ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-10882/09 от 31.08.2009 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а

http://rostov.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«31» августа 2009 г. Дело №А53-10882/2009

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Суденко А.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кавелиной А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «РЖД» Северо-Кавказская железная дорога – филиал ОАО РЖД

к ответчику Министерство финансов Ростовской области

3-е лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области

о взыскании 5255124 руб. 80 коп.

при участии:

от истца – представитель Шабашова И.С. дов. от 3.04.09г.

от ответчика – представитель Дейлидович С.В. дов. от 11.01.09г.

от 3-го лица – представитель Ларичкина Н.Н. дов. от 11.01.09г.

Суд установил:

ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога обратилось в Арбитражный суд РО с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, при участии 3-го лица Министерства труда и социального развития РО.

В обоснование своих требований истец сообщил суду, что 26.12.06г. между Министерством труда и социального развития Ростовской области и ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказская железная дорога был заключен государственный контракт № 927, согласно которому Перевозчик (ОАО «РЖД») обязалось предоставлять льготный проезд на ж/д транспорте пригородного сообщения на территории РО, за исключением перевозок по территории Обливского района, гражданам, меры социальной поддержки которым предусмотрены областными законами от 22.10.04г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», от 22.10.04г. № 163-ЗС «О социальной поддержке тружеников тыла», от 22.10.04г. № 164-ЗС «О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий», и постановлением Администрации области от 31.12.04г. № 534 «О перечислении и расходовании средств областного бюджета на предоставление адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, мер социальной поддержки гражданам, в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения», а Министерство обязалось возмещать эти расходы в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2007 году.

Согласно п.2.1 государственного контракта, Перевозчик обязуется предоставлять льготный проезд гражданам без оплаты стоимости проезда без ограничения числа поездок. Аналогичные требования – бесплатный проезд для «льготников» на ж/д транспорте пригородного сообщения, без ограничения числа поездок содержат п.4 ч.2 ст.1 Областного закона РО от 22.10.04г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» и п.4 ч.2 ст.1 Областного закона РО от 22.10.04г. № 164-ЗС «О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий».

Истец сообщил суду, что в течение 2007 года им были предоставлены льготы: 1) ветеранам труда на общую сумму 98 435 976 руб.; Министерством труда и социального развития РО произведена оплата на сумму 94 276 245 руб. 20 коп. 2) гражданам, пострадавшим от политических репрессий – на общую сумму 2 834 370 руб.; Министерством труда и социального развития РО произведена оплата на сумму 1 738 976 руб.

В соответствии с п.2.1.3 контракта Перевозчиком ежемесячно предоставлялись отчеты о фактически предоставленных льготах и акты сверки о фактически предоставленных мерах социальной поддержки, в связи с чем истец считает, что им в полном объеме выполнены условия контракта и требования норм вышеуказанных областных законов.

Ответчик иск не признал, письменным отзывом сообщил суду, что фиксированная оплата услуг установлена в соответствии с нормативными правовыми актами и согласована сторонами в Государственном контракте.

Сумма возмещения расходов стороной контракта не оспаривалась. Условия контракта были приняты в полном объеме. Также сообщается о том, что обязательства по Государственному контракту исполнены Министерством труда и социального развития области, что подтверждается соответствующими платежными документами.

Кроме того, ответчик сообщил суду, что согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Постановлением Администрации области №534 от 31.12.04г. установлено, что главным распорядителем данных средств является Министерство труда и социального развития области, которое и выступает стороной Государственного контракта с истцом. Министерство финансов области не имеет полномочий по распоряжению средствами областного бюджета, предусмотренными на осуществление данных расходов. Стороной Государственного контракта не является, и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

3-е лицо письменным отзывом сообщило суду, что расчеты между ним и истцом произведены полностью в пределах средств, полученных из областного бюджета. Задолженности у Министерства труда и социального развития области перед ОАО «Российские железные дороги» Филиал СКЖД за 2007г. не имеется.

На основании актов сверки и отчетов за декабрь 2007г. о фактически предоставленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта 3-е лицо произвело истцу оплату расходов по областному закону «О социальной поддержке ветеранов труда» на сумму 6925115 руб. 80 коп.

Также 3-е лицо сообщило суду о том, что оно является бюджетным учреждением, не имеющим собственных средств и в силу бюджетного законодательства является получателем бюджетных средств.

Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного бюджета, и, следовательно, на основании ст.ст. 162, 289 Бюджетного кодекса РФ министерство обязано использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением и т.д.

Для представления истцом мотивированных возражений по существу доводов ответчика и 3-го лица в судебном заседании от 26.08.09г. был объявлен перерыв до 31.08.09г. до 10 час. 00 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено.

В настоящем судебном заседании истцом представлены письменные возражения на отзывы ответчика и 3-го лица, которыми сообщается, что неисполнение государственными органами своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО «РЖД» в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков, и, как следствие, неосновательное сбережение субъектом Российской Федерации средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению ОАО «РЖД» в качестве возмещения затрат от предоставления льгот.

Истец считает, что ответчиком не представлено доказательств возложения обязанности на перевозчика – ОАО «РЖД» по финансированию льгот, установленных субъектом РФ – Ростовской области.

Областными законами РО от 22.10.04г. №175-ЗС и от 22.10.04г. №164-ЗС не предусмотрено предоставление льгот в ограниченном размере. И, таким образом, неисполнение субъектом РФ своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией, в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации убытков, которые подлежат возмещению.

Таким образом, истец считает, что обязанность возместить выпадающие доходы в результате предоставления обществом отдельным категориям граждан льгот при оплате проезда в пригородном железнодорожном транспорте, возникло в силу закона, в связи с чем источником выплаты является казна соответствующего уровня, в данном случае – казна Ростовской области, и за счет которой истец просит суд удовлетворить его исковые требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу о необоснованности требований истца на основании следующих обстоятельств.

Областными законами 22.10.04г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», от 22.10.04г. № 163-ЗС «О социальной поддержке тружеников тыла», от 22.10.04г. № 164-ЗС «О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий» для указанных категорий граждан установлен бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, финансовое обеспечение данной меры социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 10.01.03г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления льгот законами субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств субъектов РФ в установленном органами государственной власти субъекта РФ порядке.

Согласно Положению о порядке возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденному Постановлением Администрации области от 31.12.04г. №534, установлено, что возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерству труда и социального развития области, областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год; Министерство труда и социального развития области в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд; транспортные организации, осуществляющие пригородные железнодорожные и водные перевозки, ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области отчеты о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан; возмещение расходов транспортных организаций, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, производится Министерством труда и социального развития области на договорной основе ежемесячно пропорционально фактически произведенным перевозкам льготных категорий граждан в отчетном месяце транспортными организациями, осуществляющими пригородные железнодорожные перевозки, но не более определенной суммы в месяц за каждый выданный талон согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны на первое число месяца, в котором осуществляется возмещение.

В соответствии с вышеизложенным порядком между Министерством труда и социального развития области и ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала СКЖД был заключен Государственный контракт №927 от 21.12.06г. и дополнительные соглашения к нему.

Пунктом 1.1 данного контракта установлено, что Перевозчик при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обязуется предоставлять льготный проезд гражданам, проживающим на территории Ростовской области, за исключением перевозок по территории Обливского района, меры социальной поддержки которым предусмотрены вышеуказанным областным законом, а Министерство обязалось возмещать расходы перевозчика по перевозке «льготников» в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2007г.

Согласно п. 2.2.1 контракта установлено, что Министерство труда и социального развития до 28 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанным в п. 2.1 контракта, обязуется производить перевозчику возмещение фактических расходов за перевозки «льготников», но не более 30 рублей за каждый выданный талон согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны, за исключением Обливского района, по ежемесячным отчетам территориальных органов социальной защиты населения на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование в пределах полученных средств из областного бюджета и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших государственные контракты с министерством на возмещение в 2007г. расходов по льготным перевозкам граждан в пригородном железнодорожном транспорте.

Дополнительным соглашением №2 к Государственному контракту от 28.05.07г. стороны установили, что Министерство труда и социального развития области производит возмещение перевозчику фактических расходов в размере не более 40 рублей за каждый выданный талон, начиная с 28.05.07г.

Раздел 6 договора дополнен пунктом 6.3 в следующей редакции: «расчет по данному Государственному контракту завершается 25.12.07г. Не выполненные Министерством денежные обязательства по настоящему государственному контракту на следующий финансовый год не переносятся.

Пунктом 4 указанного Дополнительного соглашения стороны установили, что остальные условия, не затронутые данным Дополнительным соглашением, остаются в редакции Государственного контракта №927 от 26.12.06г.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом названная норма закона устанавливает, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

Таким образом, учитывая, что иных изменений цены, установленной в государственном контракте, кроме дополнительного соглашения №2, в материалы дела не представлено, и из условий государственного контракта №927 от 21.12.06г. суд иного не усматривает, то при указанных обстоятельствах, судом сделан вывод о том, что обязательства по данному государственному контракту Министерством труда и социального развития области исполнены в пределах средств, полученных из областного бюджета, в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.

В силу требований ст.ст. 162, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство труда и социального развития Ростовской области, как бюджетное учреждение, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что задолженности у Министерства труда и социального развития области перед истцом не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 162, 289 БК РФ, ст.ст. 422, 424 ГК РФ, 167-170 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Суденко А.А.