ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-729/2021 от 07.09.2021 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Свердлова, 36, г. Псков, 180000

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-729/2021

14 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 07 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2021 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Лазаревой С.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиметовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области (адрес: 180001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Чистый дом» (адрес: 1303030, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 5 204 руб. 33 коп. неустойки по государственному контракту №01572000003200010050001 от 13.11.2020,

и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Чистый дом» (адрес: 1303030, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области (адрес: 180001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 359 311 руб. 40 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО2 представитель по доверенности;

установил:

Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее –истец) обратился с иском в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Чистый дом» (далее – ответчик) о взыскании 5 204 руб. 33 коп. неустойки по государственному контракту №01572000003200010050001 от 13.11.2020, в том числе
1 657 руб. 94 коп пени за нарушение сроков исполнения обязательств и 3 546 руб. 39 коп. штраф за неисполнение обязательств.

Определением суда от 01.03.2021 исковое заявление принято к рассмотрению.

До рассмотрения спора, общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Чистый дом» предъявило встречное исковое заявление к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области с требованиями: об обязании Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для представления межевых планов, изготовленных ООО «Агентство Недвижимости «Чистый Дом» в рамках Государственного контракта № 01572000003200010050001 от 13.11.2020, с целью осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении земельных (лесных) участков из состава земель лесного фонда Гдовского лесничества Дубровского участкового лесничества; о взыскании задолженности по Государственному контракту № 01572000003200010050001 от 13.11.2020 в размере 359 311 руб.40 коп., из которых: 354 639 руб. 03 коп основной долг и 4 672 руб. 37 коп. неустойка, а также 51 000 руб. судебные расходы на оплату услуг представителя.

Определением от16.04.2021 встречное исковое заявление принято к производству.

Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, встречные исковые требования не признал.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, встречные исковые требования поддержал с учетом уточнения просил взыскать 359 311 руб.40 коп., из которых: 354 639 руб. 03 коп основной долг и 4 672 руб. 37 коп. неустойка, а также 51 000 руб. судебные расходы на оплату услуг представителя.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

13.11.2020 по результатам электронного аукциона Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - заказчик, Комитет) заключил с Обществом с ограниченной ответственностью «Агентство Недвижимости «Чистый Дом» (далее - исполнитель, Общество) государственный контракт № 01572000003200010050001(далее - контракт).

По условиям контракта исполнитель принял обязательство в период с 13.11.2020 по 25.11.2020 своевременно и надлежащим образом оказать услуги по выполнению кадастровых работ и подготовке межевых планов в связи с образованием земельных (лесных) участков из состава земель лесного фонда Гдовского лесничества Дубровского участкового лесничества.

Срок оказания услуг: начало с даты заключения Контракта; окончание 25.11.2020 (п. 2.2 контракта).

Цена контракта составляет - 354 639 руб. 03 коп. в том числе НДС не облагается. Согласно пункту 9.1. контракта, настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2020.

В соответствии с пунктом 3.6 контракта оплата за оказанные услуги производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, не позднее, чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приемки оказанных услуг.

В случае неподписания Заказчиком акта приемки оказанных услуг по причине выявления недостатков, оплата выполненных услуг производится после устранения недостатков и подписания акта приемки оказанных услуг.

Согласно раздела 5 контракта приемка оказанных услуг осуществляется в два этапа: раздел лесных участков и подготовка межевых планов; объединение лесных участков и подготовка межевого плана.

В соответствии с пунктом 5.1 контракта при завершении оказания услуг в части раздела лесных участков и подготовки межевых планов в соответствии с требованиями настоящего Контракта Исполнитель предоставляет Заказчику межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного (лесного) участка путем раздела с сохранением исходного в измененных границах на бумажном и электронном носителе в 1 (одном) экземпляре, реестр пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий в формате Excel, заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий на бумажном и электронном носителе в формате Word.

При завершении оказания услуг в части объединения лесных участков и подготовки межевого плана в соответствии с требованиями настоящего Контракта Исполнитель предоставляет Заказчику межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного (лесного) участка путем объединения земельных (лесных) участков на бумажном и электронном носителе в 1 (одном) экземпляре, реестр пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий в формате Excel, заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий на бумажном и электронном носителе в формате Word (п.5.8. контракта).

Согласно пункту 5.9 контракта заказчик в течение 2 рабочих дней со дня получения документации в соответствии с пунктом 5.8 настоящего Контракта, проверяет качество, соответствие объемов и стоимости выполненных оказанных услуг условиям настоящего Контракта.

В случае соответствия документации указанной в пункте 5.8 настоящего Контракта требованиям Технического задания (описание объекта закупки) и Контракта, Заказчик направляет данную документацию в форме электронных документов в орган регистрации права, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.5.10 контракта).

После получения выписок из единого государственного реестра недвижимости о земельных (лесных) участках полученных в ходе проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного (лесного) участка путем объединения земельных (лесных) участков, Заказчик подписывает акт приемки оказанных услуг и производит оплату в соответствии с пунктом 3.6. настоящего Контракта (п.5.15 контракта).

За неисполнение обязательств по контракту сторонами в разделе 6 предусмотрена ответственность.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (п. 6.2 контракта).

Пунктом 6.3 контракта, предусмотрен штраф, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб. и составляет -3 546 руб. 39 коп.

Ответственность заказчика перед исполнителем предусмотрена пунктом 6.2. контракта, согласно которому в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

По состоянию на 29.12.2020 в Комитет представлены межевые планы, подготовленные в результате кадастровых работ в связи с образованием земельных (лесных) участков путем раздела с сохранением исходного в измененных границах.

При обращении Комитета в Управление Росреестра Псковской области с заявлением о постановке на кадастровый учет лесных участков, выявлено несоответствие межевого плана установленным требованиям.

Невозможность внесения в ЕГРН сведений о разделе лесных участков не позволяет исполнителю приступить к выполнению услуг по объединению лесных участков и делает их заведомо невыполнимыми в определенный контрактом срок или иной разумный срок в текущем году.

Учитывая вышеизложенное, Комитетом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.12.2020 №ПР-05/6708.

10.12.2020 Комитетом по электронной почте получены Уведомления от Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10.12.2020 в связи с отсутствием утвержденных схем расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса.

Межевые планы, выполненные надлежащим образом, до 29.12.2020 года в Комитет не представлены.

Полагая, что исполнитель нарушил срок оказания услуг на 33 дня, Комитет претензионным письмом от 26.01.2021.

Комитет, расторгнув контракт в связи с нарушением сроков исполнения, обратился в суд с исковым требованием о взыскании 3 546 руб. 39 коп. штрафа за неисполнение обязательств и 1 657 руб. 94 коп. пеней за нарушение сроков оказания услуг.

Полагая работы по контракту выполненными на сумму 354 639 руб. 03 коп., Общество предъявило к Комитету встречный иск о взыскании задолженности за выполненные работы а также пени за просрочку оплаты.

В обоснование указав, что Исполнитель приступил к выполнению услуг с 05.10.2020. 06.11.2020. Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте направлен отчет о запросе сведений в Гдовском лесничестве. 12.11.2020 г. Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте направлены схемы расположения земельных участков, образованных при разделе земельных участков с кадастровыми номерами 60:03:0000000:16, 60:03:0000000:17, 60:03:0000000:18, 60:03:0000000:47, для согласования.

13.11.2020 Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте направлены схемы расположения земельных участков, образованных при разделе земельных участков с кадастровыми номерами 60:03:0000000:16, 60:03:0000000:17, 60:03:0000000:18, 60:03:0000000:47, с сохранением исходных в изменённых границах и путём объединения вновь образованных земельных (лесных) участков в один для согласования схем расположения земельных участков в части не пересечения с границами муниципальных образований Псковской области, в том числе с проектируемыми границами.

Письмом от 18.11.2020 Комитет по Управлению государственным имуществом Псковской области ответил о невозможности согласования схем расположения вышеуказанных земельных участков в части не пересечения с границами муниципальных образований Псковской области, в том числе с проектируемыми границами, в виду того, что проведение землеустроительных работ по установлению границ муниципальных образований, расположенных на территории Гдовского района, запланировано на 2021 год.

19.11.2020 Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте направлен проект межевого плана, с целью последующего кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости согласно пункта 3.4. Технического задания, Требования к проектам межевых планов.

Исполнителем 24.11.2020 в адрес Заказчика по электронной почте и посредством «Почты России» направлены межевые планы, подготовленные в результате кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем раздела с сохранением исходных участков в измененных границах для постановки на кадастровый учёт, а так же межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков, Акт приемки оказанных услуг, Счёт № 78 от 23.11.2020. Также Заказчику было сообщено, что во исполнение пункта 5 Технического задания пересечение земель лесного фонда с границами земель иных категорий не выявлены, в связи с чем реестр пересечений земель лесного фонда с границами земель иных категорий и заключение о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий в направляемой документации отсутствуют (на основании ответа Комитета по Управлению государственным имуществом Псковской области от 18.11.2020).

Претензий о несоответствии исполненных услуг не поступало, следовательно, ООО «Агентство Недвижимости «Чистый Дом» выполнило надлежащим образом свои обязательства по государственному контракту в полном объеме.

Заказчиком 25.11.2020 были осуществления действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости являющихся предметом Контракта.

27.11.2020 Исполнителем в адрес Заказчика по электронной почте направлен запрос по поводу разъяснения как выполнять работы по контракту в связи с полученным отказом Комитет по Управлению государственным имуществом Псковской области в согласовании схем раздела лесных участков.

Электронным письмом от 25.11.2020 Заказчик уведомил Исполнителя о соответствии подготовленных исполнителем межевых планов для осуществления дальнейшего кадастрового учета, а также о том, что ответ Комитета по Управлению государственным имуществом Псковской области об отсутствии границ муниципальных образований, расположенных на территории Гдовского района, соответствует пункту 3.2.7. Технического задания.

11.12.2020 Исполнителем от Заказчика по электронной почте получены Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 10.12.2020 в связи с отсутствием утвержденных схем расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса.

Посредством устных телефонных переговоров 13.12.2020 Заказчик попросил Исполнителя подготовить новые схемы расположения земельных участков, для того чтобы Заказчик мог их утвердить своим распорядительным актом в соответствии с действующим законодательством, для дальнейшего осуществления кадастрового учета вышеуказанных земельных участков, о чем свидетельствуют изданные 15.12.2020 Заказчиком Приказы «Об утверждении схем расположения земельных участков в границах лесного фонда».

Данная работа не была предусмотрена условиями Контракта и Техническим заданием, о чем Заказчик знал, но просил Исполнителя ее выполнить, так как нуждался в результатах работ.

Согласно пункту 5.4. Государственного контракта, в случае принятия органом регистрации права решения о приостановлении постановки на кадастровый учет земельных (лесных) участков, Заказчик предоставляет Исполнителю его копию, в том числе - посредством электронной почты.

Исполнитель в срок не более 2 рабочих дней с момента получения решения о приостановлении постановки на кадастровый учет земельных (лесных) участков предоставляет Заказчику варианты устранения выявленных ошибок, в срок не более 10 рабочих дней с момента получения решения предоставляет Заказчику исправленную документацию для постановки на кадастровый учет земельного участка (п. 3.5.2. приложения №1 к контракту), что и было сделано Исполнителем.

С 21.12.2020 по 23.12.2020 Заказчик принимал от Исполнителя переделанные межевые планы.

Согласно пункту 5.7. контракта, после устранения выявленных недостатков Заказчик повторно сдал подготовленный межевой план в форме электронных документов в орган регистрации права.

23.12.2020 Заказчиком были осуществления повторные действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости являющихся предметом Контракта.

29.12.2020 Исполнителем от Заказчика по электронной почте получено Письмо ФГБУ «ФКП по Псковской области» о невозможности осуществить кадастровый учет в отношении объектов недвижимости являющихся предметом Контракта в виду выявления технической проблемы возникшей в ФГБУ«ФКП по Псковской области».

Заказчиком, посредством сети интернет на адрес электронной почты Поставщика 29.12.2020 направлено Решение, исх. № ПР-05-0678, об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решением ФАС от 08.02.2021 подтвержден факт добросовесного исполнения Обществом своих обязательств.

22.01.2021 ответчиком в адрес истца направлено Требование (претензия) № 24 об оплатите задолженности в размере стоимости за выполненные услуги 354 639 руб. 03 коп. по государственному контракту № 01572000003200010050001 от 13.10.2020 с повторным приложением трех межевых планов по образованию земельных участков (GKUZU_e3071522-4040-4155-bl 4a-3737eb37b716, GKUZU_ad8c37a6-e72e-441 e-9cb6-38eec0deaa8a, GKUZU_8eb45ed7-lla3-40a5-b732-0032206cbb0) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 60:03:0000000:16 расположенного Псковская область, р-н Гдовский, лесничество Гдовское, участковое лесничество Дубровское, кв. 110-120, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Комитет принял результаты кадастровых работ, в настоящее время пользуется результатом работ, который имеет для него потребительскую ценность и уклоняется от оплаты выполненных работ.

По факту образовавшейся задолженности Обществом в адрес Комитета направлена претензия от 22.01.2021 № 24 с требованием о погашении суммы основного долга в размере 354 639 руб. 03 коп. Ответа на данную претензию не поступало.

Поскольку расчет за услуги исполнителя должен быть произведен заказчиком не позднее, чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта приемки оказанных услуг, (п. 3.6. контракта) то, соответственно наступление момента начисления штрафных санкций происходит с 17.12 2020.

По расчету Общества неустойка за просрочку оплаты составляет 4 672 руб. 37 коп. за период 17.12.2020 по 19.03.2021.

Оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

Порядок заключения, исполнения и расторжения контракта, заключенного в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, кроме положений ГК РФ регулируется также нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ, части 1 статьи 307.1 ГК РФ к договорным обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются, в первую очередь, нормы Закона № 44-ФЗ, которые являются специальными по отношению к нормам ГК РФ.

Сложившиеся между истцом и ответчиком правоотношения регулируются положениями Закона №44-ФЗ а также нормами главы 39 ГК РФ.

На основании пункта 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).

В пункте 1 статьи 782 ГК РФ предусмотрено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Как следует из материалов дела, заключенный сторонами контракт на проведение кадастровых работ расторгнут вследствие одностороннего отказа Комитета от контракта. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.

Согласно пункту 4 статьи 453 ГК РФ стороны расторгнутого договора не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» указано, что при отсутствии соглашения сторон об ином положение пункта 4 статьи 453 ГК РФ подлежит применению лишь в случаях, когда встречные имущественные предоставления по расторгнутому впоследствии договору к моменту расторжения осуществлены надлежащим образом, либо при делимости предмета обязательства размеры произведенных сторонами имущественных предоставлений эквивалентны (например, размер уплаченных авансовых платежей соответствует предусмотренной в договоре стоимости оказанных услуг или поставленных товаров, такие услуги и товары сохраняют интерес для получателя сами по себе и т.п.), а потому интересы сторон договора не нарушены.

В данном случае судом установлено, что Обществом подготовлен межевой план земельного участка и поданы документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Данные обстоятельства свидетельствуют о своевременности и добросовестности исполнения своих обязательств Обществом по контракту, поскольку результатом оказанных услуг по контракту, являются: межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением исходного в измененных границах на бумажном и электронном носителе в 1 (одном) экземпляре; межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков на бумажном и электронном носителе в 1 (одном) экземпляре; реестр пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий в формате Excel (приложение к Техническому заданию (описание объекта закупки) № 1); заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий на бумажном и электронном носителе в формате Word (приложение к Техническому заданию (описание объекта закупки) № 2); Акт приемки оказанных услуг (два экземпляра), что и было выполнено исполнителем по контракту. Заказчик немотивированно отказался от подписания направленного исполнителем Акта выполненных услуг, поскольку кадастровые работы Исполнителем выполнены в полном объеме и надлежащим образом.

Государственный кадастровый учет образованных земельных (лесных) участков из состава земель лесного фонда Гдовского лесничества Дубровского участкового лесничества не осуществлен заказчиком по независящим от исполнителя причинам, исполнителем предприняты все меры, для государственного кадастрового учета образованных земельных (лесных) участков в пределах срока исполнения обязательств по контракту, так и за его пределами.

Вместе с тем, оплата выполненных работ по контракту не производилась .

Таким образом, поскольку Обществом фактически в полном объеме выполнены работы, предусмотренные контрактом и подлежащие исполнению непосредственно Исполнителем, а именно подготовлен и передан Заказчику межевой план на земельный участок, при этом постановка на кадастровый учет объекта произведена с нарушением по вине истца, не обратившегося своевременно за регистрацией (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 07.06.2021 (т.3 л.д.23-25)), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Комитета и взыскания суммы штрафных санкций.

Доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение Обществом своих обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, Комитетом суду не представлено. Доказательств оплаты выполненных работ так же не представлено.

Ввиду недоказанности правомерности заявленных исковых требований суд отказывает истцу в удовлетворении иска.

Поскольку полезный результат работ, имеющий для заказчика потребительскую ценность, достигнут оснований для отказа по оплате таких работ не имеется.

В силу пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

На основании вышеизложенного, встречные исковые требования в части взыскания долга подлежат удовлетворению в сумме 354 639 руб. 03 коп.

Рассмотрев встречное требование о взыскании с Комитета неустойки в размере 4 672 руб. 37 коп. за неисполнение обязательств по контракту, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).

Согласно части 4 статьи 34 Закона №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Материалами дела подтверждается исполнение Обществом обязательств, предусмотренных контрактом, ненадлежащим образом 07.06.2021, что сторонами не оспаривалось в судебном заседании.

Пунктом 3.6 Контракта установлено, что оплата производится не позднее, чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приемки оказанных услуг, а пунктом 5.15 предусмотрено подписание актов после получения выписок из ЕГРН, а как следует из фактических обстоятельств дела и пояснений сторон акт подписан, при этом услуги выполнены не ранее 07.06.2021 согласно выпискам из ЕГРП о регистрации объектов, следовательно, срок оплаты в заявленный Обществом срок с 17.12.2020 по 19.03.2021 не наступил, просрочка исполнения обязательств в указанный период отсутствовала.

На основании изложенного требование Общества в части взыскания неустойки за просрочку оплаты выполненных работ удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела усматривается, что ответчик (истец по встречному иску) в ходе судебного разбирательства обратился с заявлением о возмещении судебных расходов в сумме 51 000 руб. на оплату услуг представителя, в том числе 13 000 руб. по договору оказания юридических услуг №4/2021 от 01.02.2021, 33 000 руб. по договору на оказание юридических услуг №12/2021 от 12.03.2021 и 5 000 руб. по договору оказания консультационных услуг б/н от 11.01.2021.

Арбитражный суд, изучив документы, представленные в материалы дела, считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, как следует из статьи 101 АПК РФ, состоят из государственной пошлины; судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Под судебными издержками, связанными с рассмотрением дела, в статье 106 АПК РФ понимаются издержки, возникшие в связи с действиями, направленными на вынесение судебного акта, оканчивающего рассмотрение дела на соответствующей стадии судопроизводства, который устанавливает материальные права и обязанности сторон, т.е. разрешает спор по существу.

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление ВС РФ №1) разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Исходя из правового смысла вышеназванных норм процессуального права, регулирующих вопросы распределения судебных расходов, следует, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказать их чрезмерность с обоснованием, какая сумма расходов по аналогичной категории дел является разумной.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ). Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2 и 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11 Постановление ВС РФ №1, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 года N 121 «Обзор практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах»).

Конституционный суд РФ в Определении от 20.02.2002 года № 22-О указал, что законодатель не установил каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено. Фактическое отсутствие законодательно установленных критериев разумности пределов оплаты представителей, означает то, что суд оценивает имеющиеся доказательства по внутреннему убеждению.

Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счет проигравшей стороны в разумных пределах.

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

При этом чрезмерность расходов должна доказывать противоположная сторона. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2004 года № 454-О указал, что суд не вправе произвольно уменьшать сумму подлежащих взысканию расходов на юридическую помощь, если другая сторона не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

При определении размера судебных расходов, подлежащих возмещению, судом принимаются во внимание: относимость расходов к делу; фактическое несение расходов, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами и другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

По смыслу части 1 статьи 110 АПК возмещению подлежат фактически понесенные участником процесса судебные расходы.

Из приведенных норм права следует, что заявление о возмещении судебных расходов может быть подано только лицом, участвующим в деле и возмещению подлежат только фактически понесенные судебные расходы.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, подтверждающие судебные расходы ответчика, суд находит обоснованными лишь расходы в сумме 33 000 руб. на оплату услуг представителя, понесенные в рамках рассматриваемого спора, в подтверждение чего представлено платежное поручение №82 от 19.04.2021, договор на оказание юридических услуг 12/2021 от 12.03.2021, акт приема-передачи выполненных услуг от 13.04.2021, что соотноситься с процессуальными действиями представителя по делу.

Расходы на оплату услуг представителя по договорам оказания юридических услуг №4/2021 от 01.02.2021 на сумму 13 000 руб. и по договору оказания консультационных услуг б/н от 11.01.2021 на сумму 5 000 руб. возмещению не подлежат поскольку закон не относит к судебным издержкам расходы понесенные вне судебного разбирательства.

Судом неоднократно указывалось на предоставление относимых и допустимых доказательств в обоснование заявления о судебных расходах.

Из договора оказания консультационных услуг б/н от 11.01.2021 и акта оказанных услуг следует, что фактически оказанные услуги предусматривают, оказание консультационных услуг, анализ документов, техническую работу.

Положения статей 101, 106, 110 АПК РФ, позволяют сделать вывод о том, что к судебным издержкам относятся издержки, которые непосредственно связаны с судебным разбирательством и которые были целесообразны (необходимы) для осуществления защиты прав в арбитражном суде.

Учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 9131/08, а также в пункте 4 Постановления ВС РФ №1, согласно которой консультационные услуги, равно как и услуги по изучению законодательства и судебной практики, относятся к досудебным расходам, связанным с оплатой правовой помощи и не подпадающим под перечень судебных издержек, содержащийся в статье 106 АПК РФ, следует отказать в возмещении расходов на оплату таких услуг представителя, как расходов направленных на оплату услуг, не относящихся к судебному разбирательству, как консультационные и технические услуги.

Из договора оказания юридических услуг №4/2021 от 01.02.2021 на сумму 13 000 руб. и акта оказанных услуг следует, что фактически оказанные услуги предусматривают, оказание юридических услуг таких как: подготовка возражения на заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков в рамках государственного контракта 01572000003200010050001 от 13.11.2020; представительство в государственных органах - ФАС Псковской области при внесудебном рассмотрении спора (один прием, заседание).

Исходя из изложенного следует, что предъявленные к взысканию расходы на стадии представительства в ФАС не могут быть взысканы в качестве судебных расходов, поскольку не связаны с судебным разбирательством, что не позволяет квалифицировать их как судебные, подлежащие взысканию по правилам статей 101, 106 и 110 АПК РФ и подлежат исключению из состава судебных издержек.

Вывод суда в части отказа в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов соответствуют положениям статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 № 1643-О, и согласуются с пунктом 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах», согласно которому расходы возмещению не подлежат, поскольку они не подпадают под понятие "судебные расходы", распределяемые в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В указанной части в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Вместе с тем, учитывая частичное удовлетворение встречных исковых требований на 98,7 %, исходя из положений абзаца 2 части1 статьи 110 АПК РФ, Обществу надлежит возместить 32 541 руб. 30 коп. - понесенных им расходов на оплату услуг представителя, отказав в остальной части.

Протокольным определением судом принят отказ Общества от заявленных требований в части требования об обязании Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для представления межевых планов.

Производство по делу в части требования об обязании Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для представления межевых планов, в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, подлежит прекращению в связи с отказом от иска в этой части.

В связи с тем, что Комитет на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, ввиду отказа в иске, государственная пошлина не взыскивается.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, поскольку встречные исковые требования удовлетворены частично, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на Комитет в сумме 10 044 руб. что составляет 98,7% от удовлетворенных требований, в остальной части расходы относятся на Общество.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области отказать.

Производство по встречному иску в части требования об обязании Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для представления межевых планов прекратить.

Взыскать с Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Чистый дом»» 354 639 руб. 03 коп. основной долг, а также 10 044 руб. расходов по оплате государственной пошлины и 32 541 руб. 30 коп. расходов на уплату услуг представителя.

В остальной части встречных исковых требований и расходов на оплату услуг представителя отказать.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья С.С. Лазарева