572)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2«А», ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228)

о признании незаконными и отмене постановления от 17.11.2015 №19-05/209 и представлений от 17.11.2015 №19-05/188-15, №19-05/189-15,

          при участии в заседании:

от истца: Разумовская А.С. – представитель по доверенности от 01.12.2015 без номера;

от ответчика: Изергин С.О. – начальник отдела оперативного контроля, доверенность от 01.06.2015 №317; Кузнецова И.С. – ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 17.10.2014 №26,

установил:

          Закрытое акционерное общество "Печать Плюс"  (далее по тексту - ЗАО "Печать Плюс", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (далее по тексту – инспекция) №19-05/209 от 17.11.2015 о назначении административного наказания и представлений №19-05/188-15, №19-05/189-15 от 17.11.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Дело, назначенное к рассмотрению в порядке упрощенного производства, рассмотрено судом по правилам административного судопроизводства, о чем вынесено соответствующее определение.

Согласно материалам дела, 03.11.2015 заместителем начальника Инспекции выдано поручение №19-05/218 о проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по использованию специального банковского счета и сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет ЗАО "Печать Плюс", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Металлистов, дом 18.

В ходе проверки выявлено, что 23.10.2015 ЗАО "Печать Плюс"  осуществило прием от физического лица наличного платежа в сумме 2277, 50 руб., с применением контрольно - кассовой техники модель Меркурий 115К, заводской номер 11111153, 2001 года выпуска. Платеж направлен на оплату товара, заказанного на сайте интернет - магазина myToys.ru, на руки физическому лицу  выдан товар и кассовый чек №00000008 от 23.10.2015, отпечатанный указанной выше ККТ. Данная ККТ зарегистрирована на Общество в Инспекции 14.06.2011.

Учитывая изложенные обстоятельства, налоговый орган пришел к выводу о том, что поскольку денежные средства, полученные Обществом от физического лица, направлены на погашение денежных обязательств физического лица перед интернет - магазином myToys.ru, то данная деятельность ЗАО «Печать Плюс» подпадает под действие Федерального закона РФ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009 (далее Закон №103-ФЗ), в соответствии с которым Общество выступает платежным агентом и обязано было использовать открытый им в Псковском филиале ОАО "Балтийский банк" специальный банковский счет.

Кроме того, согласно Государственному реестру ККТ требованиям Закона №103-Ф3 соответствуют только модели ККТ Меркурий 115К, выпущенные после 26.06.2014. ККТ, зарегистрированная на Общество, с применением которой был осуществлен прием наличных денежных средств в сумме 2277,50 руб., выпущена до указанной даты, ввиду чего не может обеспечивать печать реквизитов кассового чека в соответствии с Законом №103-ФЗ и не предназначена для применения платежными агентами. На кассовом чеке №00000008 от 23.10.2015, отпечатанном контрольно-кассовой машиной модели Меркурий 115К, заводской номер 11111153 отсутствуют следующие обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона №103-ФЗ: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара; 3) адрес места приема денежных средств; 4) место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства; 5) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Таким образом, Обществом нарушены статья 4 Федерального Закона РФ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 № 54-ФЗ, пункт 3 "Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" от 23.07.2007 №470; статья 5 Закона № 103-ФЗ.

По результатам проверки составлен Акт проверки №0284 от 03.11.2015 (т.1, л.д. 90-92). 11.11.2015 в присутствии законного представителя Общества налоговой инспекций составлен протокол №19/242 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и протокол №19/244 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 17-18).

17.11.2015 вынесено постановление №19-05/209 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения. Производство по делу от об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, прекращено за малозначительностью (т.1, л.д. 120).

Также 17.11.2015 Обществу выданы представления №19-05/188-15, №19-05/189-15  об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В представлении №19-05/188-15 содержится предписание Обществу обеспечить наличие контрольно-кассовой техники, обеспечивающей печать кассового чека в соответствии с требованием пункта 2 статьи 5 федерального закона №103-ФЗ. В представлении №19-05/189-15  содержится предписание Обществу обеспечит использование специального банковского счета при осуществлении всех расчетов по платежам за отправления, принятых от физических лиц и обеспечит сдачу в кредитную организацию  полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на  свой специальный счет (т.1, л.д. 15,16).

Общество оспаривает данные постановление и предписания, ссылаясь на то, что деятельность ЗАО "Печать Плюс" не подлежит регулированию нормами Закона №103-ФЗ, поскольку Общество не только принимает денежные средства от Клиентов, но и в рамках договора оказывает для Клиентов  еще ряд услуг и осуществляет иную деятельность. В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.

Налоговый орган в отзыве на заявление просит в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на то что вся, осуществляемая Обществом деятельность по выдаче Клиентам отправлений интернет-магазина, заключается в исполнении данной услуги, самостоятельных оплачиваемых услуг в рамках данной деятельности, Общество не оказывает. В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, суд считает, что требование не подлежит удовлетворению исходя из нижеследующего.

  В силу статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (в редакции от 27.06.2011) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее по тексту - Закон №103-ФЗ) его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.

Согласно статье 2 Закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Закона №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").

Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Судом установлено, что 23.10.2015 закрытое акционерное общество "Печать Плюс"  осуществило прием от физического лица наличного платежа в сумме 2277,50 руб., с применением контрольно - кассовой техники модели Меркурий 115К. Данная сумма составляет сумму стоимости заказа физическим лицом товара в интернет-магазине boхberry (т.1, л.д.92, 97,127, т.2, л.д. 2).

Указанные действия совершены Обществом на основании договора оказания услуг №60021/2015-СПВЗ, заключенного 04.08.2015 Обществом и ООО "Смарт-бук", в соответствии с которым Общество осуществляет прием денежных средств от Клиентов физических и юридических лиц в счет оплаты отправлений, приобретенных ими в интернет-магазине и полученных в партнерском отделении, которым является, Общество (т.1, л.д. 19-23).  Из содержания пунктов 2.1.3, 2.1.4, 2.2.3 и 3.1 следует, что Исполнитель (ЗАО "ПечатьПлюс") осуществляет выдачу отправлений,  принимает денежные средства Клиентов и перечисляет указанные денежные средства в полном объеме на расчетный счет Заказчика (ООО "Смарт-бук"). За оказанную услугу Заказчик оплачивает Исполнителю стоимость оказанных услуг (пункт 2.2.3 договора). Стоимость услуг включает в себя стоимость услуги по выдаче одного отправления (стоимость определяется в твердой сумме с учетом количества выданных оправлений), стоимость услуги по выдаче отправления (стоимость определяется в процентном соотношении к сумме выданных отправлений), стоимость услуг по обеспечению внутреннего и внешнего качества оказания услуг (пункт 3.2 договора).

В рамках исполнения данного договора Общество ежемесячно составляет отчет по выданным отправлениям, по форме, предусмотренной приложением №2Б к договору и стороны подписывают Акт выполненных работ, в котором указывается сумма вознаграждения по договору (т.1, л.д.108-109). Приложением №9 к договору согласована форма доставочного листа Интернет-магазина boхberry (т.1,л.д.115).

Согласно Справке ООО "Смарт-бук" об этапах оказания услуги по выдаче отправлений Интернет-магазина            boхberry, данная услуга состоит из следующих этапов: прием товара в Интернет-магазине; сортировка его на складе по городам отправления; отправление в город получения и приемка в подразделении, сортировка по пунктам выдачи; транспортировка в пункт выдачи; собственно сама выдача; получение товара на возврат и направление его в адрес Интернет-магазина в случае необходимости (т.2, л.д. 7).

Судом исследованы Отчеты ЗАО "ПечатьПлюс" по выданным отправлениям и стоимость его вознаграждения, определенная ООО "Смарт-бук" (т.2, л.д. 3-6). По результатам исследования установлено, что размер вознаграждения определен в строгом соответствии с условиями пункта 3.2 договора и не включает в себя никаких дополнительных величин.

Таким образом, судом установлено, что обязанность оплатить отправление возникает у клиента перед Интернет-магазином, полученные денежные средства Общество в полном объеме направляет  в погашение указанной обязанности покупателя перед Интернет-магазином, лицом, на которое возложена обязанность направить и выдать отправление, является Интернет-магазин. При этом, по условиям договора, Общество не имеет права изменять стоимость отправлений, никаких дополнительных оплат за оказанную услугу в рамках договора с ООО "Смарт-бук" Общество с Клиентов не взимает и не получает, что подтверждается также объяснениями главного бухгалтера и менеджера Общества  (т.1, л.д.94, 95).

Общество в спорных отношениях с Клиентами не оказывало им самостоятельные услуги, за предоставление которых принимало платежи, а действовало в строгом соответствии с условиями, указанными ООО "Смарт-бук", фактически являясь по его поручению и за вознаграждение оператором по приему платежей физических лиц.

Довод заявителя о том, что при выдаче отправлений общество оказывает самостоятельные услуги по хранению этих отправлений и оформлению места выдачи, судом не принимается на основании вышеизложенного, в том числе, на основании Справки ООО "Смарт-бук" об этапах оказания услуги по выдаче отправлений Интернет-магазина boхberry, включающей в себя все этапы движения товара от магазина до Клиента (и обратно в случае возврата товара).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик правомерно посчитал деятельность Общества по выдаче отправлений в рамках договора оказания услуг №60021/2015-СПВЗ, заключенного 04.08.2015 с ООО "Смарт-бук", попадающей под действие закона №103-ФЗ.

Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В силу части 4 статьи 8 данного Закона прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 названного Закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного Федерального закона, не допускаются.

Учитывая изложенное принятые платежным агентом (субагентом) от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с их специальных банковских счетов на специальный банковский счет поставщика.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов (в силу пункта 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745, на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты: наименование организации; идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер контрольно-кассовой машины; порядковый номер чека; дата и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима), а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Актом проверки №0284 от 03.11.2015, протоколом об административном правонарушении, чеком ККТ подтверждается, что Общество использует в предпринимательской деятельности контрольно-кассовую технику, которая не печатает в документе, выданном покупателю, обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а именно: наименование документа - кассовый чек;  наименование оплаченного товара;  адрес места приема денежных средств;  место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства;  номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

При таких обстоятельствах в деянии Общества имеет место состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что у Общества отсутствовала объективная возможность для выполнения требований, предусмотренных Законом № 103-ФЗ. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.

       На нарушение процедуры привлечения к административной ответственности заявитель не ссылается, судом таких нарушений не установлено. Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными лицами, административное наказание назначено в пределах минимальной санкции - предупреждение.

        На основании вышеизложенного, в удовлетворении требования следует отказать.

        В силу положений статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении требования отказать.

На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                                      И.М. Радионова