Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-5212/2021
09 марта 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2022 года
Полный текст решения изготовлен 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Лазаревой С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лосевой Э.А., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 (адрес: 180004, Псковская обл., г.Псков)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 180017, <...>) и
третье лицо: ФИО2
о признании недействительным решения МИФНС России №1 по Псковской области об исключении из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «СТЭМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился извещен;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности;
от третьего лица: не явился;
установил:
ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области (далее – Инспекция)о признании недействительным решения МИФНС России №1 по Псковской области об исключении из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «СТЭМ» (далее – Общество) и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения.
Заявитель в судебное заседание не явился, в обоснование требований указал, что на момент принятия оспариваемого решения об исключении юридического лица, юридическое лицо имело непогашенную задолженность.
Представитель Инспекции требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил отказать в удовлетворении требований, отметив, что нарушений не допущено, процедура проведена в строгом соответствии с законом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ФИО2 – директор ООО «СТЭМ».
С учетом указанных обстоятельств в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц участвующих в деле.
Истец обратился с заявлением, в обоснование которого указал, что решением Псковского городского суда Псковской области от 11.12.2020 по гражданскому делу
№ 2-1968/2020 с ООО «СТЭМ» в пользу ФИО1 взыскана задолженность по заработной плате за период с ноября 2017 года по ноябрь 2020 года в сумме 361 103 руб., компенсация за неиспользованный отпуск 34 977 руб. 89 коп., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы 75 149 руб. 84 коп., компенсация морального вреда 5 000 руб., а всего 476 230 руб. 73 кон. Решение вступило в законную силу 12.04.2021.
Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области было принято решение
№ 157 о предстоящем исключении юридического лица ООО «СТЭМ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из ЕГРЮЛ. 29.07.2021 Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области была внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица ООО «СТЭМ» из ЕГРЮЛ. Поскольку проценты за просрочку платежа по заработной плате, задолженность по заработной плате и судебные расходы не погашены, заявитель считает оспариваемое решение незаконным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя инспекции, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «СТЭМ» (далее - Общество) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Псковской области в качестве юридического лица 20.02.2017, присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, ИНН <***>, зарегистрировано по адресу: 180006, <...> пом. 2004Б, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Учредителем Общества является ФИО2 с долей 100%.
29.07.2020 Инспекцией проведены мероприятия по проверке достоверности сведений об адресе юридического лица ООО «ИНРЕСТ». В результате осмотра местонахождение данной организации по адресу: <...> пом. 2004Б,не подтверждено. Составлен Протокол осмотра объекта недвижимости № 303.
13.08.2020 в адрес юридического лица, участнику ФИО2 и руководителю ФИО4 - направлены уведомления о необходимости подтверждения достоверных сведений об адресе общества. Письма вернулись в адрес Инспекции.
В связи с не поступлением каких-либо документов, подтверждающих достоверность сведений об адресе, 05.10.2020 в отношении юридического лица внесена запись о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (ГРН 2206000153038).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области принято решение №157 от 12.04.2021 о предстоящем исключении
общество с ограниченной ответственностью «СТЭМ». Публикации о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» от 14.04.2021 № 14, а также размещена на официальном сайте ФНС России - www.nalog.gov.ru (раздел «Сервисы и госуслуги», подраздел «Риски бизнеса», сервис «Прозрачный бизнес»).
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил тот факт, что Обществом в течение последних шести месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлялись документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и не актуализировало сведения об адресе.
29.07.2021 общество исключено из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись №2216000075355.
Полагая действия ответчика по исключению общества преждевременными и нарушающими права и законные интересы кредиторов должника, наличие кредиторской задолженности должника, обратился с настоящим иском в суд.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации) отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом.
Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляется в соответствии с положениями статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Общество исключено из ЕГРЮЛ 09.01.2019 как недействующее юридическое лицо.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом № 129-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 64.2 ГК РФ и пункта 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Инспекцией было принято решение №157 от 12.04.2021 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (Общества) из ЕГРЮЛ. Указанные сведения были опубликованы в «Вестнике государственной регистрации», а также были размещены на официальном сайте ФНС России - www.nalog.gov.ru (раздел «Сервисы и госуслуги», подраздел «Риски бизнеса», сервис «Прозрачный бизнес»).
Состав сведений, публикуемых в журнале Вестник государственной регистрации регламентировано Приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», и содержит информацию о наименовании регистрирующего органа, адресе регистрирующего органа (по которому в течение трех месяцев, начиная с даты публикации, любому заинтересованному лицу можно направить возражение против исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц), о полном наименовании юридического лица, ОГРН и дате его присвоения, ИНН юридического лица (при наличии); номере решения о предстоящем исключении, дате решения о предстоящем исключении, а так же сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, законом дана возможность любому заинтересованному лицу направить в адрес регистрирующего органа возражение относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и в случае поступления такого возражения юридическое лицо, по которому принято решение о предстоящем исключении, не будет исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
С момента публикации (14.04.2021) от каких-либо заинтересованных лиц, в том числе от истца, а так же от руководителя и учредителей (участников) юридического лица ООО «СТЭМ» в установленном Законом № 129-ФЗ сроке (в течение 3-х месяцев с даты публикации) возражения не поступали.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 № 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об Обществе и принимаемых Инспекцией решениях о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имели возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ. Поскольку возражения от заинтересованных лиц в установленный срок в Инспекцию не поступали, у инспекции отсутствовали основания полагать, что исключением Общества из ЕГРЮЛ будут нарушены чьи-либо права.
Наличие у Общества непогашенной задолженности перед кредиторами, о которой в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ порядке заявлено не было, не может свидетельствовать о незаконности действий налогового органа, поскольку кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом № 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В рассматриваемом случае объективных доказательств того, что общество являлось действующим, фактически осуществляло хозяйственную деятельность, соответствующую целям создания, материалы дела не содержат.
Также Инспекцией представлены документы подтверждающие, что на момент принятия Инспекцией решения об исключении ООО «СТЭМ» из ЕГРЮЛ (29.07.2021) Общество фактически не являлось юридическим лицом осуществляющим деятельность хозяйствующего субъекта, а именно карточки расчетов с бюджетом ООО «СТЭМ» по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), согласно которой последний расчет по страховым взносам Обществом представлен 06.12.2019 с исчисленной к уплате суммой 3385 руб. 84 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, согласно которой последний расчет по страховым взносам Обществом представлен 06.12.2019 с исчисленной к уплате суммой 784 руб. 90 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), согласно которой последний расчет по страховым взносам Обществом представлен 06.12.2019 с исчисленной к уплате суммой 446 руб. 32 коп.; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, согласно которой последняя отчетность Обществом представлена 26.09.2020 с исчисленной к уплате суммой 234 руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой последняя отчетность Обществом представлена 11.12.2019 с исчисленной к уплате суммой 2 621 руб.; по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в федеральный бюджет, согласно которой последняя отчетность Обществом представлена 30.03.2021 с исчисленной к уплате суммой 48 руб.; по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, согласно которой последняя отчетность Обществом представлена 30.03.2021 с исчисленной к уплате суммой 272 руб., упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2020 год, в которой за налоговый период (2020 год) Обществом отражены только денежные средства в размере 13 000 руб. Какие - либо иные активы (запасы, недвижимое имущество, дебиторская задолженность) Обществом не отражены; сведения о банковских счетах ООО «СТЭМ» запрос налогового органа от 17.12.2021 № 81290 в Банк ВТБ; банковская выписка по операциям на счетах ООО «СТЭМ» за период с 01.01.2019 по 29.07.2021, анализ которой сводится к единственному выводу об отсутствии ведения Обществом хозяйственной деятельности.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе не представлено.
Кроме того, Верховным Судом Российской Федерации в пункте 39 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 сформирована правовая позиция о том, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Также дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 названного Кодекса.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что налоговым органом при принятии решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ, как недействующего, соблюдены установленные законом требования и не нарушены права и законные интересы кредиторов, в связи с этим в данном случае отсутствуют правовые основания, необходимые для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы заявителя несостоятельны, поскольку в функции регистрирующего органа не входит выявление и персональное уведомление возможно имеющихся у юридического лица кредиторов и (или) любых иных заинтересованных юридических (физических) лиц. Заявитель в силу закона имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ, любым из способов, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ. Вместе с тем указанное заявление в инспекцию не поступало, в связи с чем неблагоприятные последствия бездействия кредитора не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении Общества из ЕГРЮЛ. Сведений не позволяющих принимать решения об исключении в силу статьи 5 Закона № 129-ФЗ в отношении Общества не имелось.
Оснований для отмены решения Инспекции об исключении Общества из ЕГРЮЛ и внесенной на основании данного решения записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ, не имеется.
При указанных обстоятельствах требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом отказа в иске судебные издержки относятся на ту сторону, которая их понесла.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования о признании незаконным решения МИФНС России №1 Псковской области об исключении общества с ограниченной ответственностью «СТЭМ» из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.07.2021 - отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья С.С. Лазарева