АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Тановой Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью УК "Квартал-Сервис" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании 202 171,58 руб. (уточненные требования), пени по день фактического исполнения обязательства,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил: публичное акционерное общество «ТНС энерго Ростов-на-Дону» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК «Квартал-Сервис» о взыскании 159 240,55 рублей задолженности за электрическую электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД за период июнь-август 2020г, пени за период с 02.01.2021 по 30.07.2021 г. в размере 13 588,42 рублей, пени от невыплаченной в срок суммы задолженности по день фактической оплаты, судебных издержек, понесенных на оплату почтовых расходов, в размере 52,40 рублей (уточненные требования).
Определением от 23.04.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Определением от 16.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ.
От истца в электронном виде поступили пояснения и документы, которые приобщены судом к материалам дела, а также ходатайство об уточнении исковых требований.
Истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать задолженность за электроэнергию, потребленную за период июнь-август 2020 года, в размере 159 240 руб. 55 коп, пени за период с 02.01.2021 по 14.02.2022 в размере 42 931 руб. 03 коп. начисленные за период май-август 2020г., а также пени, начисленные на сумму 159 240 руб. 55 коп. на основании абз. 10 п. 2 ст.37 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» за период с 15.02.2022г. по день фактической оплаты задолженности, судебных издержек, понесенных на оплату почтовых расходов, в размере 52,40 рублей.
Судом уточненные исковые требования в общем размере 202 171,58 рублей приняты к производству в порядке пункта 1 статьи 49 АПК РФ.
Дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в порядке статьи 156 АПК РФ. Онлайн-заседание с истцом не состоялось.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» за периоды май-август 2020 года передало исполнителю электроэнергию в объеме 59 450 кВт.ч на сумму 239 698 руб. 24 коп. Объем электроэнергии за период май-август 2020 года фактически поставленной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО УК «Квартал-сервис», подтверждается съемом показаний ОДНУ.
Потребленная электроэнергия оплачена несвоевременно и не в полном объеме. Согласно уточненному расчету истца задолженность по оплате потребленной электроэнергии составляет 159 240,55 рубля за период июнь-август 2020г. За просрочку оплат поставщиком начислены пени за период с 02.01.2021 по 14.02.2022 в сумме 42 931,03 рубля, а также пени в соответствии абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 15.02.2022 по день фактической оплаты задолженности.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении уточненных требований истца о взыскании задолженности, приняв во внимание следующее.
В настоящее время ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика.
Договоры энергоснабжения заключены с каждым конкретным гражданином в отдельности. Также, на каждого конкретного гражданина был открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной гражданином электроэнергии, начисления и оплаты. Договоры энергоснабжения между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и гражданами, проживающими в вышеуказанных многоквартирных домах, являются действующими.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05,2011 №354 (далее - Правила № 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил № 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объём коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее -Правила № 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме
Постановлением № 1498 предусмотрено внесение в Правила № 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее -Правила № 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
-на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
-на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением № 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 4 Правил № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
С 01.01.2017 по настоящее время ООО УК «Квартал-сервис» не обратилось в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора энергоснабжения, в связи с чем 07.02.2020 ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и была направлена оферта договора № 61290106967.
ООО УК «Квартал-сервис» не осуществило действия по заключению договора энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».
Объем электроэнергии за периоды май-август 2020 года фактически поставленной в многоквартирные дома подтверждается съемом показаний ОДПУ.
ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» за периоды май-август 2020 года передало ответчику электроэнергию в объеме 59 450 кВт.ч на сумму 239 698 руб. 24 коп.
Из указанных норм права и фактического потребления электрической энергии следует, что между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ООО УК «Квартал-сервис» заключен договор энергоснабжения.
Срок оплаты электрической энергии для исполнителей коммунальных услуг императивно установлен пунктом 81 «Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 - до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Факт поставки электроэнергии в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами за заявленный период, которые оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за периоды июнь-август 2020 года составляет 159 240 руб. 55 коп.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указывает, что в ходе исполнения договора энергоснабжения между сторонами возникли разногласия относительно объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: пер. 17-й Новый, 5. Споры по порядку расчета по другим многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО УК «Квартал-Сервис», между сторонами отсутствуют.
Как указывает ответчик в отзыве, многоквартирный дом по адресу пер. 17-й Новый, 5, состоит из 11 коммунальных квартир, включающих помещения общего пользования коммунальных квартир. Коммунальные квартиры общими (квартирными) приборами учета электрической энергии не оборудованы. Комнаты в коммунальных квартирах индивидуальными приборами учета также не оборудованы. Анализ предоставленных ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» расчетных документов показал, что истец неправильно производит расчет объемов индивидуального потребления электроэнергии, в связи с чем существенный объем электроэнергии относится истцом на общедомовые нужды, в том числе на сверхнормативное потребление электроэнергии, не распределяемое между собственниками и подлежащее оплате за счет средств управляющей организации. Исходные данные, используемые ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» для расчета индивидуального потребления жителями многоквартирного дома по адресу пер. 17-й Новый, 5, являются произвольными и документально не подтверждены. ООО УК «Квартал-Сервис» потребовало от ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» проведения перерасчета объема электроэнергии на содержание общего имущества по многоквартирному дому по адресу пер. 17-й Новый, 5, выставляемого к оплате ООО УК «Квартал-Сервис», приложив копию технического паспорта на многоквартирный дом и сведения о постоянно зарегистрированных гражданах, позже - уточненные персональные сведения по зарегистрированным лицам и акты о временно проживающих гражданах. От ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» была получена информация о наличии в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «КварталСервис», отключенных с 2016 года граждан-потребителей, которым не производятся начисления оплаты за индивидуальное потребление электроэнергии. По результатам проведенной ООО УК «Квартал-Сервис» проверки было установлено, что все отключенные граждане-потребители фактически подключены к электросетям и используют электроэнергию на личные нужды. Данные факты были зафиксированы соответствующими актами, направленными в адрес ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону».
В дополнениях к отзыву ответчик указывает, что предоставленные истцом акты о введении ограничения установленным требованиям не соответствуют, т.к. не содержат вышеуказанной информации. Более того, все предоставленные акты были составлены задолго до принятия МКД пер. 17-й Новый, 5, в управление ООО УК «Квартал-Сервис» и не подтверждают отключенное состояние потребителей в спорный период май-август 2020г. Информация о наличии отключенных потребителей при заключении договора до сведения ответчика не доводилась, копии актов об ограничении в адрес ответчика для осуществления контрольных мероприятий не направлялись. Между тем при приемке дома в управление в ходе первичного осмотра наличие отключенных потребителей не было установлено. Акты об отсутствии отключенного состояния потребителей были направлены истцу письмом исх. № 128 от 19.02.2021. Поскольку отключенное состояние потребителей в спорный период май-август 2020г. истцом не доказано, отсутствие начислений собственникам жилых помещений не имеет законных оснований. Кроме того, в своем заявлении истец признает факт того, что в МКД пер. 17-й Новый, 5, находятся коммунальные квартиры. Все квартиры имеют места общего пользования - общие кухни, оборудованные электроплитами, и прачечные с установленными в них стиральными машинами. Истец не ограничил потребителей в пользовании электроприборами, находящимися в местах общего пользования. Таким образом, в 2016 году в отношении потребителей был введен не полный, а частичный режим ограничения. Между тем начисление оплаты за электроэнергию потребителям необоснованно не производил в полном объеме. Предоставленные истцом акты о непроживании, составленные ООО «Донэнергоконтроль», не подтверждены заявлениями собственников помещений, в отношении которых они составлены. Кроме того, ни к представленным истцом заявлениям собственников, ни к актам ООО «Донэнергоконтроль» не приложены документы, подтверждающие право на перерасчет - акты о невозможности установки приборов учета и документы, подтверждающие факт временного отсутствия, перечень которых приведен в п.93 Постановления № 354. Таким образом, освобождение потребителей от оплаты произведено истцом в отсутствие правовых оснований и является незаконным. Однако ответчиком не учтено следующее.
Согласно требованиям действующего законодательства РФ: ст.ст. 210,249 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 39,158 Жилищного кодекса РФ с учетом положений пунктов 7, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, на собственниках помещений в многоквартирном доме лежит обязанность нести бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Помещения многоквартирного жилого дома, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), земельный участок, на котором расположен данный дом, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (ч.1 ст.36) Жилищного кодекса РФ, статья 290 Гражданского кодекса РФ, п.п. «д» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Часть 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в МКД, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Относительно переписки между истцом и ответчиком, на которую ссылается ответчик, судом установлено, что на письмо ответчика (исх. №205 от 16.06.2020) направлен ответ от 02.07.2020 №7301-29/2901-2020, который получен адресатом 17.07.2020. В ответе указано, что в соответствии с п. 56(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Кроме того, спорные акты об установлении количества проживающих в течение 3 дней со дня их составления направляются исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
На основании вышеизложенного, для внесения изменений по количеству граждан, временно проживающих в жилых помещениях по адресу: <...> д.№5, ответчику предложено предоставить в адрес ПАО «ТНС энерго Ростов на Дону» вышеуказанные акты, оформленные надлежащим образом.
Относительно довода ответчика о том, что по спорным жилым помещениям (перечисленным в пояснениях к контррасчету задолженности) были занижены суммы начислений, необходимо указать следующее.
Дом по адресу: <...>, является многоквартирным жилым домом - общежитием с коммунальными квартирами.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В данном случае учет использованного объема электроэнергии должен обеспечиваться в местах подключения объектов к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В пункте 51 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354» (далее - Правила №354), предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире
В пункте 51 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Из пункта 50 Правил N 354 следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 19 и 21 приложения 2 к настоящим Правилам.
При этом применение формулы зависит от наличия или отсутствия тех или иных величин, включенных в формулы в виде наличия в коммунальной квартире общего (квартирного) прибора учета коммунальной услуги, наличие комнатных приборов учета, наличия соглашения между потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) ресурса, потребленного в помещениях, являющихся общим имуществом и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
В материалах дела имеется выписка из технического паспорта, в соответствии с которым спорный МКД является общежитием коридорного типа, данный МКД оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, индивидуальными приборами учета ресурса помещения - комнаты (квартиры) жилого дома не оборудованы, в связи с чем истец производит начисления за потребленную электроэнергию по формуле 7 приложения 2 к Правилам №354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, количества проживающих и тарифа на коммунальные услуги.
Абзацем 2 пункта 42 Правил №354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2015 №129, от 26.12.2016 N 1498)
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории Ростовской области утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам РО от 12.10.2017 №47/1.
Таким образом, определение норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в отношении МКД по адресу: <...>, производится с учетом количества комнат и количества зарегистрированных и проживающих граждан в коммунальной квартире.
Соответственно, при изменении состава домохозяйства (снятии с регистрационного учета, выбытии гражданина и т.д.) истцом должен производиться и производится перерасчет.
В соответствии с п. 86 Правил №354 (в ред. от 26.12.2016), при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Таким образом, с 01.01.2017 осуществление перерасчета размера платы законодатель связывает с отсутствием технической возможности установки прибора учета и с временным отсутствием потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней.
Согласно Акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 01.01.2017, составленного с участием ООО «Фортуна-4» (предыдущей управляющей компанией), п. 7,8 установлено, что отсутствует техническая возможность установки общего (квартирного) прибора учета.
Как указал истец, иной документацией, опровергающей информацию, содержащуюся в данном акте, истец не располагал до даты 29.11.2021г.
29.11.2021 ответчиком по адресу истца были предоставлены «Акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета», датированные 23.03.2020.
ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ростовской области. Согласно требованиям статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» юридическим лицам запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В соответствии с указанной нормой ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» не может иметь на каком-либо праве объекты электросетевого хозяйства
Учитывая требования действующего законодательства, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (Заказчик) заключен договор подряда №184/01/21 от 24.05.2021г. с ООО «Фреш Энерго» (Подрядчик). В соответствии с п. 1.1. данного Договора Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить комплекс работ по замене/установке приборов учета электрической энергии, (или) трансформаторов тока и иного оборудования в многоквартирных домах.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 №485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" были утверждены вышеуказанные критерии (Приложение №1 к приказу №485/пр).
06.12.2021 в МКД по адресу пер. 17-й Новый, д.5 представителями ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», ООО «Фреш Энерго» и ООО УК «Квартал - Сервис» проводилось совместное обследование на предмет установления наличия/отсутствия технической возможности установки общего (квартирного) прибора учета в 11 коммунальных квартирах.
Представителем ООО «Фреш Энерго» ФИО1 (в соответствии с договором подряда №184/01/21 от 24.05.2021) было выявлено, что сечение питающих (подводящих) проводов к автоматическим выключателям 2мм2 и 4мм2 не соответствует энергооснащенности данного дома, так как дом оборудован электроплитами. Размеры установленных внутренних распределительных щитов не позволяют дополнительно установить в них общий (квартирный) трехфазный прибор учета и вводной коммутационный аппарат перед прибором учета.
В результате обследования были выявлены критерии отсутствия технической возможности установки общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в коммунальных квартирах по адресу: <...>, а именно: установлено, что техническая возможность установки общего (квартирного) прибора учета невозможна без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем энергоснабжения, что соответствует п. 2а) Приложения №1 к Приказу №485/пр.
Реконструкция действующих электрических сетей - это изменение электрических параметров сетей при сохранении строительной части объектов, а также установка дополнительных аппаратов и оборудования в этих сетях для увеличения пропускной способности или надежности электроснабжения потребителей.
Необходимость реконструкции действующих сетей возникает в связи с ростом электрических нагрузок после достижения расчетных проектных нагрузок (каждые пять лет требования энергетической эффективности пересматриваются (п. 3-4 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в результате установки дополнительного электрооборудования собственниками многоквартирного дома, а также в связи с необходимостью повышения надежности электроснабжения и электробезопасности потребителей.
В соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
Согласно п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
По Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (п. 5.6. Внутридомовое электро-, радио- и телеоборудование) управляющая компания обязана следить за состоянием этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями. Исключение составляют только непосредственно сами квартирные счетчики.
Учитывая вышеизложенное, для установки истцом общего (квартирного) трехфазного прибора учета, ответчику необходимо провести реконструкцию существующих внутридомовых инженерных систем энергоснабжения в МКД пер. 17-й Новый, 5
Для этого необходимо установить внутренний распределительный щит, в соответствии с Правилами Устройства электроустановок п. 1.5.30-1.5.36: в местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.
К установленным внутренним распределительным щиткам необходимо подвести основной питающий медный кабель сечением не менее 16мм2.
Необходимость проведения данных работ подтверждается сметой на установку общеквартирных приборов учета электроэнергии в 11 коммунальных квартирах, ранее направленной ответчиком в адрес истца, а также Заключением №33-12-2021 строительно-технической экспертизы по установлению наличия или отсутствия технической возможности установки общеквартирных приборов учета электрической энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, выполненным ИП ФИО2. по договору с ответчиком.
Учитывая вышеизложенное, истец при наличии Актов обследования от 06.12.2021, подтверждающих отсутствие технической возможности установки общих (квартирных) приборов учета, обоснованно производит расчеты за потребленную электроэнергию по спорному МКД.
Кроме того, истец просил ответчика предоставить реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое спорное жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии) и ставил в известность, что направленные сведения о количестве зарегистрированных в вышеуказанном многоквартирном доме (оформленные таблицей) не соответствуют с действующему законодательству РФ и не могут быть приняты к расчетам.
Ссылки ответчика на наличие лицевых счетов к рассмотрению не принимаются, поскольку данные документы не являются надлежащим доказательством, позволяющим произвести корректировку расчетов.
Необходимо отметить, из представленных истцом актов от 27.09.2021 следует, что стороны с выходом по адресу МКД пер. 17-й Новый, дом 5, провели совместную проверку фактов проживания (непроживания) в жилых помещениях граждан потребителей электроэнергии. По результатам проверки установлено отсутствие проживающих потребителей в жилых помещениях. Вместе с тем, такие акты в спорный период сторонами не составлялись. В то же время, ООО УК «Квартал-Сервис», являясь управляющей организацией, должна обладать всей необходимой информацией и соответствующей документацией в отношении управляемых ей многоквартирных жилых домов, однако каких-либо сведений, опровергающих данные, использованные ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в расчете потребления электрической энергии на ОДН по МКД по адресу: <...> не представило.
Относительно доводов ответчика, что по части жилых помещений истцом, не производятся начисления, судом установлено следующее.
В спорных жилых помещениях, указанных ответчиком в возражениях, а также указанных истцом в таблице жилых помещений (Приложение №3 от 14.02.2022) не производились начисления в связи непроживанием граждан потребителей в спорных жилых помещениях, что подтверждается актами ООО «Донэнергоконтроль», заявлениями граждан потребителей, актами от 27.09.2021 совместной проверки фактов проживания (непроживания) в жилых помещениях граждан потребителей электроэнергии. Кроме того, по 27-ми жилым помещениям истцом начисления производятся, начиная с декабря 2020г.
Необходимо также указать, что по жилым помещениям №№ 3,6,35,45,308-а, 411 на основании письма ответчика от 20.02.2021г., истцом произведены начисления за потребленную электроэнергию, начиная с февраля 2021г.
При таких обстоятельствах суд отклоняет доводы ответчика, изложенные им в отзыве и дополнениях к отзыву, ввиду их необоснованности.
Поскольку ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им взятых на себя обязательств по оплате задолженности за спорный период, суд пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за период июнь-август 2020 г. в размере 159 240,55 руб. подлежат удовлетворению в полном объёме.
Рассмотрев требование истца о взыскании пени за просрочку оплат электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД в спорные периоды, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или контрактом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
05.12.2015 вступили в силу изменения, внесенные ФЗ от 03.11.2015 № 307 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей электрических ресурсов» в ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающих размер пени за нарушение потребителями обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Согласно абз. 10 п. 2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) не полной оплаты электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны оплатить ему пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты, произведенной в течении 60 дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 60-дневный срок оплата не произведена, с 61 дня по 90 день -1/170, с 91 дня - 1/130.
Ответчиком при рассмотрении настоящего дела ходатайство о снижении неустойки не заявлено.
Согласно уточненному расчету истца размер неустойки за период с 02.01.2021 по 14.02.2022 за нарушение сроков оплаты электрической энергии за спорные периоды составил 42 931,03 руб. Указанный расчет проверен судом и признан выполненным арифметически и методологически верно.
Поскольку факт неисполнения ответчиком своих обязательств по оплате потребленной электрической энергии подтвержден материалами дела, а доказательств наличия обстоятельств, определенных пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего или ненадлежащее исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, ответчиком не представлено, требование истца о взыскании пени за период с 02.01.2021 по 14.02.2022 в сумме 42 931,03 рублей подлежат удовлетворению.
Одновременно истец заявил требование о взыскании пени с 15.02.2022 по день фактической оплаты задолженности.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании пени, начиная с 15.02.2022 по день фактического исполнения обязательства, подлежат удовлетворению.
Таким образом, уточненные исковые требования публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону» признаны подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина за подачу уточненных исковых требований составила 7 043 рублей.
Истцом при обращении с настоящим иском уплачена государственная пошлина в сумме 5 777 рублей.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 777 рублей, при этом недоплаченная государственная пошлина в сумме 1 266 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
По правилам статьи 106 АПК РФ понесенные истцом почтовые судебные расходы в сумме 52,40 рублей с учетом его заявления также подлежат отнесению на ответчика в составе судебных расходов и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УК "Квартал-Сервис" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) задолженность за потребленную электроэнергию за период июнь-август 2020 г. в размере 159 240,55 руб., пени за период с 02.01.2021 по 14.02.2022 в сумме 42 931,03 рублей, пени, начиная с 15.02.2022 по день фактической уплаты задолженности, начисленные на 159 240,55 руб. на основании абз. 10 пункта 2 статьи 37 Федерального Закона №35-ФЗ "Об электроэнергетике", судебные расходы за уплату государственной пошлины в размере 5 861 рублей, почтовые расходы в размере 52,40 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УК "Квартал-Сервис" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 182 руб.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Д.Г. Танова