ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А52-845/15 от 07.07.2015 АС Псковской области

Арбитражный суд Псковской области

ул. Некрасова, 23, г. Псков, 180001

http://pskov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Псков

Дело № А52-845/2015

июля 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена июля 2015 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Орлова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыжиковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственности «Торговый дом «Континент» (ОГРН 1056000124883, ИНН 6025025495, место нахождения: Псковская область, г. Великие Луки, ул. Винатовского, д.15)

к Администрации города Великие Луки (ОГРН 1026000903994, ИНН 6025001409, место нахождения: Псковская область, г. Великие Луки, площадь Ленина, д.1)

о признании незаконным бездействия о переводе нежилых помещений в жилые,

при участии в заседании

от заявителя:  Дворецкий А.Ф. – генеральный директор, решение от 21.05.2012, Жаворонков В.В.  – представитель, доверенность от 12.03.2015;

от ответчика: Николаенко А.Г. – консультант правового управления, доверенность  от 13.01.2015.

Общество с ограниченной ответственности «Торговый дом «Континент» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Великие Луки Псковской области (далее – администрация) по заявлению общества о переводе здания административно-бытового корпуса с гостиницей и кафе в 12-квартирный жилой дом.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требование и просит признать незаконным бездействие администрации по заявлению общества о переводе нежилых помещений №№2001-2012, расположенных в доме №99А по проспекту Гагарина в городе Великие Луки, в жилые помещения – квартиры №№1-12 соответственно и обязании администрации  устранить нарушенные права заявителя путем  принятия решения о переводе нежилых помещений в жилые.

Судом уточнение требования с учетом статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято.

Администрация  просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку считает, что заявителем не представлены необходимые документы.

Исследовав материалы дела, выслушав  объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд  

установил:

Общество является собственником  здания административно-бытового назначения, расположенного по адресу город Великие Луки, проспект Гагарина, дом 99А, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации права серии 60-АЗ №015639, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Псковской области 18.02.2014.

Постановлением администрации от 24.07.2014 №1580  по заявлению общества согласовано  изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 60:25:0040714:25, площадью 1456 кв.м., местоположением Псковская область, город Великие Луки, проспект Гагарина, дом 99, с «эксплуатация и обслуживание административно-бытового корпуса с гостиницей и кафе» на «для строительства среднеэтажного многоквартирного жилого дома».

 17.09.2014 общество обратилось в администрацию с заявлением о переводе нежилого помещения административно-бытового корпуса в 12 квартирный жилой дом,  представив с заявлением документы, подтверждающие право собственности заявителя на здание и земельный участок. Кадастровые паспорта  здания и земельного участка,  технический план и технический паспорт здания, проект перевода здания в жилой дом.

25.12.2014 общество, устранив замечания администрации,  повторно обратилось с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.

Письмом от 19.02.2014 администрация, посчитав, что для перевода нежилого здания в жилое необходимо представить проектно-сметную документацию на реконструкцию существующего здания и получить разрешение на реконструкцию, предложило заявителю представить необходимую документацию.

Общество считает, что требования администрации о получении разрешения на реконструкцию здания  являются незаконными, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации в связи с непринятием решения  по заявлению общества о переводе нежилых помещений №№2001-2012, расположенных в доме №99А по проспекту Гагарина в городе Великие Луки, в жилые помещения – квартиры №№1-12.  В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что из представленных  с заявлением в администрацию документов следует, что фактически целью обращения является не перевод здания в целом в многоквартирный жилой дом, а перевод его отдельных помещений из нежилых в жилые. При указанных обстоятельствах у ответчика отсутствуют основания требовать документы, не предусмотренные статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Администрация в отзыве по делу указывает на то, что по существу заявление общества не рассмотрено, требование о предоставлении документации для получения разрешения на реконструкцию здания в случае изменения его статуса на многоквартирный дом, являются обоснованными. Поскольку из материалов дела следует, что фактической целью заявителя является перевод отдельных нежилых помещений в жилые, оснований препятствующих такому переводу не имеется.

Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. Суд пришел к такому выводу исходя из следующего.

Согласно частям 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 ЖК РФ.

Указанный порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу частей 2, 3 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Требования к жилым помещениям предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 5 указанного Положения жилым помещением признается, в частности квартира, являющаяся структурно обособленным помещением в многоквартирном доме, обеспечивающим возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет необходимые документы в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 23 ЖК РФ).

Согласно частям 5, 7 статьи 23 ЖК РФ выданное органом местного самоуправления уведомление о переводе помещения в жилое подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 данной статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 данной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 данной статьи документе (часть 8 статьи 23 Кодекса).

Из материалов дела следует, что общество, являющееся собственником  здания административно-бытового назначения, обратилось с заявлением в орган местного самоуправления для получения разрешения  на перевод нежилых помещений, расположенных в указанном здании, в жилые помещения.  Проектная документация по переводу здания в многоквартирный дом предусматривает перепланировку помещений для устройства на каждом этаже четырех квартир, в том числе демонтаж всех существующих перегородок и монтаж внутренних стен из газосиликатного кирпича (раздел 2 пояснительной записки к проекту).

Таким образом, следует признать, что запрошенное обществом разрешение на перевод нежилых помещений в здании в жилые, по своей сути является согласованием и основанием для проведения работ в соответствии с проектом переустройства и (или) перепланировки переводимых помещений.

Окончанием процедуры  перевода помещений и основанием использования переведенных помещений в качестве жилых будет являться акт приемочной комиссии (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).

В ходе судебного разбирательства заявителем уточнено заявленное требование. Учитывая, что фактической целью обращения общества в уполномоченный орган являлось получение согласования о переводе конкретных нежилых помещений нежилых помещений №№2001-2012, расположенных в доме №99А по проспекту Гагарина в городе Великие Луки, в жилые помещения – квартиры №№1-12 (с учетом проекта перевода помещений, представленного заявителем в администрацию), судом уточнение требования принято.

Согласно отзыву по делу от 30.06.2015, оснований, препятствующих переводу нежилых помещений, расположенных в здании, принадлежащем заявителю,  в жилые помещения, у администрации не имеется.

Признав факт  того, что по заявлению общества решение о переводе или об отказе в переводе в жилой фонд в установленном порядке не принято,  администрацией в ходе судебного разбирательства не предпринято никаких действий по рассмотрению заявления общества по существу.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»  граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что у администрации имелась обязанность по рассмотрению заявления общества о переводе нежилых помещений в жилые, однако, данная обязанность ответчиком не исполнена, решение  в установленном порядке не принято.

Бездействие администрации не соответствует требованиям законодательства, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической  деятельности, что в совокупности на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  является основанием для признания незаконным оспариваемого бездействия.

Согласно  разъяснениям, данным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2, установив, что письменное обращение, не рассмотрено в срок, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Данная правовая позиция подлежит  применению при рассмотрении настоящего спора.

Поскольку в данном случае уполномоченным лицом не предпринималось никаких действий по рассмотрению заявления общества по существу, а суд не может подменять орган местного самоуправления по исполнении  возложенных на него функций и полномочий, следует признать оспариваемое бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении обращения заявителя, незаконным  и обязать принять решение по существу поданного заявления.

Расходы заявителя по уплате государственной   пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие  Администрации города Великие Луки Псковской области, выразившееся в нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Континент» о переводе нежилых помещений, расположенных в здании по адресу город Великие Луки, пр. Гагарина, дом 99А, в жилые помещения.

Обязать Администрацию города Великие Луки Псковской области  рассмотреть и вынести решение по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Континент» о переводе нежилых помещений, расположенных в здании по адресу город Великие Луки,
пр. Гагарина, дом 99А, в жилые помещения в десятидневный срок с даты  вступления настоящего  решения в законную силу.

Взыскать с Администрации города Великие Луки  Псковской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Континент» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме  3000 рублей.

Выдать исполнительный лист.

На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья                                                         В.А. Орлов