ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-12170/15 от 02.07.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Чернышевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Муниципального  унитарного предприятия "Жилищно-коммунальная служба администрации Камышевского сельского поселения" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональной службе по тарифам Ростовской области 

об оспаривании постановления № 166 от 28.04.2015 о привлечении к административной ответственности,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальная служба администрации Камышевского сельского поселения"  (далее – МУП "ЖКС администрации Камышевского сельского поселения", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее – РСТ по РО) о  признании незаконным и отмене постановления № 166 от 28.04.2015 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением  административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Определением от 15.05.2015 суд принял заявление к производству в порядке упрощенного производства. Определение сторонами получено.

09.06.2015 от заявителя поступили дополнения к заявлению, которые приобщены к материалам дела.

            Изучив  материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что при осуществлении РСТ государственного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения, Стандартов, посредством систематического наблюдения и анализа информации установлено, что МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» является юридическим лицом, осуществляющим холодное водоснабжение на территории Зимовниковского района Ростовской области.

Постановлением РСТ от 30.11.2012 № 48/5 «Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающие услуги в сфере водоснабжения на территории муниципального образования «Зимовниковский район» Ростовской области, на 2013 год» установлены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения с 1 января 2013 по 31 декабря 2013 года для МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» на 2013 год.

МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» заявление об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2015 год подано в РСТ 30.04.2014 (вх. РСТ от 30.04.2014 № 40/2099).

Постановлением РСТ от 09.12.2014 № 77/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения МУП ЖКС Администрации Камышевского сельского поселения, Зимовниковский район, на 2015 год» установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения (техническая вода) для МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» на 2015 год.

На основании изложенного МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» обязано раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, в установленные для раскрытия информации сроки.

МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» применяет упрощенную систему налогообложения и не осуществляет сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

В ходе  проверки уполномоченным органом выявлено, что:

- в нарушение пункта 30 Стандартов информация, предусмотренная пунктами 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 20 Стандартов, подлежащая раскрытию в срок не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (за 2013 год), т.е. до 30.04.2014 (с учетом п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), не раскрыта МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» в установленный срок.

- в нарушение пункта 33 Стандартов МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 25 и 26 Стандартов, подлежащая раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на 2015 год), то есть  до 10.05.2014.

- в  нарушение пункта 27 Стандартов информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 Стандартов, подлежащая раскрытию регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования (на 2015 год), то есть до 08.01.2015, не раскрыта МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» в установленный срок.

22.04.2015 уполномоченным должностным лицом в отношении МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» составлен протокол об административном правонарушении 166 по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 28.04.2015 №166 МУП «ЖКС администрации Камышевского с/п» привлечено к административной ответственности  по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ  с назначением административного штрафа в размере  100 000 рублей.

            Не согласившись с принятым  постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.

   При  принятии  решения  суд руководствовался  следующим.

  Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 4 и ст. 34 Федерального закона от 07.12.2012   №   416-ФЗ   «О   водоснабжении   и   водоотведении»,   постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Стандарты), которые  устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации).

В соответствии с пунктом 27 Стандартов информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.

В соответствии с пунктом 28 Стандартов информация, указанная в пунктах 18-20 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 20 Стандартов.

В соответствии с пунктом 30 Стандартов регулируемая организация, не осуществляющая сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, информацию, указанную в пунктах 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 20 Стандартов, раскрывает не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

В соответствии с пунктом 33 Стандартов информация, указанная в пунктах 25 и 26 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Стандартов регулируемые организации в течение 10 дней со дня размещения информации на своем сайте в сети «Интернет» сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена эта информация.

Регулируемые организации в течение 10 дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях в случае, предусмотренном пунктом 9 Стандартов, сообщают в орган регулирования субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием наименования, номера и даты официального печатного издания, в котором опубликована эта информация.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу, судом не установлено.

  Оспариваемое постановление Управлением вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основным доводом  заявителя является то, что совершенное административное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, несоразмерно совершенному проступку и является малозначительным,  он не отрицает своей вины, ссылаясь на тяжелое материальное положение, в материалы дела представлены документы в подтверждение.

Судом установлено, что МУП "ЖКС администрации Камышевского сельского поселения" в соответствии с Уставом создано в целях удовлетворения общественных потребностей, в том числе контроля и содержания системы водопользования и водоотведения, наиболее полного и качественного удовлетворения запросов населения и других потребностей в водоснабжении.

Согласно, ходатайству Администрации Зимовниковского района РО № 1201 от 07.05.2015 МУП "ЖКС администрации Камышевского сельского поселения" является единственной водоснабжающей организацией на территории Камышевского сельского поселения и является социально значимым предприятием и в случае взыскания штрафа в размере 100 000 рублей с предприятия повлечет существенное ограничение прав коммунального предприятия и приведет к наступлению для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности.

Указанные обстоятельства послужили  основанием  для подачи  ходатайства Администрацией Зимовниковского района РО и Администрацией Камышевского сельского поселения Зимовниковского района РО о применении к МУП "ЖКС администрации Камышевского сельского поселения"  положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Однако, суд не усмотрел в действиях (бездействии) общества малозначительности правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Несоблюдение Предприятием Стандартов, в данном случае, не является исключительным случаем, обязанность по раскрытию информации действует уже длительный период и соответствующий субъект, на которого распространяются указанные обязанности, должен был принять заблаговременно все необходимые меры для соблюдения установленных требований, предъявляемых к нему ввиду осуществления данной деятельности. При этом Предприятие не указывает на наличие  обстоятельств, которые бы свидетельствовали об особенности рассматриваемого случая.

Судом  принимается  во внимание  на  повторность совершенных  противоправных действий, нарушения   сроков раскрытия информации    имели место как  в  январе, так  и в мае 2015  года.

Причины нераскрытия информации имеют обычный характер и по существу связаны с непринятием юридическим лицом всех необходимых, в том числе организационных мер для осуществления своей деятельности в установленном порядке.

Государственное регулирование в сфере, регулируемой законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Административное правонарушение, совершенное Предприятием, не может быть признано малозначительным в связи с тем, что представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, т.к. посягает на установленный действующим законодательством порядок государственного регулирования цен (тарифов).

Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, а также в иных конституционно значимых общими принципами юридической ответственности, которые имеют универсальное значение и по своей сути относятся к основам конституционного правопорядка.

В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Из материалов дела следует, что предприятие осуществляет  свою деятельность в  сельской  местности – учредителем является Администрация Камышевского сельского поселения,    основной вид деятельности – распределение воды.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что назначенное муниципальному  предприятию административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, снижает  сумму штрафа до половины минимального размера административного штрафа, установленного санкцией вмененной статьи, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей по оспариваемому постановлению о привлечении к административной ответственности.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 308-АД14-8015 по делу N А53-3064/2014.

 Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Признать незаконным и отменить постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.04.2015 № 166 о  привлечении Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальная служба администрации Камышевского сельского поселения" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной  ответственности  по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  части наложения  административного штрафа в размере  50 000 рублей.

           Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке   по правилам, установленным  главой  35  Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации.

            Судья                                                                                               И.ФИО1