.23/2009-7725(1)
Арбитражный суд Псковской области
180001 г. Псков, ул. Некрасова, 23
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
06 апреля 2010 года Дело №А52-6817/2009
Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2010.
Полный текст решения изготовлен 06.04.2010.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Героевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саленко А.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Псковской городской Думы
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
о признании недействительными решения от 15.09.2009 №2240/ПК и предписания от 15.09.2009 № 2241/ПК
Третьи лица:
Администрация города Пскова;
Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройствая распрналкционерного седания ФИО1 С.__________________________________________________________________________________»
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель, дов. от 24.06.2009 № 20;
от ответчика: ФИО3 - начальник отдела, дов. от 15.01.2010; ФИО4 – ведущий специалист, дов. от 18.01.2010 № 64/ПК;
от Администрации города Пскова: ФИО5 – начальник отдела, дов. от 21.07.2009 № 1461;
от Муниципального предприятия города Пскова «Комбинат благоустройства»: ФИО6 – юрисконсульт, дов.от 22.10.2009.
Псковская городская Дума я распрналкционерного седания ФИО1 С.__________________________________________________________________________________ обратилась с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Управление) от 15.09.2009 № 2240/ПК и предписания от 15.09.2009 № 2241/ПК.
Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройства» поддержало позицию заявителя.
Администрация города Пскова считает, что возложение контрольных функций на муниципальное предприятие неправомерно.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области требование не признало, сославшись на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, суд
установил:
По результатам рассмотрения дела № 53/15/09 Управлением принято решение от 15.09.2009 о признании в действиях Псковской городской Думы нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ).
На основании этого решения выдано предписание от 15.09.2009 о прекращении нарушений требований Закона путем внесения изменений в Постановление от 06.07.2001 № 484.
Заявитель не согласен с решением и предписанием и считает, что муниципальное предприятие создано в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ), а функции, переданные муниципальному предприятию, являются административно-хозяйственными, не предполагающими каких-либо властных полномочий к другим хозяйствующим субъектам.
Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройства» поддержало позицию заявителя.
Администрация города Пскова считает, что осуществление контроля и выделение мест под захоронение необоснованно передано муниципальному предприятию, а функции по содержанию кладбищ предприятие выполняет с соблюдением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселений, городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14, пункт 23 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пунктом 9.5 статьи 32 «Устава муниципального образования «Город Псков», принятого постановлением Псковской городской Думы от 06.03.1997 № 132, к полномочиям Администрации города Пскова отнесены организация предоставления ритуальных услуг, содержание мест захоронений.
В соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В силу части 3 статьи 15 Закона запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Как следует из материалов дела, специализированной службой, осуществляющей похоронную деятельность на территории города Пскова, является коммерческая организация - Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройства», которое создано с целью получения прибыли (пункты 1.8, 2.1 Устава предприятия).
Согласно пунктам 1.3, 2.10, 3.6, 4.3, 4.5, 6.7, 8.11, 10.2, 11 Правил эксплуатации и содержания кладбищ в городе Пскове, утвержденных постановлением Псковской городской Думы от 06.07.2001 № 484 (далее – Правила № 484) установлено, что обязанность по обеспечению эксплуатации и содержания кладбищ в г. Пскова и контроль за исполнением настоящих Правил на всех существующих и вновь вводимых кладбищах г.Пскова возлагается на Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройства». Подзахоронение умерших в родственные могилы на закрытых кладбищах осуществляется по решению органов Госсанэпиднадзора, Муниципального предприятия «Комбинат благоустройства» и погребения на участках семейных захоронений по решению Муниципального предприятия «Комбинат благоустройства» (пункт 1.4.6 Правил № 484).
Во исполнение указанных функций в соответствии с пунктом 7.2 Постановления Псковской городской Думы от 31.03.2003 № 39 предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания ритуальных услуг, должны согласовывать с Муниципальным предприятием города Пскова «Комбинат благоустройства» процедуру погребения (рытье могилы и захоронение) в соответствии с Порядком получения согласования на погребение, утвержденным Псковской городской Думой 25.04.2006 № 124. Услуги, связанные с получением согласования, устанавливаются на платной основе.
Согласно указанному Порядку, администратор кладбища, являющийся работником муниципального предприятия, производит выбор и отвод участка земли под захоронение (пункты 4,5). Муниципальное предприятие осуществляет регистрацию захоронения, выдает удостоверения о захоронении (пункт 4 Порядка). Посетители кладбищ имеют право, по согласованию с администрацией кладбища, устанавливать памятники, заключать договоры с Муниципальным предприятием «Комбинат благоустройства» по уходу за могилой (пункт 10.2 Правил № 484).
В ответ на обращение ответчика от 10.03.2009 о предоставлении информации на рынке ритуальных услуг (л.д.30-31), Администрация города Пскова сообщила, что хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию и содержание кладбищ, выделение земельных участков при захоронении, а также контроль за соблюдением захоронений в МО «Город Псков» является Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройства» на основании пунктов 1.3, 7 Постановления ПГД 39 от 31.01.2003 (л.д.32).
Вместе с тем полномочия органов местного самоуправления по созданию муниципальных предприятий (статья 17 Закона N 131-ФЗ) не предполагают передачу указанных функций соответствующим хозяйствующим субъектам.
Такая передача противоречит части 3 статьи 15 Закона, сопряжена с созданием преимущественных условий для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке.
Однако, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на коммерческую организацию – Муниципальное предприятие города Пскова «Комбинат благоустройства», в нарушение требований законодательства о похоронном деле, возложены функции органа местного самоуправления.
Несмотря на представление Администрацией города Пскова в материалы дела документов, подтверждающих, что работы по содержанию кладбищ города Пскова выполняются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», передача функции по содержанию кладбищ Правилами № 484 Муниципальному предприятию города Пскова «Комбинат благоустройства» противоречит нормам Законов № 8-ФЗ и № 135-ФЗ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования Псковской городской Думы о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15.09.2009 № 2240/ПК и предписания от 15.09.2009 № 2241/ПК, вынесенных в отношении Псковской городской Думы, отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья Н.В.Героева