АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-4775/2023
15 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кучеровой А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РУС-СЕРВИС терминал» (адрес: 182294, Псковская обл., м.р-н Себежский, г.п. Сосновый Бор, тер. автодорога Москва-Балтия, км 616, д.2, стр. 1, ОГРН: 1056000004642, ИНН: 6022008565)
к Псковской таможне (адрес: 180000, Псковская обл., г. Псков, ул.Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031)
о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-1831/2023,
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнов Д. В. – представитель по доверенности;
от ответчика: Николаева Н. А. - представитель по доверенности; Матвеева А. А. –представитель по доверенности; Воробьева О. А. – представитель по доверенности,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «РУС-СЕРВИС терминал» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «РУС-СЕРВИС терминал») обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Псковской таможни (далее – ответчик, таможня) от 31.07.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-1831/2023, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя основания требования, изложенные в заявлении и в дополнениях к нему, поддержал, считал вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене.
Представители таможни возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и в дополнении к нему.
Из материалов дела следует, что 17 марта 2023 года в 13 час. 38 мин, в стационарном пункте таможенного контроля в районе д. Долосцы Себежского района Псковской области на расположенном 82 км. автодороги «А 117», в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации, осуществлена остановка состава грузового автотранспортного средства марки «DAF», регистрационный номер АЕ7544-1, с полуприцепом марки «SCHMITZ», регистрационный номер А0910В-1, следовавшего из Польши в Республику Казахстан под управлением гражданина Республики Беларусь Сыса А.А., о чем составлен акт №170323/10209000/00000186.
Согласно транзитной декларации №11209162/070323/0120368, CMR б/н от 03.03.2023, Invoice №ЕХ/01/03/2023 от 03.03.2023, фитосанитарного сертификата №EU/LT/007064 от 22.02.2023 в транспортном средстве перевозится товар - «груши свежие, сорт Конференция» в количестве 1680 грузовых места (заявленный вес брутто 22230 кг.), страна происхождения - Турция, отправитель товара: «SMILE-FRUIT», EDGARS TARAKANOVS, 02-063, Польша, WARSZAWA ul. GORNICKIEGO 3. LOK.10, получатель товара: TOO PRO TASTE, 040700, Республика Казахстан, Алматинская область Казцик с., территория промзона 18, перевозчик: Фермерское Хозяйство «ОЛЬШАНЫ», юридический адрес: 225557, республика Беларусь, Брестская область, Столинский район, а.г.Ольшаны, ул.Заозерная, д.25 (УНП 200727053).
В целях проведения проверочных мероприятий в отношении подкарантинного груза, 18.03.2023 в 02 час. 05 мин. состав транспортных средств АЕ7544-1/ А0910В-1 с товаром был размещен на территории склада временного хранения (далее по тексту - СВХ) ООО «РУС-Сервис Терминал», по адресу: Псковская обл., Себежский р-н, ГП Сосновый Бор, территория Автодорога Москва-Балтия 616км, которая, в соответствии с приказом Псковской таможни от 21.12.2022 №785 является постоянной зоной таможенного контроля. При въезде транспортного средства на территорию СВХ в сопровождении должностного лица таможенного органа дежурным охранником Михайловым А.Е. водителю выдан разовый пропуск №011601, в журнал учета пропуска транспортных средств на территорию ООО "РУС-Сервис Терминал" внесена запись, содержащая сведения о дате въезда, времени, марки транспортного средства, государственных номеров регистрации транспортных средств, цель въезда - ОКВОТ, хранение.
18.03.2023 должностным лицом таможенного поста Себежский Псковской таможни выдано поручение на проведение таможенного досмотра №10209133/180323/100027 со следующими характеристиками: объемом досмотра 100%, степенью таможенного досмотра: «полное взвешивание», «пересчет грузовых мест», «со вскрытием всех грузовых мест».
По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра №10209133/190323/100027, произведен отбор проб и образцов, назначена таможенная экспертиза товара №10209000/190323/ПВ/000001.
29.03.2023 сотрудниками ОКВОТ получено заключение таможенного эксперта №12402002/0006298, из которого следует, что по перемещаемой партии товара регионом происхождения товар является - Западная Европа (страны Австрия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария) данная партия товара не соотносится с флористическим составомрастительности характерной для Турецкой Республики. Из заключения эксперта №12402002/0006298 следует, что заявленная по документам страна происхождения Турция не подтверждена, что свидетельствует о несоблюдении установленных запретов и ограничений.
08.04.2023 в 04 часа 00 минут транспортное средство: седельный тягач марки «DAF», регистрационный номер АЕ7544-1, с полуприцепом марки «SCHMITZ», регистрационный номер А0910В-1, принадлежащее фирме перевозчику Фермерское Хозяйство «Ольшаны» с товаром «груши свежие, сорт Конференция», в количестве: 1680-грузовых места, общим весом брутто: 22230 кг., покинуло зону таможенного контроля ПЗТК Себежского таможенного поста, без разрешения таможенного органа путем несанкционированного выезда через пожарные ворота склада, пробив их.
14.04.2023 Псковской таможней в отношении СВХ ООО «РУС-СЕРВИС Терминал» возбуждено дело об административном правонарушении №10209000-1831/2023 по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования ответчиком были направлены запросы обществу, обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Русь", перевозчику товара; 01.05.2023, 06.06.2023 выданы в порядке статьи 26.9 КоАП РФ поручения на осмотр территории склада временного хранения, принадлежащей обществу с составлением плана-схемы, в которой отметить расположение транспортного средства, расположение ворот, наличие и расположение средств охраны (видеокамеры, наличие контрольно-пропускного пункта, либо иного сооружения сотрудника СВХ, иные средства препятствующие несанкционированному убытию транспортного средства с территории СВХ), средств препятствующих несанкционированному убытию транспортного средства с территории СВХ, отметки зоны обзора камер наружного видеонаблюдения с предоставлением прин-скрина с пульта видеонаблюдения; поручения на проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению места нахождения транспортного средства, водителя, товара (акты таможенного осмотра помещений и территорий от 04.05.2023, от 07.06.2023); проведены опросы свидетелей - Тарасевич С.Н. (протокол опроса от 14.06.2023), Власова А.Н., Михайлова А.Е. (протоколы опроса от 07.07.2023), осмотр рабочей станции PSK_OARW_52, находящейся в кабинете №6 Псковской таможни по адресу: г.Псков, ул.Некрасова, дом 11А (протокол осмотра от 06.07.2023), запросы Главному управлению МЧС России по Псковской области, МО МВД России "Себежский".
14.07.2023 по результатам проведения административного расследования должностным лицом Псковской таможня в отношении СВХ ООО «РУС-СЕРВИС Терминал» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества/представителя по доверенности, надлежаще извещенного во времени и месте его составления.
31.07.2023 должностным лицом Псковской таможни вынесено постановление №10209000-1831/2023, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, ему назначено наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
Платежным поручением от 09.08.2023 №404 обществом уплачен штраф в половинном размере.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «РУС-СЕРВИС Терминал» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Общество считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене, в связи с отсутствием события вмененного обществу административного правонарушения, отсутствием вины. Полагает, ответственным за утрату товара должен нести перевозчик, так как товар таможенными органами республики Беларусь помещен под процедуру таможенного транзита, на хранение обществу им не передавался в порядке, предусмотренном частью 27 статьи 261 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №289-ФЗ). Кроме того, ссылается на отсутствие фактической передачи ответчиком ему на хранение транспортного средства с товаром (акт приема-передачи ответчиком в соответствии с пунктом 2.2.1 договора от 04.02.2021 №1 ответчиком не составлялся и на подписание обществу не направлялся). Талон №011601 от 18.03.2023 выданный водителю не является складским документом, выдается с целью соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на территории СВХ. Обществом приняты все меры по соблюдению правил и норм, которые необходимы для обеспечения сохранности товаров, находящиеся на СВХ, под таможенным контролем, установленные приказом ФТС России от 27.03.2019 №515 "Об утверждении требований к обустройству, оборудованию, месту нахождения склада временного хранения, оборудованного автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, и прилегающей территории к нему, а также склада временного хранения и прилегающей территории к нему в случае расположения склада временного хранения в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, в том числе исходя из специализации, пропускной способности и оборудования пункта пропуска, при соблюдении которых на территории склада временного хранения будет размещаться таможенный орган" (далее - приказ №515). Пожарные ворота оборудованы железными распашными воротами с задвижками с навесным замком, фиксатором открывания двери в виде задвижки в землю, опломбированы ЗПУ Псковской таможни и пломбой сохранности СВХ. В сторону ворот постоянно направлено несколько видеокамер, позволяющих оперативно наблюдать за обстановкой на территории склада перед пожарными воротами. Требования об обязательном оборудовании пожарных выездов контрольно-пропускными пунктами либо иными сооружениями законодательно не установлены.Установление перед пожарными воротами со стороны выезда с территории склады шлагбаумов или дополнительно искусственных препятствий не позволят осуществить в случае возникновения пожара оперативный заезд и работы пожарных автомобилей, произвести экстренную эвакуацию людей и транспортных средств с территории терминала. Более того, пунктом 71 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" предусмотрена обязанность правообладателей земельных участков обеспечивать надлежащее техническое содержание дорог, проездов и т.д. Имеющееся необходимое количество сотрудников дежурной смены ООО "ЧОО "Русь" и организованный порядок несения ими дежурства в совокупности с установленной системой видеонаблюдения позволяет в полной мере в режиме реального времени оценивать оперативную остановку на самой территории СВХ и прилегающих к ней территорий, предотвращать несанкционированное перемещение водителей и транспортных средств по территории склада. О факте незаконного убытия транспортного средства общество незамедлительно проинформировало оперативного дежурного Псковской таможни, начальника Себежского таможенного поста и оперативного дежурного межмуниципального отдела МВД "Себежский", направлены обращения в правоохранительные и таможенные органы республики Беларусь. Считает, что мужчина который рано утром 08.04.2023 зашел на территорию склада, являлся гражданином республики Беларусь Тарасевич С., так как его личность была установлена охранником ООО "ЧОО "Русь" по паспорту, полномочия в отношении транспортного средства с перевозимым товаром подтверждены доверенностью, выданной фирмой-перевозчиком, у него находились техпаспорта и ключи от автомобиля. Соответственно, оснований для отказа в пропуске его на территорию СВХ не имелось. Согласовывать пропуск водителя на территорию терминала при подтверждении его полномочий в отношении транспортного средства с товаром и установления личности на основании требований Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на СВХ ООО "Рус-Сервис Терминал" и ООО "ЧОО "Русь" от 01.08.2022 с должностным лицом ОКВОТ таможни, не требовалось.
Псковская таможня требование общества не признала, считает постановление законным и обоснованным, поскольку событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела. Факт нахождения спорного транспортного средства в период проведения таможенного контроля на территории постоянной зоны таможенного контроля Себежского таможенного поста - территории склада временного хранения ООО "Рус-Сервис Терминал" подтверждается записью в журнале учета пропуска транспортных средств на территорию ООО "Рус-Сервис Терминал", выдачей разового пропуска водителю Сыса А.А. Изъятие транспортного средства и (или) товаров должностными лицами Псковской таможни не производилось, соответственно у ответчика отсутствовала обязанность составлять договор с владельцем склада, водитель проследовал в зону постоянного таможенного контроля - территорию склада временного хранения заявителя в добровольном порядке. Обществом не в полной мере выполнены обязанности, предусмотренные статьёй 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), приказом №515 в части обустройства и оборудования помещения и (или) открытой площадки, предназначенной для использования в качестве СВХ, расположенной в пункте пропуска или в месте, приближенном к государственной границе Российской Федерации, и являющегося местом расположения структурного подразделения таможенного органа, осуществляющего таможенные операции и таможенный контроль с учетом обеспечения сохранности товаров, а также исключения доступа к ним посторонних лиц (не являющихся работниками СВХ, не обладающих полномочиями в отношении товаров и не являющихся представителями лиц, обладающими такими полномочиями. Допущенные обществом нарушения пунктов 10, 25 установленного Инструкцией по организации пропускного и внутриобъектового режима на объекте (территории) отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Себежского таможенного поста, склада временного хранения ООО "Рус-Сервис Терминал" от 11 ноября 2022 порядка пропуска на территорию СВХ посетителей, дали возможность неустановленному лицу провести незаконные действия, а именно покинуть зону таможенного контроля Себежского таможенного поста без разрешения таможенного органа путем несанкционированного выезда через пожарные ворота склада, пробив их, и как следствие привели к утрате товара, находящегося под таможенным контролем. Кроме того, общество не опровергает факт принятии спорного транспортного средства с товаром, находящимся под таможенным контролем на ответственное хранение, что следует, например из письма от 13.04.2023 №102. Условия договора от 04.02.2021 №1 не применимы в связи с окончанием его действия. Каких-либо специальных мер противопожарной безопасности к оборудованию пожарных проездов, подъездов не предъявляются, каждый владелец склада определяет их самостоятельно с учетом требования обеспечения безпрепятственного проезда противопожарной службы и требований к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей хранящихся как под таможенным контролем так и на складе временного хранения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все имеющиеся в деле доказательства, показания свидетеля МихайловаА.Е., в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Диспозиция части 1 статьи 16.9 КоАП РФ является многосоставной.
Объективная сторона правонарушения применительно к рассматриваемой ситуации выражается в утрате товара, находящегося под таможенным контролем.
Под утратой товара следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность товаров, находящихся под таможенным контролем.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которого возложены соответствующие обязанности по сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем.
В силу пункта 2 статьи 9, пункта 1, подпункта 11 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной
границы Союза до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров Союза.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Закона № 289-ФЗ таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров, и документов на них.
При этом частью 2 данной статьи установлено, что таможенные органы вправе самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства, указанные в части 1 настоящей статьи, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, в специально обозначенных местах на территории Российской Федерации с соблюдением правил и требований по обеспечению безопасности дорожного движения в случае, если технически допустимая максимальная масса автомобильного транспортного средства составляет три с половиной тонны и более.
Из содержания части 2 статьи 261 Закона №289-ФЗ прямо следует, что таможенные органы правомочны осуществлять таможенный контроль путем проверки товаров и документов на них, перевозимых в автомобильных транспортных средствах.
Приказом ФТС России от 26.08.2022 №695 утвержден порядок действий мобильной группы при остановке автомобильных транспортных средств (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2022 №70437).
Из части 11 статьи 261 Закона №289-ФЗ, пункта 10 вышеназванного Порядка следует, что в случае принятия должностным лицом таможенного органа с учетом положений пункта 4 статьи 310 ТК ЕАЭС решения о проведении таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, обязано по требованию должностного лица таможенного органа доставить автомобильное транспортное средство и находящиеся в нем товары в место хранения.
В целях применения настоящей статьи под местом хранения понимаются ближайшие к месту остановки автомобильного транспортного средства и являющиеся постоянными зонами таможенного контроля помещение и (или) открытая площадка, находящиеся во владении и (или) в пользовании таможенных органов и предназначенные для хранения автомобильных транспортных средств и (или) товаров и проведения в отношении их таможенного контроля, либо склад временного хранения, общий объем предназначенных для использования в качестве склада временного хранения помещений (частей помещений) и (или) общая площадь предназначенных для использования в качестве склада временного хранения открытых площадок которого позволяют разместить автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение в соответствии с настоящей статьей (часть 12 статьи 261 Закона №289-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные названным Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 319 ТК ЕАЭС).
В части 7 статьи 357 Закона №289-ФЗ прописано, что требования к обустройству, оборудованию, месту нахождения склада временного хранения, оборудованного автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, и прилегающей территории к нему, а также склада временного хранения и прилегающей территории к нему в случае расположения склада временного хранения в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, в том числе исходя из специализации, пропускной способности и оборудования пункта пропуска, при соблюдении которых на территории склада временного хранения будет размещаться таможенный орган, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Такие требования установлены Приказом ФТС №515.
Владелец склада временного хранения обязан, в том числе, соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения; обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; обеспечивать возможность проведения таможенного контроля; не допускать на склад временного хранения посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения или не обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся на складе временного хранения, без разрешения таможенных органов; выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к товарам, находящимся на складе временного хранения (статья 414 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 23 статьи 217 Закон № 289-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных указанным Законом и иными федеральными законами.
ООО "Рус -Сервис Терминал" было включено в реестр владельцев складов временного хранения, что подтверждается свидетельством, выданном 01.03.2022 №10209/101210/10049/5.
Приказом Псковской таможни от 21.12.2022 №785 на территории склада временного хранения общества общей площадью 31976 кв.м. по адресу:182294, Псковская область, Себежский район ГП Сосновый Бор территория "Автодорога Москва-Балтия 616 км земельный участок 2" создана зона постоянного таможенного контроля.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что 18.03.2023 в 02час.10мин. грузовое транспортное средство государственный номер АЕ7544-1/А019108В-1, принадлежащее белорусской фирме-перевозчику «Фермерское хозяйство «Олышаны», с товаром «свежие груши» в кол-ве 26 грузовых мест весом брутто 21 919 кг в сопровождении сотрудника отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ОКВОТ СТКПВТ) Псковской таможни было размещено в зоне таможенного контроля СВХ ООО «РУС-СЕРВИС терминал» для проведения таможенного досмотра перевозимых товаров.
Транспортное средство с товаром под управлением водителем Сыса А.А. было остановлено сотрудником ОКВОТ Псковской таможни в порядке статьи 261 Закона №289-ФЗ, о чем составлен акт об остановке автомобильного транспортного средства №170323/10209000/00000186. С целью идентификации товара по стране происхождения и соблюдения запретов и ограничений, в связи с выявлением при анализе документов и сведений, объяснений полученных от водителя признаков заявления недостоверных сведений о происхождении товара должностным таможни принято решение о применении таможенного контроля в форме таможенного досмотра с отбором проб товара и назначения таможенной экспертизы.
Согласно части 16 статьи 261 Закона №289-ФЗ требование о доставке транспортного средства и находящегося в нем товара, считается выполненным лицом, управляющим автомобильным транспортным средством с момента пересечения таким автомобилем границы места хранения. В целях применения настоящей статьи под границей места хранения понимается граница постоянной зоны таможенного контроля, созданной в месте хранения.
Водитель Сыса А.А. в добровольном порядке выполнил требование должностного лица таможни о доставке транспортного средства и находящегося там товара в место хранения - в постоянную зону таможенного контроля Себежского таможенного поста Псковской таможни (склад временного хранения ООО "Рус-Сервис Терминал".
Пересечение границы места хранения транспортным средством государственный номер АЕ7544-1/А019108В-1, принадлежащим белорусской фирме-перевозчику «Фермерское хозяйство «Олыпаны» и находящегося в нем товара, под управлением водителя Сыса А.А. подтверждается записью №11601 в журнале учета пропуска транспортных средств на территорию общества за подписью охранника Михайлова А.Е. и выдаче 18.03.2023 в 02 час. 05 мин. водителю корешка разового пропуска №011601 по утвержденной обществом форме, с указанием цели - ОКВОТ, хранение.
В период с 18.03.2023 по 08.04.2023 данное транспортное средство находилось на огороженной территории СВХ (на открытой площадке) под охраной сотрудников ООО «ЧОО Русь», оказывающего обществу охранные услуги на основании договора от 01.08.2022 без номера, и круглосуточным видеонаблюдением. Согласно плана территории СВХ ООО «РУС-СЕРВИС Терминал» (приложение к акту таможенного осмотра помещений и территорий от 04.05.2023 №2) и сведений установленных в ходе осмотра следует, что, транспортное средство с товаром было размещено на площадке для досмотра, расстояние от места стояки транспортного средства до пожарных ворот расположенных на территории склада временного хранения СВХ с выездом в направлении автодороги №М9 Москва-Балтия, составляет 180м. Система видеонаблюдения прилегающей территории установлена на противоположной стороне территории СВХ с которой имеется возможность видео контроля ворот (акт таможенного осмотра помещений и территорий от 07.06.2023 №3 с приложением к нему).
Таможенный контроль в отношении товара на 08.04.2023 не был завершен, решение по результатам таможенного досмотра и заключения эксперта, ответчиком не принято. Разрешение на убытие транспортного средства с товаром с зоны постоянного таможенного контроля не выдавалось.
Служебной запиской от 24.04.2023 № 47-28/543 к материалам дела об АП приобщен диск DVD-R с записями с видеокамер наружного наблюдения, предоставленный СВХ ООО «РУС-Сервис Терминал».
В соответствии с протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.07.2023 была осмотрена рабочая станция PSK_OARW_52 в дисковод системного блока который был помещен DVD-R диск с записанными на нем с файлами: NVR_ARHIV2_ch8_main_23230408040130_23230408040200, NVR_ARHIV2_chl_main_23230408040150_23230408040220, NVR_ARHIV2_ch4_main_23230408031100_23230408031120, NVR_ARHIV2_ch5_main_23230408031100_23230408031335, NVR_ARHrV2_ch5_main_23230408040209_23230408040310.
По видео-файлам NVR_ARHIV2_ch4_main_23230408031100_23230408031120, NVR_ARHIV2_ch5_main_23230408031100_23230408031335 установлено, что в помещение прямоугольной формы, входит мужчина, одетый в куртку, на голове капюшон, в левой руке сумка. Камера сморит сверху вниз. Напротив камеры находится дверь, с левой стороны видна стена с застекленным окном, в котором имеется маленькое окошко. 08.04.2023 в 03 час. 13мин. 29 сек. после предъявления мужчине в окошке документа в обложке, похожего на гражданский паспорт, мужчина через турникет проходит на территорию СВХ.
При просмотре файлов NVR_ARHIV2_ch8_main_23230408040130_23230408040200, NVR_ARHIV2_ch5_main_23230408040209_23230408040310 установлено, что транспортное средство регистрационный знак АЕ7544Т/АОТ910В-1 находится за другими транспортными средствами и посредством видеокамеры не просматривается. Попадает в поле охвата камеры лишь после начала движения с места стоянки (запись "2023-04-08", "04-01-38"). Запись "2023-04-08", "04-02-40" - транспортное средство подъехало к воротам, запись "2023-04-08", "04-02-47" - транспортное средство пробило ворота (ворота упали) и начало двигаться вперед на выезд с территории, запись "2023-04-08", "04-02-59" - автомобиль выехал за пределы огороженной территории.
В результате проведенных ответчиком оперативно-розыскных мероприятий установить место нахождения транспортного средства и товара, находящегося под таможенным контролем, не представилось возможным.
Свидетель Михайлов А.Е. при опросе должностным лицом ответчика (протокол опроса от 07.07.2023) показал, что в дежурную смену ООО «ЧОО Русь» по обеспечению охраны СВХ ООО «РУС-СЕРВИС терминал» выходят двое сотрудников охраны. Порядок доступа сотрудников склада и посетителей, а также вноса и выноса материальных ценностей на территорию ООО «РУС-СЕРВИС Терминал», въезда и выезда транспортных средств, ввоза и вывоза товарно-материальных ценностей на территорию и с территории СВХ осуществляется на основании: распоряжения №50-р (Себежского т/п); Инструкция об организации пропускного и внутри объектового режимов на объекте (территорий) ОТО и ТК №2 Себежского т/п СВХ ООО «РУС-СЕРВИС Терминал». Доступ третьих лиц на территорию склада временного хранения ООО «РУС-СЕРВИС Терминал», к товарам и транспортным средствам, находящимся на территории СВХ возможен, при предъявлении (паспорта, доверенности). Сохранность транспортных средств находящихся на территории СВХ ООО «РУС-СЕРВИС Терминал» обеспечивается путем обхода территории и просмотром видеокамер. Рабочее место сотрудников ООО «ЧОО Русь» находиться на КПП «Выезда с СВХ». Обход территории СВХ ООО «РУС-СЕРВИС Терминал» по периметру, осуществляется с 18-00 до 8-00 (частота обхода 2 часа). Журнал ведется. Внимание обращается на наличие пломб (таможенных пломб) на воротах, дверях, роллетах. Нахождение водителей на территории склада разрешено, контроль осуществляется визуально или по видеокамерам. Ограничений на перемещение по территории СВХ ООО «РУС-СЕРВИС терминал» нет. Должностное лицо ООО «ЧОО Русь», находясь на смене осуществляет контроль периметра СВХ и территории прилегающих к СВХ путем видеонаблюдения. Перемещение транспортных средств по территории СВХ разрешено только по разрешению диспетчера склада. Данное транспортное средство находилось на территории СВХ, контроль за ним осуществлялся визуально (днем), а ночью по видеонаблюдению. Перемещение водителя только визуально. Уведомлений от таможенного органа на разрешение выезда транспортное средство регистрационный знак АЕ7544-1/А0910В-1 с территории склада, он не получал. Через пожарные ворота ничего не выносится, не ввозится и не перемещается. Видеонаблюдение за территорией СВХ, где установлены пожарные ворота ведется, камера смотрит на пожарные ворота на расстояние 300 метров. Личность входящих на территорию СВХ лиц, устанавливается путем проверки удостоверения личности (паспорта), о чем в журнале пропуска граждан на территорию СВХ делается запись. Если лицо человека скрыто, то лица входящие на территорию СВХ должны снимать капюшоны и/или шапки для их идентификации. Мужчина, капюшон при входе в помещение не снял, но лицо входящего 08.04.2023 мужчины он видел полностью. Мужчина который прошел на территорию СВХ 08.04.2023 в 03 часа 11 минут предоставлял гражданский паспорт. Данные паспорта, он указал на оборотной стороне талона, который был выдан водителю 18.03.2023 г. (№011601). Визуально, Михайлов А.Е. видел, что мужчина подошел к транспортному средству о котором он говорил. Быстрое перемещение сотрудников охраны по территории СВХ, а именно от пропускного пункта до пожарных ворот, возможно и займет примерно 3-4 минуты. Михалов А.Е не знает какие действия он должен был предпринять для остановки 40 тонной машины. После увиденного, он сообщил директору ООО «ЧОО Русь», в полицию и оперативному дежурному Псковской таможни.
Аналогичные пояснения по порядку пропускного режима, обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, находящихся на территории СВХ, контроля за перемещением водителей, транспортных средств, установления личности, входящих на территорию СВХ лиц, даны свидетелем Власовым А.Н. (протокол опроса от 07.07.2023). Показания по вопросу, связанному с пропуском мужчины на территорию СВХ в 03 час. 11 мин. пояснения не дал, поскольку в данное время отдыхал согласно графику. Представители ответчика пояснили, что согласно письму ООО "ЧОО Русь" от 09.06.2023 №4 охрана объекта - территория СВХ, обеспечивается двумя охранниками дежурной смены с 09-00 до 09-00 в круглосуточном режиме. Власов А.Н. являлся вторым охранником дежурной смены.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Михайлов А.Е. подтвердил ранее данные показания Псковской таможне при его опросе. Также дополнительно пояснил, что мужчина который зашел в помещение КПП предъявил паспорт гражданина Беларусь на имя Тарасевич Сергей, в паспорте в сложенном виде находилась доверенность выданная перевозчиком на имя Тарасевича С. После изучения документов, идентификации личности мужчины, произвел на обратной стороне корешка разового пропуска, выписанного на водителя Сыса А.А. и сданного им при выходе с территории СВХ, запись о данных паспорта и отдал мужчине. У мужчины при себе были документы на машину и ключи от неё. На водителя выписывается пропуск только один раз, который при выходе с территории СВХ сдается, при входе возвращается обратно водителю транспортного средства, размещенного на территории СВХ, независимо от фамилии. Признал, что должен был сделать запись о данных паспорта в журнале посетителей, фамилию и имя водителя запомнил.
14.06.2023 ответчиком опрошен свидетель Тарасевич Сергей Николаевич, (протокол опроса от 14.06.2023), который подтвердил, что ему известно о задержании транспортного средства государственный регистрационный номер АЕ7544-1/А091ОВ-1 с товаром "груши" на пункте пропуска Долосци, со слов водителя Сыса А.А. и направлении его на склад для осуществления контроля товара. Точные даты не помнит. Знает, что водитель пробыл в машине, находящейся на складе, куда её поместила Псковская таможня, и что за день до того как машина покинула территорию склада Сыса А. уехал домой. Разрешение на выезд с территории склада транспортного средства ни от таможни, ни от руководства СВХ водитель не получал. Водитель был дома. Иное должностное лицо на территорию СВХ взамен убывшего Сыса А."Фермерское хозяйство Ольшаны" не направляло. Место нахождения транспортного средства и товара ему не известны. Отрицал своё присутствие на территории СВХ, управление транспортным средством 08.04.2023 при выезде с этой территории без разрешения таможенного органа, выбивание створок пожарных ворот. Предположил, что СВХ указывает его данные, в связи с тем, что несколько раз звонил на СВХ и представлялся, называя свои фамилию и имя, в то время когда машина находилась на территории СВХ.
В ходе административного расследования, при рассмотрении материалов административного дела, обществом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих личность мужчины, его полномочия в отношении спорного транспортного средства с товаром, пропущенного ночью 08.04.2023 на территорию СВХ, и который, совершил выезд с территории склада пробив пожарные ворота. Журнал учета пропуска граждан на территорию ООО "Рус-Сервис Терминал" запись о посетителе 08.04.2023 03 час.11 мин., не содержит. Утверждение общества, свидетеля Михайлова А.Е. о том, что пропущенный ночью на территорию СВХ гражданин являлся лицом, уполномоченным перевозчиком, а именно гражданин республики Беларусь Тарасевич С. не подтверждены допустимыми доказательствами. Равно как не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении обществом требований вышеуказанных нормативных положений, Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории) отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 Себежского таможенного поста, склада временного хранения СВЗ ООО "Рус-Сервис Терминал" от 11 ноября 2022 года (пунктов 5, 10, 25, 26 Инструкции).
Таким образом, ответчик обоснованно пришел к выводу и в оспариваемом постановлении отразил, что общество не обеспечило сохранность товара, находящегося под таможенным контролем, допустило в ночное время на охраняемую территорию СВХ неустановленное лицо без разрешения таможенного органа, которое совершило действия по выезду с зоны постоянного таможенного контроля - территории СВХ транспортного средства с товаром, находящегося под таможенным контролем, вследствие чего товар был утрачен, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных» (далее по тексту - Постановление №10) при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий или иных непреодолимых обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Напротив, как установлено ответчиком в ходе рассмотрения административного дела, подтверждается материалами дела, обществом, которое являлось профессиональным участником таможенных правоотношений, не осуществлялся должный контроль за соблюдением требований пропускного режима на территорию склада и зону постоянного таможенного контроля, обеспечивающий исполнение владельцем СВХ обязанности по сохранению товара, находящегося под таможенным контролем. Не приняты исчерпывающие возможные меры по обустройству дополнительных средств защиты, препятствующих бесконтрольному выезду транспортных средств с охраняемой территории, в рассматриваемом случае, это пожарные ворота.
При изложенных обстоятельствах, вывод таможни о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьёй 16.9 КоАП РФ, является обоснованным.
Протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден. Штраф определен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения общества, обстоятельств, смягчающих ответственность. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено и на наличие таких нарушений заявитель не ссылается.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено (не соблюдается условие - совершено не впервые). Исключительных обстоятельств для определения размера штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, также не установлено.
Ссылку заявителя на отсутствие подписанного между ним и ответчиком акта приема-передачи спорного транспортного средства и находящегося в нем товара на хранение, в нарушение условий договора от 04.02.2021 №1, суд не принимает, как несостоятельную. Согласно разделу I договора общество обязалось хранить на складе временного хранения или ином принадлежащем ему складе материальные ценности, товары и транспортные средства, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В рассматриваемом случае, в отношении товара - "груши", заявленной страной происхождения Турция, находящегося под таможенным контролем, решение по результатам проведенной экспертизы на момент его утраты не принято. Товар, находящейся в спорном транспортном средстве размещен ответчиком в зоне постоянного таможенного контроля - территории СВХ в связи с принятием решения о проведения таможенного контроля в форме досмотра, в порядке, предусмотренном статьёй 261 Закона №289-ФЗ. Положения договора от 04.02.2021 №1 применению не подлежат.
Также суд не принимает ссылку заявителя на отсутствие доказательств, подтверждающих принятие транспортного средства и находящегося в нем товара на хранение, вследствие чего не является надлежащим субъектом административной ответственности, как необоснованную. Материалами дела подтверждается, обратное обществом не доказано, что спорное транспортное средство с находящемся в нем товаром 18.03.2023 в сопровождении сотрудника ОКВОТ Псковской таможни пересекло границы территории СВХ ООО "Рус-Сервис Терминал", которая является зоной постоянного таможенного контроля, и находилось на этой территории в период с 18.03.2023 по 08.04.2023. Следовательно, с момента пересечения автомобилем границы места хранения, ответственность за его сохранность и товара, находящегося в нем возлагается на общество. Нарушение требований по порядку оформления документов, связанных с размещением транспортного средства и товара, находящегося под таможенным контролем в месте хранения, установленных частями 13, 24, 27 статьи 261 Закона №289-ФЗ, как обществом, так и ответчиком, не свидетельствует об отсутствии у общества обязанности по обеспечению сохранности размещенного в зоне постоянного таможенного контроля транспортного средства и товара, фактически въехавшего на территорию склада и находящегося на этой территории длительное время. Доказательства подтверждающие принудительное размещение спорного транспортного средства и товара, находящегося в нем, заявителем не представлено. Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что спорное транспортное средство и товар не изымался.
Довод общества о том, что субъектом ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ является перевозчик, поскольку он обязан доставить товар в место доставке при открытии процедуры таможенного транзита, суд не принимает, по вышеизложенным обстоятельствам.
Доводы заявителя основанные на положениях Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на складе временного хранения ООО "Рус-Сервис Терминал", утвержденной 01.08.2022, Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов в ООО "ЧОО "Русь", утвержденной 01.08.2022, суд оценивает критически, поскольку указанные Инструкции в ходе административного производства не представлялись ни самим заявителем, ни охранным обществом. По запросу ответчика о предоставлении документов и сведений по административному делу ООО "ЧОО "Русь" представило ответ (исх.№4 от 09.06.2023) и приложило копии Инструкций, в том числе устанавливающих порядок пропускного и внутриобъектового режимов, утвержденной 11.11.2022. Указанная Инструкция согласована с должностными лицами Псковской таможни. Общество представляя ответчику пояснения, сведения и документы по факту утраты товара не ссылалась на Инструкцию, утвержденную 01.08.2022 и не представляла её таможенному органу.
Ссылки заявителя на принятые меры по розыску транспортного средства с товаром "груши" и меры по дополнительному обустройству пожарных ворот, выезд из которых ведет на федеральную трассу, суд отклоняет, как не имеющие правовое значение, исходя из предмета спора.
Также суд отклоняет довод заявителя о существующем запрете устанавливать перед пожарными воротами дополнительные устройства, с целью соблюдения требования по обеспечению беспрепятственного проезда противопожарной службы, как необоснованный, поскольку соблюдение одних требований - требований противопожарной безопасности не должно влечь нарушение других требований - требований по обеспечению сохранности размещенных на территории склада временного хранения одновременно являющейся зоной постоянного таможенного контроля, транспортных средств и других материальных ценностей находящихся под таможенным контролем и на хранении.
На основании вышеизложенного, оснований для признания постановления Псковской таможни от 31.07.2023 по делу об административном правонарушении №10209000-1831/2023 незаконным и его отмене, судом, не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении требования - отказать.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья С.Г. Циттель