ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-4387/12 от 28.02.2013 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

180001, г.Псков, ул.Некрасова, 23

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-4387/2012

28 февраля 2013 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Васильевой О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной А.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Открытого акционерного общества «Заря»

к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

о признании незаконным отказа в выплате субсидии и обязании выплатить субсидии на общую сумму 1283861 руб. 89 коп.

при участии в заседании:

от истца: Лопотов А.Н. – представитель

от ответчика: Бегунова Т.А. – представитель

Открытое акционерное общество «Заря» обратилось в арбитражный суд с иском к Главному государственному управлению сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области о признании незаконным отказа в выплате субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитному договору № 8074-12707 от 30.10.07 в сумме 1283861 руб. 89 коп., выраженного в письме от 24.10.2012 № 05-24/4323 и обязании Главного государственного управления сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области выплатить субсидии на общую сумму 1283861 руб. 89 коп.

Представитель ответчика исковые требования не признала, поскольку объекты недвижимости, модернизация которых кредитовалась, проданы истцом, кроме того, сделка по реализации сельхозпродукции не отражена в бухгалтерской документации Общества, отсутствует договор купли-продажи.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

установил:

Открытое акционерное общество «Заря» 30.10.2007 заключило с Красногвардейским отделением № 8074 Сберегательного банка Российской Федерации договор № 8074-12707 об открытии невозобновляемой кредитной линии в сумме 12000000 руб. на 8 лет для модернизации животноводческого комплекса.

На основании Правил распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 (далее - Правила № 90), ОАО «Заря» 10.10.2012 обратилось к Управлению с заявлением о возмещении затрат по уплате процентов по договору от 30.10.2007 № 8074-12707 за период с 21.11.2010 по 20.12.2011.

Письмом от 24.10.2012 № 05-24/4323 Управление отказало в выплате субсидий, ссылаясь на отсутствие оснований для начисления и выплаты субсидии за указанный период, поскольку животноводческие фермы, на реконструкцию которых получен кредит, на балансе ОАО «Заря» не числятся, реализованы по договору купли-продажи от 30.10.2010. В судебном заседании ответчиком заявлен дополнительный довод: истцом не подтвержден статус сельхозпроизводителя. Реализация кормов в 2011 году на сумму 132000 руб. произведена на основании накладной и счета-фактуры, договор купли-продажи отсутствует, приходный кассовый ордер не представлен.

ОАО «Заря», считая отказ необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьёй 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ОАО «Заря» полагает, что имеет на право на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту на основании подпункта «б» пункта 2 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 (далее - Правила N 90).

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 90 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01.01.2004 на срок от 2 до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства.

Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам) (пункт 7 Правил N 90).

Постановлением Администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 утверждены Правила предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, содержащие положения, аналогичные упомянутым нормам Правил N 90.

Перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат, установлен пунктом 9 Правил N 90.

Для получения этих средств заёмщиком представляются в уполномоченный орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат;
  б) справка налогового органа об отсутствии у заёмщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);

в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;

г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;

д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 названного Кодекса предусмотрено, что юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Право на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту поставлено в зависимость от выполнения заемщиком ряда условий, одним из которых является наличие у заемщика статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» закреплено в статье 3 Закона № 264-ФЗ. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Судом установлено, что в 2010 году Общество реализовало третьему лицу продукцию растениеводства (силос), доля дохода от реализации которой за данный период составила 100 процентов.

Согласно перечню сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446, к такой продукции отнесены кормовые культуры полевого возделывания, а также прочая продукция кормопроизводства (по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 - силосные культуры, травы однолетние на корм).

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Общество указало, что вся реализованная им в 2010 году сельскохозяйственная продукция является продукцией собственного производства.

Возражения ответчика не могут быть приняты судом. Договор купли-продажи силоса заключен сторонами путем подписания товарной накладной, содержащей все существенные условия договора купли-продажи.

Продажа животноводческих комплексов не является основанием для отказа в выплате субсидии или признании нецелевого использования кредита, поскольку денежные средства получены Обществом в 2007 году и в полном объеме вложены в модернизацию комплексов. Нецелевого использования денежных средств не установлено.

Принимая во внимание, что претензий к перечню необходимых документов, приложенных заемщиком к заявлению о предоставлении средств на возмещение части затрат, а также к правильности расчета субсидии уполномоченным органом не заявлено, у ответчика отсутствовали основания для отказа в выплате субсидии. Отказ следует признать незаконным, не соответствующим статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 3, 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». В качестве устранения допущенного нарушения прав Общества следует обязать Главное государственное управление сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области выплатить открытому акционерному обществу «Заря» субсидии на общую сумму 1283861 руб. 89 коп.

Расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 руб. следует отнести на ответчика. Излишне уплаченную госпошлину следует возвратить истцу из бюджета.

В резолютивной части решения судом допущена опечатка, не указано о взыскании с ответчика в пользу истца 2000 руб. расходов по оплате госпошлины, указано только на возврат излишне уплаченной госпошлины. Опечатку следует исправить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Руководствуясь статьями 167-171, 110, 198, 201, 179 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Главного государственного управления сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области в выплате субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитному договору № 8074-12707 от 30.10.07 открытому акционерному обществу «Заря» в сумме 1283861 руб. 89 коп., выраженный в письме от 24.10.2012 № 05-24/4323, как противоречащий статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьям 3, 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

Обязать Главное государственное управление сельского хозяйства ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области выплатить открытому акционерному обществу «Заря» субсидии на общую сумму 1283861 руб. 89 коп.

Взыскать с Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области в пользу открытого акционерного общества «Заря» 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

Возвратить открытому акционерному обществу «Заря» из федерального бюджета 23838 руб. 62 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.

На решение в течение одного месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья О.Г. Васильева

1.8