Арбитражный суд Псковской области
ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000
http://pskov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Псков
Дело № А52-5517/2017
25 апреля 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Циттель С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евро-Керамика» (место нахождения: 119415, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Псковской таможне (место нахождения: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-2193/2017,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1– представитель, доверенность от 12.01.2018, б/№;
от ответчика: ФИО2 – главный государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 21.12.2017 №07-43/0305; ФИО3- уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований, доверенность от 14.12.2017 № 07-43/0279; ФИО4 – главный государственный таможенный инспектор отдела таможенной статистики, доверенность от 12.03.2018 №07-43/0157,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Евро-Керамика» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Псковской таможни от 05.12.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-2193/2017, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Представитель общества в судебном заседании поддержал заявление по основаниям, изложенным в нем и в письменных пояснениях.
Представители ответчика в отзыве на заявление, в дополнении к нему требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 12.01.2017 №BLR/41590893/120117 ООО «АртКерамика-Бел» (Республика Беларусь) поставило обществу по товарно-транспортной накладной от 23.03.2017 №00001190 и счета-фактуры от 23.03.2017 №№00001190 товар – плитку керамическую, уголок 200*35 20 МС0000G 1сорт, уголок 200*35 20 МС0045М 1сорт, товарных позиций – 6907221000, 6907229009 ТН ВЭД ЕАЭС.
27.03.2017 ООО «Евро-Керамика» заполнило статистическую форму учета перемещения товара (далее - статистическая форма) на официальном сайте Федеральной таможенной службы России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без применения электронной подписи с присвоением системного номера 1200170327-10125149. В Псковскую таможню статистическая форма представлена в бумажном виде, нарочно, датой представления 05.04.2017, зарегистрирована за номером 10209000/110417/С281165.
24.07.2017 в 16 час. 13 мин. данная статистическая форма была ответчиком поставлена на контроль для проверки сведений указанных в графе 18 «Дополнительные единицы» по товару №2.
В ходе проверки сведений, заявленных в статистической форме №10209000/110417/С281165 в адрес ООО «Евро-Керамика» направлен запрос от 25.07.2017 №20-12/22891 «О предоставлении документов».
31.08.2017 обществом представлены ответчику документы, а именно: договор от 12.01.2017 №BLR/41590893/120117, товарно-транспортная накладная от 23.03.2017 №00001190, счет-фактура от 23.03.2017 №№00001190, счет от 21.03.2017 №862, международная товарно-транспортная накладная от 23.03.2017 №2303, паспорт сделки от 17.01.2017 №17010001/2530/0001/1/1.
21.09.2017 письмом Псковской таможни №20-12/29622 общество приглашено для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в связи с предоставлением в таможенный орган статистической формы содержащей недостоверные сведения, с указанием даты и места составления протокола об административном правонарушении (т.1, л.д.17). Письмо получено обществом 02.10.2017.
24.10.2017 в отсутствие представителя общества таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении по делу №10209000-2193/2017 (т.1, л.д.114-119). Копия протокола направлена в адрес общества сопроводительным письмом от 25.10.2017 №20-12/33587 (т.1, л.д.120-124).
27.10.2017 Псковской таможней вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 09.11.2017 на 15 час. 00 мин. (т.1, л.д.20). Данное определение направлено в адрес общества сопроводительным письмом 31.10.2017 №42-09/34238, которое получено обществом 10.11.2017 (т.1, л.д.138-140).
В связи с тем, что на день рассмотрения материалов административного дела почтовое уведомление о вручении определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Евро-Керамика" в таможенный орган не поступило, ответчиком 09.11.2017 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 05.12.2017 на 15 час. 00 мин.
10.11.2017 определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении направлено обществу письмом №42-09/35515 (т.1, л.д.21), которое получено обществом 21.11.2017 (т.1, л.д.142-144).
Постановлением исполняющим обязанности заместителя начальника таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10209000-2193/2017, вынесенным 05.12.2017 в отсутствие представителя общества, ООО «Евро-Керамика» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
С указанным постановлением ООО «Евро-Керамика» не согласилось, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд. В обоснование своего требования заявитель указал на то, что обществу не была предоставлена возможность для реализации своих прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением, поскольку копия протокола, составленная 24.10.2017 и направленная в адрес общества 25.10.2017 почтовым отправлением (исх. №20-12/33587) не была получена им по независящим от него причинам, в связи с ненадлежащим оказанием услуг органом почтовой связи, о чем заявитель подробно изложил в своих пояснениях. На момент вынесения оспариваемого постановления ответчик не располагал сведениями о вручении обществу копии протокола об административном правонарушении, составленного в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности, т.е. было допущено нарушение порядка соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, в мотивировочной части постановления признано субъектом административного правонарушения АО «Псковсельхозснаб». Просит учесть, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, обстоятельства совершения правонарушения, характер административного правонарушения, а также те обстоятельства, что данное деяние не носит характер общественно опасного и не повлекло причинение вреда, либо угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, было совершено без прямого умысла, размер административного штрафа отразится на финансовом положении общества, в связи с чем, общество следует освободить от административной ответственности. Наложение административного штрафа в размере предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение его прав, в то же время устное замечание является предупредительной (превентивной) мерой воздействия на правонарушителя, которая в данном случае может быть рассмотрена судом как необходимое и достаточное для правонарушителя негативное последствие.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что лицо, ответственное за заполнение статистической формы заполнил её в соответствии со сведениями указанными в товаросопроводительных документах.
Таможенный орган, не согласившись с позицией заявителя, указал, что факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно факт представления статистической формы содержащей недостоверные сведения. Протокол об административном правонарушении был составлен 24.10.2017 и направлен 25.10.2017. Общество располагало сведениями о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Письмом Псковской таможни от 21.09.2017 №20-12/29622 «О явке для составления протокола об АП» общество было вызвано на составление протокола. Данное письмо было получено обществом 02.10.2017, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении. В письме обществу разъяснены права и обязанности предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ. Определение от 09.11.2017 об отложении рассмотрения дела на 05.12.2017 получено обществом 21.11.2017, то есть заблаговременно до даты рассмотрения материалов административного дела. Отсутствие подтверждения в получении копии протокола об административном правонарушении у таможенного органа на день рассмотрения материалов административного дела не препятствует его рассмотрению. Общество имело возможность ознакомиться с материалами дела до даты рассмотрения или заявить ходатайство о выдаче копии протокола об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и заявлять свои возражения. Таким образом, доводы, изложенные обществом, выразившиеся в не предоставлении возможности для реализации прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, не соответствует действительности. В телеграмме направленной обществу 31.10.2017 ошибочно указано для составления протокола, дата 09.11.2017 - это дата рассмотрения материалов дела, однако, техническая ошибка не повлекла нарушение прав общества, поскольку в указанную дату рассмотрение дела не состоялось.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку отсутствуют исключительные обстоятельства его совершения, напротив, обстоятельства конкретного дела свидетельствует о пренебрежительном, невнимательном отношении общества к исполнению требований таможенного законодательства. Статистическая форма №10209000/110417/С281165, содержащая недостоверные сведения, на момент рассмотрения дела в суде не аннулирована.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, суд считает требование общества не подлежащим удовлетворению.
Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальную статистику (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Исходя из части 3 статьи 104 Закона №311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
В Правилах предусмотрена аналогичная обязанность вышеуказанных лиц.
В соответствии с пунктом 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Заявитель заполнил статистическую форму на сайте ФТС России без применения электронной подписи, соответственно правомерно общество представило статистическую форму на бумажном носителе.
Абзац 5 пункта 7 Правил предусматривает, что статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению №1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением №2.
Так, согласно приложения №2 Правил в графе 18 «Дополнительные единицы» указываются:
в первом подразделе - количество товара, сведения о котором указаны в графе 11 статистической формы, в дополнительной единице измерения, если в соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении перемещаемого товара применяется дополнительная единица измерения;
во втором подразделе - код дополнительной единицы измерения в соответствии с единицами измерения, применяемыми в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 9 Правил представлением недостоверных сведений считается их отражение в статистической форме с нарушением правил ее заполнения, арифметическими и (или) логическими ошибками.
Должностные лица таможенных органов, осуществляющие сбор статистических форм, при обнаружении недостоверных сведений в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения факта представления недостоверных сведений уведомляют заявителя (если его фамилия, наименование организации, почтовый адрес или иная контактная информация поддаются прочтению) любым возможным способом о необходимости аннулирования статистической формы, содержащей недостоверные сведения, и представления в таможенный орган достоверных сведений.
Заявители, допустившие факты представления недостоверных сведений, в том числе при обнаружении этих фактов самими заявителями, представляют в таможенный орган новую статистическую форму и заявление об аннулировании статистической формы, в котором должны быть указаны системный номер аннулируемой статистической формы, перечень вносимых изменений, обоснование для внесения изменений и необходимые пояснения.
При получении заявителем уведомления об обнаружении должностными лицами таможенных органов недостоверных сведений заявление и статистическая форма представляются в таможенный орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 10 Правил).
Согласно подсубпозиции 6907 22 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", дополнительной единицей измерения является метр квадратный.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, в статистической форме, заполненной обществом и представленной в таможенный орган на бумажном носителе 05.04.2017 (регистрационный номер 10209000/110417/С281165) по товару №2 с кодом товара 6907229009 ТН ВЭД ЕАЭС указано количество товара – 14400 (м2), а в соответствии с представленными документами (копия товарно-транспортной накладной от 23.03.2017 №00001190) организацией фактически получен товар №2 в штуках в количестве 14400. Таким образом, обществом неправильно указано в графе 18 статистической формы в отношении товара №2 количество товара в м2, следовало указать 100,8 кв.м, что соответствует количеству ввезенного товара - 14400 штук.
Следовательно, ООО «Евро-Керамика» 05.04.2017 представило таможенному органу статистическую форму, содержащую недостоверные сведения, что не оспаривается заявителем.
Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в действиях ООО «Евро-Керамика» имеется состав вмененного ему правонарушения.
Нарушений таможенным органом процессуальных требований, установленных КоАП РФ, имеющих существенный характер, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемой категории дел, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не нарушен. Размер штрафа определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Довод общества о нарушении ответчиком процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в неполучении копии протокола об административном правонарушении, и как следствие, нарушение прав предусмотренных статьёй 25.1 КоАП РФ, суд не принимает, как несостоятельный. Материалами дела подтверждается, что на следующий день после составления протокола об административном правонарушении таможенный орган заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, направил заявителю копию протокола об административном правонарушении.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 18000052357571, распечатанного таможней с сайта «Почта России» данное письмо возвращено ответчику без вручения с отметкой "за истечением срока хранения" и получено ответчиком 26.12.2017. Указанные обстоятельства подтверждаются также копией конверта имеющего идентификационный номер 180000 52 357571. Не получение копии протокола об административном правонарушении обществом при наличии доказательств его направления в установленном порядке само по себе не может свидетельствовать о существенном нарушении прав заявителя, поскольку общество, надлежаще извещенное о времени и месте составления протокола, рассмотрения материалов административного дела, не было лишено возможности обеспечить явку своего представителя в таможню в этот период для участия в его составлении, ознакомлении с материалами административного дела, в том числе с протоколом, подачи ходатайства о направлении либо вручении нарочно повторно копии протокола, до даты рассмотрения дела, то есть до 05.12.2017. Права предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ обществу были разъяснены в письме от 21.09.2017 №20-12/29622.
Также суд не принимает ссылку общества на недостоверность информации размещенной органом почтовой связи на официальном сайте, поскольку информация размещаемая на официальном сайте Почты России предполагается достоверной и не требует дополнительной проверки административным органом.
Довод заявителя о том, что в мотивировочной части оспариваемого постановления указано другое юридическое лицо не принимается, поскольку не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности, влекущим отмену постановления, так как не влечет какие-либо негативные последствия для общества, с учетом того, что 22.01.2018 таможенным органом в соответствии со статьёй 29.12.1 КоАП РФ вынесено определение об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок, которым допущенная опечатка устранена. Определение направлено обществу и получено им 29.03.2018 (т.2 л.д.32-34).
Суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При этом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил, влекущем за собой затруднение осуществления контроля со стороны таможенных органов.
Обществом не приведено оснований и не представлено доказательств подтверждающих наличие исключительных обстоятельств совершения правонарушения. Напротив из поведения общества суд усматривает пренебрежительное отношение к исполнению публичной обязанности выразившееся в том, что до настоящего времени, как установлено судом и подтверждено представителями сторон, статистическая форма содержащая недостоверные сведения не аннулирована, обязанность представить статистическую форму по поставке товара по товарной накладной №00001190 содержащую достоверные сведения, не исполнена.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд находит доказанным ответчиком в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, факт совершения ООО «Евро-Керамика» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Основания для признания постановления Псковской таможни от 05.12.2017 по делу об административном правонарушении №10209000-2193/2017 незаконным и отмене отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Псковской таможни от 05.12.2017 по делу об административном правонарушении №10209000-2193/2017 обществу с ограниченной ответственностью «Евро-Керамика» - отказать.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья С.Г. Циттель