ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-11021/20 от 11.06.2020 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   11 июня 2020 г.

Полный текст решения изготовлен            16 июня 2020 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Парамоновой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бедило Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г.Волгодонска

к обществу с ограниченной ответственностью «Академия знаний» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:        

от заявителя: прокурор Суворов А.В., предъявлено удостоверение;

от общества: директор ФИО1, предъявлен паспорт, заместитель директора ФИО2, предъявлен паспорт.

установил: прокурор г.Волгодонска (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Академия знаний» (далее – общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание явилось, вину признало, просило приобщить подлинную лицензию выданную 03.06.2020 года. В удовлетворении заявления о приобщении лицензии отказано. 

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 11.06.2020 года, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Прокуратурой города Волгодонска в связи с поступившим обращением ФИО3 из Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, в период времени с 16.03.2020 по 25.03.2020, в том числе с выходом на место 17.03.2020 в 15.00 ч. в присутствии директора ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о лицензировании ООО «Академия знаний», осуществляющим свою деятельность в помещении административного здания, расположенного по адресу: <...>.

В ходе проведенной проверки в помещении административного здания, расположенного по адресу: <...>, по результатам анализа рекламных буклетов, вывесок, материалов и информации, размещенной на официальных страницах организации в сети интернет (@akademia_znanii_) установлено, что ООО «Академия знаний» осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным - общеразвивающим программам дополнительного образования детей и взрослых с привлечением работников и заключением договоров на оказание образовательных услуг в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Организация размещена в административном здании, расположенном на 2 этаже, имеет отдельный вход и включает в себя кабинеты для проведения учебных занятий с местами для обучающихся и преподавателей (столы и стулья), а также с материально-техническими средствами обеспечения образовательного процесса: маркерными досками, наглядными пособиями, учебниками и учебно-методической литературой, различными элементами учебно-развивающей среды.

В соответствии с трудовыми и гражданско-правовыми договорами от 01.09.2019, 08.01.2020, 01.03.2020, а также согласно штатному расписанию в ООО «Академия знаний» работают 5 педагогических работников (преподаватели английского и немецкого языка, информатики и математики, начальных классов, социальный педагог, логопед-деффектолог, воспитатель дошкольных групп). Согласно должностной инструкции преподавателей, они проводят обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Образовательная деятельность организована на основе утвержденных директором ООО «Академия знаний» программ дополнительного образования детей: программа дополнительного образования детей по английскому языку, подготовка к школе для детей 5-7 лет, ментальная арифметика, изостудия, группа французского языка, группа малышата и др.).

Согласно сведениям Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзор) от 19.03.2020 в региональном реестре выданных Ростобрнадзором лицензий, ООО «Академия знаний» лицензия на осуществление образовательной деятельности не выдавалась, с заявлением о выдаче лицензии организация обратилось только 20.02.2020. В выписке из ЕГРЮЛ также не содержится сведений о получении организацией лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что обществом осуществляется образовательная деятельность, при этом, лицензия на осуществление образовательной
деятельности у общества отсутствует.

Вина общества в совершении данного административного
правонарушения подтверждается материалами проверки.

Таким образом, действия общества образуют состав администра­тивного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осу­ществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

По результатам прокурор прокурором г. Волгодонска в отношении общества  вынесено постановление от 26.03.2020 года  о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено в соответствии с требованием статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии директора общества, которому разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему вручена копия данного постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1, статьёй 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении и материалы к нему в порядке статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу о том, что заявленное требование прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), в случаях,  когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный за­кон № 273-ФЗ) образование это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в инте­ресах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретае­мых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и ком­петенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития че­ловека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение определено как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладе­нию знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта дея­тельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в по­вседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации, получения обра­зования в течение всей жизни.

Согласно ст.75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно п.9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Частью 1 статьи 91 Федерального за­кона № 273-ФЗ образовательная деятельность подле­жит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установ­ленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осу­ществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, спе­циальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В силу требований п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

При этом пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», предусмотрено, что образова­тельная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя ока­зание образовательных услуг по реализации образовательных программ по переч­ню согласно приложению. В соответствии с п.1,16 Приложения реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ является лицензируемым видом деятельности.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное раз­решение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным пред­принимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается доку­ментом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи та­кого документа в форме электронного документа.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Получение впоследствии лицензии  не исключает вину общества и не свидетельствует об отсутствии правонарушения.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о привлечении ранее общества к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения.

Отягчающие вину обстоятельства не установлены.

Вместе с тем, совершение указанного правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к требованиям Федерального закона.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям также заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению установленной законом обязанности по получению разрешения (лицензии).

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что совершённое обществом правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное.

Кроме этого, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 №10 при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе, с учётом смягчающих и отягчающих обстоятельств. 

В соответствии с частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечёт наложение административного штрафа на  юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

С учётом изложенного, суд считает возможным назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности, минимальный размер штрафа, предусмотренный   санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере 40000  рублей.

Административный штраф должен быть перечислен по реквизитам:

УФК  по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области, л.сч. 04581181330)

Расчетный счет № <***> в отделении по Ростовской области  Южного ГУ Банка России (отделение Ростов-на-Дону)

БИК  046015001, ОКТМО 60701000

ИНН <***>, КПП 616401001

Код бюджетной классификации 41511601141019000140

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

При привлечении к административной ответственности законодателем не предусмотрена обязанность по взысканию государственной пошлины, в связи с чем оснований для рассмотрения вопроса о распределении судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Академия знаний» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 09.07.2019, место регистрации: 347382, <...>) к административной ответственности, предусмотренной  частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде  административного  штрафа  в размере  40000 рублей.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления  решения в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения решения. Лицо, ответственное уплатить административный штраф, обязано проинформировать арбитражный суд, направив документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, в течение шестидесяти дней с даты вступления решения в законную силу.

            Судья                                                                                               Парамонова А. В.