Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков | Дело № А52-4938/2018 |
13 декабря 2019 года | |
Резолютивная часть решения оглашена декабря 2019 года .
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Самойловой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саленко А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» (место нахождения: 182115, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки (место нахождения: 182113, Псковская область, г.Великие Луки, площадь Ленина, д.1, ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» (место нахождения: 182104, <...> ИНН <***>)
о признании незаконными действий, выраженных в формировании укрупненного лота объекта закупки «Приобретение жилых помещений (квартир) в целях обеспечения жильем детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в 2018 году» (идентификационный номер №228-А-МЗ-02), опубликованного 08.10.2018 в извещении №0157300002018000220 о проведении электронного аукциона
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» (далее - заявитель, Общество, ООО «СК «Стройинвест») обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки, выраженные в укрупнении лотов незаконными.
В заявлении от 09.01.2019 заявитель сформулировал заявленное требование и по тем же основаниям просит суд признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки, выраженные в формировании укрупненного лота объекта закупки «Приобретение жилых помещений (квартир) в целях обеспечения жильем детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в 2018 году» (идентификационный номер №228-А-МЗ-02), опубликованного 08.10.2018 в извещении №0157300002018000220 о проведении электронного аукциона, изменение формулировки требования принято судом (т.2, л.д. 45).
В ходе судебного разбирательства свою позицию, в том числе в части восстановления нарушенного оспариваемыми действиями ответчика права, заявитель дополнил в заявлении от 19.12.2018 №607 (т.2, л.д.41-42), в заявлении от 04.02.2019 №28 (т.2, л.д. 56-57).
В обоснование своих доводов Общество указало на неправомерное включение муниципальным заказчиком в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки (далее - Комитет, ответчик, заказчик) в объект закупки одновременно 30-ти однокомнатных квартир, что значительно сузило круг участников закупки по причине невозможности одновременной поставки такого количества однокомнатных квартир. На момент изучения документации об электронном аукционе (извещение №0157300002018000220) у Общества в собственности находилось 10 однокомнатных квартир, технические характеристики которых полностью соответствовали объекту закупки; данные квартиры могли быть реализованы в рамках аукциона, однако Общество оказалось ограничено в праве на участие в торгах именно вследствие неправомерного укрупнения лота.
Ответчик требование не признал, основания указал в возражениях на заявление от 19.12.2018 №7792 (т.1, л.д. 118-120). Комитет указал, что при формировании лота исходил из своих потребностей, и целей обеспечения жилыми помещения конкретной группы граждан из числа детей-сирот, создавая равные условия для реализации их прав на получение жилья; Общество не являлось участником аукциона, заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего права. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика дополнительно указал, что при описании характеристик закупаемых квартир требования законодательства нарушены не были, поскольку действующее законодательство не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов и допускает возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования; квартиры, объединенные в одном лоте, технологически и функционально связаны между собой, поскольку конструктивно обособленная функциональность приобретаемых жилых помещений свидетельствует о технической однородности и о едином потребительском назначении объектов. Перед размещением информации о закупке был проанализирован товарный рынок, были направлены запросы трем строительным организациями, все три организации выразили готовность на поставку 30-ти квартир единым лотом.
Определением суда от 17.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» (далее – ООО «ЦентрСтрой»).
14.02.2019 ООО «ЦентрСтрой» представило отзыв, в котором просило отказать Обществу в удовлетворении требований (т.2, л.д. 59).
Определением суда от 24.04.2019 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу №А52-90/2019, оценка обстоятельств по которому имела преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Определением суда от 11.11.2019 производство по делу возобновлено.
В заявлении от 05.12.2019 заявитель поддержал ранее заявленное требование, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т.3, л.д. 143-145).
Комитет в заявлении от 10.12.2019 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал позицию, представленную в отзыве от 19.12.2018, просил отказать в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
Материалами дела подтверждается, что ООО «СК «Стройинвест» зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет 02.10.2000 с присвоением ОГРН <***>, ИНН <***>.Основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий.
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области письмом от 14.09.2018 представило в Администрацию города Великие Луки список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями в 2018 году в г.Великие Луки. Одновременно сообщило, что Законом Псковской области от 26.12.2017 №1830-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» внесены изменения, предусматривающие денежные средства на приобретение квартир для указанной категории лиц в объеме 38 572 736 руб. (том 2 л.д.4-6).
04.10.2018 Комитетом утверждена документация об электронном аукционе на приобретение жилых помещений (квартир) в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в 2018 году.
Объектом закупки определены 30 благоустроенных жилых помещений (квартир) общей площадью не менее 33,0 кв.м. каждая. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 34 094 610 рублей. Размер обеспечения заявки установлен равным 0,5%, а размер обеспечения исполнения контракта – 5% от цены контракта.
05.10.2018 документация об аукционе принята органом, уполномоченным на организацию проведения закупок для муниципальных нужд, - Комитетом потребительского рынка и размещения заказов для муниципальных нужд Администрации города Великие Луки (далее - Комитет потребительского рынка).
Комитет потребительского рынка в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 08.10.2018 опубликовал извещение №0157300002018000220 о проведении электронного аукциона, определив, дату и время окончания подачи заявок – 24.10.2018 11.00, дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 26.10.2018, дату проведения аукциона в электронной форме – 29.10.2018 (идентификационный номер: 228-А-МЗ-02).
Фактически на участие в торгах поступила только одна заявка от ООО «ЦентрСтрой». Согласно размещенному в Единой информационной системе на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru протоколу №0157300002018000220-1 от 29.10.2018 электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона №44-ФЗ, на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Закона №44-ФЗ принято решение заключить контракт с ООО «ЦентрСтрой», как с единственным участником закупки.
09.11.2018 между Комитетом и ООО «ЦентрСтрой» заключен муниципальный контракт №0157300002018000220-0066830-01 купли-продажи жилых помещений в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году, сумма контракта составила 34 094 610 руб. 00 коп. 26.11.2018 произведена государственная регистрация договора купли-продажи (контракта) и перехода прав собственности на объекты недвижимого имущества к муниципальному образованию «Город Великие Луки».
На основании Постановления Администрации города Великие Луки от 07.12.2018 №2397 квартиры приняты в казну муниципального образования «Город Великие Луки» и переданы в муниципальное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство Администрации города Великие Луки» для заключения договоров найма специализированного жилого помещения с гражданами из числа детей-сирот согласно утвержденному списку.
Суд считает, что требование Общества о признании незаконными действий Комитета, выраженных в формировании укрупненного лота объекта закупки (извещении №0157300002018000220), подлежит удовлетворению.
По смыслу статей 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона №44-ФЗ деятельность участников контрактной системы в сфере закупок должна быть направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статья 11 Закона №44-ФЗ закрепляет принцип единства в сфере закупок, основанный на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 данного Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться рядом правил, в том числе в части обязательности объективного характера описания объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, законодатель определил, что нормы Закона №44-ФЗ должны применяться и исполняться всеми участниками контрактной системы в полном объеме, единообразно, в целях соблюдения добросовестной конкуренции, создания возможности равного доступа участников закупок к торгам, обеспечения полноты и ясности (недвусмысленности) условий проводимых закупок, определения победителя посредством реализации конкурсных процедур.
Анализ вышеприведенных положений законодательства позволяет прийти к выводу, что при осуществлении закупок заказчик наделен правом самостоятельного формирования (объединения) лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона №44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции, а также соблюдения требования статьи 17 Закона №135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе путем включения в состав лотов технологически и функционально не связанным между собой товаров, работ, услуг.
Из буквального толкования положений части 3 статьи 17 Закона №135-ФЗ следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: функциональной и технологической взаимосвязи между собой. При этом союз «и» означает одновременное совместное наличие признаков функциональной и технологической связи товаров (работ, услуг) между собой, не предполагает альтернативы их раздельного применения.
Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого осуществляется закупка, являются их единое неразрывное целевое использование, то есть необходимость их использования как единого комплекса в едином технологическом (производственном) процессе, и, соответственно, отсутствие возможности раздельного использования жилых помещений (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.03.2019 №Ф03-265/2019 по делу №А51-11823/2018).
То обстоятельство, что операции с недвижимым имуществом на основании «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, отнесены к одному виду деятельности (ОКВЭД 68.10.11), а также установленные в документации об аукционе единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию квартир, установленные техническим заданием, а именно то, что квартиры должны быть благоустроены, с удобствами, с отдельной кухней с установленной мойкой с краном, с ванной комнатой с установленной ванной либо душевой кабиной, с туалетом - с унитазом со сливным бачком, отделка стен жилых комнат должна быть в хорошем состоянии, покрытие пола должно быть в хорошем состоянии, без дефектов, трещин, повреждением, окна должны быть деревянными, либо пластиковыми, либо металлопластиковыми и так далее, - не свидетельствуют о функциональной и технологической взаимосвязи квартир, а являются признаками характеристик каждого объекта недвижимого имущества в отдельности.
Довод представителя Комитета, что формирование спорного лота осуществлено обоснованно, с учетом потребностей заказчика в связи с заявкой Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 14.09.2018, а также с учетом специфики закупки, в целях обеспечения прав особой социальной категории граждан, документально не подтверждены и опровергаются фактическими обстоятельствами и материалами дела.
Доказательств довода, что в данном случае сужение круга участников закупки осуществлено с одновременным повышением эффективности использования финансирования, обеспечением экономии, результативности закупки Комитетом не представлено.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки являются квартиры для раздельного проживания совершеннолетних граждан, подлежащих обеспечению жильем на основании требований законодательства с последующим правом оформления квартир в собственность, данные объекты не могут быть функционально и технологически связаны между собой; включение 30 квартир в один лот привело к ограничению круга участников торгов и нарушению прав заявителя, имеющего реальную и подтвержденную материалами дела возможность участвовать в торгах при отсутствии нарушений со стороны заказчика при формировании лота.
Изложенные выше обстоятельства установлены и незаконность действий Комитета по укрупнению лота в рамках электронного аукциона (извещение №0157300002018000220) подтверждена решением Арбитражного суда Псковской области по делу №А52-90/2019, вступившим в законную силу, в котором участвовали лица, участвующие в настоящем деле; в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ у суда при принятии решения по данному делу отсутствуют основания для иной оценки действий ответчика.
Довод ответчика и третьего лица о ненадлежащем способе защиты заявителем своего права суд не принимает, поскольку Общество обосновало и представило доказательства нарушения незаконными действиями ответчика своих прав, в связи с чем неопределенность в сфере правовых интересов заявителя отсутствует, что является согласно статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ одним из условий для обращения в суд об оспаривании действий государственного органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ и для удовлетворения требований заявителя при признании судом оспариваемых действий незаконными.
Суд соглашается с позицией заявителя, что при установленных обстоятельствах дела, связанных с завершением торгов и реализацией муниципального контракта, в смысле соблюдения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ достаточно признать незаконными оспариваемые действия Комитета.
На основании изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, действия, выраженные в формировании укрупненного лота объекта закупки «Приобретение жилых помещений (квартир) в целях обеспечения жильем детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в 2018 году» (идентификационный номер закупки №228-А-МЗ-02), опубликованного 08.10.2018 в извещении №0157300002018000220 о проведении электронного аукциона, подлежат признанию незаконными, требование Общества -удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки, выраженные в формировании укрупненного лота объекта закупки «Приобретение жилых помещений (квартир) в целях обеспечения жильем детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в 2018 году» (идентификационный номер закупки №228-А-МЗ-02), опубликованного 08.10.2018 в извещении №0157300002018000220 о проведении электронного аукциона.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Великие Луки в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 3000 руб.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Т.Ю. Самойлова