ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-10732/18 от 04.07.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   04 июля 2018 г.

Полный текст решения изготовлен            12 июля 2018 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096)

к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244)

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

установил: публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее – заявитель, общество, ПАО «МРСК Юга») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – заинтересованное лицо, административный орган, ЮМТУ Росстандарта) о признании незаконным постановления от 28.03.2018 №07-29/10 о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 04.07.2018 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

От заинтересованного лица в установленный судом срок поступил письменный отзыв и материалы дела об административном правонарушении.

От заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения суда.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявления, отзыва на заявление, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 05.03.2018 в Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта поступила информация органа по сертификации ООО «Энергогарант» об аннулировании 11.12.2017 сертификата соответствия №РОСС RU.АА55.В00144 качества электрической энергии, отпускаемой потребителям из сетей филиала ПАО «МРСК Юга» «Ростовэнерго» (исх. 020 от 26.02.2018, вх. №91 от 05.03.2018г.), который был выдан ПАО «МРСК Юга» и распространялись на электрическую энергию, поставляемую потребителям из всех электрических сетей: ПО ЦЭС (344039, г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9).

05.03.2018 начальнику Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта Коростилеву Д.И. от заместителя начальника отдела Бородиной Е.Г. поступила служебная записка, согласно которой в действиях территориальной сетевой организации - ПАО «МРСК Юга», обеспечивающей передачу электрической энергии, поставляемую потребителям из электрических сетей ПО ЦЭС по адресу: 344039, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам рассмотрения указанной служебной записки, в соответствии с требованиями статьи 28.1 КоАП РФ, Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта принято решение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

16.03.2018  в присутствии представителя общества, заместителем начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №07-28/17.

28.03.2018 управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении №07-29/10, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Общество обжаловало постановление в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Субъектами ответственности являются граждане, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели.

Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.

Объективную сторону данного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательные требования к продукции либо к продукции и к процессам хранения и реализации продукции, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон № 35) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 524 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовым рынке и розничных рынках договорам совместными действиями также обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что за нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".

В соответствии с пунктом 3.1 Стандарта под системой электроснабжения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.

В целях выполнения Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в части обязательной сертификации продукции электрооборудования м усиления работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, использующего данную продукцию, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии Постановлением от 16.07.1999 N 36 утвердил Правила проведения сертификации электрооборудования (далее – Правила), в которые включены положения раздела VIII. Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям.

Согласно пункту 8.1 указанных Правил обязательно сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Согласно пункту 8.2 указанных Правил объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться:

- потребителям;

- потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

В пункте 8.6 указанных Правил определен перечень организационно - методических и технических документов, которые энергоснабжающая организация должна представить на экспертизу в орган по сертификации электрической энергии, число распределительных электрических сетей (центров питания), в которых должны быть проведены испытания для сертификации электрической энергии, а также органы, которые могут провести сертификацию производства электрической энергии или системы качества энергоснабжающей организации, если это предусмотрено схемой сертификации.

К организационно - методическим и техническим документам, представляемым энергоснабжающей организацией на экспертизу в орган по сертификации электрической энергии, относятся:

- организационно - методические документы энергоснабжающей организации по управлению системой обеспечения качества поставляемой потребителям электрической энергии;

- схемы распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии, с указанием их параметров и выбранных контрольных пунктов;

- протоколы контроля качества электрической энергии, проведенные заявителем. Таким образом, указанной нормой определен перечень документов, которые свидетельствуют о действиях, направленных на обеспечение стабильного уровня качества поставляемой потребителям электрической энергии и о результатах этих действий, и которые имеются лишь у сетевой организации, на балансе которой находятся объекты электроэнергетики, и которая может воздействовать на них.

Согласно пункту 8.7 указанных Правил при экспертизе организационно-методических документов энергоснабжающей организации, подтверждающих ее способность обеспечить качество электрической энергии, в обязательном порядке проверяется их соответствие правовым актам и нормативным документам, действующим в Российской Федерации.

Исходя из положений данных пунктов Правил во взаимосвязи с положениями статьи 3 Закона N 35-ФЗ и требованиями об обязательной сертификации электрической энергии, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, следует, что подлежащая обязательной сертификации электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций подается лицам, приобретающим электрическую энергию не только для собственных бытовых нужд (гражданам-потребителям в понимании Закона о защите прав потребителей), но и для производственных нужд предпринимателя, юридических лиц.

Для проведения работ по сертификации электроэнергии необходимо обеспечить стабильный уровень ее качества, при этом в рассматриваемом случае, качество электроэнергии обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий той организации (сетевой), на балансе которой находятся объекты электроэнергетики (центры питания, трансформаторные подстанции).

К указанным мерам относится: проведение регламентных работ по содержанию электроэнергетики, своевременный ремонт, модернизация объектов электроэнергетики, периодический контроль качества электроэнергии в соответствии с обязательным приложением.

При изложенных обстоятельствах, материальные и технические возможности воздействовать на качество электроэнергии, обеспечить условия и требования системы сертификации имеются у общества, на балансе которого находятся объекты электроэнергетики.

Согласно пункту 15 "а" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

05.03.2018 в Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта поступила информация органа по сертификации ООО «Энергогарант» об аннулировании 11.12.2017 сертификата соответствия №РОСС RU.АА55.В00144 качества электрической энергии, отпускаемой потребителям из сетей филиала ПАО «МРСК Юга» «Ростовэнерго» (исх. 020 от 26.02.2018, вх. №91 от 05.03.2018г.), который был выдан ПАО «МРСК Юга» и распространялись на электрическую энергию, поставляемую потребителям из всех электрических сетей: ПО ЦЭС (344039, г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9).

Факт аннулирования сертификата общество не оспаривает

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом установлено, что в период времени с 11.12.2017 по 16.03.2018 по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9, общество совершило правонарушение, выразившееся в том, что допустило обращение (реализацию) продукции – электроэнергии, - подлежащей обязательному подтверждению соответствия - сертификации, без подтверждения соответствия данной продукции обязательным требованиям к продукции, поставляемой потребителям из электрических сетей ПО ПЭС (344039, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9); после приостановления (прекращения) действия сертификата соответствия в Форме аннулирования (сертификат № РОСС RU.АА55.В00144) ПАО «МРСК Юга» не приостановило, не прекратило реализацию продукции (электроэнергии), поставляемой потребителям из электрических сетей ПО ЦЭС (344039, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9).

Сертификат соответствия качества электрической энергии, передаваемой потребителям из всех электрических сетей: ПО ЦЭС (344039, г. Ростов-на-Дону, ул. Футбольная, д. 9) в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обществом не представлен.

Таким образом, суд признает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, то есть, его вина в совершении административного правонарушения является установленной.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено, обществом не оспаривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

За совершенное правонарушение обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что обжалуемое постановление законно, основания для его отмены отсутствуют.

Судебные расходы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

            Руководствуясь статьями 110, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) о признании незаконным постановления от 28.03.2018 Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244)  по делу об административном правонарушении №07-29/10.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и  вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                            Ю.Ю. Андрианова