АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
17 августа 2011. Дело № А53-10811/11
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2011.
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2011.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросян К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Таганрогской городской общественной организации «Таганрогское городское объединение охотников и рыболовов»
к Департаменту охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя : Законный представитель ФИО1, приказ, паспорт, представитель по доверенности от 22.07.2011 ФИО2
от заинтересованного лица: представитель ФИО3, доверенность от11.03.2011, удостоверение.
Установил:
Таганрогская городская общественная организация «Таганрогское городское объединение охотников и рыболовов» ( далее общественная организация, городское объединение охотников и рыболовов) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области ( далее Департамент) с заявлением об оспаривании постановления о привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представители общественной организации заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просила об отказе в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением №2 от 03.06.2011 городское объединение охотников и рыболовов было признано виновным и подвергнуто административному наказанию по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении общественной организации к административной ответственности послужил факт неправомерности установления платы за пользование охотничьими ресурсами, нарушения порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, чем по мнению Департамента, были нарушены права граждан на добычу количества охотничьих ресурсов в пределах допустимой дневной нормы добычи охотничьих ресурсов.
В своем постановлении Департамент ссылался на нарушение обществом охотников и рыболовов статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ « Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» , в соответствии с которой плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 33 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Статья 333.1. НК РФ устанавливает, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Общественная организация владеет долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серии ХХ №1564, выданной 15.111.2001 на основании распоряжения Главы Администрации Ростовской области от 04.08. 1999, №234 и от 01.10.2011 № 5034 серии ХХ 1572, выданной обществу 24.12.2001, а также лицензией серии ХХ №1573, выданной 24.12.2001 на основании распоряжения Главы администрации Ростовской области от 04.08.1999 №234, в соответствии с которыми общественной организации разрешено пользоваться животным миром в границах и на площади территорий, акваторий на территории Неклиновского района Ростовской области, Синявское охотничье хозяйство пл.22,0 и Таганрогское охотничье хозяйство пл.31.7 га, Матвеево-Курганского района, Екатеринское охотничье хозяйство общей пл. 34 тыс.га.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 18 "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" следует, что согласно статье 40 Федерального закона "О животном мире" Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые: Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; ( пункт 1) Добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением настоящих Правил в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой (разрешением) (далее - путевка), выдаваемой: общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 04.01.2001 N 3), лицензии выдаются на конкретное место, имеющее четко выраженные внешние границы (урочище, егерский обход, охотничье хозяйство), и на определенный срок. Для производства охоты в другие сроки и на другом месте необходимо получить другую лицензию в порядке, определенном настоящим Положением.
Во время производства охоты лицензия находится у лица, производящего охоту (при проведении групповых охот - у лица, ответственного за охоту).
Понятие "путевка на право охоты", форма которой утверждена письмом Минфина России от 14 апреля 1995 г., основано на следующем. Охотопользователь (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) на предоставленной ему территории в соответствии с долгосрочной лицензией и договором (ст. 35 Федерального закона "О животном мире", Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира") осуществляет коммерческую деятельность как основную, результаты которой неотделимы от объекта охоты (подкормка охотничьих животных, охрана, расселение, защита от хищных животных и т.п.), так и дополнительную (предоставление мест для проживания, прокат оборудования, охота с егерем и т.п.).
Результаты коммерческой деятельности охотопользователь продает охотникам на основании договора, подтверждением заключения которого является путевка на право охоты.
Таким образом, охотник по именной разовой лицензии возмещает государству "стоимость" изъятой государственной собственности (охотничьего животного) и возмещает по путевке охотопользователю затраты на охрану, подкормку, расселение и т.п. данного охотничьего животного.
Оплата путевки не является сбором за пользование животным миром, уплачиваемым при выдаче соответствующей лицензии, т.е. это не плата государству за пользование государственной собственностью (охотничьими животными).
Охотопользователь расходует средства, полученные от продажи путевок, на мероприятия, определенные долгосрочной лицензией и договором, и отчитывается по расходам по форме N 2-тп (охота), утвержденной постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. N 81 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за окружающей средой и сельским хозяйством на 1999 год", которое применяется в последующие годы по постановлениям Госкомстата России.
Таким образом, положения Закона Ставропольского края, содержащие понятие "путевка на право охоты", федеральному законодательству не противоречат, так как вышеуказанный договор (путевка) заключается при обоюдном согласии сторон на бланке установленной федеральным законодательством формы,
Департамент сделал вывод, что Таганрогскому объединению охотников и рыболовов предоставлено право оказывать услуги на возмездной основе, а не устанавливать плату за пользование охотничьими ресурсами, что и послужило основанием для привлечения общественной организации к административной ответственности.
Таганрогское общество обосновывая свои возражения указывает на наличие процессуальных оснований для отмены оспариваемого им постановления, составление протокола и вынесения постановления о привлечении без надлежащего извещения лица. Привлекаемого к административной ответственности, а также не соглашается с правовым основанием признания нарушившим законодательства « О животном мире», « Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества охотников и рыболовов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Довод о неправильной квалификации вменяемого обществу в вину состава административного правонарушения, судом не принимается, поскольку твенности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.
Целью данной статьи является охрана фауны (животного мира) как важнейшего компонента окружающей среды, а также обеспечение правопорядка при пользовании животным миром. Сфера применения статьи - деятельность граждан, предприятий, организаций по добыче, охране объектов животного мира и воздействию на диких зверей и птиц, а также на водные биоресурсы, в первую очередь рыбные запасы.
Составы административных экологических правонарушений, предусмотренные в данной статье, различаются между собой по предмету нарушения, по объективной стороне, но сходны по субъекту и субъективной стороне.
Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира.
Объективная сторона включает действие (при нарушениях правил охоты и рыболовства), а при нарушении правил осуществления других видов пользования животным миром и правил охраны рыбных запасов может быть выражена и в виде бездействия. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.
Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в выслеживании или преследовании с целью добычи и собственно в добыче животных, но даже нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты приравнивается к охоте. Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты, т.е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государственным органом управления охотхозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке..
Рыболовство или добыча водных биологических ресурсов - вид пользования животным миром. Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за осуществлением рыболовства разрешаются в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.
Право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования.
Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяется количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки и иные условия.
Ссылка заявителя, что спорные правоотношения подпадают под часть 1 и 2 статьи 8.37 КоАП РФ, судом также не принимаются, поскольку нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным, установленным законом требованиям, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии и т.п., а нарушение правил рыболовства имеет место в случае добычи водных биоресурсов без надлежащего разрешения на лов рыбы (для промышленного, спортивного и лицензионного рыболовства) и добычу морских животных в промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целях, при несоблюдении условий разрешения по предмету, объему и т.п., при применении орудий лова, не указанных в соответствующих правилах, либо в случае лицензионного лова добыча рыбы лицом по чужой лицензии, либо в случае отсутствия регистрации лицензии на данной территории и т.д. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил рыболовства. Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.
Принимая решение об отмене оспариваемого постановления, суд в первую очередь принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушения лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, в ч. 2 данной статьи установлено, что дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано. В этой связи важное значение имело бы включение в Кодекс правил о порядке извещения заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела, вручения повесток.
Данными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его в составлении протокола об административном правонарушении. Обратное влечет нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права на защиту.
Судом достоверно установлено, что общество охотников и рыболов не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушения, что подтверждается представленными в материалы дела копиями почтовых извещений и обозрением в судебном заседании непосредственно подлинников почтовых уведомлений , из которых явно усматривается, что подпись о получении заказной корреспонденции не принадлежит ФИО1,. а заполненный бланк извещения от 30.05.2011 с указанием паспортных данных неизвестного лица подтверждают довод заявителя об отсутствии ненадлежащего извещения. Так в извещении указаны паспортные данные серия 6003 634505, тогда как серия и номер паспорт ФИО1 60 04 № 4629930.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенность нарушения определяется его последствиями и возможностью их устранения при рассмотрении дела.
Указанное в вопросе нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является существенным, поскольку повлекло нарушение прав лица на правильное, полное и всестороннее рассмотрение дела об административном правонарушении. Следовательно, такое нарушение может являться основанием для отмены оспариваемого постановления
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Таганрогской городской общественной организации «таганрогское городское объединение охотников и рыболовов» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №2 от 03.06.2011, вынесенное начальником отдела охраны, контроля и надзора за использованием объектов животного мира Департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области, которым Таганрогская городская общественная организация «Таганрогское городское объединение охотников и рыболовов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение.
Судья И.В.Чернышева