ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-554/2022 от 12.05.2022 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-554/2022

19 мая 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена мая 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2022 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Судаковой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Тумановой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Псковвтормет» (адрес: 180017, г. Псков, ул. Советская, д.118; ОГРН 1026000955705, ИНН 6027007501)

к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Псковской области Северо-Западного главного управления (адрес: 180000, Псковская область, г. Псков, Октябрьский проспект, д.8)

о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2022 №21-10609/3110-1,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились, извещены,

от ответчика: Колесникова Е.А. - представитель по доверенности;

установил:

открытое акционерное общество «Псковвтормет»  (далее – заявитель, общество, ОАО «Псковвтормет») обратилось в суд с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Псковской области Северо-Западного главного управления (далее – ответчик, банк) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.01.2022 №21-10609/3110-1, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 350 000 руб. 00 коп., а также о прекращении производства по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В ходе рассмотрения заявления  заявитель уточнил требования, согласно которым просит признать незаконным постановление от 28.01.2022 №21-10609/3110-1 и отменить его.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял к рассмотрению уточненное требование заявителя.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, каких-либо заявлений, возражений, ходатайств в суд не представлено. Общество оспаривает законность привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, ссылаясь на размещение годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в сроки, установленные законодательством. Кроме того, указывает, что заявитель не обязан размещать годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение о ней, поскольку не отвечает признакам публичного общества, предусмотренных в статье 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела об административном правонарушении заявителю вменяются нарушения требований, предусмотренных Положением от 30.12.2014 №454-П Банка России, утратившее свою силу 01.10.2021. Общество указывает на то, что не нарушило прав акционеров, защита законных интересов которых является одной из функций Банка России. Заявителем также заявлено ходатайство о применение положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения и объявлении устного замечания.

Представитель ответчика в судебном заседании требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 15.03.2022 №Т258-2/1539, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а назначенное административное наказание соответствующим обстоятельствам дела. В материалы дела ответчиком также представлена дополнительная позиция от 04.04.2022 по ходатайству заявителя о признании правонарушения малозначительным  и применении положений части 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заявителя.

Исследовав материалы дела, в том числе поступившие и в электронном виде, выслушав представителя ответчика, суд установил следующее.

17.01.2022 ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Змеевой Н.М. в отношении ОАО «Псковвтормет» составлен протокол об административном правонарушении ТУ-58-ЮЛ-21-10609/1020-1, в котором зафиксированы следующие обстоятельства.

В ходе осуществления контроля на рынке ценных бумаг Главным управлением 07.12.2021 проведена проверка исполнения ОАО «Псковвтормет» обязанности по раскрытию информации, предусмотренной Положением Банка России от 30.12.2014 №454-П                            «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положения №454-П). Проведен осмотр сайта информационного агентства, аккредитованного Банком России, на котором общество раскрывает информацию - общество с ограниченной ответственностью «Интерфакс-Центр раскрытия корпоративной информации» (ИНН: 9710006645, http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=26752).

В результате осмотра вышеуказанной страницы информационного агентства в сети Интернет установлено, что общество не опубликовало текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, в протоколе сделан вывод о том, что обществом нарушены требования пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ                                   «Об акционерных обществах», пунктов, 69.2, 71.1, 71.3, 71.4 Положения № 454-П, поскольку ОАО «Псковвтормет» не раскрыло информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленный срок.

При рассмотрении протокола от 17.01.2022 об административном правонарушении ТУ-58-ЮЛ-21-10609/1020-1 27.01.2022 (вх. №2-7314) обществом представлены письменные пояснения и возражения относительно административного правонарушения, в соответствии с которыми заявитель считает, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения. Это обусловлено тем, что общество не отвечает признакам публичного общества, указанная отчетность утверждена на годовом общем собрании акционеров, которое состоялось 28.06.2021, а также в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами. 30.12.2021 - дата аудиторского заключения, составленного ЗАО Фирма «Псковаудит» по итогам проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Псковвтормет» за 2020 год. Общество также ссылалось на тот факт, что Положение №454-П утратило силу, а также было заявлено о применении санкции ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении №ТУ-58-ЮЛ-21-10609, возбужденного в отношении заявителя банк пришел к выводу о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества за 2020 год вместе с аудиторским заключением о ней должна быть раскрыта путем опубликования ее текста на странице общества в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации не позднее 05.04.2021, что обществом сделано не было, в связи с чем было принято постановление от 28.01.2022 №21-10609/3110-1 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и назначен административный штраф в размере 350 000 руб. 00 коп.

Не согласившись с принятым банком постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влекущее наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действия эмитента ценных бумаг, выражающиеся в раскрытии недостоверной информации.

В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ                          «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение; раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России (пункт 26 статьи 30 Закона № 39-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ                               «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) публичное общество обязано раскрывать свои годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг, в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.

Требования к составу, порядку и срокам обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг определены Положением № 454-П.

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию без достаточных на то оснований, в соответствии с Положением № 454-П является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения № 454-П действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.

Согласно пункту 2.5 Положения № 454-П если иное не установлено настоящим Положением или иными нормативными актами Банка России, при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг (далее - страница в сети Интернет). Распространитель информации на рынке ценных бумаг обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет.

Эмитент и распространитель информации на рынке ценных бумаг, если опубликование информации осуществляется на предоставляемой им странице в сети Интернет, обязаны сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации (пункт 2.7 Положения № 454-П).

В случае, когда последний день срока, в который в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан раскрыть информацию или предоставить копию документа, содержащего подлежащую раскрытию информацию, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 2.17 Положения № 454-П).

Раздел VII Положения № 454-П содержит обязательное раскрытие информации акционерными обществами (главы 69-75).

Согласно пункту 69.1 Положения № 454-П публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50 (далее в целях настоящего раздела при совместном упоминании - акционерные общества) помимо иной информации, предусмотренной Положением № 454-П, обязаны раскрывать информацию, указанную в главе 69 Положения № 454-П.

Согласно пункту 69.2 Положения № 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать, в том числе, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Обязанность по раскрытию публичным акционерным обществом информации возникает в случае приобретения им публичного статуса с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого акционерного общества, содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным.

В соответствии с пунктом 71.1 Положения № 454-П акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с пунктом 71.3 Положения № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

В соответствии с пунктом 71.4 Положения №454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 71.4 Положения № 454-П установлен предельный срок для раскрытия информации - не позднее 3-х дней с даты установленного законодательством срока предоставления обязательного экземпляра отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

С учетом вышеизложенного, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, должна быть опубликована в сети Интернет не позднее 05.04.2021.

В соответствии с пунктом 71.7 Положения № 454-П, текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением № 454-П для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Таким образом, общество обязано раскрывать информацию в соответствий с пунктом 1 статьи 92 Закона № 208-ФЗ, пунктами 69.2, 71.1, 71.3, 71.4 Положения № 454-П, действовавшего на момент совершения нарушения.

Факт нарушения обществом вышеуказанных положений по раскрытию информации в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подтвержден материалами дела.

Таким образом, банк правомерно пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что он не относится к субъектам, на которые распространяются Положение № 454-П, отклоняется судом ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ                              «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов российской Федерации» (далее - закон № 99-ФЗ) акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Понятие публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг определяется Законом № 39-ФЗ. Закон № 39-ФЗ вступил в силу в 25.04.1996, соответственно, он может применяться в правоотношениях, начиная с момента его официального вступления силу. До вступления в силу данного закона понятия публичного размещения и публичного обращения акций должны толковаться по смыслу действовавших на момент приватизации нормативных актов.

В соответствии с пунктом 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992                      № 721 (далее - Указ № 721), утвержденный план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций. Таким образом, правовые последствия утверждения плана приватизации приравнивались законодательством Российской Федерации к правовым последствиям регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

С учетом вышеизложенного, акционерное общество, созданное при приватизации государственного и (или) муниципального предприятия (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если отчуждение акций эмитента осуществлялось неограниченному кругу лиц (или не менее 500 лиц), в том числе на открытых чековых и (или) денежных аукционах (при этом должна была быть совершена хотя бы одна сделка по приобретению акций), признается публичным акционерным обществом, за исключением случаев, если оно на 01.09.2014 являлось закрытым акционерным обществом или открытым акционерным обществом, получившим в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, либо погасившим все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Согласно сведениям, имеющимся в деле, общество создано при приватизации государственного областного предприятия «Псковвторчермет», реорганизуемого в акционерное общество открытого типа. Согласно распоряжению Администрации города Пскова от 03.03.1993 № 575-Р было зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Псковвтормет».

Финансовым управлением Псковской области 23.03.1993 был зарегистрирован выпуск акций общества с государственным регистрационным номером 57-1-П-113. В соответствии с планом приватизации, утвержденным 26.02.1993 и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций, акции, подлежащие свободной продаже, составляли 49%, в то числе на чековом аукционе - 29%.

В соответствии с Распоряжением Госкомимущества Российской Федерации по управлению госимуществом от 04.11.1992 № 701 -Р «О продаже акций в процессе приватизации» размещение акций посредством чековых аукционов являлось способом публичного размещения акций.

Таким образом, акции общества публично обращались путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц.

В настоящее время все ценные бумаги выпуска, в отношении которых был утвержден план приватизации, находятся в обращении (то есть выпуск ценных бумаг не был погашен или аннулирован).

На основании изложенного, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и пункта 4 статьи 30 Федерального  закона № 39-ФЗ на ОАО «Псковвтормет» распространяется обязанность по раскрытию информации в соответствии с пунктами 10.1, 12.1, 69.2 и 69.3 Положения № 454-П.

Довод общество о том, что им не нарушены сроки раскрытия информации, поскольку  в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) аудиторское заключение может быть представлено до 31 декабря года, следующего за отчетным годом является несостоятельным и подлежит отклонению.

Статья 3 Закон № 402-ФЗ определяет бухгалтерскую (финансовую) отчетность как информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате по итогам деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закон № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

Согласно статьи 15 Закона № 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Частью 5 статьи 18 Закона №402-ФЗ предусмотрено, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. При этом обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Следовательно, обязанность по представлению результатов обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит исполнению в срок не позднее  10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не  позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом; тогда как на срок исполнения обязанности по раскрытию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанное правило не влияет, и таковая подлежит размещению в соответствии с положением №454-П в срок не позднее трех дней с даты истечения установленного срока предоставления обязательного экземпляра составленной годовой (бухгалтерской) отчетности, то есть применительно к отчетному периоду – не позднее 05.04.2021.

В соответствии с п.3 статьи 18 Закона № 402- ФЗ в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

Таким образом, с учетом положений пункта 5 статьи 18 Закона № 402-ФЗ, возможность предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней в срок не позднее 10 рабочих дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом, распространяется на предоставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней в налоговый орган.

Довод заявителя о том, что обществу вменены нарушения требований, предусмотренных Положением № 454-П, утратившие силу 01.10.2021, суд отклоняет ввиду следующего.

До 01.10.2021 порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг, определялся Положением № 454-П, которым устанавливалась обязанность для публичного акционерного общества по раскрытию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением о ней.

С 01.10.2021 порядок раскрытия информации регулируется Положением банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» (далее - Положение № 714-П). Требованиями Положения № 714-П также установлена обязанность по раскрытию публичным акционерным обществом по раскрытию информации в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Учитывая, что датой совершения административного правонарушения за нераскрытие информации о годовой бухгалтерской отчетности является 06.04.2021, применению подлежит Положение № 454-П, определяющее порядок, сроки раскрытия информации в форме годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год.

Суд, оценив представленные в материалы дела документы, пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины общества в допущенном нарушении, не представлено.

В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О  некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление №10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства не установлены обстоятельства, подтверждающие, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, чтобы не допустить нарушения выявленного правонарушения, раскрыть информацию в предусмотренные сроки.

Нарушение обществом требований по раскрытию информации (годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год вместе с аудиторским заключением о ней) в сети Интернет, обязанность по раскрытию которых предусмотрена законодательством Российской Федерации посягало на установленный порядок обеспечения единой государственной политики в сфере рынка ценных бумаг.

Целью раскрытия информации является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц и не ограничивается акционерами общества. Информация должна быть раскрыта в объеме, достаточном для принятия взвешенного решения любым заинтересованным лицом об участии в обществе или иных действиях, способных повлиять на его финансово-хозяйственную деятельность.

Вступая в правоотношения на рынке ценных бумаг, участник деятельности должен был знать об установленных обязанностях и обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения норм и правил.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.

Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд признает доказанным в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено и на их наличие заявитель не ссылается. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Размер штрафа определен в пределах санкции части 2 статьи 15.19 КоАП РФ с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Общество просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом указанная норма может быть применена в отношении любого административного правонарушения; каких-либо исключений Кодекс на этот счет не содержит (пункт 18.1 КоАП РФ).

В пункте 18 Постановления №10 содержится разъяснение, согласно которому при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

В силу пункта 18.1 указанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Суд, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, принимая во внимание, обстоятельства совершения административного правонарушения, а также, что интересы участников рынка ценных бумаг не ущемлены (доказательств обратного суду не представлено), годовая бухгалтерская отчетность  за 2020 года заявителем размещена в сети Интернет до вынесения оспариваемого постановления (17.01.2022), правонарушение совершено обществом впервые, отсутствие доказательств намерения общества скрыть информацию о годовой бухгалтерской отчетности, пренебрежительного отношения заявителя к исполнению публичной обязанности, учитывая то, что допущенное правонарушение обществом не несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, принципы индивидуализации и справедливости наказания приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным.

В данном случае, назначенная оспариваемым постановлением санкция (штраф в размере 350 000 руб. 00 коп.) несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения. Возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, уже достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд считает совершенное правонарушение малозначительным.

Согласно пункту 17 постановления №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В соответствии с параграфом 2 главы 25 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов рассмотрению в рамках настоящего дела не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Отделения по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 28.01.2022 №21-10609/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №ТУ-58-ЮЛ-21-10609, принятое в г. Пскове по адресу: Октябрьский проспект, д.8 в отношении открытого акционерного общества «Псковвтормет», находящегося по адресу: г. Псков, ул. Советская, д.118; ОГРН 1026000955705.

На решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                                                                                       Н.В. Судакова